Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
Предтечей философской мысли в Беларуси является просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Ефросинья Полоцкая — первая женщина на Руси, которая была канонизирована церковью. С её именем связано создание библиотек, строительство храмов и монастырей, которые стали позже центрами просвещения в Полоцком княжестве. Много времени она отдавала педагогической деятельности — обучению письменности простых людей. Ефросинья Полоцкая занималась также переписыванием книг, переводом философско-религиозной литературы с греческого языка на славянский. Писала она и оригинальные произведения: летописи, молитвы, поучения. По её мнению, ценность человека проявляется первее всего в нравственной среде: в любви к ближнему, милосердии, сочувствии.
Известным представителем христианской культуры XII – XIII вв. является Кирилл Туровский. Туровский епископ отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путём иносказаний и аллегорий. Идеал служения Богу видел в аскетизме. Большой интерес проявлял К. Туровский и к логике (проблема доказательства), а также к ораторскому искусству.
Дальнейшее и качественно
Важнейшей установкой общественного
сознания этой эпохи стал гуманизм.
Проявляется интерес к
Становление самобытной национальной философии связано с именем Франциска Скорины, гуманиста и первопечатника 1-ой половины XVI в. В комплексе философских взглядов этого мыслителя ведущее место занимает этика. Перед человеком ставится задача, которая возрождает сократовскую идею «Познай самого себя». Причём, поднимается не только проблема познания внутреннего мира человека, но и усовершенствования личности, формирования у неё этических и интеллектуальных положительных качеств. Последние развиваются в процессе обучения, воспитания, труда, выполнения общественных обязанностей. В основе всех положительных качеств, по мнению Скорины, лежит человеколюбие. Любовь к ближнему — это нравственное качество, которое вытекает из естественной природы человека. Одна из наивысших характеристик личности — справедливость, важным моментом духовности человека является также мудрость, которую Скорина понимает как стремление к познанию мира. Однако знание — только компонент мудрости. Только в соединении с нравственностью человека это понятие проявляется во всей полноте.
В рамках онтологической проблематики
большой интерес представляет рационалистически-
В философии Беларуси XVII в. материализм и атеизм наиболее последовательно были представлены в творчестве Казимира Лыщинского. Если для Ф.Скорины, С. Будного скорее был характерен компромисс с ортодоксальным богословием, то в философском учении К. Лыщинского имел место последовательный отказ от теологии и еёосновоположений. Основной работой Лыщинского является трактат «О несуществовании Бога», в котором он отрицал факт создания мира Богом из ничего. Центральным понятием в этом произведении является понятие «природа». Мыслитель-атеист признавал природу вечной. По его мнению, она не имеет конца, никакой внешней силой не создавалась, развивается по своим естественным законам. Это был не только материалистический подход, но и попытка диалектически осмыслить бытие. Одновременно К. Лыщинский отрицал бессмертие души. Белорусский философ высказал также смелые догадки о происхождении религии, её социальной роли в истории общества, выступал с критикой самого духовенства. Католическая церковь жестоко расправилась со своим идейным противником: 30 марта 1689 г. Лыщинский был приговорен к сожжению на костре. Имя К. Лыщинского достойно стоять в одном ряду с именами таких «великих еретиков» как Мишель Сервет, Джордано Бруно и др.
Во второй половине XVIII – начале XIX вв. (эпоха Просвещения) был сделан значительный шаг вперёд в развитии астрономии, математики, биологии, физики. В общественном сознании формируется понимание практической ценности науки. Для белорусских учёных данной эпохи, таких, как М.Почобут, Я. Снядецкий, К. Нарбут и др., был характерен стихийный естественнонаучный материализм.
Развитие философской мысли в Беларуси в XIX – XX вв. происходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев в национальной идентификации и путей развития национального самосознания (Я. Купала, Э. Пашкевич (Тётка), Я. Колас, Ф. Богушевич и др.). С конца 20-х гг. XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси (В.Стёпин, Е. Петушкова, Вл. Берков и др.).
Понятие
метафизики. Изменение статуса
В философию термин «метафизика» был введен в 1 в. до н.э. Андроником Родосским. В древнем собрании работ Аристотеля, систематизацию которых провел АндроникРодосский, совокупность работ по философии шла после естественнонаучных трудов и была условно помечена словами «то, что идет после физики» (metataPhysica).
В современной философии можно выделить три основные традиции в толковании понятия «метафизика».
