Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
В неклассической философии можно выделить ряд течений. Исторически первым течением была философия жизни, представленная такими мыслителями как А.Шопенгауэр и Ф.Ницше.
Учение немецкого философа Артура Шопенгауэра называют волюнтаризмом, так как, по его мнению, первоначалом и правящей миром силойявляется воля. Это некая бессознательная мировая сила, обусловливающая борьбу и соперничество в неживой и живой природе. Человеку кажется, что он поступает, руководствуясь разумом. На самом деле, бессознательная воля к жизни контролирует человека и делает его своим рабом, так как заставляет нас жить, во что бы то ни стало, цепляться за жизнь, даже если она тяжела или даже невыносима. Вся человеческая жизнь – страдания и разочарования. Человек сам не может выбрать, чего желать, за него выбирает воля. Она заставляет желать материальных ценностей: богатства, денег, здоровья, долголетия и т.п. Но эти желания никогда полностью не удовлетворяются. Если даже человеку удается чего-то достичь, то он испытывает разочарование, ощущая неважность достигнутого, наступает равнодушие и скука. Между страданиями и скукой мечется короткая человеческая жизнь. В обществе царят всеобщая нужда, беспрерывные усилия, столкновения, борьба. Мир наполнен злом, бессмысленностью и несчастьем, он наихудший из возможных. Свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом (от лат. «пессимус» - наихудший), а самого Шопенгауэра считают самым пессимистичным из всех пессимистичных философов.
Человек должен выйти из-под власти бессознательной воли к жизни, научиться жить действительно разумно, контролировать свои желания, воспитать равнодушие к страданиям, сострадание к другим. Для этого он должен возвыситься над уровнем обыденного существования, понять общее устройство мира. Средствами постижения мира являются занятия философией и искусством.
Немецкий философ Фридрих Ницше своей главной заслугой считал произведенную им переоценку ценностей, лежащих в основании западной цивилизации. Во-первых, Ницше – атеист и иррационалист. Он считал, что Бога нет, «Бог умер», в мире действуют только слепые стихийные силы. Высшей ценностью является биологическая жизнь. Всему живому присуще стремление к самоутверждению, «воля к власти». Жизнь – это борьба воль к власти. Ценно все то, что способствует выживанию, биологическому процветанию.
Во-вторых, Ницше антидемократ и антихристианин. Он убедительно показал, как демократия и христианская мораль постепенно ведут цивилизацию Запада к застою, деградации, падению культурного уровня и, в конечном счете, вырождению. Принципы и ценности демократии и христианской морали соответствуют интересам слабых, бездарных людей, серых и посредственных, не способных к созданию культурных ценностей, занятых только их потреблением. Именно для такого типа людей на Западе созданы оптимальные условия жизни, в то же время все яркое и талантливое обречено на гибель. Философия Ницше проникнута отвращением к человеку. По его мнению, человек в массе своей является супершимпанзе, то есть, по сути, животным, так как живет в основном животными потребностями и удовольствиями. Современное человечество вырождается. На его месте возникнет со временем новый биологический вид – сверхчеловек. Между ним и человеком будет такая же разница, как сейчас между человеком и обезьяной. Сверхчеловек – это благородная натура, стремящаяся к культурному прогрессу, совершенствованию человека и общества. Материальные ценности, благосостояние не являются целью его жизни. По мнению Ницше, только в создании сверхчеловека заключается оправдание существования человечества. Человек – не «венец творения», а всего лишь промежуточное звено в биологической эволюции.
Главной заслугой немецкого философа и экономиста Карла Маркса является разработка материалистического понимания истории. До Маркса развитие общества объяснялось идеалистически: считалось, что историей правит Бог, Абсолютная идея, Мировой разум или им подобная высшая разумная сила. В более реалистическом варианте утверждалось, что история направляется разумом выдающихся личностей. И в том, и в другом случае считалось, что сознание определяет бытие, реальную жизнь.
