Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.

Содержание работы

1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89

Файлы: 1 файл

диплом-прибыль и рентабельность.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Размер прибыли от продаж определяется как постепенным увеличением  товарооборота, так и торговой маркой (разницей между торговой наценкой и совокупными издержками обращения). Издержки обращения на протяжении рассматриваемого периода составляли от 11,5% до 13,0%. Средний уровень торговой наценки в торговой сети «Гамма-Сервис» составляет обычно около 16%, попытку его снижения в 2005 году (до 13,5% по итогам года) некоторое увеличение товарооборота не компенсировало, и в указанный период было зафиксировано снижение размера прибыли от продаж по сравнению с предыдущим периодом. Отмечено также, что средний уровень торговой наценки различается в поспелихинских магазинах ООО «Гермес» и в магазинах данного предприятия в райцентрах. Так, по итогам 2007 г. средний уровень торговой наценки в поспелихинских магазинах ООО «Гермес» составлял около 14%, а в магазинах в населенных пунктах около 18%.

Поскольку, как показал  проведенный ранее анализ, при  нынешнем уровне товарооборота и  уровне торговой наценки и сохранении уровня издержек обращения, предприятие получает незначительную прибыль от основной деятельности, работает с низкой рентабельность, то вопросы разработки мероприятий, направленных на повышение прибыли и рентабельности приобретают особую актуальность для ООО «Гамма-Сервис».

Для получения более  существенной прибыли от осуществления  торговой деятельности в работе рассмотрены  следующие варианты:

1) Снижение нерациональных  издержек (таких как, например, потери, порча товара), что, впрочем, имеет существенные ограничения, т.к. подобная деятельность и так осуществляется на предприятии, и потому сложно найти новые резервы экономии издержек; а размер некоторых видов издержек (в частности, коммунальные тарифы) в незначительной мере зависит от руководства предприятия.

2) Оптимизация цены приобретения товара (снижение закупочных цен) на основе поиска наиболее выгодных поставщиков.

3) Применение разнообразных управленческих мер, направленных на увеличение товарооборота (например, постепенная оптимизация всех факторов торгового предложения с целью повышения качества торговой услуги, стимулирование спроса на услуги магазинов ООО «Гермес») при сохранении стабильного уровня цен и торговой маржи.

 4) Изменение торговой надбавки. Снижение торговой надбавки с целью снизить цену реализации, если при этом рост товарооборота вырастет настолько значительно, что покроет потери от снижения торговой надбавки. Или увеличение торговой надбавки с целью увеличить сумму прибыли в случае незначительного падения товарооборота. 

Для того, чтобы оценить  рациональность различных вариантов  изменения торговой надбавки был  проведен эксперимент в различных  магазинах ООО «Гермес» в населенных пунктах.  В частности, из общего числа торговых точек сети ООО «Гермес» в населенных пунктов были выделены отдельные торговые точки для проведения следующих экспериментов с торговой наценкой:

1) снижение цен на  весь ассортимент;

2) повышение цен на  весь ассортимент;

3) снижение цен на  отдельные торговые наименования "падающий лидер" с некоторым увеличением коммерческих расходов на информирование покупателей о данной услуге;

4) повышение цен на  отдельные торговые наименования ("премиальное ценообразование"), в отношении которых предположительно  для покупателя ценовой фактор  не является важным.

Отметим, что существенного  влияния на показатели прибыли результаты эксперимента не оказали. На всех торговых точках эксперимент не привел к улучшению  итогового результата (размер получаемой прибыли остался неизменным или  снизился).

На торговой точке 1 после увеличения средней торговой наценки, снижение себестоимости реализованной продукции происходило более быстрыми темпами, чем изменение выручки, то есть увеличивалась рентабельность продаж. Однако, в связи с общим сокращением объема реализации размер валовой прибыли предприятия снизился.

На торговой точке 4 применение «цены – падающий лидер» и информирование об этой акции привело к росту  валовой прибыли. Однако, с учетом роста коммерческих расходов данной торговой точки, общий размер прибыли  от продаж остался на уровне предыдущего периода.

Результаты эксперимента на торговой точке 2 по снижению торговой наценки и на торговой точке 5 по премиальному ценообразованию на часть  ассортимента привели к незначительному  снижению прибыли от продаж.