1. Нередко
понятие «метафизики»
2. В ряде
философских систем понятие «
3. Третья
традиция в понимании термина
метафизики формируется в 17-18
в.в. В это время под
В настоящее
время, наиболее распространенным
в отечественной философии
Традиция метафизического мышления, зародившаяся в древности, по-видимому, отвечает глубокой потребности человеческой природы, и хотя достижения метафизики не столь впечатляющи, как успехи науки, она будет существовать до тех пор, пока существует страсть к абсолютному познанию.
Онтология как философское учение о бытии
Онтология (от греч. «онтос» - сущее) - учение о бытии, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия.
Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория "бытие". Бытие – философская категория, которая указывает на реальное существование чего-либо.Понятие "бытие" сходно с такими понятиями как «есть», «действительность», «реальность», «существование» и по большому счету они могут рассматриваться как синонимы. Существуют (находятся в бытии) не только предметы природы, но и мысли, разные психические состояния, бред, сновидения и т.п.
Отсутствие бытия обозначается понятием «небытие», «ничто», «пустота» и т.д. Категория небытия говорит о таких свойствах предметов, процессов и явлений как отсутствовать, быть нереальными.
Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии форм проявления бытия. В соответствии с материалистической позицией можно выделить следующие формы проявления бытия:
- бытие природы (живой и неживой);
- бытие человека;
- бытие общества;
- бытие духовного или мир духа как особого рода реальности.
Во всех этих четырех формах проявления бытия имеют место собственные законы и закономерности, которые являются объектом исследования для различных наук – физики, биологии, антропологии, социологии и т.д.
"Бытие"
как исходная характеристика
мира слишком абстрактное
Понятие «субстанция» (от лат.substantia, т.е. первооснова, сущность) обозначает некую реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в самых различных формах существования предметов и явлений. Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, сложилось два основных направления. Те философы, которые считают, что в основе мира лежит одна единственная субстанция, называются монистами. Монистическое понимание единства мира в истории философии реализовалось в двух основных философских направлениях – идеалистическом и материалистическом. Идеалистический монизм исходит из того, что в основе мира лежит дух, идеальное начало (Бог, идеи, Абсолютный Разум). Наиболее крупные представители данного направления в философии – это Платон и Г. Гегель. Материалистический монизм (Фалес, Гераклит, Б.Спиноза, диалектический материализм) кладет в основу мира некое материальное начало. Те мыслители, которые считают, что в основе единства мира лежат два исходных начала – дух и материя, - называются дуалистами (Р. Декарт).
Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
Картина мира может быть сформирована на основе различных типов мировоззрения – религиозного, естественнонаучного, мифологического и т.д. К формированию картины мира с позиций научного знания стремился философский материализм. Основным понятием в философском материализме имеет понятие материи («вещь», «вещество»),впервые оно появилось в работах Аристотеля. Это понятие вбирает в себя длительный опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла. По мнению сторонником философского материализма, мир – это движущаяся материя в различных ее проявлениях.
Понятие "материя" прошло три этапа в своем историческом развитии.
Первый этап. Наглядно-чувственные представления о материи появились в ранних древнегреческих философских учениях. Считалось, что материя есть то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы». В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.д. Все существующее считалось модификацией этих стихий.
Второй этап.В эпоху Возрождения и, особенно в Новое время, преобладали механические представления о материи. В этот период считалось, что материя – это совокупность физических тел и процессов (И. Ньютон, Ж. Ламетри, Д. Дидро и др.).
С точки зрения третьего этапа, диалектико-материалистического – материя это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем.
В настоящее время в философии сосуществует множество определений понятия материи. Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятия материи следует взять следующее: материя - объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Что касается строения материи, то современной науке известны два его вида – вещество и поле. Вещество дискретно (внутренне расчленено), структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формами вещества могут выступать: атомы и молекулы, газы, жидкости, полимеры, белок, вирус, живые организмы, макротела. В отличие от вещества, поле представляет собой сложное образование. Они не имеют массы покоя и рассредоточены в пространстве равномерно. Поле существует в разных видах – гравитационное, электромагнитное, биологическое и т.д. Вещество и поле взаимопроникают друг в друга и дополняют друг друга. Например, их синтезом является плазма – особое состояние материи, из которого состоят небесные тела, например, Солнце. Тесное взаимодействие между полем и веществом наблюдается и в микромире.
Универсальные свойства материи.
1. Материи присуща объективность существования – она существует вне и независимо от человека и человечества.
2. Неисчерпаемость материи, что означает огромное разнообразие его сторон, свойств, явлений и состояний.
3. Бесконечность материи означает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в материальном мире.
4. Свойство отражения говорит о способности предметов воспроизводить в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содержание других предметов.