Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89

Файлы: 1 файл

диплом-прибыль и рентабельность.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

С другой стороны, цель максимизации прибыли имеет объективные ограничения. Они связаны с горизонтом планирования (за какой период максимизировать прибыль – за 1 год или за 30 лет). В отдельные периоды деятельности, коммерческая организация может вполне допускать снижение показателей прибыли – в целях увеличения рыночной доли, привлечения новых потребителей, чтобы за счет подобного роста добиться увеличения прибыли в последующие периоды деятельности.

Можно в данной связи  привести пример, когда компания «Вымпелтелеком» (торговая марка «Би-лайн») получила по итогам одного отчетного года плановые убытки, и посчитала этот год успешным – абонентская база увеличилась в несколько раз и более быстрыми темпами, чем у конкурентов (во многом, благодаря демпинговым тарифам). Этот шаг оправдан - и последующие годы  «Вымпелтелеком» является одним из лидеров сотовой связи в РФ, получая прибыль. Но фактически в этом примере компания тоже ставила перед собой целью максимизации прибыли, только рассматривало ее достижение в долгосрочном аспекте

 

2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования

 

Прибыль предприятия  отражается в форме № 2 бухгалтерской  отчетности предприятия – «Отчет о прибыли и убытках».

Результат деятельности предприятия  (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Основные виды прибыли  предприятия (на основании нормативных  подходов к формированию бухгалтерской отчетности предприятия) можно выделить следующие:

1) Валовая прибыль  образуется как разность между  выручкой от продажи товаров,  продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов, налогов и обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме управленческих и коммерческих расходов);

2) Прибыль (убыток) от  продаж образуется аналогично  валовой прибыли, из суммы которой  вычитаются также управленческие  и коммерческие расходы;

3) Прибыль (убыток) до налогообложения образуется суммированием прибыли от продаж с сальдо операционных доходов и расходов (с учетом процентов к получению и уплате и доходов от участия в других организациях) и с сальдо внереализационных доходов и расходов;

4) Чистая прибыль (убыток) отчетного периода образуется вычитанием из суммы прибыли до налогообложения налога на прибыль и других аналогичных платежей.

Прибыль (убыток) до налогообложения  называют также балансовой прибылью. Отметим, что показатель прибыли (убытка) до налогообложения не идентичен понятию "налогооблагаемая прибыль" - в последнем случае ее величина может отличаться на сумму льгот и т.п.

Структуру балансовой прибыли  можно представить также следующим  образом (согласно подходу Г.В.Савицкой):

- прибыль от продаж (прибыль от реализации продукции, работ, услуг);

- прибыль от прочей  реализации;

- внереализационные финансовые результаты [17,с.504].

В соответствии с формой № 2 подобная группировка будет соответствовать  прибыли от продаж, прибыль от прочей реализации – сальдо операционных доходов и расходов (с учетом процентов к получению и уплате и доходов от участия в других организациях), внереализационные финансовые результаты – сальдо внереализационных доходов и расходов.

Обычно в деятельности большинства предприятий на формирование итогового финансового результата влияет размер прибыли от продаж, и в меньшей мере прибыль от прочей реализации и внереализационные финансовые результаты.

 Основными элементами, из которых складываются финансовые результаты деятельности предприятия (прибыль или убыток) - это доходы и расходы. 

Рассмотрим более подробно, какие виды доходов включаются, в  состав доходов от обычных видов  деятельности и в различные виды прочих поступлений (в соответствии с действующим Положением по бухгалтерскому учету – ПБУ 9/99). Охарактеризуем также соответствующие им виды расходов (в соответствии с действующим Положение по бухгалтерскому учету – ПБУ 10/99), поскольку, как отмечает В.Ф. Палий, «правила формирования доходов и расходов рассматриваются в их синхронизации и сопоставлении для получения результирующего финансового показателя – прибыли или убытка»[16,с.4].

Согласно ПБУ 9/99, доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции  и товаров, поступления, связанные  с выполнением работ, оказанием услуг [3].  Фактически под доходами от обычных видов деятельности понимается выручка от операций, составляющих предмет деятельности данной организации - то есть,  выручка от продаж (реализации).

В бухгалтерской отчетности по строке «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг» отражаются доходы, полученные фирмой от обычных видов деятельности, за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей. Помимо выручки от реализации к доходам от обычных видов деятельности могут быть отнесены поступления от сдачи имущества в аренду, от участия в уставных капиталах других организаций и т.д. (если операции, которые приносят подобные поступления, должны признаваться предметом деятельности фирмы - в противном случае эти доходы считаются операционными). Важнейшим условием признания выручки в бухгалтерском учете является переход права собственности на продукцию от продавца покупателю - выручка от продажи такой продукции включается в бухгалтерскую отчетность на дату перехода права собственности. Причем, даже если не вся реализованная продукция оплачена, выручка в бухгалтерской отчетности отражается исходя из ее полной стоимости (т.е. включая дебиторскую задолженность).

 Как полагает Д.С.  Моляков, «размер выручки от  реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, расчетной дисциплины и цены»[15,с.77].

Выручка от продаж складывается из следующих составляющих:

- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

- управленческие и  коммерческие расходы;

- прибыль от продаж.

Себестоимость продукции  является одной из основных характеристик  деятельности предприятия. Большинство  определений понятия «себестоимость»  отражает экономический смысл себестоимости  как совокупности затрат (расходов) на производство продукции.

Так,  А.Н. Гаврилова предлагает следующее определение: «Себестоимость продукции - это совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции»[8,с.172].

