Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету" Архитектура".
Отличить линейную систему от нелинейной
Чтобы объяснить разницу между линейной и нелинейной моделью, Сондерс приводит простейший пример: «Мы все, конечно, знаем парадоксальные поговорки типа «Один стежок, сделанный вовремя, стоит девяти, сделанных с опозданием». Можно догадаться, что такие высказывания являются исключением из общего правила линейности. Нам и в голову не придет применить для его описания обычную математическую модель. Это как раз тот самый случай, когда нелинейная модель позволяет тщательно его проанализировать. И все же для многих других случаев нелинейности практически невозможно абсолютно точно предусмотреть внезапные скачки или пороги перехода в другое состояние, и часто это бывает неубедительно, недостоверно»6.
Человеку в его практической деятельности всегда приходится сталкиваться как с линейными, так и с нелинейными системами. Интуиция линейных систем пока сильнее, и изучены они современной наукой почти досконально, техника их решения известна и усвоена. Однако пришло время, когда человек пытается применить новые знания о нелинейной парадигме в самых различных областях деятельности и ему приходится учиться различать тип системы. Со временем, считает Сондерс, «мы поймем, где применение нелинейных систем действительно уместно, а где нет. Без детальной математической модели мы пока не в состоянии доказать, что тот самый внезапный прыжок системы, который мы ждем, случится именно на такой-то стадии. Без такой модели мы не можем предсказать, что та или иная форма появится в определенный момент, но мы уже вполне можем объяснить, почему мы в данном случае обоснованно ожидали именно этого результата»
ФРАКТАЛ
Термин «фрактал» обозначает изломанную самоподобную структуру, обладающую дробной размерностью. Можно определить алгебраические функции, обладающие фрактальными свойствами. Математики обнаружили их ещё в XIX в., но действительно обратили на них внимание только в конце ХХ столетия. Однако понятие фрактала применимо не только к широкому многообразию живых организмов, но и к множеству природных явлений. Фрактальная геометрия, в сравнении с геометрией Евклида, находит логический ключ к изучению тех явлений и объектов, которые раньше казались необъяснимыми и хаотичными.
Под фрактальностью понимается
наличие у объекта какого-либо из фрактальных
свойств, выраженного в динамическом или
статическом состоянии. Фрактальные структуры
обладают следующими свойствами: самоподобностью ил
Фрактальная архитектура делится
на два типа: искусственно созданная и естественно сложившаяся. В свою
очередь, искусственно-созданная фрактальная
архитектура бываетинтуитивной и сознательн
Под интуитивной фрактальностью подразумевается структура многих шедевров мировой архитектуры прошлого, в которых архитектор или строители неосознанно создавали фрактальные системы (рис. 7)*.
Рис.7. Примеры интуитивной фрактальности в архитектуре
Авторы этих произведений обладали
талантом, высоким уровнем
Фрактальная архитектура создавалась уже после открытия фрактальной геометрии в 70-х годах ХХ века (рис.8)*.
Рис.8. Примеры сознательной фрактальности архитектуры
Архитектор намеренно
Естественный тип фрактальной архитектуры не проектируется никем специально, а складывается зачастую из рядовых построек, которые образуют особый духовный и образный мир городов, формирующийся на протяжении многих лет (рис.9).
Рис.9. Примеры естественной фрактальности в архитектуре городов
Говоря о естественной фрактальности,
следует отметить, что речь идет
не только об отдельных зданиях, но
и о взаимосвязях их конкретных комбинаций,
об улицах, кварталах и других городских
пространствах, которые сливаются
в единый организм и отражают «душу»
города. Ход этого процесса нельзя
жестко запрограммировать, но возможно
выявить тенденции его
В свете поставленной проблемы особое
внимание следует уделить исследованию
и разработке подхода к естественно
сложившейся фрактальной
Рис.10. Реконструкция Берлина
На примере Барселоны можно
видеть иной подход формирования принципиально
нового качества среды, с помощью
преобразования городской ткани
отдельными уникальными фрагментами
(рис.11). Также показателен пример
нового строительства Города Культур
в Галиции по проекту Питера Эйзенмана,
который находится в
Рис.11. Реконструкция Барселоны
|
|
Рис.12. Город Культуры в Галиции. Арх. П.Эйзенман
Принципы средневекового города по-новому интерпретированы. Во всех примерах можно выделить те аспекты реконструкции, в которых архитекторы работают с фрактальными свойствами среды: создание в городе новых «узловых» точек притяжения, выявление уникальных структур городской ткани, раскрытие «генетического кода» городов, поиски идентичности и читаемости городской среды и др.
