Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций
Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження
Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.
Центральное место в теории Спенсера занимает понятие эволюции. Любой процесс, по его мнению, включает две стороны – интеграцию и дифференциацию. Социология эволюции для него – противоречивый, но в основном плавный, постепенный, в значительной мере автоматический процесс, не допускающий сознательного «ускорения» и вмешательства «извне». Отсюда – осуждение любых попыток революционного переустройства общества.
Много занимался Спенсер
проблемой соотношения
Будучи непримиримым противником социализма, он отрицал его как с точки зрения справедливости, так и с точки зрения пользы. Он был убежден, что социализм в любой форме означает и подразумевает рабство. По его мнению, характерной чертой раба является то, что он работает по принуждению. Если он должен отдавать обществу весь свой труд и получать из общего достояния лишь ту часть, которую общество ему назначит, он раб общества.
В то же время он признавал, что «социализм неизбежен, но будет величайшим несчастием, которое когда-либо пережил мир, и кончит самой резкой формой военного деспотизма». Как видим, он был прав, утверждая, что, «человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные кривые пути». Тем не менее, Спенсер был убежден, что социалистический период пройдет и человечество продолжит свой путь к такому состоянию, когда осуществится закон равной свободы и будет достигнуто полное приспособление человеческой природы к условиям человеческой жизни.
На протяжении истории интерес к Спенсеру то возрастал, то падал. Появление неоэволюционистских взглядов, неоэволюции, с одной стороны, и кибернетики и системного подхода – с другой, вновь вызвали интерес к одному из основоположников социологической науки.
2.2. Классический период в развитии социологии
Классический период в развитии мировой социологии связан также с именем крупнейшего представителя функционализма Э. Дюркгейма (1858 – 1917), создателя так называемой французской социологической школы.
В области социологии Дюркгейм является продолжателем позитивистской контовской традиции, хотя нужно заметить, что, признавая Конта «отцом» социологии, Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений Конта. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросам «как», Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений.
Если для Конта социология включала в себя все знания об обществе, то Дюркгейм свел ее к социальной сфере. Для превращения социологии в самостоятельную науку, по мнению Дюркгейма, необходимо наличие особого предмета и соответственно метода. Этим предметом является такая реальность, которой не занимались ни одна из существующих наук. Ее основу составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим и тому подобным фактам действительности. Эти социологические факты обладают рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление.
Важнейшее место в творчестве Дюркгейма занимала идея общественной солидарности. Он был убежден, что люди, в конечном счете, объединяются в общество не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге.
Одна из узловых проблем в творчестве Дюркгейма – взаимоотношения личности и общества. По его мнению, общество не может развиваться и процветать, если угнетается человеческая личность, если человек, выполняющий узкую профессиональную функцию, низводится до уровня машины. Более того, личность будет неизбежно деградировать, если поставлены под угрозу экономические и общественные функции общества.
Вторая половина ХIХ века в социологии связано с именем К. Маркса, отношение к которому в наше время весьма неоднозначно.
Историческая драма марксизма объясняется, видимо, тем, что противоречия заключены в самой теории. И эта неоднозначность теоретического наследия дала основания для различного, подчас противоположного толкования. Следует отметить, что Маркс, вовсе не претендуя на экстраполяцию теории в безграничное будущее, неоднократно подчеркивал, что они с Энгельсом отнюдь не пророки.
Более того, по иронии судьбы то, за что Маркс критиковал идеологов утопического социализма (казарменного коммунизма), теперь инкриминируют ему.
В социологической доктрине марксизма центральное место занимает материалистическое понимание истории. Суть и значение материалистического понимания истории для создания научной теории общества – исторического материализма сводится, главным образом, к следующему.
На основе материалистического детерминизма Маркс сформулировал основные законы развития общества.
- Закон первичности базиса и вторичности надстройки: «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилье и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.».
- Закон соответствия
производственных отношений
- Закон классовой борьбы
и социальной революции (в
Прошедшее столетие показало, что марксизм вскрыл важные тенденции и закономерности в подходах к анализу общества, но время показало и другое. Формационный подход, разработанный Марксом, не может дать ответа на все многообразие общественного развития, в это прокрустово ложе не все явления и процессы укладываются. Классовый характер марксового учения не только ограничил поиск истины, в руках неучей оно превратилось в дубину.
Вторая половина XIX века в социологии
– это довольно широкий спектр направлений.
