Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89

Файлы: 1 файл

диплом-прибыль и рентабельность.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Рассмотрим формулы  факторного анализа рентабельности. В общем, виде рентабельность активов  выражена ранее формулой 1.1. Двухфакторная  модель рентабельности активов выражена формулой 1.2:

Ra = P/N * N/A, где      (1.2)

N – выручка предприятия, соответственно:

P/N – рентабельность продаж,

N/A – оборачиваемость активов.

Трехфакторная модель рентабельности выражена формулой 1.3:

Ra = P/N * N/СК * CK/А, где      (1.3)

СК – собственный  капитал (средний за период), соответственно:

P/N – рентабельность продаж,

N/СК – оборачиваемость собственного капитала,

СК/А – коэффициент  автономии.

Определить влияние  различных факторов (изменения рентабельность продаж, оборачиваемости собственного капитала, коэффициента автономии) на изменение показателей рентабельности активов при применении моделей факторного анализа можно посредством способа абсолютных разниц.

Анализ факторов, определяющих изменение показателей рентабельности, позволит выявить резервы для совершенствования деятельности предприятия, возможности для увеличения показателей рентабельности и прибыли.

 

2.3 Планирование и управление прибылью предприятия

 

Актуальность планирования прибыли не подлежит сомнению. Как утверждает В.Я. Горфинкель, «каждое предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход, она сможет получить»[23,с.565].

Объектом планирования прибыли, по мнению Е.И.Бородиной, являются «планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах»[19,с.57].

Как утверждает А.Д. Шеремет, «чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения»[21,с.110]. Для того, чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения, создавать благоприятные условия реализации планов и программ по наращиванию прибыли, необходимо знать основные резервы и пути воздействия на ее величину. Другими словами, надо четко представлять, от чего она зависит, какие основные прибылеобразующие факторы и параметры оказывают свое влияние на прибыль, каково количественное влияние каждого из них на конечный результат деятельности предприятия.

На изменение прибыли, по мнению А.Д. Шеремета, влияют следующие группы факторов:

1.Внешние факторы (природные условия, транспортные условия, социально-экономические условия, уровень развития внешнеэкономических связей, цены на производственные ресурсы и др.).

2.Внутренние факторы,  в т.ч.

- основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции).

- неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, ведущие к штрафам и экономическим санкциям [21,с.112].

Как отмечает Д.С. Моляков, «планирование прибыли должно быть нацелено на выявление внутрихозяйственных резервов производства на основе более рационального использования производственных фондов, мощностей, материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств. Эту работу необходимо строить на глубоком экономическом анализе хозяйственных и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому, в целях выявления имеющихся резервов»[15,с.96].

Как рассуждает далее Д.С. Моляков, план прибыли разрабатывается на основе плана производства и реализации продукции, производительности труда, снижения себестоимости продукции и повышения ее качества. Вместе с тем, в целях обеспечения полного соответствия планируемой прибыли с производственными показателями и с учетом вех выявленных резервов необходимо активное участие финансовых работников предприятия  в разработке проекта производственных показателей на планируемый период [15,с.96].

Многие из авторов разделяют  факторы, влияющие на величину прибыли, на которые предприятием может воздействовать, и те, на которые не может.

Так, как отмечает В.Я. Горфинкель, «прибыль предприятия - комплексный показатель, характеризующий результат производственно-хозяйственной деятельности. Величина прибыли зависит главным образом от изменения производительности труда, материалоемкости, качества продукции, эффективности использования основных фондов. На величину прибыли влияют и факторы, не зависящие от работы предприятия. В качестве примера можно назвать изменения тарифов на электроэнергию, природный газ и т.д.» [23,с.195].

Как отмечает Е.И.Бородина, на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве [19,с.40].

В общем смысле, прибыль  предприятия можно обозначить как разность всех доходов и всех расходов предприятия.  Соответственно, цель максимизации прибыли связана с достижением двух подцелей - максимизацией доходов и минимизацией расходов предприятия.

 По мнению В.Я.Горфинкеля, предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы: установлением цен, формированием затрат, формированием объемов продукции, выбором номенклатуры и ассортимента продукции. Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведением конкурентов. В условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, потребителей в широком смысле слова, только в этом случае они могут процветать как производители продукции [23,с.70]. Поэтому, можно утверждать, что возможности предприятия по изменению показателей прибыли путем увеличения цен, произвольного прогнозирования увеличения роста сбыта существенно ограниченны.

Как отмечает В.Я. Горфинкель, прибыль  предприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рыке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело - затраты на производство продукции - издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве [23,с.565-566]. Действительно, рост прибыли  зависит, прежде всего, от снижения затрат.