- существенное качественное изме
Бифуркация — термин происходит от лат. bifurcus —
«раздвоенный» и употребляется в широком
смысле для обозначения всевозможных
качественных перестроек или метаморфозразличных
объектов при изменении параметров, от
которых они зависят.
№16. Феномен нелинейной архитектуры и ее общая характеристика.
характеристика нелинейой архитектуры.
Структура
и климат культурного контекста к началу
1990-х сильно изменились. Сюжет "конца
истории", направлявший постмодернистов,
исчерпан. Современная наука настаивает
на смене базовой модели мира. Пытаясь
ответить на вопрос, в чем состоит суть
жизни как явления, она утверждает, что
мир подобен "живому организму", а
большинство систем, его составляющих,
описывается нелинейными уравнениями.
Теория самоорганизации систем становится
основополагающей в современном гуманитарном
знании. Философия науки ищет путь к новой
рациональности, выстраивая концепцию
глобального стадиального прогресса.
Прогресс объясняется теперь как нелинейный
процесс эволюции, где чередуется порядок
и хаос, где имеет значение "стрела времени".
Хаос при этом - модель творческого начала.
Наука настойчиво предлагает новый универсальный
метод решения задач в разнообразных областях
человеческой деятельности. Считается,
что такие метафорические переносы метода
в другие сферы несут огромный эвристический
заряд. Однако именно универсальность
сценария и настораживает.
Современный архитектурный авангард
выдвигает концепцию свободной формы
как символа нелинейного движения, метафорически
связывающего профессию с научными концепциями
и технологией нелинейности. Прежде архитектор-новатор
мог выбирать тот или иной философский
тезис из "внешнего контекста", исследовать
его, адаптировать, "мифологизировать".
Идеология же строилась как система "внутренняя".
Одновременно архитектура была ориентирована
на имманентный прорыв к новой образности,
к новым символам. Поэтика - метод, тактика
работы с объектом - логически вырастала
из этих оснований и также являлась феноменом
"внутренним", подчиненным воле творца.
В новых условиях архитектор получает
от философии, науки, культуры универсальный
метод мышления, но как раз универсальность
и не устраивает его. Технология навязывает
суперсовременные компьютерные способы
создания форм. Процессуальная и анимационная
техника, опробованная в других областях
- биологии, кинематографии, автомобилестроении,
самолетостроении, - воспринимается как
"готовая" поэтика.
Идеология новейших течений архитектуры
ангажирована новейшей же наукой, постклассической
философией (Делез, Гваттари, Бергсон).
Теория и эксперимент нелинейной архитектуры
впитывает расширенное представление
о геометрии. Рассматривается система
понятий, пришедшая из неевклидовой - фрактальной
и топологической геометрии. Предлагается
теория "складки" (Линн, Эйзенман,
Кипнис), строится концепция, согласно
которой архитектурный объект - топологическая
структура, где сращены пространство,
время и энергия (информация).
Нелинейный эксперимент породил
новый язык криволинейных поверхностей
- оболочек. Создание гибкой оболочки -
это обращенные к антигравитационным
эффектам, уход от тектонического консерватизма.
Грамматика вертикали и горизонтали здесь
отменена, прямая линия не востребована.
Компьютер обеспечивает трансформации
форм, немыслимые в евклидовой геометрии,
и способен рассчитать конструкции без
вертикальных опор. В нелинейном опыте
архитектор как бы предстоит игре природных
стихий - вулканических извержений, океанских
смерчей, грозовых туч... В работе с криволинейными
и сложноскладчатыми поверхностями воображение
отсылает его и к образам собственной
истории - модерна Гауди и антропософа
Рудольфа Штейнера, к свободе и космизму
барокко, к динамическим концепциям авангарда
1920-х годов. Нелинейная архитектура опирается
на компьютерное моделирование (на процессуальные
самостоятельно развивающиеся процедуры
формообразования) по типу "морфинга"
и "потока". "Морфинг" (превращение
форм) позволяет совершать "бесшовное"
сращивание принципиально различных структур,
непохожих геометрий. "Поток" - программа
самоорганизации архитектурной формы,
ее ускоренной мутации. В обоих случаях
архитектор формирует начальные условия,
в пределах которых объект развертывается
во времени, и выступает в качестве режиссера
наблюдаемого движения. На стадии начальных
условий тактика "смешения различий"
остается основным принципом развития
объекта.
