Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа
Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.
1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89
Прибыль от продаж, прибыль от прочей реализации и внереализационные финансовые результаты, образуют, как отмечалось, величину прибыли до налогообложения. Она служит исходной величиной для расчета налога на прибыль предприятия.
Налог на прибыль может существенно влиять на итоговый результат деятельности предприятия. Если налогообложение происходит по ставке 24% (при этом не предоставляются льготы, вычеты, не применяются другие элементы налога, позволяющие снизить размер суммы к уплате) – то соответственно на 24% сокращается размер чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (по сравнению с размером прибыли до налогообложения).
Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии с Налоговым Кодексом и другими действующими нормативными актами.
Налоговая ставка (ст.284 НК) в настоящий момент установлена в размере 24 процентов, за исключением отдельных случаев. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента [2].
Отметим, что избежать уплаты налога на прибыль, можно сменив режим налогообложения – на упрощенную систему налогообложения или посредством перехода на уплату единого налога на вмененный доход (в тех случаях, когда возможность такого перехода предоставлена действующим законодательством).
В отношении вопросов распределения прибыли можно отметить, что каждый субъект хозяйственной деятельности имеет право самостоятельно распоряжаться прибылью в соответствии с законодательством России, заключенными договорами и уставом предприятия. Единственно, чем государство регламентирует действия предприятия, - это налоги с сопутствующими им льготами и санкциями.
Как отмечает Е.И. Бородина,
на предприятии распределению подл
При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается рыночная конъюнктура, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, фонды экономического стимулирования, поощрительные фонды, резервный фонд. В условиях рыночной экономики чистая прибыль разделяется между указанными и иными фондами не в соответствии с заранее установленными процентами (пропорциями), а исходя из потребностей, непосредственно целевому назначению, конкретные размеры направляемой в них прибыли формируется исходя из рыночной конъюнктуры. Главное требование сегодня к системе распределения прибыли, заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопления.
Как отмечает Е.И. Бородина, вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития [19,с.48].
Отметим также, что укрупненно использование чистой прибыли предприятия можно разбить на следующие группы: налоги и другие обязательные платежи, осуществляемые за счет чистой прибыли; выплата дивидендов (или иной вывод денег из оборота); накопление «нераспределенной» чистой прибыли. Нераспределенная чистая прибыль отражается в бухгалтерской отчетности в пассиве баланса в разделе «собственный капитал», при этом на соответствующую сумму увеличивается размер актива баланса. Соответственно, за счет «нераспределенной» чистой прибыли может быть осуществлены приобретение основных средств, других внеоборотных активов, увеличение вложений в формирование оборотных активов, краткосрочные финансовые вложения, или может быть увеличена сумма денежных средств на расчетном счету предприятия (для осуществления текущих и предстоящих платежей). Фактически чистая прибыль, отражаемая в отчетности как «нераспределенная» реинвестируется в деятельность предприятия.
Как отмечалось, виды прибыли предприятия отражаются в форме № 2 бухгалтерской отчетности – «Отчет о прибылях и убытках».
Отражение данных о прибылях
и убытках предприятия
Анализ финансовой
(бухгалтерской) отчетности
Наряду с абсолютными показател
Поэтому, как справедливо отмечает В.В.Ковалев, хотя основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль, однако, по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Поэтому, в анализе используют коэффициенты рентабельности как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов [12, с.250]. Таким образом, основной показатель экономического эффекта для коммерческого предприятия – это прибыль, а основной показатель экономической эффективности – прибыль, сопоставленная с затратами (рентабельность).
Вообще, следует, различать понятия эффекта и эффективности. Эффективность – это эффект, соотнесенный с затратами: в простейшем случае экономическая эффективность компании рассчитывается исходя из полученных, расчетных или потенциальных результатов, деленных на затраченные, расчетные или возможные затраты.
Таким образом, в анализе используют коэффициенты рентабельности как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов. Как отмечает Г.В.Савицкая, «эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью)» [17,с.305]. По ее мнению, «рентабельность капитала, характеризующая соотношение прибыли и капитала, использованного для получения этой прибыли, является одним из наиболее ценных и наиболее широко используемых показателей эффективности деятельности субъекта хозяйствования. Этот показатель позволяет аналитику сравнить его значение с тем, которое было бы при альтернативном использовании капитала. Он используется для оценки качества и эффективности управления предприятием» [17,с.305].
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций. Как отмечает А.Д. Шеремет, на уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования [21,с.87].
Обычно выделяют две группы показателей рентабельности – показатели рентабельности активов (капитала) и рентабельности продукции (продаж).
В наиболее общем виде показатель рентабельности активов может быть обозначен следующим образом (формула 1.1):
Р = Пр / А, где: (1.1)
Р – рентабельность активов или отдельных видов средств и их источников,
Пр – прибыль,
А – средняя за период величина средств (или источников средств)
Можно заметить, что общий показатель рентабельности активов идентичен показателю рентабельности капитала (т.к. сумма средств предприятия равна источникам средств). В наиболее общем виде показатель рентабельности активов (как и рентабельности капитала) может быть обозначен как отношение величины прибыли к средней за период величине средств или из источников. Соответственно, в качестве прибыли может быть взята прибыль от реализации продукции (работ, услуг), балансовая прибыль, облагаемая налогом прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Аналогично в качестве средней величины средств может быть взята как вся совокупность активов, так и среднегодовое значение отдельного вида активов (или отдельных видов источников средств).
По мнению А.Д. Шеремета, среди показателей оценки рентабельности организации, эффективности управления или прибыльности продукции, деловой активности или капиталоотдачи особый акцент делается на рентабельность активов и ее основные факторы – рентабельность продаж и капиталоотдачу (отдачу активов). Указанные показатели «являются фундаментом всех других показателей финансового состояния и непосредственно определяют рыночную устойчивость» [20,c.450]. В системе показателей рентабельности, по мнению данного исследователя, выделяются:
1) общая рентабельность
активов (авансированного
2) рентабельность активов по чистой прибыли;
3) рентабельность
4) рентабельность собственного
капитала по прибыли до налогоо
Как утверждает Л.Т. Гиляровская, показатель рентабельности активов имеет строгую математическую зависимость от других показателей, отражающих: эффективность использования активов; ценовую политику организации; структуру пассивов и активов; финансовую устойчивость; платежеспособность и др. [25,с.139]. Влияние различных факторов на рентабельность активов проявляется также в том, что рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда).
Так, с помощью формулы рентабельности Дюпона, можно оценить влияние на рентабельность капитала двух факторов - рентабельности продаж (первый множитель) и оборачиваемости капитала (второй множитель). В общем, виде рентабельность активов может быть задана как отношении чистой прибыли и годовой суммы активов. Для анализа факторов, определяющих значение показателя рентабельности активов его можно представить в развернутой форме (формула Дюпона) как произведение отношения чистой прибыли к выручке от реализации (рентабельности продаж) и отношения выручки от реализации к сумме активов (показатель оборачиваемости активов).
Сопоставление влияния этих факторов имеет особую значимость при анализе динамики рентабельности активов, так как позволяет ответить на вопрос о причинах ее изменения. Как отмечает А.Д. Шеремет, эта формула раскрывает связь между рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов [21,с.83].