Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа
Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.
1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89
-финансовые результаты, указанные в отчете о прибылях и убытках в почти полном соответствии с листом «форма 2» (почти полное дублирование показателей с листа «форма 2» необходимо, во-первых, для расчета базисных и цепных индексов и определения абсолютных изменений, а, во-вторых, предваряет расчет других – уже относительных – показателей, связанных с анализом финансовых результатов);
-состав и структура балансовой прибыли (прибыли до налогообложения);
-состав и структура доходов предприятия;
-состав и структура расходов предприятия (без учета налогообложения прибыли);
-уровень налогообложения
прибыли (сумма налога на
-состав и структура затрат (исходя из данных формы № 5).
Для каждого показателя в строке отображаются следующие данные:
-абсолютные значения показателя;
-цепные индексы к предыдущему периоду;
-базисные индексы к первому из отчетных периодов;
-абсолютные изменения с предыдущим периодов и за весь период.
Сразу отметим, что на листе «финансовые результаты», как и на всех других листах расчетов, для каждого рассчитываемого показателя и коэффициента изначально задан необходимый формат (процентный или обычный), а также число знаков после запятой (для процентных показателей – один знак после запятой, для коэффициентов и индексов – три знака). При желании пользователь может изменить соответствующие настройки.
Рисунок 3.7 - Фрагмент листа «финансовые результаты» программы автоматического анализа отчетности (в режиме указания формул)
Лист автоматического анализа отчетности (рис.3.8). – лист «рентабельности» включает расчет показателей рентабельности и других показателей эффективности деятельности и использования капитала (фондоотдачи основных средств, оборачиваемости оборотных активов и др.).
При расчете показателей рентабельности источником информации о выручке от реализации, себестоимости реализации, прибыли от реализации, а также балансовой прибыли и чистой прибыли является лист «форма № 2». Оттуда же автоматически берется дата. Данные о сумме активов, их отдельных видов и источников средств берутся с листа «форма № 1». Среднегодовые значения находятся суммированием значений на начало и конец года и делением полученной суммы на два.
Рисунок 3.8 - Фрагмент листа «рентабельность» программы автоматического анализа отчетности (в режиме указания формул)
В частности, на листе «рентабельность» (рис.3.8) рассчитываются следующие показатели рентабельности:
- рентабельность активов по прибыли от реализации (отношение прибыли от реализации к среднегодовой сумме активов), показывает сколько рублей прибыли от реализации приходится на один рубль всех активов предприятия (всех источников средств);
- рентабельность активов по балансовой прибыли (отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме активов);
- рентабельность активов по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме активов);
- рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к среднегодовому значению собственного капитала), показывает сколько рублей прибыли приходится на рубль собственных средств, вложенных в предприятие;
- рентабельность продаж (отношение прибыли от реализации к выручке от реализации);
- рентабельность продукции (отношение прибыли от реализации к себестоимости).
На листах факторного анализа прибыли выполняются следующие действия:
-факторный анализ
рентабельности оборотных
-факторный анализ рентабельности активов,
-факторный анализ фондорентабельности.
На рисунке 2.9 приведен пример одного из указанных листов в режиме указания формул, которые позволяют увидеть механизм расчета показателей.
Рисунок 3.9 - Фрагмент листа "факторный анализ рентабельности" в режиме указания формул
Для возможности анализа
результатов хозяйственной
Данная версия программы аналогична первоначальной и включает в себя абсолютно те же листы:
- форма 1 (дважды - предыдущий период, отчетный период);
- форма 2 (дважды - предыдущий период, отчетный период);
- форма 5 (дважды - предыдущий период, отчетный период);
- финансовые результаты (трижды - предыдущий, отчетный, темпы роста);
- структура (трижды - предыдущий, отчетный, темпы роста);
- ликвидность, финансовая устойчивость, амортизируемое имущество, деловая активность (все трижды - предыдущий, отчетный, темпы роста);
- рентабельность (трижды - предыдущий, отчетный, темпы роста).
Отличие в том, что данные в листы ввода отчетности вводятся по строкам не по временным периодам, а (на основании управленческого учета) по подразделениям предприятия (в частности, по розничным торговым точкам ООО «Гермес»).
Чтобы иметь возможность осуществлять сравнение в динамике листы ввода информации присутствуют дважды под добавлениями к названию «предыдущий период» и «отчетный период», а файлы автоматического анализа отчетности - трижды: «срез» на предыдущий период, «срез» на отчетный период, темпы изменений в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
Таким образом, разработанное программное средство позволяет достигать ряд важных задач, поставленных перед финансовой службой ООО «Гермес», в частности: анализировать показатели выручки, прибыли, рентабельности, в т.ч. динамику их изменений, осуществлять факторный анализ рентабельности активов и видов активов, осуществлять сравнение данных показателей по подразделениям предприятия (розничным торговым точкам предприятия). Соответствующие расчеты будут выполнены в следующих подразделах исследования.
