Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89

Файлы: 1 файл

диплом-прибыль и рентабельность.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Рисунок 3.17 – Сравнение уровня средней торговой наценки и уровня торговых издержек по ООО «Гермес»

 

В целом, объем получаемой предприятием прибыли от продаж как  от уровня товарооборота, так  и от уровня торговой маржи (разницей между  торговой наценкой и уровнем издержек обращения). При увеличении торговой наценки, увеличивается торговая маржа, но может снижаться товарооборот (в силу роста цен в условиях конкуренции). Аналогично снижения уровня торговой наценки (что приводит к снижению торговой маржи) далеко не всегда может быть компенсировано за счет роста товарооборота.

В завершении практического  раздела исследования проведем также факторный анализ рентабельности (по формуле Дюпона, охарактеризованной в теоретической части исследования – формулы 1.2 и 1.3).

 

Таблица 3.14 - Факторный анализ изменения рентабельности активов (по прибыли от реализации) ООО «Гермес» за 2007 год

Показатели

2006 г.

2007 г.

Прибыль от реализации, тыс.руб.

476

578

Выручка, тыс.руб.

16754

19178

Среднегодовая стоимость активов, тыс.руб.

5056

5633,5

Коэффициент рентабельности активов по прибыли от реализации

0,09415

0,10260

Коэффициент оборачиваемости активов

3,31369

3,40428

Коэффициент рентабельности продаж

0,02841

0,03014

Проверочно: произведение оборачиваемости активов и рентабельности продаж

0,09415

0,10260

Изменение к-та рентабельности активов за счет ускорения оборачиваемости  (=Рпр.пред. *∆ ОА)

 

0,00257

Изменение к-та рентабельности за активов счет изменения рентабельности продукции (=ОА.отч. *∆ Рпр)

 

0,00588

Итого: изменение к-та рентабельности активов

 

0,00845


 

 В таблице 3.14 представлены данные факторного анализа изменения рентабельности активов в 2007 г. Коэффициент рентабельности активов вырос по сравнению с прошлым годом с 9,415% до 10,26% (или на 0,845%).

Как показал факторный  анализ за счет изменения рентабельности продукции рост рентабельности активов  произошел на 0,588%, а за счет ускорения оборачиваемости активов произошло ускорение оборачиваемости активов на 0,257%.  Аналогичный анализ за предыдущие периоды представлен в таблице 3.15

 

Таблица 3.15 - Факторный анализ изменения рентабельности активов (по прибыли от реализации) ООО «Гермес»

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Прибыль от реализации, тыс.руб.

271

147

476

578

Выручка, тыс.руб.

14310

16095

16754

19178

Среднегодовая стоимость активов, тыс.руб.

4400

4635

5056

5633,5

Коэффициент рентабельности активов по прибыли от реализации

0,062

0,032

0,094

0,103

Коэффициент оборачиваемости активов

3,252

3,472

3,314

3,404

Коэффициент рентабельности продаж

0,019

0,009

0,028

0,030

Проверочно: произведение оборачиваемости активов и рентабельности продаж

0,062

0,032

0,094

0,103

Изменение к-та рентабельности активов за счет ускорения оборачиваемости  (=Рпр.пред. *∆ ОА)

 

0,004

-0,001

0,003

Изменение к-та рентабельности за активов счет изменения рентабельности продукции (=ОА.отч. *∆ Рпр)

 

-0,034

0,064

0,006

Итого: изменение к-та рентабельности активов

 

-0,030

0,062

0,008


 

Из представленных расчетов видно, что в 2005 и 2006 году основное влияние на изменение коэффициента рентабельности активов, напротив, оказывало изменение показателя рентабельности продукции. Причем, в 2006 году увеличение значения коэффициента рентабельности активов на 6,2% по сравнению с предыдущим годом, произошло, несмотря на отрицательное влияние снижения оборачиваемости активов (влияние -0,1%), поскольку существенным было положительное влияние от роста показателя рентабельности продукции (влияние +6,2%). В 2005 году по сравнению с предыдущим годом, снижение показателя рентабельности продукции (влияние -3,4%) определило уменьшение показателя рентабельности активов на -3,0%, несмотря на положительное влияние ускорения оборачиваемости активов (влияние + 0,4%).