Маркс показал, что не сознание определяет бытие, а бытие, то есть реальные, материальные условия человеческой жизнедеятельности определяют сознание людей. По его мнению, основой общественной жизни является материальное производство. Положение в системе материального производства определяет материальные интересы людей, а они решающим образом влияют на политические, правовые, семейно-бытовые, нравственные и прочие идеи, которыми руководствуются люди в своей жизни. Материальное производство является не только основой общественнойжизни, но и источником развития общества. Происходящая время от времени радикальная смена способа производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический способы производства) вызывает изменения в других сферах общественной жизни и обусловливает переход общества на новую ступень развития. Таким образом, Маркс установил, что в обществе действуют такие же объективные, независимые от воли и желания людей законы, как и в природе. Развитие общества представляет собой естественноисторический процесс. Деятельность людей по преобразованию общественной жизни только тогда будет успешной, когда они будут учитывать объективные социальные закономерности.
Философские
идеи в марксизме получают развитие
в социально-политических и экономических
идеях. Анализируя буржуазное общество,
Маркс и его друг и соавтор
многих работ Фридрих Энгельс
пришли к выводу о том, что капитализм
исчерпал ресурсы своего существования,
частная собственность
Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм А.Шопенгауэра. Философские идеи Ф.Ницше
Экзистенциализм (от лат. «экзистенция» - существование) – одно из главных направлений в философии ХХ в. В первой половине века окончательно рухнуло представление о способности человека силой своего разума усовершенствовать общество. Вместо наступления эпохи всеобщего процветания, справедливости, братства разразились две мировые войны, переворот 1917 года и гражданская война в России, фашистский режим в Германии и сталинский в СССР и т.п. общественные явления. Философия экзистенциализма стала попыткой осмысления проблемы, как выжить человеку в ситуации острого социального кризиса, крушения привычных систем ценностей, норм, стереотипов мышления и действия, когда человек находится на грани жизни и смерти. Наиболее известные представители экзистенциализма – немецкие философы Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, французские философы Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Спектр идей экзистенциалистов обширен, но их можно свести к нескольким основным.
Идея абсурда. По мнению экзистенциалистов, заниматься постижением мира бессмысленно, так как в мире господствует абсурд, т.е. отсутствие смысла. Человеку кажется, что мир разумно устроен, что есть некоторые общие законы мира, истории, культуры. На самом деле слепая страсть, глупость и зло царят в мире, превращая его в абсурд и бессмыслицу. Мир вызывает в человеке чувства растерянности, отчаяния, отвращения.
Идея экзистенции. Предметом изучения философии является не бессмысленный мир, а человек, его существование - экзистенция. Под экзистенцией понимается жизнь конкретного человека. Причем, не внешняя, предметно-вещественная жизнь (кем работает, сколько получает, чем обладает и т.п.), а исключительно внутренняя, духовная жизнь, мир мыслей и переживаний человека. Именно в этом внутреннем, духовном мире человек может и должен искать опору для выживания в мире абсурда, поскольку всех внешних опор (денег, семьи, положения в обществе и т.п.) его легко лишить во время социальных потрясений. Человек должен реалистично оценить себя, свои способности, и лучше всего они раскрываются в пограничной ситуации, на грани жизни и смерти.
Идея свободы. Главной характеристикой экзистенции является свобода. Во внешней жизни человек, конечно же, не свободен, зависит от природных и социальных факторов. Человек свободен в том смысле, что может по-разному относиться к той или иной ситуации. Он не запрограммирован Богом, инстинктами или же окружающей общественной средой, и потому трудно предсказать, спрогнозировать его действия. Человек – это постоянно незавершенный проект, он сам себя постоянно конструирует, изобретает, и в этой внутренней творческой деятельности он свободен.
Идея выбора. Свобода постоянно ставит человека перед необходимостью выбора. Человек все время должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности, нормы и идеалы. Причем, никаких универсальных, всеобщих и единственно правильных систем ориентиров нет. При принятии решений человек не может с уверенностью опереться на христианскую или другую мораль, все относительно, ничто не указывает, как нужно правильно действовать.
