Метод анализа иерархий на примере выбора профессий молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Молодость – это особый этап в жизни каждого человека. Стартовые позиции, достигнутые в самом начале жизненного пути, являются предпосылкой для дальнейшей самореализации. Благодаря развитию системы негосударственного и внебюджетного профессионального образования у молодых людей расширились возможности выбора вида, формы его получения. Современные социально-экономические условия обуславливают повышение значимости рабочих профессий, однако реальное положение на рынке труда не соответствует ни возросшим потребностям самого рынка, ни его конъюнктуре.

Содержание работы

Введение 3
Метод анализа иерархий 6
Практическая часть 14
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Отправить ТССА.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Схема применения метода совершенно не зависит от сферы деятельности, в которой принимается решение. Поэтому метод является универсальным, его применение позволяет организовать систему поддержки принятия решений.

Работа по подготовке принятия решений часто является слишком трудоемкой для одного человека. Модель, составленная с помощью метода анализа иерархий, всегда имеет кластерную структуру. Применение метода позволяет разбить большую задачу, на ряд малых самостоятельных задач. Благодаря этому для подготовки принятия решения можно привлечь экспертов, работающих независимо друг от друга над локальными задачами. Эксперты могут не знать ничего о характере принимаемого решения, что отчасти способствует сохранению. В частности, благодаря этому удается сохранить в тайне информацию о подготовке решения.

Метод дает только способ рейтингования альтернатив, но не имеет внутренних средств для интерпретации рейтингов, т.е. считается, что человек, принимающий решение, зная рейтинг возможных решений, должен в зависимости от ситуации сам сделать вывод.) Это следует признать недостатком метода.

Данный метод может служить надстройкой для других методов, призванных решать плохо формализованные задачи, где более адекватно подходят человеческие опыт и интуиция, нежели сложные математические расчеты. Метод дает удобные средства учета экспертной информации для решения различных задач.

Метод отражает естественный ход человеческого мышления и дает более общий подход, чем метод логических цепей. Он дает не только дает способ выявления наиболее предпочтительного решения, но и позволяет количественно выразить степень предпочтительности посредством рейтингования. Это способствует полному и адекватному выявлению предпочтений лица, принимающего решение. Кроме того, оценка меры противоречивости использованных данных позволяет установить степень доверия к полученному результату.

При анализе собранных данных были выявлены следующие привлекательные для молодежи отрасли:

            Строительство;

            Реклама;

            Финансы;

            Транспорт.

Также были отмечены, но набрали мало голосов респондентов, следующие сферы деятельности:

            Культура;

            Наука;

            Промышленное производство;

            Общественное питание;

            Торговля.

Ключевые отрасли будут оцениваться по следующим факторам, которыми руководствуется молодежь при трудоустройстве:

            Уровень заработной платы;

            Интересная, содержательная работа;

            Работа в коллективе;

            Возможность профессионального роста;

            Удобный график рабочего времени.

Иерархию системы можно представить следующим образом (рис 2):

 

Рис. 2. Иерархия системы.

 


Практическая часть

 

В результате опроса выяснилось, что основным источником мотивации молодежь считает материальное поощрение работников, следом идет предоставление дополнительных отпусков и корпоративный отдых, затем идет

По собранным данным распишем связи между критериями и альтернативами.

Критерий «Уровень заработной платы» значительно превосходит все остальные критерии, остальные критерии между собой равнозначны.

Для критерия «Уровень заработной платы» альтернативы равнозначны.

Для критерия «Интересная работа»:

            «Реклама» значительно превосходит «Транспорт» и «Строительство» и умеренно превосходит «Финансы»;

            «Финансы» умеренно превосходит «Строительство» и значительно превосходит «Транспорт»;

            «Строительство» значительно превосходит «Транспорт».

Для критерия «Работа в коллективе»:

            «Реклама» значительно превосходит «Транспорт», умеренно превосходит «Строительство» и существенно превосходит «Финансы»;

            «Строительство» умеренно превосходит «Финансы» и «Транспорт»;

            «Транспорт» умеренно превосходит «Финансы».

Для критерия «Возможность профессионального роста»:

            «Строительство» умеренно превосходит альтернативу «Реклама» и существенно превосходит «Финансы» и «Транспорт»;

            «Реклама» значительно превосходит «Финансы» и «Транспорт»;

            «Финансы» и «Транспорт» равнозначны.

Для критерия «График работы» альтернативы равнозначны.

Составим матрицы попарных сравнений для критериев «Интересная работа», «Работа в коллективе» и «Возможность профессионального роста», определим локальные приоритеты альтернатив и нормируем их.

 

 

Таблица 3. Интересная работа.

Интересная работа

 

1

2

3

4

ЛПА

нЛПА

1

1

0,333333

0,2

5

0,75984

0,13823

2

3

1

0,333333

5

1,49535

0,27203

3

5

3

1

5

2,94283

0,53534

4

0,2

0,2

0,2

1

0,29907

0,05441

 

5,49709

1,00000

 

Где

1 – «Строительство»;

2 – «Финансы»;

3 – «Реклама»;

4 – «Транспорт».

Таким образом молодежь считает самой интересной работой рекламную сферу, в многом благодаря тому, что в данной сфере деятельности нужно проявлять творческий подход к решению поставленных задач.

 

              Таблица 4. Работа в коллективе.

Работа в коллективе

 

1

2

3

4

ЛПА

нЛПА

1

1

3

0,333333

3

1,31607

0,23752

2

0,333333333

1

0,142857

0,3333333

0,35495

0,06406

3

3

7

1

5

3,20109

0,57772

4

0,333333333

3

0,2

1

0,66874

0,12069

 

5,54085

1,00000

Где

1 – «Строительство»;

2 – «Финансы»;

3 – «Реклама»;

4 – «Транспорт».

Из данной таблицы видно, что молодежь вновь предпочитает рекламную сферу остальным, так как работа в коллективе наиболее видна именно в этой отрасли.

 

Таблица 5. Возможность карьерного роста

Возможность карьерного роста

 

1

2

3

4

ЛПА

нЛПА

1

1

5

3

5

2,94283

0,53155

2

0,2

1

0,2

1

0,44721

0,08078

3

0,333333333

5

1

5

1,69904

0,30689

4

0,2

1

0,2

1

0,44721

0,08078

 

5,53630

1,00000

 

Где

1 – «Строительство»;

2 – «Финансы»;

3 – «Реклама»;

4 – «Транспорт».

По данным видно, что молодежь рассчитывает на построение карьеры в строительной отрасли.

Теперь рассчитаем локальные приоритеты критериев.

 

Таблица 6. Локальные приоритеты критериев

 

1

2

3

4

5

ЛПА

нЛПА

1

1

5

5

5

5

3,623898

0,555556

2

0,2

1

1

1

1

0,72478

0,111111

3

0,2

1

1

1

1

0,72478

0,111111

4

0,2

1

1

1

1

0,72478

0,111111

5

0,2

1

1

1

1

0,72478

0,111111

 

 

 

 

 

 

6,523017

1

Информация о работе Метод анализа иерархий на примере выбора профессий молодежью