Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:22, дипломная работа
Цель работы - разработка рекомендаций, направленных на увеличение прибыли и повышение рентабельности ООО «Гермес». В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез информации, способы графического представления информации, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, расчет финансовых коэффициентов, факторный анализ и др.
Результаты исследования должны представлять значимость для предприятия, являющегося объектом исследования (ООО «Гермес»), и в случае внедрения разработанных мероприятий должны привести к увеличению прибыли данного предприятия, повышению рентабельности его деятельности.
1 Введение 3
2 Теоретические и методические основы анализа показателей прибыли и рентабельности 6
2.1 Понятие и роль прибыли в рыночной экономике 6
2.2 Нормативно-правовые основы формирования прибыли, ее налогообложения и использования 10
2.3 Планирование и управление прибылью предприятия 24
3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гермес» 30
3.1 Краткая характеристика организации 30
3.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия 33
3.3 Разработка программного средства автоматического расчета показателей прибыли и рентабельности (с использованием Microsoft Excel) 42
3.4 Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли ООО «Гермес» 51
3.5 Анализ рентабельности и факторный анализ формирования прибыли ООО «Гермес» 60
4 Разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на увеличение показателей прибыли ООО «Гермес» 67
4.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности организации 67
4.2 Экономическая оценка результатов эксперимента по изменению торговой наценки в отдельных магазинах предприятия 69
5 Заключение 81
Список использованных источников 87
Список литературы 89
Таблица 4.4 - Финансовые результаты розничных точек ООО «Гермес», где цены менялись на часть ассортимента, тыс.руб.
Показатель |
4-населенный пункт |
5-населенный пункт
| ||
Прошл. Период тыс.руб. |
Новый период, тыс.руб. |
Прошл. Период тыс.руб. |
Новый период, тыс.руб. | |
выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
162 |
180 |
109 |
108 |
себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
136 |
151 |
91 |
91 |
валовая прибыль |
26 |
28 |
18 |
18 |
коммерческие расходы |
16 |
18 |
11 |
11 |
управленческие расходы |
1 |
1 |
1 |
1 |
прибыль (убыток) от продаж |
9 |
9 |
6 |
6 |
средний уровень издержек обращения |
12,6% |
12,5% |
13,0% |
13,3% |
средний уровень торговой наценки |
18,9% |
18,7% |
19,4% |
19,7% |
Таблица 4.5 - Финансовые результаты розничных точек ООО «Гермес», где цены менялись на весь ассортимент, тыс.руб.
Показатель |
1-населенный пункт |
2-населенный пункт
| ||
Прошл. Период тыс.руб. |
Новый период, тыс.руб. |
Прошл. Период тыс.руб. |
Новый период, тыс.руб. | |
выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
154 |
118 |
130 |
146 |
себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
130 |
96 |
109 |
126 |
валовая прибыль |
24 |
22 |
21 |
20 |
коммерческие расходы |
15 |
15 |
13 |
13 |
управленческие расходы |
1 |
1 |
1 |
1 |
прибыль (убыток) от продаж |
8 |
6 |
7 |
6 |
средний уровень издержек обращения |
12,7% |
16,6% |
12,8% |
11,1% |
средний уровень торговой наценки |
19,0% |
22,5% |
19,1% |
16,0% |
В таблице 4.6 сведены данные о финансовых результатах эксперимента с торговой наценкой на ООО «Гермес».
Таблица 4.6 - Экспериментальное изменение ценовой политики ООО «Гермес» и ее влияние на хозяйственную деятельность предприятия
Тор-говая точка (населенный пункт) |
Мероприятие в области ценовой политики (и его результат) |
Изменение выручки |
Изме- нение себесто- имости |
Изме-нение валовой прибыли, тыс.руб. |
Изменение прибыли от продаж (с учетом роста комм.расходов на 2 тыс.р. в точке 4) |
1 |
увеличить среднюю торговую наценку на точке 1 на весь ассортимент с 19,0% до 22,5% |
Спад на 23,4% |
Спад на 25,6% |
- 2 |
- 2 |
2 |
снизить среднюю торговую наценку на точке 2 на весь ассортимент на с 19,1% до 16,0% |
Рост на 12,4% |
Рост на 15,4% |
- 1 |
-1 |
3 |
Без изменений |
Рост на 3,0% |
Рост на 3,0 % |
0 |
0 |
4 |
снизить торговую наценку на 5% ассортимента («цена – падающий лидер») на точке 4 до 14,0% и дополнительно увеличить коммерческие расходы на 2 тыс.руб. в месяц (для рекламы); |
Рост на 11,1% (в т.ч. рост по сниженному асс-ту на 22,1%, по остальному на 5,6% |
Рост на 11,4% |
2 |
0 |
5 |
увеличить торговую наценку на точке 5 на 5% ассортимента («премиальное ценообразование») до 25,0%. |
Спад на 0,7% (в т.ч. спад по наценонному асс-ту на 34,2%, по остальному на 1,1% |
Спад на 0,4 % |
- 1 |
- 1 |
6 |
Без изменений |
Рост на 3,5% |
Рост на 3,6% |
0 |
0 |
Можно отметить, что на всех торговых точках эксперимент не привел к улучшению итогового результата (размер получаемой прибыли остался неизменным или снизился).
