Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89

Файлы: 1 файл

диплом-прибыль и рентабельность.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)


                                                                              

Информационная  система анализа прибыли и  рентабельности предприятия (на примере  ООО «Гермес»)

 

 

 

Реферат

 

Дипломная работа включает 88 страниц, 15 рисунков, 22 таблицы, 58 источников, 1 приложение.

Ключевые слова -  прибыль, доходы, расходы, выручка, себестоимость, рентабельность.

Объектом исследования являются результаты финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Гермес».

Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес».

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.

Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.

Дипломная работа выполнена  в текстовом редакторе Microsoft Word и представлена на диске.

 

 

Содержание

 

1 Введение            3

2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности           6

2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике     6

2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования           10

2.3 Планирование и управление прибылью предприятия    24

3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес»                       30

3.1 Краткая характеристика организации       30

3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия                 33

3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel)   42

3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес»            51

3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес»                    60

4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес»               67

4.1  Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации    67

4.2  Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия       69

5 Заключение           81

Список использованных источников       87

Список литературы          89

Приложение А            94

 

1 Введение

 

Актуальность вопросов анализа и управления прибылью предприятия  представляется весьма значимой. Именно прибыль предприятия является конечным результатом его деятельности, за счет прибыли осуществляется дальнейшее развитие предприятия, стимулирование персонала, налог на прибыль служит важным источником поступлений в бюджеты различных уровней. В тоже время в случаях убыточности деятельности предприятия, дальнейшее его развитие и достойное стимулирование персонала представляется трудноосуществимым, вероятно банкротство предприятия. Фактически финансовый результат организации (прибыль или убыток) характеризует ее положение на рынке, успешность управления. Управление практически любым предприятием направлено на увеличение доходов, на максимизацию получаемой прибыли, улучшение показателей рентабельности. В тоже время, достижение приемлемых показателей прибыли и рентабельности невозможно без достижения внешних по отношению к предприятию целей – удовлетворение потребностей потребителей в товарах и услугах в условиях конкурентной борьбы и динамично меняющейся внешней среды.

Итоговый финансовый результат (прибыль и убыток) показывает эффективность всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На величину прибыли влияет эффективность маркетинговой деятельности, кадровой политики, финансового менеджмента, оперативного управления предприятием. Поскольку  показатели прибыли формируются под воздействием различных факторов, детальный анализ показателей прибыли и рентабельности   позволяет выявить резервы повышения прибыли на предприятии. Управленческие решения, направленные на повышение показателей прибыли и рентабельности могут носить самые разнообразный характер, включая как стратегические (например, выход на новые рынки), так и тактические, оперативные.

Целью работы является разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес».

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Гермес», осуществляющее деятельность в сфере оптовой и розничной торговли табачными изделиями и продовольственными товарами в Алтайском крае. Предметом исследования является формирование финансовых результатов деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать теоретические  и методологические подходы к  управлению показателями прибыли  и рентабельности предприятия,  в частности, привести понятие  и роль прибыли в условиях рыночной экономики, рассмотреть нормативно-правовое регулирование формирования показателей прибыли предприятия (их отражения в бухгалтерской отчетности), описать основные коэффициенты рентабельности и методику их расчета, представить подходы к планированию прибыли;

- проанализировать текущую  деятельность ООО «Гермес», в том числе дать его общую характеристику, с использованием специально разработанных программных средств (в среде Microsoft Excel) проанализировать состав, структуру и динамику показателей прибыли данного предприятия, провести факторный анализ формирования прибыли, охарактеризовать использование прибыли предприятия;

- разработать мероприятия,  направленные на увеличение размера  прибыли ООО «Гермес», оценить экономическую эффективность реализации отдельных предложений.

Результаты исследования должны представлять значимость для  предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.

Источниками информации при подготовке работы являлись нормативно-правовые акты, научная литература по экономике и управлению предприятием, финансовому менеджменту, экономическому анализу,  публикации в периодической печати, отчетность и иная внутрифирменная информация с ООО «Гамма-Сервис».

Полученная информация обрабатывалась с помощью общенаучных  методов синтеза и анализа  информации, а также с помощью  специфических методов финансового  анализа (вертикальный и горизонтальный анализ, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и другие). Часть расчетов с использованием разработанного программного средства в среде Microsoft Excel.

Работа состоит из введения, теоретического, аналитического и проектного разделов, разделенных на подразделы (включая компьютерное обеспечение, правовое обеспечение, экономическую оценку проекта), заключения, библиографического списка, приложений.

