Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89

Файлы: 1 файл

диплом-прибыль и рентабельность.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Ассортимент шире и глубже                   Ассортимент уже и менее глубокий

Торговая наценка ниже                            Торговая наценка выше

                            

 

Рисунок 3.2 - Направления  деятельности ООО «Гермес»

 

Отметим, что управление финансами является важной функциональной областью управления на ООО «Гермес». В тоже время можно отметить значительную степень неформализованности инструментов финансового управления на ООО «Гермес» (что впрочем характерно для малых предприятий торговли).

Отдельного подразделения или штатной единицы, курирующий финансовую сферу на ООО «Гермес» нет. Полномочия по управлению финансами распределяются между генеральным директором, директором по Поспелихе, директором торговой сети по населенным пунктам. Бухгалтер осуществляет ведение бухгалтерского и налогового учета. Косвенным образом на управление финансами влияет и товаровед (принимая, к примеру решения, об уценке определенного товара или заказывая очередную партию продукции).

Управление денежными  потоками осуществляется посредством неформализованного бюджетирования, осуществляемого директорами подразделений. Планирование денежных поступлений осуществляется исходя из среднедневного оборота (с поправкой на сезонность, день недели, наличие праздников). Планирование денежных выплат осуществляется, исходя из заключенных договоров и сложившейся практики. Например, в дни выплаты зарплат (5-10 число) по возможности минимизируются расчеты с поставщиками и с бюджетом. В случае, если прогноз расходов показывает нехватку средств, то решается вопрос о необходимости взять краткосрочный кредит (в рамках открытой в банке кредитной линии).

Управление запасами также осуществляется неформализованно и, исходя из сложившейся практике. Товары основного ассортимента приобретаются  часто по заказу товароведа. Поскольку ее основная задача следить за наличием товаров в ассортименте и соблюдении сроков реализации, то задача оптимизации размера запасов с целью ускорения оборачиваемости выполняется только косвенным образом.

Политика по финансированию своей деятельности складывается посредством тактических решений по управлению денежными потоками. Фактически за счет кредиторской задолженности формируются запасы товаров для перепродажи. Заимствования посредством кредитов осуществляются только при нехватке собственных средств и кредиторской задолженности. Более подробно экономические показатели деятельности предприятия представлены в следующем разделе исследования.

 

3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия

 

Проведем анализ экономических показателей деятельности предприятия на основании бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и отчета и прибылях и убытках) и иных учетных данных ООО «Гермес». В Приложении к работе представлена отчетность предприятия на примере формы № 2 (Отчета о прибылях и убытках) за 2007 год.

В таблице 3.1 представим основные данные о товарообороте, торговых площадях предприятия, численности персонала, производительности и оплате его труда.

Из представленных в  таблице 3.1 данных можно сделать, что предприятие в целом динамично развивается – увеличивается его товарооборот, растет производительность и оплата труда, по итогам своей основной деятельности предприятие получает прибыль.

 

 

Таблица 3.1 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Гермес»

 

Показатели

 

Ед. изм.

 

2006

год

 

2007 год

Откло-

нение

(+;-)

2007 год

 в %  к

2006 году

Товарооборот (выручка)

тыс. руб.

16754

19178

2424

114,5%

Торговая площадь

м2

315

315

0

100,0%

Товарооборот на 1 м 2 торговой площади

тыс. руб./м2

53,2

60,9

7,7

114,5%

Численность работников, всего

чел.

27

29

2

107,4%

Производительность труда одного работника

тыс. руб./

чел.

620,5

661,3

40,8

106,6%

Фонд заработной платы

тыс.руб.

1258

1461

203

116,1%

Среднемесячная заработная плата  одного работника

 

тыс. руб.

3,9

4,2

0,3

108,1%

Себестоимость реализации

тыс.руб.

14344

16575

2231

115,6%

Торговая наценка (Валовая прибыль / Себестоимость)

%

16,8%

15,7%

-1,1%

93,5%

Издержки обращения

тыс.руб.

1936

2025

89

104,6%

Торговое наложение (Издержки обращения / Себестоимость)

%

13,5%

12,2%

-1,3%

90,5%

Прибыль от продаж

Тыс.руб.

476

578

102

121,4%

Рентабельность продаж

%

2,8%

3,0%

0,2%

106,1%


 

Далее проанализируем более  подробно показатели структуры активов  и источников средств предприятия, рассчитаем коэффициенты финансовой устойчивости, деловой активности, ликвидности.

 Показатели структуры активов и источников средств ООО «Гермес» приведены в таблице 3.2.

На основе данных представленных в таблице 3.2,  можно отметить, что структура активов и источников финансирования ООО «Гермес» является типичной для малых предприятий розничной торговли – основным видом активов являются запасы готовой продукции для перепродажи, а основным видом источников средств – кредиторская задолженность.

 

 

Таблица 3.2 - Состав и структура активов и источников средств ООО «Гермес»

 

Начало 2007 г., тыс.руб.

уд.вес

Конец 2007 г., тыс.руб.

