Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций
Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження
Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.
Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.
Макросоциологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа, – это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологческий подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Другими словами, макросоциология изучает общество как целостный организм. Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Среди ведущих макросоциологических доктрин выделяют функционализм и теорию конфликта.
Социология среднего уровня направлена на исследования меньшей степени общности, а именно: на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы. Специальные социологические теории – это отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные явления, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. Специальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности. Это частные специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (социология города, социология политики, социология образования, социология семьи, труда, управления, социология преступности, экономическая социология и др.). Сегодня трудно назвать даже приблизительно число отраслевых социологий. По некоторым подсчетам их свыше 100 (если иметь в виду отечественную и мировую социологию).
В отличие от макро – микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциологические теории интересуются интеракцией, т.е. повседневным взаимодействием людей. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий и т.п. В центре внимания микросоциологии – личность со своими поступками, мотивами и значениями, определяющими взаимодействия людей. В микросоциологии широко используется теория символического интеракционизма, согласно которой люди реагируют на символы (предметы, выражения лица, поступки и т.п.). Сторонники этой теории наблюдают действия людей в обычной обстановке повседневной жизни.
Попытки найти корни размежевания на микро- и макроуровнях в социологии приводят к вопросу о соотношении индивидуального и коммунитарного начал в общественной жизни и, следовательно, эволюции форм социальной организации в рамках всего человечества. Анализ западных и восточных стран показывает, что индивидуалистические общества отличаются от коммунитарных прежде всего тем, что в них социальные нормы отражают индивидуальную адаптацию к существующей системе. В коммунитарном обществе необходимость выживания показывает появление коллективной адаптации. Такая противоположность весьма условна, конечно, ибо двойственная (а может быть все дело именно в этом – двойственная) природа человеческого существования присуща любому социальному порядку.
Возрождение органистической традиции (берущей начало, кстати, еще от Платона и Аристотеля) в начале XIX века послужило отправной точкой для новой социальной науки – социологии и отсюда происходит макросоциология, фиксирующая внимание на типичных образцах поведения, дающая ключ к пониманию общества в целом.
Развитие социологии в рамках американской системы ценностей, основанных на индивидуализме, породило микросоциологию, микроуровень. В этом случае социолог сталкивается с реальными отношениями индивидов и их поведением, предметом изучения становятся мотивы и стимулы, которые детерминируют поведение индивидов. Американская социология всегда тяготела к исследованиям микромира - малых социальных групп, социальных слоев, общностей. Что касается теорий макроуровня, то они нашли дорогу в американскую социологию через труды тех, кто приехал из Европы (к примеру, П. Сорокин), либо тех, кто в Европе учился (Парсонс) или же был так или иначе вдохновлен европейскими учителями (Р. Миллс).
Эта разность масштабов (макро - и микроуровня) породила у некоторых социологов мысль о том, что вообще ни одна социальная теория не может более или менее полно объяснить социальные процессы. По-видимому, мы подходим к необходимости осмыслить всю целостность процесса общественной жизни, соединить объективы микроскопа и телескопа.
1.5. Роль социологии в жизни общества
Возрастание роли и значения
социологии в современных условиях
обусловлено рядом
Вопросы для самоконтроля и обсуждений
Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В истории развития социологической мысли различают два этапа:
Классический (1850-1920 гг.). Это время О. Конта, Г. Спенсера,
К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др.
Постклассический, который связан с именами Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Сорокина и др.
2.1. Основоположники социологии О. Конт и Г. Спенсер
К числу классиков социологии, которые стояли у ее колыбели, по праву относится О. Конт (1798-1857). В молодости на него большое влияние оказали труды Монтескье, а работая секретарем у Сен-Симона, он, несомненно, воспринял многие его идеи; однако разногласия по основным коренным теоретическим и политическим вопросам привели к разрыву отношений. Умер Конт заброшенным, одиноким, окружающие считали его сумасшедшим.