На основании результатов эксперимента можно придти к выводу, что возможным направлением дальнейшего совершенствования ценовой политики представляется применение «цены – падающий лидер», то есть снижение торговой наценки на незначительную часть ассортимента с целью увеличения объема реализации по торговой точке в целом. Но, в целом, ценовая политика на ООО «Гамма-Сервис» представляется оптимальной, и пути оптимизационных воздействий на финансовый результат лежат в других направлениях – таких как стимулирование роста товарооборота за счет различных управленческих решений; максимально возможная экономия нерациональных издержек обращения; поиск наиболее выгодных предложений о поставке товаров для перепродажи (продуктов питания).

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гражданский кодекс: части первая, вторая и третья (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «Гарант»
  2. Налоговый кодекс (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «Гарант»
  3. Положение по бухгалтерскому учету 9/1999 «Доходы организации» // Справочно-правовая система «Гарант»
  4. Положение по бухгалтерскому учету 10/1999 «Расходы организации» // Справочно-правовая система «Гарант»
  5. Аврова И.А. Управленческий учет. - М.: Бератор-пресс, 2003. - 176 с
  6. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. - М.: Инфра-М, 1998. - 298 с
  7. Бутыркин А.Я. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в промышленности. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 198 с
  8. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы предприятий (организаций). – М.: Кнорус, 2005. – 563 с
  9. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование, или как с помощью плана добиться увеличения прибыли организации. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 196с
  10. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н.  Финансовый анализ. – М.: Проспект, 2007. – 623 с
  11. Карелин В.С. Финансы корпораций. – М.: Дашков и К, 2005. – 619 с
  12. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 768 с
  13. Ленгдон К., Бонхем А. Финансы. - М.: Эксмо, 2007. - 240c
  14. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г.   Управление конкурентоспособностью. - М.: Омега-Л, 2007. - 323с
  15. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 200 с
  16. Палий В.Ф. Бухгалтерский учет доходов, расходов и прибыли. – М.: Бератор-пресс, 2003. – 176 с.
  17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2000. – 686 с.
  18. Управление организацией  /   Азоев Г.Л.  и др.; под ред. А. Г. Поршнева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 734с
  19. Финансы предприятий /под ред. Е.И.Бородиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 208 с.
  20. Шеремет А.Д., Ионова Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: Инфра-М, 2004. – 538 с.
  21. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 1998. - 343 с.
  22. Эккерсон  У.У.   Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 395с
  23. Экономика предприятия /под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 742 с.
  24. Экономическая теория / под ред. Николаевой И.П. - М.: Проспект, 2007. – 576 с. 
  25. Экономический анализ / под ред. Л.Т.Гиляровской. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 615 с.

Список литературы

 

