Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций
Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження
Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.
Неопозитивизм – рассматривает общественную жизнь по аналогии с природными явлениями, а истинность научных знаний оценивает только на основе эмпирических данных.
Символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) анализирует взаимодействия людей с помощью интерпретации символов, ибо только символы (язык, жесты и др.) дают необходимые средства общения. Представители этого направления Дж. Мид (1863-1931), Ч. Кули (1864-1929), Г. Блумер (1900-1987) полагают, что общественную жизнь можно понять только анализируя поведение индивидов.
Конкретно сторонники этого направления:
Говоря о развитии социологической мысли в Украине, следует отметить, что вообще истоки социально-политических учений относятся еще к X веку (Острожская школа), затем в значительной степени Киево-Могилянская академия оставила важный след в развитии социально-политической мысли. Эпоха просветительства дала имена Г. Сковороды, В. Золотницкого и др.
В целом характерной чертой украинской социологии является перекрещивание исследовательского поля социологии со смежными социально-гуманитарными науками. Во второй половине XIX века начинается становление и развитие собственно социологической мысли, которая имеет свои отличительные черты, связанные с особенностями исторического развития украинского народа. На развитие отечественной социологии оказали влияние не только западноевропейская социология и русская философия, но и идеи народничества, революционного демократизма в Украине, традиции собственного национально - освободительного движения.
Непосредственным началом выход
М.П. Драгоманов (1841 – 1898), чье 150-летие со дня рождения в 1991 году отмечалось по решению ЮНЕСКО, был человеком чрезвычайно разносторонних интересов. Публицист, общественный деятель, ученый, магистр всемирной истории. Не случайно его называли генератором общественных идей. А сам он себя называл социалистом западноевропейского образца. На его становление как социолога большое влияние оказали идеи
О. Конта и Г. Спенсера.
Социально-политическое кредо Драгоманова – «космополитизм в идеях и целях, национальность в формах культурной работы». В основе гуманистических идеалов Драгоманова приоритет общечеловеческих ценностей. В своих социально-политических идеалах он был ориентирован на лучшие проявления западноевропейского демократизма.
Первым, выдвинув демократическое освободительное движение на европейскую сцену, он, по сути, решал задачу вхождения Украины в общеевропейский дом. А драгомановская идея о соединении социальной справедливости и либеральных ценностей сохраняет свою актуальность и в наши дни.
Социологию Драгоманов рассматривал как науку об обществе и призывал украинских исследователей использовать идеи и принципы западноевропейской социологической мысли. Он активно отстаивал идею прогресса, который в обществе должен проявиться как уничтожение гнета, нищеты, получения равных конституционных прав. Прогресс личности он рассматривал в тесной связи с поступками человека в целом.
С. Подолинский (1850-1891) в своих работах, пытаясь соединить марксизм с социал-дарвинизмом, акцентировал внимание на прогрессивное развитие чувства гражданственности. Подолинский считал, что в общественной жизни действуют законы борьбы за существование, но в отличие от социал - дарвинистов, он признавал еще и действие закона возрастающей солидарности людей, которая воплощается в отдельных общностях. Поэтому, по его мнению, центр тяжести приходится не столько на борьбу людей между собой, сколько на борьбу людей с природой, с угрожающей средой.
Ф. Вовк (1847-1918) рассматривал социологию как науку прежде всего об общественной жизни, в центре которой находится человек. Его социологические взгляды отличались эволюционизмом: все общественные явления и формы, по мысли Вовка, это результат постепенного развития зародышей физической природы человека. Эта физическая природа людей является одинаковой для всех, но в то же время существуют и различия, которые обусловлены той средой, в которой живут люди.
Б.А. Кистяковский (1868-1925) – один из известных в свое время и почти забытый потом философ, социолог, правовед, политический деятель. Его формирование как социолога шло под огромным воздействием социально-политических и культурно-исторических идей Драгоманова. Он был участником известного драгомановского кружка, защищал диссертацию в Берлине, работал рядом с М. Вебером.
В своих социологических воззрениях он пытался соединить неокантианские взгляды на общественные явления с «позитивными» методами их исследования. По мнению Кистяковского, в исторических процессах наряду с необходимостью значительное место занимают стихийность и сознательные действия людей, обусловленные уровнем социальной культуры.
Следовательно, той реальностью, которую
должна изучать социология, кроме
экономических отношений и
В 1918-1920 гг. Кистяковский возглавлял кафедру социологии в социально – экономическом отделе Всеукраинской АН (ВУАН). Именно с деятельностью этой кафедры в период работы там Кистяковского связаны основные достижения социологической мысли в Украине в 20-е годы.
Теоретическое наследие М.С. Грушевского (1866-1934) настолько велико и многогранно, что это объект изучения многих наук: истории, политологии, социологии и др. Его творчество, с одной стороны, представляет собой развитие историко-социологического направления западной общественной мысли, а, с другой стороны, непосредственно связано с духовными национальными традициями народоведения и фольклористики.
В 1921 году Грушевским создается Украинский социологический институт. В этом же году была опубликована его статья по генетической социологии. Грушевский первый в Украине применил историко-социологический метод. По его мнению, только проведя историко-социологический анализ прошлого, мы можем найти путь к пониманию настоящего, и не только настоящего, такой подход позволяет осмыслить и ход развития в будущем. Отсюда становится понятным и название его работы «Початки громадянства. Генетична соціологія». Именно в этой работе изложены основные мысли Грушевского как социолога. Здесь он впервые поставил вопрос о создании социально-политической прогностики, развитии футурологии. В последние годы Грушевский тесно сотрудничал с «Ассоциацией культурно-исторического опыта», в рамках которой велась работа в области социологии, этнологии и фольклористики.
Становлению современной социологической науки в Украине предшествовал нелегкий путь, который она прошла в условиях тоталитарного режима в СССР. После вмешательства Сталина произошло не только «упразднение» социологии, но и социологические методы конкретных исследований были изъяты из обращения, на конкретное изучение процессов и явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной наукой, враждебной марксизму.
Возрождение социологии началось с наступлением «хрущевской оттепели» (начало 60-х годов XX века.). Правда, ситуация сложилась парадоксальная: социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука нет. Значительная часть первичной научной информации, представляющей огромную научную ценность для решения многих социальных проблем, осталась в архивах.
Ныне в Украине идет процесс преодоления этого тяжелого наследия. Украинская социология находится в нелегком поиске собственной автентичности, разрабатывает свою методологическую базу, концептуальную схему и соответственно категориально-понятийный аппарат. Создается сеть социологических центров, в том числе: социологическая служба института социологии НАН Украины, которая сотрудничает с социологической службой Центра «Демократические инициативы», и службой СОЦИС – Геллап, Украинский институт социальных исследований (ранее Институт проблем молодежи), Украинский центр экономических и политических исследований им. А. Разумкова, Киевский международный институт социологии в Университете «Киево-Могилянская академия». Работают социологические центры во многих университетах страны.
Вопросы для самоконтроля и обсуждений