Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89

Файлы: 1 файл

диплом-прибыль и рентабельность.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

Структура расходов ООО «Гермес» взаимосвязана со структурой доходов - около 97% составляют расходы по обычным видам деятельности. Из общей суммы данных расходов 85-87% составляет себестоимость реализуемых товаров, и около 10-12% составляют коммерческие и управленческие расходы. Также около 2% всех расходов предприятия составляют операционные расходы, и около 1% внереализационные расходы. В целом, можно отметить, что структура доходов и расходов ООО «Гермес» взаимосвязана.

Структура расходов ООО «Гермес» за 2007 год представлена графически на рисунке 3.12.

 

Рисунок 3.12 – Структура расходов ООО «Гермес» (2007г), тыс.руб., %

 

Таблица 3.9 – Динамика изменений показателей прибыли

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Прибыль от продаж, тыс.руб.  

271

147

476

578

изменение за год, тыс.руб.

 

 

-124

329

102

темп роста, %

 

 

54,2%

323,8%

121,4%

Сальдо операционных доходов и расходов, тыс.руб.  

6

88

18

16

изменение за год, тыс.руб.

 

 

82

-70

-2

Сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс.руб.  

-53

-6

-56

-103

изменение за год, тыс.руб.

 

 

47

-50

-47

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

224

229

438

491

изменение за год, тыс.руб.

 

 

5

209

53

темп роста, %

 

 

102,2%

191,3%

112,1%


 

В таблице 3.9 представлена динамика показателя балансовой прибыли (прибыли до налогообложения) и показателей прибыли, определяющих его суммарный итог (прибыль от продаж, сальдо от операционной деятельности, сальдо от внереализационной деятельности). Динамика показателя чистой прибыли и его удельный вес в балансовой прибыли представлены на рисунке 3.13.

 

Рисунок 3.13 – Динамика показателя чистой прибыли и соотношения с балансовой прибылью и прибылью от продаж, тыс.руб.

 

Проанализируем более подробно структуру выручки от продаж ООО  «Гермес» - соответствующие расчеты представлены в таблице 3.10 и на рисунке 3.14.

В таблице 3.10 представлен также расчет средней торговой наценки и средний уровень издержек обращения к цене приобретения. Из представленных данных видно, что средняя торговая наценка изменялась на протяжении рассматриваемого периода. В частности, в 2005 г. был предпринят эксперимент по общему снижению торговой наценки, но он не привел к существенному увеличению прибыли от продаж.

 

 

Таблица 3.10 - Структура выручки от продаж ООО «Гермес»

 

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Себестоимость реализации, тыс.руб.

12314

14180

14344

16575

в % от суммы выручки

86,1%

88,1%

85,6%

86,4%

Коммерческие расходы, тыс.руб.

1605

1670

1811

1910

в % от суммы выручки

11,2%

10,4%

10,8%

10,0%

Управленческие расходы, тыс.руб.

120

98

123

115

в % от суммы выручки

0,8%

0,6%

0,7%

0,6%

Прибыль от продаж, тыс.руб.

271

147

476

578

в % от суммы выручки

1,9%

0,9%

2,8%

3,0%

Выручка, всего

14310

16095

16754

19178

Справочно: средняя торговая наценка (к цене приобретения)

16,2%

13,5%

16,8%

15,7%

Справочно: средний уровень  издержек обращения (к цене приобретения)

13,0%

11,8%

12,6%

11,5%


 

Рисунок 3.14 – Структура выручки от продаж ООО «Гермес», тыс.руб.

 

Отметим также, что средний уровень  торговой наценки различается в  поспелихинских магазинах ООО «Гермес» и в магазинах данного предприятия в населенных пунктах. Так, по итогам 2007 г. средний уровень торговой наценки в поспелихинских магазинах ООО «Гермес» составлял около 14%, а в магазинах в населенных пунктах около 18%. В таблице 3.11 представлена динамика показателей, формирующих выручку предприятия, на рисунке 3.15 их структура.

 

 

Таблица 3.11 - Динамика показателей, формирующих выручку

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Выручка, тыс.руб.

14310

16095

16754

19178

изменение за год, тыс.руб.

 

 

1785

659

2424

темп роста, %

 

 

112,5%

104,1%

114,5%

Себестоимость реализации, тыс.руб.

12314

14180

14344

16575

изменение за год, тыс.руб.

 

 

1866

164

2231

темп роста, %

 

 

115,2%

101,2%

115,6%

Коммерческие расходы, тыс.руб.