  1. Аврова И.А. Управленческий учет. - М.: Бератор-пресс, 2003. - 176 с
  2. Алле М. Условия эффективности в экономике. – М.: Наука для общества, 1998. – 304с.
  3. Анализ финансовой отчетности  / Под ред. Ефимовой О.В., Мельник М.В. -   М.: Омега-Л, 2006. - 408с
  4. Бабо А. Прибыль. - М.: Прогресс, 1993. - 175 с.
  5. Балашов В.Г., Криков В.А. Технологии повышения финансового результата предприятий и корпораций. – М.: Приор, 2002. – 512 с
  6. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. - М.: Инфра-М, 1998. - 298 с
  7. Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: Эльга, Ника-центр, 2002. – 751 с.
  8. Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии. – М.: Инфра-М, 2004. – 491 с.
  9. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Производство прибыли. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 256 с.
  10. Бутыркин А.Я. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в промышленности. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 198 с
  11. Вишневская О.В. Направленность стратегического развития предприятия: модели, контроль и управляющие воздействия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004.- № 5. - С. 58-65
  12. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы предприятий (организаций). – М.: Кнорус, 2005. – 563 с
  13. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо, 2005. – 480 с
  14.  Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с
  15. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование, или как с помощью плана добиться увеличения прибыли организации. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 196с
  16. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н.  Финансовый анализ. – М.: Проспект, 2007. – 623 с
  17. Карелин В.С. Финансы корпораций. – М.: Дашков и К, 2005. – 619 с
  18. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 768 с
  19. Ковалев В.В. Раскрытие прибыли в отчетности организации   // Бухгалтерский учет. - 2003.- № 23. - С. 55-64.
  20. Крылов Э.И.. Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с
  21. Купчина Л. Управленческий учет помогает увеличить прибыль компании // Проблемы теории и практики управления. 1998. -  № 6
  22. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. – Спб.: Питер, 2004. – 579 с.
  23. Ленгдон К., Бонхем А. Финансы. - М.: Эксмо, 2007. - 240c
  24. Лехто Ю., Матвеенко А. Эффективность управления и возможности российских предприятий   // Проблемы теории и практики управления. - 2003.- № 5. - С. 86-91
  25. Литвин М.И.  О факторном методе планирования прибыли и рентабельности // Финансы. - 1994. - № 2
  26. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г.   Управление конкурентоспособностью. - М.: Омега-Л, 2007. - 323с
  27. Маркетинг для прибыльности среднего бизнеса / под ред. А.А.Бравермана. - М.: Экономика, 2006. – 188 с.
  28. Мизес Л. Прибыль и убыток   // Экономическая политика. - 2006.- № 2. - С. 135-158
  29. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 200
  30. Николаев И.  Маржинальный анализ рентабельности   // Консультант. - 2006.- № 5. - С. 47-49
  31. Николаева С.А.  Доходы и расходы организации: практика, теория, перспективы. – М.: Аналитика-пресс, 2000. – 224 с.
  32. Новейшая книга о прибылях и убытках / под ред. М.А. Климовой. - М.: Библиотечка "РГ", 2006. – 183 с.
  33. Новиков Д.Ю. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Бератор-пресс, 2003. – 240 с.
  34. Новодворский В.Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая // Финансы. - 2003.- № 4. - С. 64-68
  35. Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов. – Спб.: Питер, 2003. – 256 с.
  36. Палий В.Ф. Бухгалтерский учет доходов, расходов и прибыли. – М.: Бератор-пресс, 2003. – 176 с.
  37. Пашигорова Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. - Спб.: Питер, 2003. - 176 с.
  38. Рентабельность предприятия: пути ее оптимизации: Правовая и финансовые основы. - М.: Библиотечка "РГ", 2004. – 152 с.
  39. Руденко А. К вопросу об оценке эффективности инвестиций // Финансы. – 2001. - № 9. – с.66-67
  40. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2000. – 686 с.
  41. Сайфиева С.Н. Методы управления затратами и результатами деятельности отечественных предприятий, направленные на снижение себестоимости продукции // Федеральные отношения и региональная социально-экономическая политика. – 2004. - № 7. – с.74-83
  42. Скамай Л. Анализ рентабельности предприятия // РИСК. - 2002.- № 1. - С. 77-82
  43. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. - М.: Инфра, 2007. – 528 с.
  44. Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2000. – 248 с.
  45. Современная экономика / под ред. О.Ю.Мамедова. - Ростов-на/Д: Феникс,1996 – 607 с.
  46. Управление организацией  /   Азоев Г.Л.  и др.; под ред. А. Г. Поршнева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 734с
  47. Финансы / под ред. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 336 с.
  48. Финансы /под ред. В.М.Родионовой. - М.: Финансы и статистика. 1995. - 432 с.
  49. Финансы организаций (предприятий) / под ред. Колчиной Н.В.  - М.: ЮНИТИ, 2006. – 368 с.
  50. Финансы предприятий /под ред. Е.И.Бородиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 208 с.
  51. Шеремет А.Д., Ионова Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: Инфра-М, 2004. – 538 с.
  52. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 1998. - 343 с.
  53. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 2001. – 208 с.
  54. Эккерсон  У.У.   Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 395с
  55. Экономика и статистика фирм /под ред. С.Д. Ильенковой - М.: Финансы и статистика, 1998. - 240 с.
  56. Экономика предприятия /под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 742 с.
  57. Экономическая стратегия фирмы / под ред. Градова А.П. - С.-П.: Специальная литература, 1995. – 415 с.
  58. Экономическая теория / под ред. Николаевой И.П. - М.: Проспект, 2007. – 576 с. 
  59. Экономический анализ / под ред. Л.Т.Гиляровской. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 615 с.

 

 

 

Приложение А

 

Данные формы  № 2 за 2007 год (ООО «Гермес»)

 




Информация о работе Информационная система анализа прибыли и рентабельности предприятия (на примере ООО «Гермес»)