Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций

Описание работы

Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження

Содержание работы

Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.

Файлы: 26 файлов

30 балов- 2 (2013).doc

— 297.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Sotsiologia_4-ое издание.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Неопозитивизм – рассматривает общественную жизнь по аналогии с природными явлениями, а истинность научных знаний оценивает только на основе эмпирических данных.

Символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) анализирует взаимодействия людей с помощью интерпретации символов, ибо только символы (язык, жесты и др.) дают необходимые средства общения. Представители этого направления Дж. Мид (1863-1931), Ч. Кули (1864-1929),   Г. Блумер (1900-1987) полагают, что общественную жизнь можно понять только анализируя поведение индивидов.

Конкретно сторонники этого направления:

    • делают акцент на «смысле», который вкладывают действующие лица, когда они вступают во взаимодействие, т.е. интеракцию;
    • считают, что общество и его динамику следует рассматривать с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных в акты поведения и взаимодействия;
    • стойкие социальные структуры и институты возникают в процессе взаимодействия людей, и именно эти процессы необходимо изучать.

 

    1. Развитие социологической мысли в Украине

Говоря о развитии социологической  мысли в Украине, следует отметить, что вообще истоки социально-политических учений относятся еще к X веку (Острожская школа), затем в значительной степени Киево-Могилянская академия оставила важный след в развитии социально-политической мысли. Эпоха просветительства дала имена Г. Сковороды, В. Золотницкого и др.

В целом характерной чертой украинской социологии является перекрещивание исследовательского поля социологии со смежными социально-гуманитарными науками. Во второй половине XIX века начинается становление и развитие собственно социологической мысли, которая имеет свои отличительные черты, связанные с особенностями исторического развития украинского народа. На развитие отечественной социологии оказали влияние не только западноевропейская социология и русская философия, но и идеи народничества, революционного демократизма в Украине, традиции собственного национально - освободительного движения.

Непосредственным началом выхода собственно социологических работ следует считать исследования женевского кружка украинских ученых 80-х годов XIX века. К нему примыкали прежде всего М. Драгоманов,                        С. Подолинский (представители механической теории в социологии) и Ф. Вовк.

М.П. Драгоманов (1841 – 1898), чье 150-летие со дня рождения в 1991 году отмечалось по решению ЮНЕСКО, был человеком чрезвычайно разносторонних интересов. Публицист, общественный деятель, ученый, магистр всемирной истории. Не случайно его называли генератором общественных идей. А сам он себя называл социалистом западноевропейского образца. На его становление как социолога большое   влияние   оказали идеи

О. Конта и Г. Спенсера.

Социально-политическое кредо Драгоманова – «космополитизм в идеях и целях, национальность в формах культурной работы». В основе гуманистических идеалов Драгоманова приоритет общечеловеческих ценностей. В своих социально-политических идеалах он был ориентирован на лучшие проявления западноевропейского демократизма.

Первым, выдвинув демократическое освободительное движение на европейскую сцену, он, по сути, решал задачу вхождения Украины в общеевропейский дом. А драгомановская идея о соединении социальной справедливости и либеральных ценностей сохраняет свою актуальность и в наши дни.

Социологию Драгоманов рассматривал как науку об обществе и призывал украинских исследователей использовать идеи и принципы западноевропейской социологической мысли. Он активно  отстаивал идею прогресса, который  в обществе должен проявиться как  уничтожение гнета, нищеты, получения равных конституционных прав. Прогресс личности он рассматривал в тесной связи с поступками человека в целом.

С. Подолинский (1850-1891) в своих работах, пытаясь соединить марксизм с социал-дарвинизмом, акцентировал внимание на прогрессивное развитие чувства гражданственности. Подолинский считал, что в общественной жизни действуют законы борьбы за существование, но в отличие от социал - дарвинистов, он признавал еще и действие закона возрастающей солидарности людей, которая воплощается в отдельных общностях. Поэтому, по его мнению, центр тяжести приходится не столько на борьбу людей между собой, сколько на борьбу людей с природой, с угрожающей средой.

Ф. Вовк (1847-1918) рассматривал социологию как науку прежде всего об общественной жизни, в центре которой находится человек. Его социологические взгляды отличались эволюционизмом: все общественные явления и формы, по мысли Вовка, это результат постепенного развития зародышей физической природы человека. Эта физическая природа людей является одинаковой для всех, но в то же время существуют и различия, которые обусловлены той средой, в которой живут люди.

Б.А. Кистяковский (1868-1925) – один из известных в свое время и почти забытый потом  философ, социолог, правовед, политический деятель. Его формирование как социолога шло под огромным воздействием социально-политических и культурно-исторических идей Драгоманова. Он был участником известного драгомановского кружка, защищал диссертацию в Берлине, работал рядом с М. Вебером.

В своих социологических воззрениях он пытался соединить неокантианские взгляды на общественные явления с «позитивными» методами их исследования. По мнению Кистяковского, в исторических процессах наряду с необходимостью значительное место занимают стихийность и сознательные действия людей, обусловленные уровнем социальной культуры.

Следовательно, той реальностью, которую  должна изучать социология, кроме  экономических отношений и сознания, являются действия людей, обусловленные  социальной действительностью и  ее культурными формами.

В 1918-1920 гг. Кистяковский возглавлял кафедру социологии в социально – экономическом отделе Всеукраинской АН (ВУАН). Именно с деятельностью этой кафедры в период работы там Кистяковского связаны основные достижения социологической мысли в Украине в 20-е годы.

Теоретическое наследие М.С. Грушевского (1866-1934) настолько велико и многогранно, что это объект изучения многих наук: истории, политологии, социологии и др. Его творчество, с одной стороны, представляет собой развитие историко-социологического направления западной общественной мысли, а, с другой стороны, непосредственно связано с духовными национальными традициями народоведения и фольклористики.