Идея личной ответственности. Сделав выбор, человек несет за него личную ответственность и не может переложить ее на других людей или обстоятельства. Для человека нет оправданий. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность и в то же время предопределяет будущее мира
Идеи
экзистенциалистов носят ярко выраженный
этический характер, мобилизуют людей
на формирование активной жизненной
позиции, отказ от любых оправданий
своих действий внешними или внутренними
факторами, осознание своей
Философские идеи феминизма
Феминизм – это движение женщин против дискриминации по признаку пола. Феминизм исходит из идеи экзистенциализма о том, что человек ничем не предопределен, не запрограммирован (природой, Богом ли) и сам свободно выбирает, кем и каким ему быть. Нет никакого предопределенного сценария нашей жизни. Наша свобода и наша ответственность в том и состоят, что каждый сам выступает в роли автора и пишет сценарий собственной жизни. Это значит, что положение человека в обществе определяется не природой (цветом кожи, полом и т.п.), а культурой, образом мышления и, следовательно, может быть изменено.
Исходя из этих идей, известная представительница феминизма Симона де Бовуар подвергла критическому осмыслению социальное положение женщин. Она утверждала, что в европейской культуре доминирует мужская самооценка и оценка женщин как второго, а по смыслу – второсортного пола. Этот уцененный статус женщин объявляется данным от природы и потому неизменным, навязывается женщинам, и они с ним смиряются. В результате женщины по сравнению с мужчинами обладают значительно меньшей свободой индивидуального выбора форм своей жизни. Для феминисток это означает исключительно серьезное унижение женщины, так как она лишается возможности проявить свою человеческую сущность – свободу лично решать, кем быть. Для изменения статуса женщины в обществе необходимо, чтобы и мужчины, и женщины пришли к новому и более равноправному пониманию самих себя и друг друга. Это не означает, что между ними не должно быть различий и что их жизненные проекты должны быть одинаковы. Равенство полов, которое отстаивают феминистки, означает не их одинаковость, а юридическое, материальное и социальное равноправие. Женщины должны иметь полное право и возможность самим решать, каким видом деятельности они хотят заниматься, создавать ли им семью, обзаводиться ли детьми и т.п. При этом признается фундаментальное различие полов, которое должно оцениваться не в понятиях «высшее-низшее», а в понятиях взаимодополнительности.
Герменевтика
В античности герменевтикой называлось искусство разъяснения, перевода, истолкования. Свое имя оно получило от греческого бога Гермеса, в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Боги и люди говорили на разных языках, поэтому появилась нужда в вестнике божественных посланий.
В настоящее время герменевтика – это философское направление, которое занялось разработкой метода познания гуманитарных наук, принципиально отличного от метода познания естественных наук. Естественные науки изучают объекты и закономерности окружающей действительности с опорой на опытно-экпериментальные методы. Гуманитарные науки главным образом имеют дело с текстами. Первоначально внимание герменевтов было сосредоточено на литературных текстах. Они обратили внимание на серьезный культурологический феномен: автор текста вкладывает в него определенный смысл, читатель знакомится с текстом, но не факт, что он воспримет тот смысл, который был заложен автором. Если он обладает другим жизненным опытом, набором знаний, другой верой, то он сконструирует другой смысл текста. Получается, что смысл любого текста не существует автономно, то есть сам по себе, вне всякой связи с восприятием читающего и слушающего, но всякий раз возникает заново на стыке авторского замысла и восприятия читателя.
Эта проблема касается не только письменных текстов. Когда мы пытаемся разобраться в исторических событиях или культуре других народов, мы невольно интерпретируем, объясняем их и судим о них, образно говоря, «со своей колокольни». Герменевтика начала разрабатывать правила интерпретации текстов и любых других творений человека, которые могут привести толкователя к первоначальному смыслу. Главным методом познания гуманитарных наук герменевты считают понимание.
Философия постмодернизма
Постмодернизм
– это философия конца ХХ-
- мир
непознаваем, так как он
- непознаваемость
мира означает, что невозможно
точно установить, какое утверждение
является истинным, все относительно.
В конечном счете, оказывается,
- констатация
кризиса системы ценностей