Графически указанные  изменения отражены на рисунке 3.18

 

Рисунок 3.18 -  Влияние факторов на изменение коэффициента рентабельности активов, процентные пункты

 

 В таблице 3.16 приведем расчеты согласно еще одной модели факторного анализа – где анализ изменения рентабельности активов (по чистой прибыли) анализируется, исходя из изменения показателя рентабельности продаж (по чистой прибыли), коэффициента оборачиваемости собственного капитала и автономии (независимости собственного капитала).

Влияние на изменение  рентабельности активов факторов осуществлялось методом цепных подстановок:

А) влияние рентабельности продаж (по чистой прибыли):

(0,02023 * 33,24206 * 0,09968) – (0,02017 * 33,24206 * 0,09968) =  0,00019, или 0,019 %;

Б) влияние коэффициента оборачиваемости собственного капитала:

(0,02023 * 22,11995 * 0,09968) -  (0,02023 * 33,24206 * 0,09968) =  -0,02243, или - 2,243 %;

В) влияние коэффициента автономии (независимости):

(0,02023 * 22,11995 * 0,15390) - (0,02023 * 22,11995 * 0,09968)  = 0,02426, или 2,426 %.

 

Таблица 3.16 - Факторный анализ изменения рентабельности активов (по чистой прибыли) ООО «Гермес» в 2007 году

 

2006 год

2007 год

изменение

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс.руб.

338

388

50

Средние остатки всех активов, тыс.руб.

5056

5633,5

578

Средние остатки собственного капитала, тыс.руб.

504

867

363

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

16754

19178

2424

Рентабельность активов, % (по чистой прибыли)

0,06685

0,06887

0,00202

Рентабельность продаж, % (по чистой прибыли)

0,02017

0,02023

0,00006

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

33,24206

22,11995

-11,12211

Коэффициент автономии (независимости)

0,09968

0,15390

0,05422

Влияние на изменение рентабельности активов факторов:

х

х

х

а) рентабельности продаж (по чистой прибыли)

х

х

0,00019

б) коэффициента оборачиваемости собственного капитала

х

х

-0,02243

в) коэффициента автономии (независимости)

х

х

0,02426

г) баланс отклонений, %

х

х

0,00202


 

Таким образом, в 2007 году на увеличение показателя рентабельности активов (по чистой прибыли) на 0,202 % положительное влияние увеличение показателя рентабельности продаж по чистой прибыли (влияние 0,019%) и увеличение коэффициента автономии (влияние 2,426%), а отрицательное замедление оборачиваемости собственного капитала (влияние -2,243%).

 В целом, можно отметить, что исследуемое предприятие работает стабильно и с прибылью. Однако размер получаемой прибыли относительно невелик, показатели рентабельности в большинстве своем невысокие. В случае усиления конкуренции, изменения других внешних условий, предприятие может оказаться в кризисной ситуации. Поэтому, особенно актуальным становится определение мероприятий, способствующих увеличению прибыли и рентабельности предприятия.

 

4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес»

 

4.1  Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации

 

Рассмотрим основные возможные мероприятия, направленные на повышение показателей прибылей и рентабельности на ООО «Гермес».

Как показал проведенный  ранее анализ, при нынешнем уровне товарооборота и уровне торговой наценки и сохранении уровня издержек обращения, предприятие получает незначительную прибыль от основной деятельности, работает с низкой рентабельностью. Соответственно, для получения более существенной прибыли от осуществления торговой деятельности необходима реализация хотя бы одного из приведенных ниже вариантов:

1) Увеличение товарооборота  при сохранении стабильных цен. Увеличение товарооборота в данном случае возможно за счет расширения деятельности, повышения качества обслуживания, улучшения санитарно-гигиенических условий, изменения графика работы магазина, за счет оптимизация структуры товарооборота, осуществления разнообразных маркетинговых мероприятий, стимулирования сбыта и оптимизации других разнообразных факторов, влияющих на совершение покупки. При увеличении товарооборота за счет сокращению доли постоянных расходов в сумме торговых издержек возможно увеличение прибыли. Данный вариант можно рассматривать в качестве основного для ООО «Гермес».  Однако,  большинство мероприятий,  направленных на увеличение оборота требуют дополнительных затрат, которые не всегда экономически оправданны. 

