Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа
Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.
1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89
Структура расходов ООО «Гермес» взаимосвязана со структурой доходов - около 97% составляют расходы по обычным видам деятельности. Из общей суммы данных расходов 85-87% составляет себестоимость реализуемых товаров, и около 10-12% составляют коммерческие и управленческие расходы. Также около 2% всех расходов предприятия составляют операционные расходы, и около 1% внереализационные расходы. В целом, можно отметить, что структура доходов и расходов ООО «Гермес» взаимосвязана.
Структура расходов ООО «Гермес» за 2007 год представлена графически на рисунке 3.12.
Рисунок 3.12 – Структура расходов ООО «Гермес» (2007г), тыс.руб., %
Таблица 3.9 – Динамика изменений показателей прибыли
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
271 |
147 |
476 |
578 |
изменение за год, тыс.руб. |
|
-124 |
329 |
102 |
темп роста, % |
|
54,2% |
323,8% |
121,4% |
Сальдо операционных доходов и расходов, тыс.руб. |
6 |
88 |
18 |
16 |
изменение за год, тыс.руб. |
|
82 |
-70 |
-2 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс.руб. |
-53 |
-6 |
-56 |
-103 |
изменение за год, тыс.руб. |
|
47 |
-50 |
-47 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
224 |
229 |
438 |
491 |
изменение за год, тыс.руб. |
|
5 |
209 |
53 |
темп роста, % |
|
102,2% |
191,3% |
112,1% |
В таблице 3.9 представлена динамика показателя балансовой прибыли (прибыли до налогообложения) и показателей прибыли, определяющих его суммарный итог (прибыль от продаж, сальдо от операционной деятельности, сальдо от внереализационной деятельности). Динамика показателя чистой прибыли и его удельный вес в балансовой прибыли представлены на рисунке 3.13.
Рисунок 3.13 – Динамика показателя чистой прибыли и соотношения с балансовой прибылью и прибылью от продаж, тыс.руб.
Проанализируем более подробно структуру выручки от продаж ООО «Гермес» - соответствующие расчеты представлены в таблице 3.10 и на рисунке 3.14.
В таблице 3.10 представлен также расчет средней торговой наценки и средний уровень издержек обращения к цене приобретения. Из представленных данных видно, что средняя торговая наценка изменялась на протяжении рассматриваемого периода. В частности, в 2005 г. был предпринят эксперимент по общему снижению торговой наценки, но он не привел к существенному увеличению прибыли от продаж.
Таблица 3.10 - Структура выручки от продаж ООО «Гермес»
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Себестоимость реализации, тыс.руб. |
12314 |
14180 |
14344 |
16575 |
в % от суммы выручки |
86,1% |
88,1% |
85,6% |
86,4% |
Коммерческие расходы, тыс.руб. |
1605 |
1670 |
1811 |
1910 |
в % от суммы выручки |
11,2% |
10,4% |
10,8% |
10,0% |
Управленческие расходы, тыс.руб. |
120 |
98 |
123 |
115 |
в % от суммы выручки |
0,8% |
0,6% |
0,7% |
0,6% |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
271 |
147 |
476 |
578 |
в % от суммы выручки |
1,9% |
0,9% |
2,8% |
3,0% |
Выручка, всего |
14310 |
16095 |
16754 |
19178 |
Справочно: средняя торговая наценка (к цене приобретения) |
16,2% |
13,5% |
16,8% |
15,7% |
Справочно: средний уровень издержек обращения (к цене приобретения) |
13,0% |
11,8% |
12,6% |
11,5% |
Рисунок 3.14 – Структура выручки от продаж ООО «Гермес», тыс.руб.
Отметим также, что средний уровень торговой наценки различается в поспелихинских магазинах ООО «Гермес» и в магазинах данного предприятия в населенных пунктах. Так, по итогам 2007 г. средний уровень торговой наценки в поспелихинских магазинах ООО «Гермес» составлял около 14%, а в магазинах в населенных пунктах около 18%. В таблице 3.11 представлена динамика показателей, формирующих выручку предприятия, на рисунке 3.15 их структура.
