Шпаргалка по предмету" Архитектура"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету" Архитектура".

Файлы: 1 файл

Архитектура.docx

— 5.88 Мб (Скачать файл)

Современный хай-тек


Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты


  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла, пластика, металла.
  • Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

    1. Здание Мэрии (Sity Holl), Лондон, архитектор Норман Фостер
    2. Waterside Office England, архитектор  Ричард Роджерс 

 

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ 

 

- в целом,  при всём разнообразии индивидуальных  творческих манер и кредо, мастера  декона базируются на композиционных  мотивах конструктивизма, но прибегают  к их некоторой деформации /"искажению  абстракции"/, что придаёт их  композициям динамизм и остроту.  В качестве источников разные  авторы деконструктивизма избирают  различные периоды и авторов  русского авангарда. Так, например, Р. Коолхас и 3. Хадид в своей  работе ориентированы на поздний авангард и особенно на "антигравитационную" архитектуру И. Леонидова. Р. Коолхас включает в композицию своего театра танца в Гааге /1984- 1987 гг./ объём опрокинутого золотого конуса, в котором размещает ресторан, а 3. Хадид - подвешенный объём с клубными помещениями в конкурсном проекте "Пик-клаба" для Гонконга /1983 г./ Других авторов, наоборот, привлекают динамичные архитектурные и живописные композиции раннего авангарда /Н. Ладовского, К. Малевича, В. Кандинского, Л. Поповой/ или уравновешенные композиции А. и В. Весниных.  
Мировоззренческой платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе "бытие как присутствие", абсолютизирующем настояшее время. Выход из этой метафизичности Ж. Деррида видит в отыскании её исторических истоков путём аналитического расчленения /" деконструкции" / самых различных текстов гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор, запечатлевающих следы последующих эпох.  
Хотя основные положения мирооззрения Дерриды опираются на его работу с языком и письмом /науку о письме он называет "граммотологией"/, он применяет положения своей теории и к архитектуре деконструктивизма.  
В этом отношении интересна его оценка победившего на международном конкурсе проекта генерального плана парка Ла Виллет в Париже арх. Бернара Муми. В проекте Б. Чуми парк насыщен россыпью легких преимущественно одно- двухэтажных павильонов - "фоли" - ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда. Деррида пишет, что "фоли вносят в общую композицию ощущение сдвига или смещения, вовлекая в этот процесс всё, что до этого момента казалось давало смысл архитектуре... "Фоли деконструируют прежде всего семантику архитектуры.

Бернард Тшуми

 

 

№9. Начало постмодернизма в архитектуре (Р. Вентури, Ч. Мур, Р. Стерн, Х. Холляйн, А. Росси)

Постмодернизм — направление в архитектуре и искусстве развитых стран 2-й половины 70-х — начала 80-х гг. XX в. Единого определения постмодернизма нет. Наиболее приемлемо определение постмодернизма как направления, противопоставившего себя модернизму и претендующего на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним неоавангардизма или позднего модернизма, последовательно развивающего модернистские концепции. При всём своём антиэлитаризме постмодернизм в сущности консервативен. Постмодернизм пропагандирует «реалистичность», т. е. пассивное подчинение существующему социально-экономическому и культурному порядку общества.

Наиболее ярко постмодернизм выразил  себя в архитектуре. С конца 70-х гг. были построены общественные центры, окружённые ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древне-римские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. (Пьяцца д'Италия в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч. Мур); города-спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами на рустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский архитектор Р. Бофилла); деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами (проекты американского архитектораР. Вентури). Интерьеры этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой.

Роберт Вентури

Родился в 1925 году в Филадельфии, учился в Принстонском Университете.

Работал в мастерских Элиеля Сааринена  и Луиса Кана. В начале 1960-х основал свое собственное архитектурное бюро совместно с женой, архитектором Дениз Скотт Браун [Denise Scott Brown].

Их первым проектом стал дом Чеснат Хилл Хаус [Chestnut Hill House] в Пенсильвании для родителей Вентури. В нем  уже ясно проявились принципы постмодернизма, и эта ранняя работа архитектора  оказала сильное влияние на коллег по профессии.

