Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций
Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження
Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.
Несмотря на тесную взаимосвязь объекта и предмета науки, они все же не тождественны.
Поясним это на простом примере. Любое явление, процесс или отношение могут быть объектом исследования самых различных наук. Например, человек находится в центре внимания многих наук: антропологии, социологии, педагогики, психологии и т.д. Но все это разные науки, поскольку каждая из них имеет свой предмет. Причина тому – сложность, многогранность человека. Отличие различных наук в том и состоит, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности.
Объект социологического познания чрезвычайно сложен – это социальная реальность, ее общественные и личностные структуры, это общество. Но общество изучают и другие общественные науки, причем каждая из них исследует свой аспект этого сложного феномена (правовой, экономический и др.). Социология в противоположность специальным наукам изучает не те или иные социальные явления, отдельные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них.
Своеобразие социологии состоит в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений и отношений, составляющих основное содержание социальной реальности.
Не уменьшая значение многочисленных отраслей обществознания, все же следует подчеркнуть, что социология уникальна, она способна видеть мир как целостную систему. Подход социологии к изучению общества отличается, следовательно, тем, что социология изучает общество как целостный организм; это наука о целостности общественных отношений, о целостности социальной системы. И чтобы в этой системе не выпал главный элемент – человек, особое внимание социология уделяет жизнедеятельности личности, групп, их взаимодействию. Причем социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия.
Из сказанного становится
ясно, что определяющим, исходным для
понимания отличительных
Понятия «социальное» не тождественно понятию «общественное»; Социальное – это общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития.
Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют предмет социологии и ее роль.
Определение предмета социологии требует, безусловно, учета влияния культуры, традиций, социального запроса. Так, европейская культурная традиция сказалась на развитии социологии как предметно- ориентированной, а американская – как проблемно-ориентированной. И в этом плане европейские учебные пособия для студентов-социологов содержат классические разделы: «социальная структура», «социальные институты», «социальный процесс» и др. А вот американский учебник по социологии (под. ред. Смелзера) строится по иному плану: основы социального неравенства в обществе (в сфере труда, расовых отношений, взаимоотношения полов) институциональные и организационные образования и социальные проблемы с ними связанные (работа, политическая жизнь, семья, религия, наука и др.).
Нам, по-видимому, ближе европейская традиция, хотя заслуживает внимания акцент американской социологии на решение актуальных социальных проблем. Важно избежать лишь слепого копирования, больше учитывать культурные и социальные традиции своего народа и страны, ибо то, что может быть актуальным для американского общества, едва ли волнует сейчас наше, и, наоборот, у нас сейчас социальные запросы диктуют необходимость изучения таких проблем, которые едва ли понятны за рубежом.
Из сказанного понятно, что дать общепринятое определение социологии сложно, а потому, не углубляясь в теоретические дискуссии, обратимся по этому поводу к размышлениям Смелзера, который считает, что социология, попросту говоря, – это способ изучения людей. Следовательно, социологию можно определить, как науку об обществе и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях (П. Сорокин).
1.3. Функции социологии и методы социального познания
Социология, как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую.
Основная из важнейших функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить – ведь не все надо перестраивать и заменять. С другой стороны, выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований.
Для этого социологи
проводят как фундаментальные
Описательная функция социологии – это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать реальную картину социального объекта, его действия, взаимосвязи и т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества.
Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.
Прогностическая функция социологии – это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытом факторе, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. Когда социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, он движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального объекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономические, но и социально-экономические обновления. Вот тут-то и вспоминают о социальных процессах. Но социология лишь наука, ее функция – разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения, реализации – это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно этим и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендации ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.
Информационная функция социологии представляет собой процесс сбора, систематизации и накопления информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ею могут воспользоваться социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что социология объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректно выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности.
История свидетельствует, что в случае большинства социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Дж. Локка сыграли важную роль в революции 1686 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Вольтера, Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.
Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания.
В ХХ в. в социологии утвердились такие методы или подходы: системный, структурный, функциональный, из сочетания которых родился структурно функциональный. В соответствии с этим методом каждая сфера общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная) и каждый ее субъект (нация, класс, семья, личность и др.) рассматриваются как элементы общества. Определяется их место и роль, действие и взаимодействие. Таким образом, общество рассматривается с учетом его структуры, функционирования и развития.
На базе сравнительного метода возник сравнительно-исторический, который его автор, известный русский социолог М.М. Ковалевский, считал основным в социологии. На основе этого метода сопоставляются исторически развивающиеся системы на разных стадиях эволюции.
Кроме того в социологии используются методы социометрии, социальной психологии, методы статистики, факторного, латентно-структурного, коррекционного анализа и др.
1.4. Структура социологии
Структура любой науки обусловлена теми задачами, которые она ставит, и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Во-первых, структура социологии обусловлена тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.
Таким образом, в зависимости от целей и задач, которые стоят перед социологией, а точнее перед социологами, при проведении социологических исследований, различают фундаментальную и прикладную социологию.
Фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование теории и методов, на обогащение основ самой социологической науки, прикладная – на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций.
Концепции и теории и образуют теоретическую, фундаментальную социологию, а проблемы преобразования социальной жизни составляет смысл и цель прикладной социологии.
В зависимости от уровня получения знаний социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Теоретические знания – знания универсальные, эмпирические – фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирические, но законом любой науки всегда остается преобладание знания теоретического над эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге прогресс любой науки, а значит и социологии.
Эмпирические исследования
могут быть фундаментальными и прикладными.
Фундаментальные социологически
Изучая те или иные закономерности развития общества, теоретическая социология может, однако, и не сформулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные общности, социальные институты, социальные процессы. Этим занимаются специальные социологические теории, или теории «среднего уровня». Специальные социологические теории – это отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные явления, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. Специальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.