Но главным, преобладающим является позитивизм
и натурализм. Вообще вторая половина
XIX века в интеллектуальной истории Запада
– время всеобщего увлечения успехами
естествознания и расцвета позитивистско-
Кредо географического детерминизма сформулировал французский философ В. Кузен: «Дайте мне карту страны, ее очертания, климат, воды, ветры – всю ее физическую географию; дайте мне ее естественные плоды, флору, зоологию, - и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль эта страна будет играть в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, а во все эпохи».
Следует заметить, что ныне в связи с новейшими достижениями генетики, экологии и эталогии интерес и споры вокруг натуралистических концепций возобновились. За рубежом много пишут о «социобиологии» как «новом синтезе» биологических и социальных наук – от молекулярной и популяционной генетики до психологии поведения и эргономики. Начальные понятия возникшей за рубежом «человеческой экологии», по сути, были заложены географической школой.
К психологическому направлению в социологии относятся те теории, которые стремились объяснить общество и человека через психологические феномены (психология городов; «психология толпы»). Лебон рассматривал массу («толпу») как разрушительную силу, поскольку она лишена способности к рациональной деятельности. Пытаясь заглянуть в будущее, он считал, что победивший социализм – это коллективная трагедия, так как это приведет к эпохе разрушений, анархии и террора, а со временем сменится эпохой сурового деспотизма и железного режима.
Отдавая должное предусмотрительности Лебона, необходимо отметить и его предостережения: достаточно чтобы хоть одна страна подвергла себя испытаниям этого страшного режима, чтобы это стало наукой всему человечеству.
С приближением XX столетия в социологии усиливаются тревожные ноты. Рубеж XIX – XX веков характеризуется действием ряда тенденций, которые не могли не отразиться на социологических подходах к анализу общественных явлений. Это: методологический кризис позитивного эволюционизма, революция в физике, усиление антипозитивистских течений в философии и др.
Следует подчеркнуть, что история зарубежной теоретической социологии характеризуется постоянной сменой ведущих теоретико-методологических подходов. Так, возникновение социологии в середине XIX века было теснейшим образом связано с рационалистическими тенденциями идеологов раннего капитализма. Только что вступив в мир, отделившись от лона матери – философии, социология спешила подчеркнуть свой эмпиризм, научность, позитивность, посюсторонность.
Затем иррациональность капитализма послужила основанием для борьбы против рационализма, рациональности, методологии Конта. Реакция пошла по линии отрицания возможности объективного научного познания социальных явлений. Однако вторая четверть XX века вновь охарактеризовалась усилением натуралистической социологии, достигшей снова вершины в широкомасштабной системе Т. Парсонса, успех которой пришелся на 50-е годы XX века. В 60 - 70 годы натурализм перестраивается и отступает под натиском нового направления (франкфуртская школа, феноменологическая социология).
Макс Вебер (1864 – 1920) – один из крупнейших социологов конца XIX – начала XX веков, завершающий и мощный аккорд классического периода мировой социологии. Он принадлежал к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук. Он одинаково хорошо ориентировался в области политической экономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических теорий, религии, науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук.
Вебер считал, что предметом социологического исследования является действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Социология, по Веберу, должна быть «понимающей» постольку, поскольку действие индивида осмыслено. С принципом «понимания» связана одна из центральных методологических категорий веберовской социологии – категория социального действия. Он даже определил социологию как науку, изучающую социальное действие.
Социологическое понятие действия Вебер вводит через понятие смысла. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл, т.е. социология призвана изучать рациональное поведение, при котором индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям. Вебер выделял четыре типа поведения:
Два последних действия не являются, по Веберу, социальными действиями в строгом смысле слова, поскольку здесь мы не имеем дело с осознанным и положенным в основу действия смыслом. Вебер отмечает, что описанные четыре типа не исчерпывают собой все многообразие видов ориентации человеческого поведения, однако их можно считать самыми характерными.
Описанные Вебером типы социального действия – это не просто методологический прием, удобный для объяснения. Вебер убежден, что рационализация социального действия – это тенденция самого исторического процесса.
Влияние Вебера на развитие мировой социологической мысли было огромным, но неоднозначным. Много усилий приложил Парсонс, чтобы синтезировать его идеи с учением Парето и Дюркгейма в рамках единой теории социального действия. В 70-е годы XX века социология вступила в полосу своеобразного «веберовского ренессанса», который знаменуется пристальным вниманием именно к этической стороне его творческого наследия.