Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа
Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.
1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89
Рисунок 3.17 – Сравнение уровня средней торговой наценки и уровня торговых издержек по ООО «Гермес»
В целом, объем получаемой предприятием прибыли от продаж как от уровня товарооборота, так и от уровня торговой маржи (разницей между торговой наценкой и уровнем издержек обращения). При увеличении торговой наценки, увеличивается торговая маржа, но может снижаться товарооборот (в силу роста цен в условиях конкуренции). Аналогично снижения уровня торговой наценки (что приводит к снижению торговой маржи) далеко не всегда может быть компенсировано за счет роста товарооборота.
В завершении практического раздела исследования проведем также факторный анализ рентабельности (по формуле Дюпона, охарактеризованной в теоретической части исследования – формулы 1.2 и 1.3).
Таблица 3.14 - Факторный анализ изменения рентабельности активов (по прибыли от реализации) ООО «Гермес» за 2007 год
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
Прибыль от реализации, тыс.руб. |
476 |
578 |
Выручка, тыс.руб. |
16754 |
19178 |
Среднегодовая стоимость активов, тыс.руб. |
5056 |
5633,5 |
Коэффициент рентабельности активов по прибыли от реализации |
0,09415 |
0,10260 |
Коэффициент оборачиваемости активов |
3,31369 |
3,40428 |
Коэффициент рентабельности продаж |
0,02841 |
0,03014 |
Проверочно: произведение оборачиваемости активов и рентабельности продаж |
0,09415 |
0,10260 |
Изменение к-та рентабельности активов за счет ускорения оборачиваемости (=Рпр.пред. *∆ ОА) |
0,00257 | |
Изменение к-та рентабельности за активов счет изменения рентабельности продукции (=ОА.отч. *∆ Рпр) |
0,00588 | |
Итого: изменение к-та рентабельности активов |
0,00845 |
В таблице 3.14 представлены данные факторного анализа изменения рентабельности активов в 2007 г. Коэффициент рентабельности активов вырос по сравнению с прошлым годом с 9,415% до 10,26% (или на 0,845%).
Как показал факторный анализ за счет изменения рентабельности продукции рост рентабельности активов произошел на 0,588%, а за счет ускорения оборачиваемости активов произошло ускорение оборачиваемости активов на 0,257%. Аналогичный анализ за предыдущие периоды представлен в таблице 3.15
Таблица 3.15 - Факторный анализ изменения рентабельности активов (по прибыли от реализации) ООО «Гермес»
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Прибыль от реализации, тыс.руб. |
271 |
147 |
476 |
578 |
Выручка, тыс.руб. |
14310 |
16095 |
16754 |
19178 |
Среднегодовая стоимость активов, тыс.руб. |
4400 |
4635 |
5056 |
5633,5 |
Коэффициент рентабельности активов по прибыли от реализации |
0,062 |
0,032 |
0,094 |
0,103 |
Коэффициент оборачиваемости активов |
3,252 |
3,472 |
3,314 |
3,404 |
Коэффициент рентабельности продаж |
0,019 |
0,009 |
0,028 |
0,030 |
Проверочно: произведение оборачиваемости активов и рентабельности продаж |
0,062 |
0,032 |
0,094 |
0,103 |
Изменение к-та рентабельности активов за счет ускорения оборачиваемости (=Рпр.пред. *∆ ОА) |
0,004 |
-0,001 |
0,003 | |
Изменение к-та рентабельности за активов счет изменения рентабельности продукции (=ОА.отч. *∆ Рпр) |
-0,034 |
0,064 |
0,006 | |
Итого: изменение к-та рентабельности активов |
-0,030 |
0,062 |
0,008 |
Из представленных расчетов видно, что в 2005 и 2006 году основное влияние на изменение коэффициента рентабельности активов, напротив, оказывало изменение показателя рентабельности продукции. Причем, в 2006 году увеличение значения коэффициента рентабельности активов на 6,2% по сравнению с предыдущим годом, произошло, несмотря на отрицательное влияние снижения оборачиваемости активов (влияние -0,1%), поскольку существенным было положительное влияние от роста показателя рентабельности продукции (влияние +6,2%). В 2005 году по сравнению с предыдущим годом, снижение показателя рентабельности продукции (влияние -3,4%) определило уменьшение показателя рентабельности активов на -3,0%, несмотря на положительное влияние ускорения оборачиваемости активов (влияние + 0,4%).
Графически указанные изменения отражены на рисунке 3.18
Рисунок 3.18 - Влияние факторов на изменение коэффициента рентабельности активов, процентные пункты
В таблице 3.16 приведем расчеты согласно еще одной модели факторного анализа – где анализ изменения рентабельности активов (по чистой прибыли) анализируется, исходя из изменения показателя рентабельности продаж (по чистой прибыли), коэффициента оборачиваемости собственного капитала и автономии (независимости собственного капитала).
Влияние на изменение рентабельности активов факторов осуществлялось методом цепных подстановок:
А) влияние рентабельности продаж (по чистой прибыли):
(0,02023 * 33,24206 * 0,09968) – (0,02017 * 33,24206 * 0,09968) = 0,00019, или 0,019 %;
Б) влияние коэффициента оборачиваемости собственного капитала:
(0,02023 * 22,11995 * 0,09968) - (0,02023 * 33,24206 * 0,09968) = -0,02243, или - 2,243 %;
В) влияние коэффициента автономии (независимости):
(0,02023 * 22,11995 * 0,15390) - (0,02023 * 22,11995 * 0,09968) = 0,02426, или 2,426 %.