уд.вес

Основные средства

511

9,7%

606

10,1%

Нематериальные активы

25

0,5%

51

0,9%

Итого внеоборотные активы

536

10,2%

657

11,0%

Запасы и НДС по приобретенным ценностям

3647

69,1%

4235

70,7%

Краткосрочная дебиторская задолженность

961

18,2%

1029

17,2%

Денежные средства

135

2,6%

67

1,1%

Итого оборотные активы

4743

89,8%

5331

89,0%

Валюта баланса

5279

 

5988

 

Уставный капитал

20

0,4%

20

0,3%

Нераспределенная прибыль

673

12,7%

1061

17,7%

Итого собственный капитал

693

13,1%

1081

18,1%

Долгосрочные кредиты и займы

0

0,0%

0

0,0%

Краткосрочные кредиты и займы

411

7,8%

112

1,9%

Кредиторская задолженность

4175

79,1%

4795

80,1%

Итого заемный капитал

4586

86,9%

4907

81,9%


 

В целом, в отношении  источников финансирования можно заметить, что при создании ООО «Гермес» в 1999 г. за счет взносов учредителей был сформировано уставный капитал в размере 10 тысяч рублей, после он был увеличен до 20 тысяч рублей. Другими источниками финансирования в деятельности предприятия нераспределенная прибыль (доля которой увеличивается), а также кредиты и кредиторская задолженность (основной источник средств). В структуре активов преобладают, как отмечалось, товары предназначенные для розничной перепродажи. Однако, их оборачиваемость невысока – за год запасы предприятия делают немногим более 4 оборотов. Это свидетельствует об актуальности вопросов совершенствования политики управления товарными запасами.

Как положительный факт, можно отметить наличие собственных средств – все внеоборотные активы формируются за счет собственных средств (см.рисунок 3.3). Также можно отметить сокращение суммы и удельного веса заимствований в форме банковских кредитов, что снижает средневзвешенную стоимость капитала.

 

Рисунок 3.3 - Соотношение структуры активов и структуры источников средств ООО «Гермес» (на конец 2007 г.), тыс.руб., %.

 

Из графического расчета представленного  на рисунке 3.3 – видна сумма оборотных средств предприятия – 424 тыс. на 01.01.2008г.

Более подробно расчет показателей  финансовой устойчивости и ликвидности  предприятия представлен в таблице 3.3.  Расчет коэффициентов осуществлен по следующим формулам (3.1-3.8):

Ктл = ОА / КО,         (3.1)

Кпл = (ДС + КФВ + КДЗ ) / КО                                                          (3.2)

Кал = (ДС + КФВ) / КО                                                                        (3.3)

Кфа = СК / А          (3.4)

Кфу = (СК + ДО) / А         (3.5)

Коа = (СК – ВА) / ОА         (3.6)

Кзап = (СК – ВА) / З         (3.7)

Кск = (СК – ВА) / СК         (3.8)

где    Ктл – коэффициент текущей ликвидности

         К пл – коэффициент промежуточной  (быстрой, срочной) ликвидности

Кал – коэффициент  абсолютной ликвидности

Кфа – коэффициент финансовой автономии

Кфу – коэффициент финансовой устойчивости

Коа – коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами

Кзап – коэффициент обеспеченности запасов собственности оборотными средствами

Кск – коэффициент  маневренности собственности капитала

ВА – внеоборотные активы

З - запасы

КДЗ – краткосрочная  дебиторская задолженность

КФВ – краткосрочные  финансовые вложения

ДС – денежные средства

ОА – оборотные  активы

А – активы (итог баланса)

СК – собственный  капитал

ДО – долгосрочные обязательства

КО – краткосрочные обязательства

На 1 января 2008 года значения коэффициентов будут равны:

Ктл = 5331/4907 = 1,086

Кпл = (67+1029)/4907 = 0,223

Кал = 67/4907 = 0,014

Кфа = 1081/5988 = 0,181

Кфу = (1081 + 0)/5988 = 0,181

Коа = (1081-657)/5331 = 0,080

Кзап = (1081-657)/4235 = 0,100

Кск = (1081-657)/1081 = 0,392       

 

 

Таблица 3.3 - Показатели финансовой устойчивости и ликвидности ООО «Гермес»

Показатели 

Формула (по строкам баланса)

Нормативное значение

2006 г. (начало года)

2007 г. (начало года)

Изменения (абсолютное за 2007 г.)

 Коэффициент текущей ликвидности

(290)/ (690-640-650)

От 1,0-2,0

1,034

1,086

0,052

 Коэффициент критической ликвидности  (промежуточного покрытия)

(240+250+260+270)/ (690-640-650)

От 0,5-1,0

0,239

0,223

-0,016

 Коэффициент абсолютной ликвидности

(250+260)/ (690-640-650)

От 0,2-0,4

0,029

0,014

-0,016

Автономии

490/300

От 0,5

0,131

0,181

0,049

Финансовой устойчивости

(490+590)/300

От 0,5-0,6

0,131

0,181

0,049

Обеспеченности активов собственными средствами

(490+590-190)/290

От 0,1

0,033

0,080

0,046

Обеспеченности запасов собственными оборотными средствами

(490+590-190)/210

От 0,5-1,0

0,043

0,100

0,057

Маневренности собственного капитала

(490-190)/490

 

 

0,227

0,392

0,166

Информация о работе Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)