2) Снижение издержек  обращения при сохранении торговой  надбавки, что увеличит долю прибыли  в сумме торговой надбавки, либо  снижение издержек обращения может позволить снизить размер торговой надбавки, что может привести к росту товарооборота и далее вариант 1. Снижение издержек является важным направлением, способствующим оптимизации, однако, реализация данного направления на ООО «Гермес» имеет ограниченное применение, т.к. подобная деятельность и так осуществляется на предприятии, и потому сложно найти новые резервы экономии издержек; а размер некоторых видов издержек (в частности, коммунальные тарифы) в незначительной мере зависит от руководства предприятия. В принципе, среди возможных путей снижения издержек обращения можно отметить сокращение потерь товаров при хранении (конец срока годности,  порча в связи с ненадлежащими условиями и т.д.),  а также рациональное управление запасами, рациональное использование основных и оборотных средств, ускорение их обращения - в данном случае, возможно, рекомендовать усилить автоматизацию управления запасами, чтобы в конце каждого дня директор и товаровед знали о реализации за день и товарных остатках в разрезе каждого товарного наименования с целью принятия более оперативных и рациональных управленческих решений. Плюс поиск дальнейших путей экономии по каждой из укрупненных статей затрат - оплата труда, транспортные расходы, расходы на электроэнергию и коммунальные услуги, расходы на охрану помещения, расходы на приобретение и обслуживание торговой техники, и т.д.

3) Сокращение иных  расходов - в частности, налогового  бремени, устранение нерациональных расходов (пени, штрафы и др.). Реализация данного направления также важна, но имеет ограниченное применение на ООО «Гермес», т.к. оптимизация налогообложения и так по мере возможностей, предоставляемых законодательством, осуществляется на предприятии, а размер действительно нерациональных расходов невысок.

4) Сокращение закупочных  цен,  что даст возможность  снизить цены реализации либо увеличить торговую надбавку - так даже 5-% разница в закупочной цене может кардинально повлиять на показатели прибыли - либо путем значительного увеличения его продаж, либо возможностью соответствующим образом увеличить торговую надбавку в данном конкретном случае. Впрочем, данное направление также имеет ограниченное применение только анализом предложения барнаульских оптовых торговцев, поскольку закупать продукцию оптом в других городах (Новосибирске, Москве) мало реально для ООО «Гермес» в связи с незначительными масштабами торговли.

5) Изменение торговой  надбавки. Снижение торговой надбавки  с целью снизить цену реализации, если при этом рост товарооборота  вырастет настолько значительно,  что покроет потери от снижения  торговой надбавки. Или увеличение  торговой надбавки с целью увеличить сумму прибыли в случае незначительного падения товарооборота.  Несмотря на существенные ограничения данных вариантов, представляется возможным, рассмотреть данные варианты на практике в отношении сети магазинов ООО «Гермес» в населенных пунктах. Этому посвящен отдельный подраздел исследования.

Можно сделать вывод, что наиболее оптимальными являются первый вариант для поспелихинских магазинов ООО «Гермес»»,  второй вариант для всей торговой сети ООО «Гермес» в целом и пятый вариант в отношении сети ООО «Гермес» в населенных пунктах. 

Вопросы повышения уровня торговых услуг связаны с дополнительной информацией - готовы ли покупатели платить  дороже в случае повышения различных  дополнительных составляющих торговой услуги, а также о необходимой  сумме первоначальных и регулярных затрат на соответствующие мероприятия. Поэтому, наиболее реальным в отношении ценообразования представляется работа по двум основным направлениям: снижение издержек и применение разнообразных маркетинговых мер (в том числе в области ценовой политики), направленных на повышение товарооборота. Кроме того, возможны организационные коррективы в процесс ценообразования на предприятии - придании ему большей формализации при сохранении необходимой гибкости.

Информация о работе Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)