Таблица 3.16 - Факторный анализ изменения рентабельности активов (по чистой прибыли) ООО «Гермес» в 2007 году
2006 год |
2007 год |
изменение | |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс.руб. |
338 |
388 |
50 |
Средние остатки всех активов, тыс.руб. |
5056 |
5633,5 |
578 |
Средние остатки собственного капитала, тыс.руб. |
504 |
867 |
363 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
16754 |
19178 |
2424 |
Рентабельность активов, % (по чистой прибыли) |
0,06685 |
0,06887 |
0,00202 |
Рентабельность продаж, % (по чистой прибыли) |
0,02017 |
0,02023 |
0,00006 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала |
33,24206 |
22,11995 |
-11,12211 |
Коэффициент автономии (независимости) |
0,09968 |
0,15390 |
0,05422 |
Влияние на изменение рентабельности активов факторов: |
х |
х |
х |
а) рентабельности продаж (по чистой прибыли) |
х |
х |
0,00019 |
б) коэффициента оборачиваемости собственного капитала |
х |
х |
-0,02243 |
в) коэффициента автономии (независимости) |
х |
х |
0,02426 |
г) баланс отклонений, % |
х |
х |
0,00202 |
Таким образом, в 2007 году на увеличение показателя рентабельности активов (по чистой прибыли) на 0,202 % положительное влияние увеличение показателя рентабельности продаж по чистой прибыли (влияние 0,019%) и увеличение коэффициента автономии (влияние 2,426%), а отрицательное замедление оборачиваемости собственного капитала (влияние -2,243%).
В целом, можно отметить, что исследуемое предприятие работает стабильно и с прибылью. Однако размер получаемой прибыли относительно невелик, показатели рентабельности в большинстве своем невысокие. В случае усиления конкуренции, изменения других внешних условий, предприятие может оказаться в кризисной ситуации. Поэтому, особенно актуальным становится определение мероприятий, способствующих увеличению прибыли и рентабельности предприятия.
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес»
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации
Рассмотрим основные возможные мероприятия, направленные на повышение показателей прибылей и рентабельности на ООО «Гермес».
Как показал проведенный ранее анализ, при нынешнем уровне товарооборота и уровне торговой наценки и сохранении уровня издержек обращения, предприятие получает незначительную прибыль от основной деятельности, работает с низкой рентабельностью. Соответственно, для получения более существенной прибыли от осуществления торговой деятельности необходима реализация хотя бы одного из приведенных ниже вариантов:
1) Увеличение товарооборота при сохранении стабильных цен. Увеличение товарооборота в данном случае возможно за счет расширения деятельности, повышения качества обслуживания, улучшения санитарно-гигиенических условий, изменения графика работы магазина, за счет оптимизация структуры товарооборота, осуществления разнообразных маркетинговых мероприятий, стимулирования сбыта и оптимизации других разнообразных факторов, влияющих на совершение покупки. При увеличении товарооборота за счет сокращению доли постоянных расходов в сумме торговых издержек возможно увеличение прибыли. Данный вариант можно рассматривать в качестве основного для ООО «Гермес». Однако, большинство мероприятий, направленных на увеличение оборота требуют дополнительных затрат, которые не всегда экономически оправданны.
2) Снижение издержек
обращения при сохранении
3) Сокращение иных расходов - в частности, налогового бремени, устранение нерациональных расходов (пени, штрафы и др.). Реализация данного направления также важна, но имеет ограниченное применение на ООО «Гермес», т.к. оптимизация налогообложения и так по мере возможностей, предоставляемых законодательством, осуществляется на предприятии, а размер действительно нерациональных расходов невысок.
4) Сокращение закупочных цен, что даст возможность снизить цены реализации либо увеличить торговую надбавку - так даже 5-% разница в закупочной цене может кардинально повлиять на показатели прибыли - либо путем значительного увеличения его продаж, либо возможностью соответствующим образом увеличить торговую надбавку в данном конкретном случае. Впрочем, данное направление также имеет ограниченное применение только анализом предложения барнаульских оптовых торговцев, поскольку закупать продукцию оптом в других городах (Новосибирске, Москве) мало реально для ООО «Гермес» в связи с незначительными масштабами торговли.
5) Изменение торговой
надбавки. Снижение торговой надбавки
с целью снизить цену
Можно сделать вывод, что наиболее оптимальными являются первый вариант для поспелихинских магазинов ООО «Гермес»», второй вариант для всей торговой сети ООО «Гермес» в целом и пятый вариант в отношении сети ООО «Гермес» в населенных пунктах.
Вопросы повышения уровня торговых услуг связаны с дополнительной информацией - готовы ли покупатели платить дороже в случае повышения различных дополнительных составляющих торговой услуги, а также о необходимой сумме первоначальных и регулярных затрат на соответствующие мероприятия. Поэтому, наиболее реальным в отношении ценообразования представляется работа по двум основным направлениям: снижение издержек и применение разнообразных маркетинговых мер (в том числе в области ценовой политики), направленных на повышение товарооборота. Кроме того, возможны организационные коррективы в процесс ценообразования на предприятии - придании ему большей формализации при сохранении необходимой гибкости.