В 1921 году Грушевским создается Украинский социологический институт. В этом же году была опубликована его статья по генетической социологии. Грушевский первый в Украине применил историко-социологический метод. По его мнению, только проведя историко-социологический анализ прошлого, мы можем найти путь к пониманию настоящего, и не только настоящего, такой подход позволяет осмыслить и ход развития в будущем. Отсюда становится понятным и название его работы «Початки громадянства. Генетична соціологія». Именно в этой работе изложены основные мысли Грушевского как социолога. Здесь он впервые поставил вопрос о создании социально-политической прогностики, развитии футурологии. В последние годы Грушевский тесно сотрудничал с «Ассоциацией культурно-исторического опыта», в рамках которой велась работа в области социологии, этнологии и фольклористики.

Становлению современной социологической науки в Украине предшествовал нелегкий путь, который она прошла в условиях тоталитарного режима в СССР. После вмешательства Сталина произошло не только «упразднение» социологии, но и социологические методы конкретных исследований были изъяты из обращения, на конкретное изучение процессов и явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной наукой, враждебной марксизму.

Возрождение социологии началось с  наступлением «хрущевской оттепели» (начало 60-х годов XX века.). Правда, ситуация сложилась парадоксальная: социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука нет. Значительная часть первичной научной информации, представляющей огромную научную ценность для решения многих социальных проблем, осталась в архивах.

Ныне в Украине идет процесс  преодоления этого тяжелого наследия. Украинская социология находится в  нелегком поиске собственной автентичности, разрабатывает свою методологическую базу, концептуальную схему и соответственно категориально-понятийный аппарат. Создается сеть социологических центров, в том числе: социологическая служба института социологии НАН Украины, которая сотрудничает с социологической  службой Центра «Демократические инициативы», и службой СОЦИС – Геллап, Украинский институт социальных исследований (ранее Институт  проблем молодежи), Украинский центр экономических и политических исследований   им. А. Разумкова, Киевский международный институт социологии в Университете «Киево-Могилянская академия». Работают социологические центры во многих университетах страны.

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждений

    1. Кто стоял у истоков создания социологической науки?
    2. Кого мы относим к классикам социологии?
    3. Почему мы считаем О. Конта родоначальником позитивизма в социологии?
    4. Какие проблемы занимали центральное место в творчестве               Г. Спенсера?
    5. В чем суть органического подхода к обществу Г. Спенсера?
    6. В чем суть идеи общественной солидарности, выдвинутой               Э. Дюркгеймом?
    7. В чем отличие подхода О. Конта и Э. Дюркгейма к определению содержания социологии как науки?
    8. Какова сущность социологической доктрины К. Маркса?
    9. В чем универсализм творческого наследия М. Вебера?
    10. Что означает категория социального действия, разработанная       М. Вебером?
    11. С какими концептуальными теориями и идеями вошел в мировую социологию П. Сорокин ?
    12. Что представляет собой структурно-функциональный подход, разработанный Т. Парсонсом?
    13. В чем смысл теорий «среднего уровня» Р. Мертона?
    14. Как протекал процесс становления и развития социологии в Украине?
    15. В чем отличительная особенность украинской социологии?
    16. Какие социологические идеи развивал М.К. Драгоманов?
    17. Каково социологическое наследие М.С. Грушевского? 
    18. Какие социологические школы оставили наиболее заметный след в истории мировой социологии?
    19. Каково место и роль в истории социологии Франкфуртской школы?
    20. С именами каких выдающихся социологов XX века связана работа Франкфуртской школы?
    21. Какова основная проблематика Франкфуртской школы?
    22. Согласны ли Вы с выводами теоретиков Франкфуртской школы, согласно которым эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивилизации»: углубляющегося отчуждения, вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе («фашизоидный капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм»)?
    23. Какова основная проблематика Чикагской школы?
    24. В чем ее связь с инвайроментальной  социологией?
    25. Какие трудности стоят на пути развития социологии в Украине в настоящее время?
    26. Какие социологические центры существуют в настоящее время в Украине?
    27. Как Вы считаете, используются ли данные социологической науки властными структурами и руководящими органами для оптимального решения экономических и социальных проблем?
    28. Охарактериз<span clas

Вопросы по статистике.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Книга по политологии. Назарова.doc

— 900.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

МУ.заоч.(2012р).doc

— 787.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

П-Я 30 баллов заочный.doc

— 138.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экзаменационные вопросы.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1.docx

— 17.68 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2.docx

— 16.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

politologija1.pdf

— 1.61 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

r_1.zip

— 29.15 Кб (Скачать файл)

r_2.zip

— 165.76 Кб (Скачать файл)

r_3.zip

— 34.86 Кб (Скачать файл)

r_4.zip

— 87.30 Кб (Скачать файл)

r_5.zip

— 75.59 Кб (Скачать файл)

r_6.zip

— 137.50 Кб (Скачать файл)

r_7.zip

— 59.97 Кб (Скачать файл)

r_8.zip

— 140.48 Кб (Скачать файл)

tema_3.zip

— 17.93 Кб (Скачать файл)

tema10.zip

— 35.30 Кб (Скачать файл)

tema11.zip

— 59.62 Кб (Скачать файл)

tema4.zip

— 33.20 Кб (Скачать файл)

tema6.zip

— 32.55 Кб (Скачать файл)

tema7.zip

— 16.10 Кб (Скачать файл)

tema8.zip

— 10.03 Кб (Скачать файл)

tema9.zip

— 17.20 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"