Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

5. Материя  обладает такими свойствами как целостность и структурность. Являясь относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны материального мира непосредственно или опосредованно взаимосвязаны друг с другом.

Человек всегда пытался понять строение мироздания, выявить связи которые существуют в мире. Благодаря ряду открытий в естествознании в конце 19 в.  а также благодаря работам  по теории общества К. Маркса, А.А. Богданова, М. Вебера  философия стала рассматривать  бытие определенного  рода систему. Система– упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой. Такой подход позволяет выделить  различные уровни и подуровни в различных структурах бытия.

Наиболее  полное представление в науке  и в философии сложилось относительно материального устройства мира. В  нем можно выделить следующие  уровни: неорганическая природа, живая природа, социум. Данные уровни в совокупности составляют единую материальную систему.

Неорганическая природа – движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планетарные изменения.  Идя от простого к  более сложному, в неживой природе можно выделить следующие уровни: субмикроэлементарный – микроэлементарный – ядерный – ядерный – атомный – молекулярный – макроуровень – мегауровень (примером последнего могут служить планеты, галактики и т.д.).

Живая природа – различного рода биологические процессы. Она включена в неорганическую природу, но начинается с иного уровня. Если в неживой природе нижней ступенью является субмикроэлементраный уровень, то в живой природе – молекулярный уровень. Соответственно последовательность уровней в живой природе выглядит следующим образом: молекулярный – клеточный – микроорганизменный – тканевый – организменно-популяционный – биоценозный – биосферный.

В социуметакже можно выделить уровни: индивидуум – семья – коллектив – класс – нация – государство – этнос – человечество. Уровни социума  находятся в неоднозначных,  в нелинейных  между собой отношениях . В результате, может сложиться представление, что в обществе господствует случайность и хаотичность. Но более детальный анализ структуры общества позволяет выявить в ней главные сферы общественной жизни, имеющие свои  законы, структуры: материальную, социальную, политическую и духовную сферы.

 

  1. Движение и развитие как способ существования материи. Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики.

Идея  о необходимой связи материи  и движения – является традиционной в истории философии. При внешней  неоспоримости факта, что движение существует, в истории философии  были концепции, которые отрицали наличие  движения (Парменид, Зенон и др.).

Метафизические  концепции движения 17 века сводили  движение к одной из его форм или  сторон. Ньютон, например, писал, что  абсолютное движение есть перемещение  тела из одного абсолютного пространства в другое.

В диалектической концепции движение рассматривается как атрибут материи, включающий  в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество или мышление. Движение есть всеобщая форма существования бытия, материи. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, момент движения.    Философия рассматривает движение как изменение вообще. Сказать, что материя находится в постоянном движении, значить признать, что материя  находится в процессе постоянного изменения.

Ф.Энгельс  в «Диалектике природы», обобщив  достижения естественных наук, создает  классификацию форм движения материи. Он выделяет пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.

Классификация этих форм Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:

  1. Каждая форма движения связана с определенным материальным носителем: механическое – движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – белков, социальное – индивидов и социальных общностей.
  2. Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения.

3.   При определенных условиях формы  движения материи переходят друг  в друга.

В мире присутствуют различные виды и типы изменчивости. В самом общем виде их можно  разделить на качественные и количественные. Количественные изменения – прежде всего механические процессы, связанные с перемещением тел. Качественные  изменения связаны с изменением структуры самого предмета, превращением его в другой предмет, внутри их можно выделить изменения обратимые и необратимые. Философию в отличие от  конкретных наук в первую очередь интересуют  необратимые качественные изменения, которые называются развитием.

Развитие  характеризуется рядом фундаментальных  черт.

1.Прежде  всего – это всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место.

2. Необратимость понимается как «возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее».

3. Направленность изменений означает, что любые, даже  кажущиеся случайными изменения возникают как результаты определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения.

Таким образом, можно сказать, что развитие – это упорядоченное, закономерное и необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.

Описание  развития на отдельных участках бытия  в классической науке осуществлялось преимущественно в рамках отдельных  дисциплин. При этом открытым оставался  вопрос о переходе с одного уровня бытия на другой. Решение проблемы стало возможным благодаря синтезу  современных научных знаний о  мире и использованию принципа глобального (универсального) эволюционизма. Глобальный эволюционизм представляет собой принцип, который обеспечил распространение эволюционных идей, получивших свое развитие в биологии, на все сферы действительности. Данный принцип предполагает рассматривать  неживую, живую и социальную материи как  единую систему, которая подчиняется единому универсальному эволюционному процессу.

В настоящее  время позиции глобального эволюционизма  усилились  в связи с развитием  синергетики. Синергетика, разработанная представителем брюссельской научной школы И. Пригожиным (сам термин «синергетика» предложен Г. Хакеном) и другими учеными, изучает процессы самоорганизации, саморазвития в открытых неравновесных системах. Синергетика включила в себя новые приоритеты при создании  современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многовариантности развития, идею возникновения порядка из хаоса. Все эти положения синергетики оказали огромное влияние на характер предвидения. Прямолинейное толкование данных, полученных о системе, стало невозможно, будущее теперь рассматривается как совокупность возможностей, а настоящее – как напряженный выбор одной из них. В синергетике считается, что, зная тенденции самоорганизации системы, можно миновать многие проблемы эволюции и т.д.

Диалектика – это философское  учение о всеобщих связях бытия, о  движении и развитии всего сущего. Кроме того, она является и способом (методом) философского мышления, с помощью которого окружающий человека мир воспринимается как единое, противоречивое и динамическое целое.

