Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89

Файлы: 1 файл

диплом-прибыль и рентабельность.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

-финансовые результаты, указанные в отчете о прибылях и убытках в почти полном соответствии с листом «форма 2» (почти полное дублирование показателей с листа «форма 2» необходимо, во-первых, для расчета базисных и цепных индексов и определения абсолютных изменений, а, во-вторых, предваряет расчет других – уже относительных – показателей, связанных с анализом финансовых результатов);

-состав и структура балансовой прибыли (прибыли до налогообложения);

-состав и структура  доходов предприятия;

-состав и структура расходов предприятия (без учета налогообложения прибыли);

-уровень налогообложения  прибыли (сумма налога на прибыль  и/или аналогичных налогов к сумме прибыли до налогообложения)

-состав и структура  затрат (исходя из данных формы  № 5).

Для каждого показателя в строке отображаются следующие данные:

-абсолютные значения  показателя;

-цепные индексы к предыдущему периоду;

-базисные индексы  к первому из отчетных периодов;

-абсолютные изменения  с предыдущим периодов и за  весь период.

Сразу отметим, что на листе «финансовые результаты», как и на всех других листах расчетов, для каждого рассчитываемого  показателя и коэффициента изначально задан необходимый формат (процентный или обычный), а также число знаков после запятой (для процентных показателей – один знак после запятой, для коэффициентов и индексов – три знака). При желании  пользователь может изменить соответствующие настройки.

 

Рисунок 3.7 - Фрагмент листа «финансовые результаты» программы автоматического анализа отчетности (в режиме указания формул)

 

Лист автоматического анализа отчетности (рис.3.8). – лист «рентабельности» включает расчет показателей рентабельности и других показателей эффективности деятельности и использования капитала (фондоотдачи основных средств, оборачиваемости оборотных активов и др.).

При расчете показателей  рентабельности источником информации о выручке от реализации, себестоимости  реализации, прибыли от реализации, а также балансовой прибыли и чистой прибыли является лист «форма № 2». Оттуда же автоматически берется дата. Данные о сумме активов, их отдельных видов и источников средств берутся с листа «форма № 1». Среднегодовые значения находятся суммированием значений на начало и конец года и делением полученной суммы на два.

 

Рисунок 3.8 - Фрагмент листа «рентабельность» программы автоматического анализа отчетности (в режиме указания формул)

 

В частности, на листе «рентабельность» (рис.3.8) рассчитываются следующие показатели рентабельности:

- рентабельность активов по прибыли от реализации (отношение прибыли от реализации к среднегодовой сумме активов), показывает сколько рублей прибыли от реализации приходится на один рубль всех активов предприятия (всех источников средств);

- рентабельность активов по балансовой прибыли (отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме активов);

- рентабельность активов по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме активов);

- рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к среднегодовому значению собственного капитала), показывает сколько рублей прибыли приходится на рубль собственных средств, вложенных в предприятие;

- рентабельность продаж (отношение прибыли от реализации к выручке от реализации);

- рентабельность продукции (отношение прибыли от реализации к себестоимости).

На листах факторного анализа прибыли выполняются  следующие действия:

-факторный анализ  рентабельности оборотных активов,

-факторный анализ  рентабельности активов,

-факторный анализ  фондорентабельности.

На рисунке 2.9 приведен пример одного из указанных листов в режиме указания формул, которые позволяют увидеть механизм расчета показателей.

 

 

Рисунок 3.9 - Фрагмент листа "факторный анализ рентабельности"  в режиме указания формул

 

Для возможности анализа  результатов хозяйственной деятельности по подразделениям предприятия (отдельных  розничных точек ООО «Гермес») была создана доработанная версия программы анализа финансовой отчетности - где осуществляется сравнение показателей разных подразделений и в целом по предприятию (ее использование потребуется в проектной части работы).

Данная версия программы аналогична первоначальной и включает в себя абсолютно те же листы:

- форма 1 (дважды - предыдущий период, отчетный период);

- форма 2 (дважды - предыдущий период, отчетный период);

- форма 5 (дважды - предыдущий период, отчетный период);

- финансовые результаты (трижды - предыдущий, отчетный, темпы роста);

- структура (трижды - предыдущий, отчетный, темпы роста);

- ликвидность, финансовая устойчивость, амортизируемое имущество, деловая активность (все трижды - предыдущий, отчетный, темпы роста);

- рентабельность (трижды - предыдущий, отчетный, темпы роста).

Отличие в том, что  данные в листы ввода отчетности вводятся по строкам не по временным периодам, а (на основании управленческого учета) по подразделениям предприятия (в частности, по розничным торговым точкам ООО «Гермес»).

Чтобы иметь возможность осуществлять сравнение в динамике листы ввода информации присутствуют дважды под добавлениями к названию «предыдущий период» и «отчетный период», а файлы автоматического анализа отчетности - трижды: «срез» на предыдущий период, «срез» на отчетный период, темпы изменений в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

Таким образом, разработанное  программное средство позволяет  достигать ряд важных задач, поставленных перед финансовой службой ООО  «Гермес», в частности: анализировать показатели выручки, прибыли, рентабельности, в т.ч. динамику их изменений, осуществлять факторный анализ рентабельности активов и видов активов, осуществлять сравнение данных показателей по подразделениям предприятия (розничным торговым точкам предприятия). Соответствующие расчеты будут выполнены в следующих подразделах исследования.