На торговой точке 1 после увеличения средней торговой наценки, снижение себестоимости реализованной продукции происходило более быстрыми темпами, чем изменение выручки, то есть увеличивалась рентабельность продаж. Однако, в связи с общим сокращением объема реализации размер валовой прибыли предприятия снизился.
На торговой точке 4 применение «цены – падающий лидер» и информирование об этой акции привело к росту валовой прибыли. Однако, с учетом роста коммерческих расходов данной торговой точки, общий размер прибыли от продаж остался на уровне предыдущего периода.
Результаты эксперимента на торговой точке 2 по снижению торговой наценки и на торговой точке 5 по премиальному ценообразованию на часть ассортимента привели к незначительному снижению прибыли от продаж.
На основании результатов
эксперимента можно придти к выводу,
что возможным направлением дальнейшего
совершенствования ценовой
- дальнейшее снижение нерациональных издержек (таких как, например, потери, порча товара);
- применение разнообразных управленческих мер, направленных на увеличение товарооборота (постепенная оптимизация всех факторов торгового предложения с целью повышения качества торговой услуги, стимулирование спроса на услуги магазинов ООО «Гермес»);
- оптимизация цены приобретения товара (снижение закупочных цен) на основе поиска наиболее выгодных поставщиков.
Реализация указанных мероприят
5 Заключение
Представленное исследование выполнено на тему: «Анализ прибыли и рентабельности». Приведем основные выводы по работе.
Цель любой предпринимательской деятельности - это получение прибыли. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребности и получение прибыли - следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно - результат его деятельности.
Наряду с абсолютными
показателями прибыли применяются
также и относительные показате
Прибыль предприятия отражается в форме № 2 бухгалтерской отчетности предприятия – «Отчет о прибыли и убытках». Результат деятельности предприятия (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Основные виды прибыли предприятия (на основании нормативных подходов к формированию бухгалтерской отчетности предприятия) можно выделить следующие:
1) Валовая прибыль образуется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов, налогов и обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме управленческих и коммерческих расходов);
2) Прибыль (убыток) от
продаж образуется аналогично
валовой прибыли, из суммы кото
3) Прибыль (убыток) до
налогообложения образуется
4) Чистая прибыль (убыток) отчетного периода образуется вычитанием из суммы прибыли до налогообложения налога на прибыль и других аналогичных платежей.
Основными элементами, из которых складываются финансовые результаты деятельности предприятия (прибыль или убыток) - это доходы и расходы. Соответственно, цель максимизации прибыли связана с достижением двух подцелей - максимизацией доходов и минимизацией расходов предприятия.
В практической части исследования вопросы анализа прибыли и рентабельности рассмотрены на примере деятельности торгового предприятия ООО «Гермес».
Общество с ограниченной ответственностью «Гермес» было создано в 1999году и осуществляет свою деятельность посредством розничной торговли продовольственными товарами в нескольких розничных точках в с. Поспелиха и близлежащих населенных пунктах Поспелихинского района.
По критерию товарной специализации магазины ООО «Гермес» можно назвать универсальными, здесь представлен широкий ассортимент продовольственных товаров. В тоже время, можно выделить определенные различия между поспелихинскими магазинами ООО «Гермес» и магазинами ООО «Гермес» в населенных пунктах. В последнем случае ассортимент несколько уже как в отношении представленных товарных групп, так и в отношении количества товарных позиций в товарной группе. Это вызвано возможностями торговых площадей, и особенно, условиями транспортировки и хранения, а также особенностями спроса. В тоже время, в силу особенностей конкуренции в магазинах ООО «Гермес» в населенных пунктах, средняя торговая наценка выше, чем в магазинах с.Поспелиха.
Выручка от реализации на ООО «Гермес» в 2007 г. составил 19,1 млн.руб. (около 160 тыс.руб. в месяц), это выше, чем в предыдущие годы. В целом, можно отметить, что на ООО «Гермес»» наблюдается рост выручки (14,1 млн.руб. за 2004 г., 16,1 млн.руб. за 2005 год, 16,7 млн.руб. за 2006 год). Показатели чистой прибыли тоже увеличивались на протяжении данного периода и составили за 2007 год 388 тыс.руб., что, впрочем, представляется не столь значительной суммой, учитывая общие масштабы деятельности предприятия.
В формировании чистой прибыли ООО «Гермес» определяющим является размер прибыли до налогообложения, который уменьшается на величину суммы налога на прибыли и/или аналогичных платежей.
В свою очередь, размер прибыли до налогообложения определяется как результатом основной деятельности, так и сальдированным результатам прочей (операционной и внереализационной) деятельности. В структуре доходов предприятия выручка составляет 97% всех доходов, а, соответственно, сумма операционных и внереализационных расходов менее 3%. Структура расходов ООО «Гамма-Сервис» взаимосвязана со структурой доходов - около 97% составляют расходы по обычным видам деятельности, а на операционные и внереализационные расходы приходится немногим более 3%. Однако, влияние прочей деятельности сказывается на размере прибыли до налогообложения достаточно существенно в связи с низким уровнем рентабельности продаж (хотя, безусловно, как и на большинстве предприятий, именно получение прибыли от продаж оказывает основное влияние на формирование балансовой прибыли ООО «Гермес»). Так, на протяжении рассматриваемого периода рентабельность продаж составляла 1-3%, а рентабельность активов по чистой прибыли составляла около 4-7%.