     Диалектическая традиция является  древней в философии. Она представлена  во многих школах и учениях  в виде различных исторических форм диалектики.

В Античности существовала наивная, стихийная диалектика, которая была результатом простого созерцания  окружающего мира.  Платон и Аристотель пытались понять природу и источники развития мира. Сократ пытался исследовать движение человеческого познания. Но основателем диалектической традиции считается Гераклит, который считал, что природа представляет непрерывный поток изменений, а мир есть процесс. 

Диалектическая  мысль существовала в средние  века, но развивалась  в основном как  искусство спора. В Новое  время диалектика развивалась  под  воздействием открытий, сделанных в  естествознании. Но в силу господства в науке механики и математики в 17 – 18 вв., преобладало метафизическое мышление. Правда, в 18 веке Ж. Кондорсе и Ф. Вольтером была выдвинута  идея прогресса мировой  истории.

Впервые в истории философии целостное  диалектическое учение было разработано  в немецкой классической философии. Это была вторая историческая форма  диалектики  - идеалистическая диалектика. Основная заслуга в разработке  диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Г.Гегелю.

В 19 веке естествознание перешло к изучению связей и процессов, существующих между  предметами и явлениями,  что потребовало  соответствующего философского метода. Благодаря творчеству  Ф. Энгельса, К.  Маркса, В.И.  Ленина сформировалась третья историческая форма диалектики - материалистическая диалектика.

 

  1. Законы и категории диалектики

Диалектика  представляет  собой сложную систему  принципов, законов и категорий. Основными принципами (исходными положениями) диалектики являютсяпринцип развития и принцип взаимосвязи. В соответствии с этими принципами в диалектике утверждается:

1) любые  явления и предметы в мире  подвержены качественным изменениям (развитию);

2) все  в мире взаимосвязано, что подчеркивает  вся история развития мира, данные  естественных и общественных  наук.

В систему  диалектики входят и ее основные законы.

1. Закон единства и борьбы  противоположностей выявляет внутренний и внешний источники движения и  развития, принцип самодвижения. Этот закон отвечает на вопрос «Что является источником развития?». Процесс развития  предстает как  взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как основной силы  развития.  Этот закон диалектики гласит, что развитие объективной действительности осуществляется путем раздвоения единого на противоположность и их взаимодействия. Закон носит всеобщий характер и проявляется  в развитии природы, общества, в жизни индивида, в ходе человеческого мышления и познания.

2.Закон перехода количественных  изменений в качественные.  Этот закон раскрывает механизм развития, отвечая на вопрос «Как оно (развитие) происходит?». Диалектика характеризует каждый предмет с точки зрения его свойств, и в этих целях применяет понятия качества и количества. Свойство – это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношении к другим предметам. Качество представляет собой единство важнейших и необходимых свойств предмета, которые раскрывают его природу. Качество имеет свою противоположность – категорию количества.  Количество – это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования.  Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой. Мера – это философская категория, которая определяет интервал количественных  изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступает скачоккак процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество).  Скачок играет существенную роль в развитии, в истории предмета, так как в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность (молодое – старое, жизнь – смерть и т.д.).

3.Закон отрицания отрицания. Этот закон, опираясь на два других закона, выявляет направленность и тенденции развития. Данный закон отвечает на вопрос «Куда направлено развитие?». Особую познавательную роль в данном случае  играет понятие отрицание, под которым в диалектике понимается:

1) отрицание  как простое уничтожение предмета  под воздействием внешних факторов, конец развития. Данное отрицание  представляет собой,  по словам  В.И. Ленина,  «зряшное» отрицание,  оно не содержит в себе  ничего  нового, прогрессивного;

2) отрицание  как внутренний момент развития, в результате чего происходит  преодоление старого новым, сохранение  в старом всего самого положительного  и жизнеспособного, что существовало  в прошлом и что сохраняется  для будущего. Следует отметить, что развитие, как восходящий  процесс возможен только при   данном внутреннем (конструктивном) отрицании, т.е. при сохранении  и синтезе всего 

         В процессе развития оба эти  отрицания взаимосвязаны, но главная  роль принадлежит внутреннему  отрицанию. Отрицание носит всеобщий  характер, проявляясь не только  в природе (например, развитие  стебля растения из зерна),  обществе (смена способов производства, исторических эпох, поколений), но  и в жизни каждого человека (смена возраста, процесс познания  и т.д.). 

         Закон отрицания отрицания показывает, что развитие характеризуется  единством поступательного и  повторяющегося, т.е. имеет форму  спирали. Развитие предстает как  процесс, как бы повторяющий  уже пройденные ступени, но  на более высоком уровне.

Категории диалектики (неосновные законы диалектики).

1)Все  предметы и процессы материального  мира находятся в универсальных  связях и отношениях между  собой. При их взаимодействии  наступает процесс их влияния  и проникновения друг  в друга,  складываются причинно-следственные  связи.   Соотношениепричины и следствия позволяет установить генетическую связь между явлениями, когда одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием;

2) Для  анализа закономерных связей  бытия философия выработала понятия необходимость  и случайность. Необходимое– это то, что обязательно происходит при благоприятных условиях, это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи в мире. Случайность– это неустойчивые, необязательные связи, явления, процессы, это то, что может произойти, а может и не произойти. Случайное имеет под собой определенные основания и предпосылки, поэтому данная категория всегда рассматривается философией как форма проявления необходимости.

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"