 

3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес»

 

На основании данных отчетности предприятия (форма № 2) представим данные о финансовых результатах  в агрегированной форме (табл.3.5) для  их последующего анализа.

 

Таблица 3.5 - Финансовые результаты деятельности ООО «Гермес», тыс.руб.

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

14310

16095

16754

19178

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

12314

14180

14344

16575

Валовая прибыль

1996

1915

2410

2603

Коммерческие расходы

1605

1670

1811

1910

Управленческие расходы

120

98

123

115

Прибыль (убыток) от продаж

271

147

476

578

Проценты к получению

0

0

0

0

Проценты к уплате

0

0

0

0

Доходы от участия в других орг-циях

0

0

0

0

Прочие операционные доходы

301

401

375

385

Прочие операционные расходы

295

313

357

369

Внереализационные доходы

67

95

145

111

Внереализационные расходы

120

101

201

214

Прибыль (убыток) до налогообложения

224

229

438

491

Текущий налог на прибыль

61

57

100

103

Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода

163

172

338

388


 

В целом, можно отметить, что предприятие  работает с прибылью, размер выручки  и прибыли постоянно увеличивается. Однако, представляется, что размер прибыли невелик относительно масштабов деятельности.

Проанализируем финансовые результаты деятельности предприятия более  подробно. Для осуществления расчетов будет использовано программное  средство Microsoft Excel, описанное в предыдущем подразделе.

В таблице 3.6 представим структуру балансовой прибыли предприятия (прибыли до налогообложения), в таблице 3.7 - структуру доходов предприятия, а в таблице 3.8, взаимосвязанную с ней структуру расходов предприятия.

На основании данных таблицы  3.6, можно отметить, что основное влияние на формирование балансовой прибыли ООО «Гермес», как и на большинстве предприятий, оказывало поступление прибыли от продаж. Влияние прочей деятельности было менее значительным, причем сальдо от операционной деятельности было положительным (за счет сдачи в субаренду небольшой части торговых помещений), а сальдо от внереализационной деятельности отрицательным. Графически формирование прибыли до налогообложения отражено на рисунке 3.10

 

Таблица 3.6 - Структура балансовой прибыли (прибыли до налогообложения) ООО «Гермес»

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Прибыль от продаж, тыс.руб.  

271

147

476

578

Прибыль от продаж

(в % к прибыли до  налогообложения)

121,0%

64,2%

108,7%

117,7%

Сальдо операционных доходов и расходов, тыс.руб.  

6

88

18

16

Сальдо операционных доходов и расходов (в % к прибыли до налогообложения)

2,7%

38,4%

4,1%

3,3%

Сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс.руб.  

-53

-6

-56

-103

Сальдо внереализационных доходов и расходов

(в % к прибыли до  налогообложения)

-23,7%

-2,6%

-12,8%

-21,0%

Итого, балансовая прибыль (прибыль до налогообложения), тыс.руб.

224

229

438

491


 

Рисунок 3.10 – Финансовый результат от различных видов деятельности предприятия (основной, операционной, внереализационной)

 

Заметим сразу, что относительно существенный вклад в итоговый финансовый результат прочей деятельности связан с низкой рентабельностью основной деятельностью, а не с масштабами прочей деятельности. Это подтверждается, в частности, результатами анализа структуры доходов ООО «Гермес» - где не менее 97% приходится на выручку от основной деятельности. Заметим, что не менее 2% приходится на доходы от операционной деятельности, значительная часть которых формируется за счет сдачи в субаренду небольшой части торговых помещений.

 

Таблица 3.7 - Структура доходов ООО «Гермес»

 

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Выручка

(в % к общей сумме  доходов)

97,5%

97,0%

97,0%

97,5%

Операционные доходы

(в % к общей сумме  доходов)

2,1%

2,4%

2,2%

2,0%

Внерализационные доходы

(в % к общей сумме  доходов)

0,5%

0,6%

0,8%

0,6%


 

Структура доходов ООО «Гермес» за 2007 год представлена графически на рисунке 3.11.

Рисунок 3.11 – Структура доходов  ООО «Гермес» (2007г), тыс.руб., %

 

Таблица 3.8

Структура расходов ООО «Гермес»

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Расходы по обычным видам деятельности

(в % к сумме расходов)

97,1%

97,5%

96,7%

97,0%

В т.ч. себестоимость проданных товаров

(в % к сумме расходов)

85,2%

86,7%

85,2%

86,4%

В т.ч. коммерческие расходы

(в % к сумме расходов)

11,1%

10,2%

10,8%

10,0%

В т.ч. управленческие расходы

(в % к сумме расходов)

0,8%

0,6%

0,7%

0,6%

Операционные расходы

(в % к сумме расходов)

2,0%

1,9%

2,1%

1,9%

Внереализационные расходы

(в % к сумме расходов)

0,8%

0,6%

1,2%

1,1%

Информация о работе Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)