Особо отметим, что выручку  предприятия нельзя рассматривать  без взаимосвязи с затратами  на производство и реализации продукции. И чем, эффективнее будет соотношение между выручкой от продаж и себестоимостью продукции, всеми затратами на производство и реализацию продукции с  учетом управленческих и коммерческих расходов, тем выше будут показатели валовой прибыли и прибыли от продаж.

В тоже время, и возможности экономии на затратах не всегда реальны. Возможность  снижения расходов всегда упирается в ограничения различного рода - необходимость сохранения качества товара или услуги, необходимость должной мотивации персонала, ограниченность ресурсов различного рода и т.д. Так, мероприятия, направленные на сокращение расходов предприятия не должны при этом ухудшать качество товаров и услуг или снижать мотивацию работников коллектива. Иного рода ограничения присутствуют и в отношении других направлений снижения расходов - организационные, технико-технологические вплоть до природно-климатических.

Г.В. Савицкая полагает, что основные источники резервов снижения себестоимости  промышленной продукции следующие:

1) увеличение объемов ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (при увеличении объема производства возрастают только переменные затраты, сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий);

2) сокращение затрат  на ее производство за счет  повышения уровня производительности  труда, экономного использования  сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения  непроизводительных расходов, производственного  брака и т.д. [17,с.498-499].

Действительно, косвенным  образом – удельный вес затрат – можно снизить, если добиться роста  объемов реализации. Так, все затраты  предприятия можно разделить  на условно-постоянные и условно-переменные. Постоянными (условно-постоянными) затратами называются затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного (планового) периода. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции. Соответственно, с ростом объемов реализации, пропорционально растут только переменные затраты, а постоянные затраты остаются неизменными – следовательно, увеличивается размер прибыли предприятия.

Поэтому, особо отметим, что хотя перед руководством предприятий  стоит обычно цель максимизации прибыли, она в большинстве случаев связана именно с увеличением объемов производства и реализации продукции,  с ростом выручки от продаж.

 

3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес»

 

3.1 Краткая характеристика организации

 

Общество с ограниченной ответственностью «Гамма-Сервис» было зарегистрировано Постановлением Администрации Поспелихинского района с.Поспелиха № 151 от 21 января 1999г.

ООО «Гермес» осуществляет свою деятельность посредством розничной торговли продовольственными товарами в нескольких розничных точках в с.Поспелиха и близлежащих населенных пунктах. Формально помещения магазинов не являются собственностью ООО «Гермес», но арендуются за «символическую» плату (владельцами помещений являются физические лица из числа учредителей ООО «Гермес»). 

ООО «Гермес» действует на основании устава, учредительного договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно уставу ООО «Гермес» может заниматься различными видами деятельности, но реально основным направлением работы является розничная торговля продовольственными товарами.

Миссия ООО «Гермес» - удовлетворение потребности населения в приобретении качественных продуктов питания по доступным ценам. Стремление выполнить данную миссию способно привести предприятие к удовлетворению основной цели - получению прибыли.

 Для реализации миссии, достижения  целей, выполнения функций ООО  «Гермес» была выбрана линейная структура управления (см.рисунок 3.1). Высший орган управления ООО «Гермес» - собрание учредителей -  на схеме не указан, поскольку практически не влияет на принятие тактических, и даже стратегических решений, его функции фактически сводятся к избранию и переизбранию (а при необходимости досрочном прекращении полномочий) исполнительного органа управления – генерального директора ООО «Гермес».

 

 

       Генеральный 


                                           директор



Директор сети                Бухгалтер               Директор


по «районам»                                                по «Змеиногорску»



                                                       Товаровед

 



Продавцы    Водитель     Грузчики    Технички   Продавцы

 

Рисунок 3.1 - Организационная структура управления ООО «Гермес»

 

Всего на ООО «Гермес» трудятся 29 человек.

По критерию товарной специализации магазины ООО «Ггермес» можно назвать универсальными, здесь представлен широкий ассортимент продовольственных товаров. В тоже время, можно выделить определенные различия между поспелихинскими магазинами ООО «Гермес» и магазинами ООО «Гермес» в населенных пунктах (см. рисунок 3.2). В последнем случае ассортимент несколько уже как в отношении представленных товарных групп, так и в отношении количества товарных позиций в товарной группе. Это вызвано возможностями торговых площадей, и особенно, условиями транспортировки и хранения, а также особенностями спроса (например, в населенных пунктах нерационально для продажи предлагать молоко и т.п.). 

В тоже время, в силу особенностей конкуренции в магазинах ООО «Гермес» в населенных пунктах, средняя торговая наценка выше, чем в магазинах с.Поспелиха.

 

 

 


                                 ООО «Гермес»




Магазины в с.Поспелиха:                      Магазины в нас.пунктах:

Информация о работе Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)