Понимание своего труда по созданию системы позитивной философии как великого общественного долга подвигли его на интенсивную научную деятельность и создание обширного теоретического наследия. Но должны были пройти годы, чтобы мыслящее человечество оценило творческое наследие О. Конта, в числе которого такие работы, как «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики» или «Трактат, устанавливающий религию человечества».
Идея морального единения человечества, реорганизации общества на основе новой «религии» - позитивизма, которая в то же время является теорией социальной науки, проходит через все работы Конта. О. Конт стремился преодолеть умозрительность старой философии истории и противопоставить ей «позитивную» (т.е. основанную на опыте) науку об обществе. Слово «позитивное» у Конта имеет пять значений:
- реальное в противовес химерическому;
- полезное в противовес негодному;
- достоверное в противовес сомнительному;
- точное в противовес смутному;
- организующее в противовес разрушительному.
Позитивный метод должен
отбросить в сторону
Позитивизм как «религия человечества» проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь и братание. Позитивная федерация народов со штаб-квартирой в Париже, по мысли Конта, призвана была обеспечить вечный мир на земле.
До наших дней не утратила своего значения «энциклопедическая лестница» наук, разработанная Контом: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Она была создана им по принципу возрастающей сложности явлений, изучаемых соответствующими науками. Социология, как видно из общей схемы, основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет и сверх того нечто своеобразное, вытекающее из взаимодействия индивидов. Конт считал, что социология – это единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.
Фиксируя внимание на естественном закономерном характере общественных явлений, Конт выступал против волюнтаризма и недооценки роли «великих людей», указывая на соответствие политического режима уровню развития цивилизации. Не отрицая роли экономического фактора, он все же считал цивилизацию прежде всего духовно-психологической общностью, общностью идей. «Идеи, - писал он, - управляют и переворачивают мир…» Отсюда он делает вывод, что главным содержанием общественного процесса является прогресс научной мысли, «научного духа».
Конт разделял социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. В социальной статике анализируются основные общественные институты: государство, религия, семья – с точки зрения их общественных функций и роли в установлении солидарности и согласия. Другими словами, социальная статика изучает общество «в состоянии покоя». А социальная динамика изучает общество «в состоянии движения», имеет дело с законами развития и изменения социальных систем.
Краеугольным камнем контовской социологической динамики является закон трех стадий, который одновременно выступает в ипостаси и исторического, и логического закона. Согласно этому закону, трем стадиям человеческого ума (теологической, метафизической и позитивной – им соответствуют определенные формы искусства, хозяйства, политики и общественного устройства) соответствуют три аналогичные стадии развития истории.
Теологическая стадия охватывает древность и раннее средневековье, метафизическая стадия – 1300–1800 гг. А с 1800 г., по мысли Конта, общество переходит в позитивную стадию, чему есть убедительные свидетельства. Характерная черта этой новой стадии, как считал Конт, - победа альтруизма над эгоизмом, рост социальных чувств, быстрое развитие материальной культуры и др. Говорить о победе альтруизма в эпоху первоначального накопления капитала можно было, только отгородившись, пожалуй, от реальной жизни, поселив себя в башню из слоновой кости. При жизни философские и общественно-политические идеи Конта были сравнительно маловлиятельны. Однако после его смерти интерес к позитивизму начинает расти.
Зарождение социологии в Англии связано с именем Г. Спенсера (1820 – 1903). Его работа «Основание социологии» была первым опытом построения целостной социологической системы на этнографическом материале. И социология у Спенсера становится всеобщей наукой, включающей в себя и антропологию, и этнографию, и общую теорию общественного развития.
Социологическая теория Спенсера строится вокруг двух главных принципов: понимания общества как организма и идеи социальной эволюции. Рассматривая общество по аналогии с биологическим организмом, Спенсер приходит к выводу, что всякое развитое общество имеет три системы (поддерживающая, распределительная и регулятивная). Он уподоблял различные функции общества разделению функций между органами живого организма. ( Если заболеют зубы, человек будет плохо пережевывать пищу и у него заболит желудок; заболят ноги – не будет ходить и потолстеет – заболеет сердце и т.д.).