 В некоторых определениях подчеркивается, что себестоимость продукции взаимоувязана с доходами, получаемой от реализации продукции. Себестоимость реализованной продукции, работ, товаров, услуг представляет собой систематические расходы данного отчетного периода, обусловленные полученными организацией в данном отчетном периоде текущими доходами – выручкой от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Можно заметить, что себестоимость  связана с такими понятиями как  «затраты» и «расходы».  Как отмечает В.С. Карелин,  в экономической литературе понятия расходов, затрат и себестоимости «часто считаются идентичными. Между тем их содержание несколько различается»[11,с.296].

Расходы в экономическом смысле, как отмечает указанный автор, — это «понесенные предприятием финансовые затраты на зарабатывание доходов в течение определенного времени»[11,с.296] При этом, «понятие расходов уже понятия издержек: оно подразумевает конкретные выплаты в течение определенного времени. Издержки могут не иметь под собой документальной основы, а расходы отражаются в отчете о прибылях и убытках, т. е. они могут быть осуществлены как за счет себестоимости продукции, так и за счет прибыли предприятия» [11,с.298].

Также, как  утверждает В.С. Карелин, «затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях, и трансформируются в себестоимость продукции (работ, услуг)» [11,с.298]. Указанный автор акцентирует внимание на следующих взаимоотношениях между понятиями «затраты» и «расходы»: затраты текущего года являются также расходами пред 
приятия за этот год; затраты, понесенные до текущего года, становятся расходами данного года и появляются как активы на начало этого года; затраты текущего года могут быть расходами будущих 
лет и будут отражены как активы на конец текущего года  [11,с.298].

Аналогично рассуждает А.Н. Гаврилова: она утверждает, что расходы – это те затраты, которые участвуют в формировании прибыли определенного периода  (расходы на производство проданной продукции, а также коммерческие и управленческие расходы периода), а оставшаяся часть капитализируется в виде готовой продукции, незавершенного производства, полуфабрикатов для собственного потребления  [8,с.171-172].

И.А. Аврова также отмечает, что «расходы представляют собой  часть затрат, понесенных предприятием для получения дохода, то есть они  уменьшают сумму полученного дохода в результате деятельности предприятия» [5,с.25]. При этом она утверждает, что «фактически расходы являются себестоимостью произведенной продукции, работ, услуг и в российской практике называются «расходами по основным видам деятельности» [5,с.25-26].

Последнее утверждение нуждается в уточнении. Во-первых, расходы по обычным видам деятельности включают помимо себестоимости реализованной продукции также коммерческие и управленческие расходы, а в целом, расходы предприятия помимо расходов по основным видам деятельности также включают операционные расходы и внереализационные расходы.

Отметим, что по строке «Коммерческие расходы» в бухгалтерской  отчетности предприятия производственные фирмы показывают расходы,  связанные  со сбытом продукции. Организации торговли отражают здесь сумму издержек обращения. В отчет включаются только те расходы, которые были списаны на реализацию. По строке «Управленческие расходы» показываются общехозяйственные расходы предприятия, которые отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Это затраты, связанные с оплатой труда административного персонала, с подготовкой и переподготовкой кадров, охраной предприятия, проведением аудита и т.д. В зависимости от особенностей учетной политики они могут быть напрямую отнесены на себестоимость без выделения в отдельную категорию.

Согласно ПБУ 9/99, перечень операционных доходов   включает в себя следующие виды поступлений: поступления, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (имущества и т.д.); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;  поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества) [3].

К операционным расходам предприятия относятся, соответственно, проценты к уплате (проценты, начисленные  фирме за временное пользование  займами и кредитами, не связанным  с приобретением имущества -  проценты по кредитам, взятым на покупку основных средств, материалов, товаров  включаются в их фактическую себестоимость), а также расходы, связанные с получением прочих операционных доходов и расходы на оплату банковских услуг и отчисления в оценочные резервы [4].

Согласно ПБУ 9/99, внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров,  поступления в возмещение причиненных организации убытков; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения (и оцениваемые в соответствии с действующим законодательствам); сумма дооценки активов (переоценки в сторону повышения их стоимости); прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности (задолженность предприятия, которая уже не может быть взыскана кредиторами); курсовые разницы (по средствам в иностранной валюте); а также прочие внереализационные доходы [3].

К внереализационным  расходам относятся (п.12 ПБУ 10/99): штрафы, пени, неустойки, перечисленные контрагентам; суммы, уплаченные в возмещение убытков, причиненных фирмой; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; отрицательные курсовые разницы; сумма уценки активов; судебные расходы [4].

Отметим, что предприятие  может получать доходы, как в денежной, так и в иной форме. При этом  степень ликвидности доходов, получаемых в иной форме, может быть различной. Кроме того, возможно получение экономических  выгод (что будет считаться доходом), которые прямо не влияют на увеличение денежных средств предприятия в момент получения данных выгод - как, например, в случае дооценки активов (предприятие, получает теоретическую возможность дороже реализовать свое имущество) или "списание" задолженности предприятия, по которой истек срок исковой давности (предприятие избавляется от необходимости нести "дополнительные" расходы). Напротив, некоторые виды денежных поступлений не будут являться доходами организации - это, в частности, косвенные налоги (НДС, акцизы, др.); поступления по договорам комиссии, агентским и т.п. в части выплат в пользу комиссионера; и в ряде других подобных случаев.

Вообще, доходами организации, согласно действующему законодательству, признается увеличение экономических  выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Таким образом: доход организация может получить как в результате поступления денежных средств, так и в результате поступления иных активов, или в результате иного способа получения экономических выгод (как, например, в случае с дооценкой активов или "списанием" кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности).

Информация о работе Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)