2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности

 

2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике

 

Цель любой предпринимательской деятельности - это получение прибыли. Согласно нормам Гражданского Кодекса РФ (ст.2 и 50), предпринимательской  является   самостоятельная,  осуществляемая  на   свой   риск   деятельность,   направленная на систематическое получение прибыли  от  пользования   имуществом,  продажи товаров,  выполнения работ или оказания услуг   лицами,  зарегистрированными  в  этом  качестве  в   установленном   законом порядке. А коммерческие организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [1].

Таким образом, действующее  законодательство определяет прибыль  как цель всякой предпринимательской деятельности. Однако, достижение этой цели, получение прибыли, невозможно без удовлетворения разнообразных потребностей конечных потребителей продукции и услуг. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Так, как рассуждает в  данной связи В.Я. Горфинкель, предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли - это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребности и получение прибыли - следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на: потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно - результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, то оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом [23,с.68-69]. 

В отношении функций  категории «прибыль» в условиях рыночной экономики можно привести также следующие рассуждения:

Д.С. Моляков выделяет три функции прибыли как финансовой категории:

- воспроизводственная:  прибыль является одним из  основных источников финансирования  расширенного воспроизводства;

- стимулирующая: прибыль  является источников образования  поощрительных фондов и социального развития коллектива;

- контрольная: прибыль является одним из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия [15,с.80-81].

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений, выполняет, по мнению Е.И. Бородиной, следующие  функции:

- характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

- обладает стимулирующей  функцией;

- является одним из  источников формирования бюджетов различных уровней [19,с.40].

Как отмечает Е.И. Бородина, для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создается стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчет в направлении средств, организации производства и сбыта продукции [19,с.41].

Таким образом, прибыль является важнейшим результирующим показателем.  Как отмечает А.Д. Шеремет: «прибыль - это не просто учетная величина… но, прежде всего экономическая категория, отражающая суть бизнеса. Прибыль является мерой эффективности бизнеса» [21,с.117]. Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли. Как замечает А.Д. Шеремет, «прибыль – основа формирования и пополнения собственных средств предприятия, от величины которых (всех, и особенно оборотных) зависят показатели рыночной устойчивости и конкурентоспособности предприятия» [20,с.450].

Можно заключить, что  прибыль является мерой эффективности бизнеса. Рассматривая бизнес как систему движения капиталов, нельзя не отметить, что его сущностью является вложение средств с целью создания через определенное время существенной экономически выгодной величины для возмещения первоначальных вложений, а затем получения достаточной прибыли. Жизнеспособность бизнеса в целом определяется непрерывностью этого процесса, улучшением экономического положения владельцев и возможностями выполнения дальнейшего вложения средств. 

Как утверждает нобелевский лауреат и лидер неоклассической школы экономического анализа М. Фридмен: «предположение о максимизации прибыли более удобное, точное и целесообразное, чем любое альтернативное. Те фирмы, которые выберут максимизацию прибыли, будут контролировать все большую долю ресурсов и укреплять свои позиции по сравнению с другими фирмами» [7, с.8]. Как уточняет А.Я. Бутыркин, «все другие цели деятельности фирмы скорее следует рассматривать в качестве факторов, ограничивающих основную цель фирмы – максимизацию прибыли, чем как самостоятельные мотивы поведения. Только максимизация прибыли обеспечивает минимизацию издержек. Поэтому фирмы, не преследующие цель максимизации прибыли, оказываются потенциальными кандидатами на вытеснение с рынка. Максимизация прибыли сглаживает противоречивые интересы внутри фирмы, что позволяет ей нормально существовать»[7, с.8]. 

Прибыль, таким образом, является целью деятельности любого предприятия, важнейшим результирующим показателем его деятельности. В.Г. Белолипеций пытается, впрочем, это утверждение оспорить, утверждая следующее: «Чаще всего  в литературе встречается утверждение, что всякая фирма создается для производства прибыли или предприниматель всегда ставит своей целью прибыль. Это показывает нам первый подход к роли прибыли в жизни фирмы. Есть и более осторожные, сдержанные оценки роли прибыли в жизнедеятельности фирмы: "традиционная задача, особо выделяемая экономистами, максимизация прибыли - на сегодняшний день для большинства компаний не является всеобъемлющей". Это взгляд на современно место прибыли в жизни фирмы предполагает в качестве главного приоритета не прибыль, вернее, не столько прибыль, сколько ее производную - максимизацию акционерной собственности»[6,с.89]. Представляется, что противопоставление обоих подходов не вполне корректно - так, акцент на повышение стоимости самой фирмы или максимизацию акционерной собственности предполагает, во-первых, стратегическую ориентацию на получение прибыли в долгосрочном плане. Во-вторых, роста стоимости фирмы не добиться без получения прибыли - котировки акций убыточных компаний крайне редко растут в цене.

Информация о работе Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)