Значение Вентури для архитектуры 1960-1970-х годов основывается также  и на его теоретических работах "Сложность и противоречие" [Complexity and Contradiction] (1996) и "Учась у  Лас-Вегаса" [Learning from Las Vegas] (1972), которые  он написал совместно с женой. В них Вентури заложил теоретические основы течения постмодернизма, который берет свое начало в "архитектурных иллюзиях", биллбордах и неоновой рекламе американских городов. Он подчеркнул разрыв между декорацией, символикой внешней формы постройки, и ее функциональным назначением и конструктивным решением.

Игра с цитатами из истории архитектуры, с архетипами и иконографией в  процессе проектирования вышла на первый план; в результате были созданы "закодированные" композиции, здания, которые надо было читать как текст.

Последним подобным проектом Вентури  стало новое крыло Национальной Галереи в Лондоне (1988 - 1991), в котором  он иронически повторяет классические формы основного здания. Эта постройка  и вручение Вентури в том же, 1991, году Притцкеровской премии, ознаменовали собой конец эпохи постмодернизма.

Музей шоссе Линкольна

МУР Чарльз

(1925) — выдающийся американский  архитектор, творчество которого  во многом определило характер того направления в архитектуре, которое принято называть постмодернизмом.

Его постройки соединяют дух  места со свободным оперированием различными историческими, культурными, художественными реминисценциями, контекст с многообразными метафорами. В Бернс-Хаус (1972-1974) в Санта-Моника — это образы мексиканской традиции, в Кресдж колледже Калифорнийского университета (1965—1974) — образы итальянского городка на холме, в площади Италии Нью-Орлеана (1975—1980) — переведенные в другие материалы, но узнаваемые городские структуры итальянского Возрождения. Чарлз Мур теоретик и педагог, является профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

----


американский архитектор, педагог, один из ведущих теоретиков «включающего»  метода проектирования. Архитектурное  образование получил в университете штата Мичиган и Принстоне. В  1962 г. возглавил фирму «МЛТУ», названную по первым буквам имен вошедших в нее партнеров: Д. Линдон, У. Тернбалл, Р. Уайтейкер. В 1962—1965 гг. преподавал в Калифорнийском университете. В 1967-1975 гг. – декан архитектурного факультета в Йейле. С 1975 г. преподавал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и возглавлял две фирмы в Лос-Анджелесе и Нью-Хэйвене. Стоял у истоков строительной программы «Морское ранчо», по которому начиная с 60-х гг. застраивалось Западное побережье севернее Сан-Франциско. В его произведениях ордерные детали трактованы как знак и лишены смысловой нагрузки. Они впервые появились в частных домах. Например, его собственный дом в Оринде (1962), дом Мура в Нью-Хэйвене (1966). В 1970 г. основал собственную фирму «Чарльз Мур ассошиэйтс» в Эссексе. Среди построек 70-х гг. преобладают частные дома и спортивные клубы. Одним из его наиболее популярных контекстуалистских произведений стал Кресдж-колледж в Санта-Кус (1973, совместно с Тернбаллом), в котором он обратился к постмодернизму. В своей следующей работе - пьяцца д’Италия (площадь Италии) в Новом Орлеане (1975—1978) — пришел к прямому воспроизведению классических архитектурных мотивов, но с применением принципиально отличных материалов. В 80-е гг. проектирует крупную городскую зону — Тегельскую гавань в Западном Берлине (1980—1982), где с известной долей театральности использованы различные цитаты из прусского классицизма, архитектуры ХIХ века и региональных Традиций. В большинстве своих проектов стремится учитывать местные традиции и характерные черты архитектуры данного региона.

 

Роберт Стерн

Один из самых процветающих архитекторов США и яркий представитель  постмодернизма Роберт Стерн так  сформулировал 3 постулата постмодернизма:

  • контекстуальность подчиняла здание окружению;
  • орнаментальность реабилитировала элементы декора, несущие смысловую нагрузку, но не участвующие в работе конструкции;
  • иллюзионизм позволял вводить исторические ассоциации в диапазоне от прямого цитирования до намеков.

Пристройка  крытого бассейна к резиденции в  Ллевелин Парк

Все эти принципы представлены в  одной из известных работ Стерна — пристройке крытого бассейна к резиденции в Ллевелин Парк (Нью-Джерси). Симбиоз особняка в георгианском стиле и современного крытого бассейна экстравагантен и по сути, и по форме. Объем бассейна врезан в пологий холм, очертания которого повторяет изгиб центральной части кровли.