Фрэнк О.Гери Положение Фрэнка О. Гери в архитектуре довольно противоречиво. С одной стороны, по возрасту (77 лет) он вполне классик, с другой музей Гуггенхайма в Бильбао, принесший ему всемирную славу, был построен всего десять лет назад. Первая половина его карьеры прошла почти незаметно: он не слыл ни звездой, ни даже оригиналом. Его истинные предпочтения проявились лишь в его собственном доме, который он облицевал рифлёной сталью и окружил забором из проволоки. Собственно, с того момента, когда кто-то сказал архитектору, что его дом куда интереснее того, что он строит для заказчиков, и началась настоящая карьера О. Гери.
№17. Фрактальные формы в лэндформной архитектуре (Д. Либескинд, группа “ARM”, Ф. Гери)
Фрактальные формы в лэндформной архитектуре
И группа “FOA”, и П. Эйзенман предпочитают
абстрактные структуры
Дэниел Либескинд - автор проекта
нового многофункционального здания для
Музея Виктории и Альберта в Лондоне
(1996 – 1999). Свою постройку он назвал
«спиралью искусства и истории»
Группа “ARM”– здание Стори-холл в Мельбурне, наиболее выразительным элементом которого выступает геометрия бронзовых «фракталов» - ромбовидных форм, широких и узких, тонких и толстых, разбросанных по бетонной поверхности. Зеленые складчатые плиты из бетона беспорядочно «закляксивают» пурпурные складки (зеленый и пурпурный – геральдические цвета ирландцев). Суперграфика Стори-холла построена на том, что в ней зеленый линейный пентагон накладывается на декагон, два этих ритма затем выступают в мягком соединении. Изменчивые (текучие) фракталы
Френк Гери в Музее Гуггенхайма в Бильбао создал структуру, обладающую истинно органической гибкостью. Гладкие протяженные формы из стали и известняка плавно перетекают к центральной точке, взрываясь многолепестковым цветком – метафора органического происхождения. Бесшовная поверхность, ни один участок нелинейной поверхности нельзя заменить плоскостью. «Школа рыбы» Джеффри Кипниса
Д. Кипнис предлагает идею «графического
пространства», в котором легко
считываются сложные текстуры, паттерны,
неразборчивые поверхности, едва различимые
впадины. Идея «школы рыбы» во многом
продолжает идею «складки». Д. Кипнис считает,
что геометрия – не единственная
основа техники создания архитектурной
формы, создание нового типа пространства
может происходить с помощью
компьютерного
Библиотека Канзай-кан – пример реализации концепции «глубинного» пространства и одновременно концепции «складки»: жесткая коробчатая структура включает в себя криволинейную, пространственно неустойчивую сердцевину.И эссе Д. Кипниса, и его проекты подтверждают перемены в настроении архитектуры 1990-х.Концепция «формы-движения» Грега Линна
Как продолжение теории «складки»
можно рассматривать и
Концепция «формы-движения» на практике
превращается в весьма сложную программу.
Примером может служить проект Университета
будущих поколений (FGU) в Центре морского
побережья (NSW, Австралия). Проект разрабатывался
лабораторией Дэвидсона и Бейтса
совместно с Кипнисом. Университетский
городок и его участок
Группа «ARM
Фрэнк О.Гери Положение Фрэнка О. Гери в архитектуре довольно противоречиво. С одной стороны, по возрасту (77 лет) он вполне классик, с другой музей Гуггенхайма в Бильбао, принесший ему всемирную славу, был построен всего десять лет назад. Первая половина его карьеры прошла почти незаметно: он не слыл ни звездой, ни даже оригиналом. Его истинные предпочтения проявились лишь в его собственном доме, который он облицевал рифлёной сталью и окружил забором из проволоки. Собственно, с того момента, когда кто-то сказал архитектору, что его дом куда интереснее того, что он строит для заказчиков, и началась настоящая карьера О. Гери.