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес»
На основании данных отчетности предприятия (форма № 2) представим данные о финансовых результатах в агрегированной форме (табл.3.5) для их последующего анализа.
Таблица 3.5 - Финансовые результаты деятельности ООО «Гермес», тыс.руб.
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
14310 |
16095 |
16754 |
19178 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
12314 |
14180 |
14344 |
16575 |
Валовая прибыль |
1996 |
1915 |
2410 |
2603 |
Коммерческие расходы |
1605 |
1670 |
1811 |
1910 |
Управленческие расходы |
120 |
98 |
123 |
115 |
Прибыль (убыток) от продаж |
271 |
147 |
476 |
578 |
Проценты к получению |
0 |
0 |
0 |
0 |
Проценты к уплате |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доходы от участия в других орг-циях |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочие операционные доходы |
301 |
401 |
375 |
385 |
Прочие операционные расходы |
295 |
313 |
357 |
369 |
Внереализационные доходы |
67 |
95 |
145 |
111 |
Внереализационные расходы |
120 |
101 |
201 |
214 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
224 |
229 |
438 |
491 |
Текущий налог на прибыль |
61 |
57 |
100 |
103 |
Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода |
163 |
172 |
338 |
388 |
В целом, можно отметить, что предприятие
работает с прибылью, размер выручки
и прибыли постоянно
Проанализируем финансовые результаты деятельности предприятия более подробно. Для осуществления расчетов будет использовано программное средство Microsoft Excel, описанное в предыдущем подразделе.
В таблице 3.6 представим структуру балансовой прибыли предприятия (прибыли до налогообложения), в таблице 3.7 - структуру доходов предприятия, а в таблице 3.8, взаимосвязанную с ней структуру расходов предприятия.
На основании данных таблицы 3.6, можно отметить, что основное влияние на формирование балансовой прибыли ООО «Гермес», как и на большинстве предприятий, оказывало поступление прибыли от продаж. Влияние прочей деятельности было менее значительным, причем сальдо от операционной деятельности было положительным (за счет сдачи в субаренду небольшой части торговых помещений), а сальдо от внереализационной деятельности отрицательным. Графически формирование прибыли до налогообложения отражено на рисунке 3.10
Таблица 3.6 - Структура балансовой прибыли (прибыли до налогообложения) ООО «Гермес»
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
271 |
147 |
476 |
578 |
Прибыль от продаж (в % к прибыли до налогообложения) |
121,0% |
64,2% |
108,7% |
117,7% |
Сальдо операционных доходов и расходов, тыс.руб. |
6 |
88 |
18 |
16 |
Сальдо операционных доходов и расходов (в % к прибыли до налогообложения) |
2,7% |
38,4% |
4,1% |
3,3% |
Сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс.руб. |
-53 |
-6 |
-56 |
-103 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов (в % к прибыли до налогообложения) |
-23,7% |
-2,6% |
-12,8% |
-21,0% |
Итого, балансовая прибыль (прибыль до налогообложения), тыс.руб. |
224 |
229 |
438 |
491 |
Рисунок 3.10 – Финансовый результат от различных видов деятельности предприятия (основной, операционной, внереализационной)
Заметим сразу, что относительно существенный вклад в итоговый финансовый результат прочей деятельности связан с низкой рентабельностью основной деятельностью, а не с масштабами прочей деятельности. Это подтверждается, в частности, результатами анализа структуры доходов ООО «Гермес» - где не менее 97% приходится на выручку от основной деятельности. Заметим, что не менее 2% приходится на доходы от операционной деятельности, значительная часть которых формируется за счет сдачи в субаренду небольшой части торговых помещений.
Таблица 3.7 - Структура доходов ООО «Гермес»
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Выручка (в % к общей сумме доходов) |
97,5% |
97,0% |
97,0% |
97,5% |
Операционные доходы (в % к общей сумме доходов) |
2,1% |
2,4% |
2,2% |
2,0% |
Внерализационные доходы (в % к общей сумме доходов) |
0,5% |
0,6% |
0,8% |
0,6% |
Структура доходов ООО «Гермес» за 2007 год представлена графически на рисунке 3.11.
Рисунок 3.11 – Структура доходов ООО «Гермес» (2007г), тыс.руб., %
Таблица 3.8
Структура расходов ООО «Гермес»
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | |
Расходы по обычным видам деятельности (в % к сумме расходов) |
97,1% |
97,5% |
96,7% |
97,0% |
В т.ч. себестоимость проданных товаров (в % к сумме расходов) |
85,2% |
86,7% |
85,2% |
86,4% |
В т.ч. коммерческие расходы (в % к сумме расходов) |
11,1% |
10,2% |
10,8% |
10,0% |
В т.ч. управленческие расходы (в % к сумме расходов) |
0,8% |
0,6% |
0,7% |
0,6% |
Операционные расходы (в % к сумме расходов) |
2,0% |
1,9% |
2,1% |
1,9% |
Внереализационные расходы (в % к сумме расходов) |
0,8% |
0,6% |
1,2% |
1,1% |