 
Рис. 1. Общий вид.

«Шизофреническую» (по Стерну) сложность образа подчеркивает контраст стекла и камня. Пропорции колонн огрублены, масштабы искажены.

 
Рис. 2. Входной портал образован ордерными элементами гипертрофированной формы.

Интерьер самого бассейна построен на шокирующей смеси элементов элитарной  и массовой культур, на конфликте  симметрии с острой динамикой  и театральных эффектах освещения.

 
Рис. 3. Интерьер бассейна.

Стиль Роберта  Стерна

Творческий почерк Стерна

Более серьезен и традиционен Стерн  при проектировании коттеджей для  субурбий (предместий американских городов), где миллионы семей воплотили  в жизнь американскую мечту о  собственном доме. Сбылось пророческое  предсказание Фрэнка Ллойда Райта о  «городе без границ», объединяющем удобства цивилизации с прелестями природной среды.

Архитектурная фирма Стерна становится лидером в области проектирования частного жилья. Творческий почерк Стерна легко узнаваем:

  • скатные крыши, символизирующие укромность и защищенность;
  • высокие кирпичные трубы;
  • крупные детали;
  • живописное распределение объемов и масс;
  • тщательно выверенные планировки;
  • сочетание элементов ордера с местным колоритом.

При разработке генеральных планов Стерн прибегает к непременной  криволинейной трассировке улиц, что позволяет:

  • обеспечить разнообразие видовых точек и избежать расположения окно в окно;
  • сбить иерархию и уйти от нежелательных сравнений.

Использование классических деталей

Даже при проектировании домов  в традиционном американском гонтовом стиле Стерн разбавляет формы  классическими деталями. Примером может  являться коттедж в пос. Колфакс (Принстон, Нью-Джерси).

 
Рис. 4. Коттедж в пос. Колфакс. Общий вид.

Как и многие постройки Стерна, этот дом — двуликий Янус, архитектурные решения его фасадов в достаточной степени отличаются друг от друга.

При проектировании резиденции в Ист-Гемптоне (Нью-Йорк) Стерн поставил перед собой  задачу передать «ощущение места».

 
Рис. 5. Резиденция в Ист-Гемптоне. Общий  вид.

В здании ярко выражен контраст масс верхнего и нижнего этажей.

Дома Стерна респектабельны и уместны. Возможно, в этом кроется секрет их популярности и коммерческого  успеха.

Ханс Холляйн 

— австрийский архитектор и дизайнер.

Закончил венскую Академию изобразительных искусств, посещал Иллинойсский технологический институт и Калифорнийский университет. Проработав несколько лет в США, Швеции и других странах, Холляйн вернулся на родину и в 1964 г. основал своё архитектурное бюро. Кроме того, он занимался преподаванием в Сент-Луисе, Дюссельдорфе и Вене, пробовал себя в качестве дизайнера, театрального художника и организатора выставок.

В 1960-е Холляйн присоединился  к группе архитекторов-новаторов, самым  известным из которых был Фриденсрайх Хундертвассер. Художники выступали против господствовавшего в послевоенном зодчестве функционализма, выпускали манифесты в защиту «чувственной красоты стихий», делали проекты утопически разместившихся на лоне девственной природы поселений. Одновременно Холляйна интересовали выживание в экстремальных условиях, моделирование временного жилья, дизайн мелких изделий, которые должны были сложиться в коллаж мира будущего.

Одним из первых заказов для Холляйна стал свечной магазин Ретти. Крошечное  помещение, оформленное при помощи алюминия и зеркал, стало самым  маленьким архитектурным произведением, удостоенным американской премии Рейнольдса. После этого он спроектировал  ещё несколько лавок и бутиков.

Холляйн участвовал в проектировании Олимпийской деревни для Игр в Мюнхене. Он позаботился не только о проложенных вдоль улиц ярких трубах, но и об экранах проекторов, подогреве полов, подаче свежего воздуха. Отмечался разительный контраст между архитектурой деревни, символизировавшей коммуникацию между людьми, и трагическими событиями, произошедшими в ней.

Информация о работе Шпаргалка по предмету" Архитектура"