1605

1670

1811

1910

изменение за год, тыс.руб.

 

 

65

141

99

темп роста, %

 

 

104,0%

108,4%

105,5%

Управленческие расходы, тыс.руб.

120

98

123

115

изменение за год, тыс.руб.

 

 

-22

25

-8

темп роста, %

 

 

81,7%

125,5%

93,5%

Прибыль от продаж, тыс.руб.

271

147

476

578

изменение за год, тыс.руб.

 

 

-124

329

102

темп роста, %

 

 

54,2%

323,8%

121,4%


 

Рисунок 3.15 – Структура выручки от продаж (2007г), тыс.руб., %

 

 

Заметим также, что в структуре  выручки от продаж – прибыль от продаж занимает незначительный удельный вес, составляя на протяжении рассматриваемого периода 1-3%. Фактически данный показатель идентичен рентабельности продаж и незначителен.

Расчет показателей рентабельности ООО «Гермес» представлен более подробно в следующем подразделе. Предварительно в таблице 3.12 приведен анализ формирования чистой прибыли предприятия.

 

Таблица 3.12 - Налогообложение и чистая прибыль ООО «Гермес»

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

224

229

438

491

Налог на прибыль, тыс.руб.

61

57

100

103

Справочно: уровень налогообложения  прибыли (в % к прибыли до налогообложения)

27%

25%

23%

21%

Чистая прибыль, тыс.руб.

163

172

338

388

Изменение чистой прибыли  к предыдущему году, тыс.руб.

 

 

9

166

50

Темп изменения чистой прибыли к предыдущему году

 

 

105,5%

196,5%

114,8%


 

Следует заметить, что  уровень налогообложения прибыли  исследуемого предприятия изменялся в зависимости от ставки налога (которая в последние годы составляет 24%, а ранее была выше), а также от применения различных налоговых вычетов, из-за которых фактический уровень налогообложения был несколько ниже, установленного действующими ставками.

В целом, динамика изменения  показателя чистой прибыли исследуемого предприятия изменялась в соответствии с изменением показателя прибыли  до налогообложения.

 

 

 

3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес»

 

Как уже отмечалось в работе, показатели рентабельности невелики. Причем, с учетом того, что часть активов, используемых для осуществления торговой деятельности ООО «Гермес (торговые помещения), принадлежат владельцам предприятия как физическим лицам, и не отражаются на балансе самого предприятия, то следует отметить, что реально показатели рентабельности активов и капитала были бы ниже. А показатели рентабельности продаж, как уже отмечалось, достаточно невелики. Расчет показателей рентабельности приведен в таблице 3.13.

 

Таблица 3.13 - Показатели рентабельности ООО «Гермес»

 

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Среднегодовая сумма  активов

(по данным баланса), тыс.руб.

4635

5056

5633,5

Среднегодовая сумма  собственного капитала (по данным баланса), тыс.руб.

417

504

867

Выручка от реализации, тыс.руб.

16095

16754

19178

Прибыль от реализации, тыс.руб.

147

476

578

Балансовая прибыль 

(прибыль до налогообложения), тыс.руб.

229

438

491

Чистая прибыль, тыс.руб.

172

338

388

Рентабельность активов  по прибыли от реализации, %

3,17%

9,41%

10,26%

Рентабельность активов  по прибыли до налогообложения, %

4,94%

8,66%

8,72%

Рентабельность активов  по чистой прибыли, %

3,71%

6,69%

6,89%

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, %

44,1%

67,1%

44,8%

Рентабельность продаж

(прибыль от продаж/выручка), %

0,91%

2,84%

3,01%

Рентабельность продукции

(прибыль от продаж/себестоимость), %

1,04%

3,32%

3,49%


 

Таким образом, как показал  проведенный ранее анализ, при  нынешнем уровне товарооборота и  уровне торговой наценки и сохранении уровня издержек обращения, предприятие  получает незначительную прибыль от основной деятельности, работает с  невысокой рентабельностью.

Графически показатели рентабельности отражены на рисунке 3.16

 

Рисунок 3.16 – Показатели рентабельности ООО «Гермес»

 

Как отмечалось, незначительный показатель рентабельности продаж связан с тем, что средняя торговая наценка  в целом по торговой сети предприятия незначительно превышает уровень торговых издержек (сравнение соответствующих показателей в графическом виде представлено на рисунке 3.17).

Информация о работе Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)