Таблица 3.11 - Динамика показателей, формирующих выручку
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | |
Выручка, тыс.руб. |
14310 |
16095 |
16754 |
19178 |
изменение за год, тыс.руб. |
|
1785 |
659 |
2424 |
темп роста, % |
|
112,5% |
104,1% |
114,5% |
Себестоимость реализации, тыс.руб. |
12314 |
14180 |
14344 |
16575 |
изменение за год, тыс.руб. |
|
1866 |
164 |
2231 |
темп роста, % |
|
115,2% |
101,2% |
115,6% |
Коммерческие расходы, тыс.руб. |
1605 |
1670 |
1811 |
1910 |
изменение за год, тыс.руб. |
|
65 |
141 |
99 |
темп роста, % |
|
104,0% |
108,4% |
105,5% |
Управленческие расходы, тыс.руб. |
120 |
98 |
123 |
115 |
изменение за год, тыс.руб. |
|
-22 |
25 |
-8 |
темп роста, % |
|
81,7% |
125,5% |
93,5% |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
271 |
147 |
476 |
578 |
изменение за год, тыс.руб. |
|
-124 |
329 |
102 |
темп роста, % |
|
54,2% |
323,8% |
121,4% |
Рисунок 3.15 – Структура выручки от продаж (2007г), тыс.руб., %
Заметим также, что в структуре выручки от продаж – прибыль от продаж занимает незначительный удельный вес, составляя на протяжении рассматриваемого периода 1-3%. Фактически данный показатель идентичен рентабельности продаж и незначителен.
Расчет показателей
Таблица 3.12 - Налогообложение и чистая прибыль ООО «Гермес»
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
224 |
229 |
438 |
491 |
Налог на прибыль, тыс.руб. |
61 |
57 |
100 |
103 |
Справочно: уровень налогообложения прибыли (в % к прибыли до налогообложения) |
27% |
25% |
23% |
21% |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
163 |
172 |
338 |
388 |
Изменение чистой прибыли к предыдущему году, тыс.руб. |
|
9 |
166 |
50 |
Темп изменения чистой прибыли к предыдущему году |
|
105,5% |
196,5% |
114,8% |
Следует заметить, что
уровень налогообложения
В целом, динамика изменения показателя чистой прибыли исследуемого предприятия изменялась в соответствии с изменением показателя прибыли до налогообложения.
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес»
Как уже отмечалось в работе, показатели рентабельности невелики. Причем, с учетом того, что часть активов, используемых для осуществления торговой деятельности ООО «Гермес (торговые помещения), принадлежат владельцам предприятия как физическим лицам, и не отражаются на балансе самого предприятия, то следует отметить, что реально показатели рентабельности активов и капитала были бы ниже. А показатели рентабельности продаж, как уже отмечалось, достаточно невелики. Расчет показателей рентабельности приведен в таблице 3.13.
Таблица 3.13 - Показатели рентабельности ООО «Гермес»
|
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Среднегодовая сумма активов (по данным баланса), тыс.руб. |
4635 |
5056 |
5633,5 |
Среднегодовая сумма собственного капитала (по данным баланса), тыс.руб. |
417 |
504 |
867 |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
16095 |
16754 |
19178 |
Прибыль от реализации, тыс.руб. |
147 |
476 |
578 |
Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения), тыс.руб. |
229 |
438 |
491 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
172 |
338 |
388 |
Рентабельность активов по прибыли от реализации, % |
3,17% |
9,41% |
10,26% |
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения, % |
4,94% |
8,66% |
8,72% |
Рентабельность активов по чистой прибыли, % |
3,71% |
6,69% |
6,89% |
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % |
44,1% |
67,1% |
44,8% |
Рентабельность продаж (прибыль от продаж/выручка), % |
0,91% |
2,84% |
3,01% |
Рентабельность продукции (прибыль от продаж/ |
1,04% |
3,32% |
3,49% |
Таким образом, как показал проведенный ранее анализ, при нынешнем уровне товарооборота и уровне торговой наценки и сохранении уровня издержек обращения, предприятие получает незначительную прибыль от основной деятельности, работает с невысокой рентабельностью.
Графически показатели рентабельности отражены на рисунке 3.16
Рисунок 3.16 – Показатели рентабельности ООО «Гермес»
Как отмечалось, незначительный показатель рентабельности продаж связан с тем, что средняя торговая наценка в целом по торговой сети предприятия незначительно превышает уровень торговых издержек (сравнение соответствующих показателей в графическом виде представлено на рисунке 3.17).