Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
5. Материя
обладает такими свойствами
Человек
всегда пытался понять строение мироздания,
выявить связи которые
Наиболее
полное представление в науке
и в философии сложилось
Неорганическая природа – движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планетарные изменения. Идя от простого к более сложному, в неживой природе можно выделить следующие уровни: субмикроэлементарный – микроэлементарный – ядерный – ядерный – атомный – молекулярный – макроуровень – мегауровень (примером последнего могут служить планеты, галактики и т.д.).
Живая природа – различного рода биологические процессы. Она включена в неорганическую природу, но начинается с иного уровня. Если в неживой природе нижней ступенью является субмикроэлементраный уровень, то в живой природе – молекулярный уровень. Соответственно последовательность уровней в живой природе выглядит следующим образом: молекулярный – клеточный – микроорганизменный – тканевый – организменно-популяционный – биоценозный – биосферный.
В социуметакже можно выделить уровни: индивидуум – семья – коллектив – класс – нация – государство – этнос – человечество. Уровни социума находятся в неоднозначных, в нелинейных между собой отношениях . В результате, может сложиться представление, что в обществе господствует случайность и хаотичность. Но более детальный анализ структуры общества позволяет выявить в ней главные сферы общественной жизни, имеющие свои законы, структуры: материальную, социальную, политическую и духовную сферы.
Идея о необходимой связи материи и движения – является традиционной в истории философии. При внешней неоспоримости факта, что движение существует, в истории философии были концепции, которые отрицали наличие движения (Парменид, Зенон и др.).
Метафизические концепции движения 17 века сводили движение к одной из его форм или сторон. Ньютон, например, писал, что абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного пространства в другое.
В диалектической концепции движение рассматривается как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество или мышление. Движение есть всеобщая форма существования бытия, материи. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, момент движения. Философия рассматривает движение как изменение вообще. Сказать, что материя находится в постоянном движении, значить признать, что материя находится в процессе постоянного изменения.
Ф.Энгельс в «Диалектике природы», обобщив достижения естественных наук, создает классификацию форм движения материи. Он выделяет пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.
Классификация этих форм Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:
3.
При определенных условиях
В мире присутствуют различные виды и типы изменчивости. В самом общем виде их можно разделить на качественные и количественные. Количественные изменения – прежде всего механические процессы, связанные с перемещением тел. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета, превращением его в другой предмет, внутри их можно выделить изменения обратимые и необратимые. Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием.
Развитие
характеризуется рядом
1.Прежде всего – это всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место.
2. Необратимость понимается как «возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее».
3. Направленность изменений означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как результаты определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения.
Таким образом, можно сказать, что развитие – это упорядоченное, закономерное и необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.
Описание
развития на отдельных участках бытия
в классической науке осуществлялось
преимущественно в рамках отдельных
дисциплин. При этом открытым оставался
вопрос о переходе с одного уровня
бытия на другой. Решение проблемы
стало возможным благодаря
В настоящее
время позиции глобального
Диалектика – это философское учение о всеобщих связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Кроме того, она является и способом (методом) философского мышления, с помощью которого окружающий человека мир воспринимается как единое, противоречивое и динамическое целое.
Диалектическая традиция
В Античности существовала наивная, стихийная диалектика, которая была результатом простого созерцания окружающего мира. Платон и Аристотель пытались понять природу и источники развития мира. Сократ пытался исследовать движение человеческого познания. Но основателем диалектической традиции считается Гераклит, который считал, что природа представляет непрерывный поток изменений, а мир есть процесс.
Диалектическая мысль существовала в средние века, но развивалась в основном как искусство спора. В Новое время диалектика развивалась под воздействием открытий, сделанных в естествознании. Но в силу господства в науке механики и математики в 17 – 18 вв., преобладало метафизическое мышление. Правда, в 18 веке Ж. Кондорсе и Ф. Вольтером была выдвинута идея прогресса мировой истории.
Впервые в истории философии целостное диалектическое учение было разработано в немецкой классической философии. Это была вторая историческая форма диалектики - идеалистическая диалектика. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Г.Гегелю.
В 19 веке естествознание перешло к изучению связей и процессов, существующих между предметами и явлениями, что потребовало соответствующего философского метода. Благодаря творчеству Ф. Энгельса, К. Маркса, В.И. Ленина сформировалась третья историческая форма диалектики - материалистическая диалектика.
Диалектика представляет собой сложную систему принципов, законов и категорий. Основными принципами (исходными положениями) диалектики являютсяпринцип развития и принцип взаимосвязи. В соответствии с этими принципами в диалектике утверждается:
1) любые
явления и предметы в мире
подвержены качественным
2) все
в мире взаимосвязано, что
В систему диалектики входят и ее основные законы.
1. Закон единства и борьбы противоположностей выявляет внутренний и внешний источники движения и развития, принцип самодвижения. Этот закон отвечает на вопрос «Что является источником развития?». Процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как основной силы развития. Этот закон диалектики гласит, что развитие объективной действительности осуществляется путем раздвоения единого на противоположность и их взаимодействия. Закон носит всеобщий характер и проявляется в развитии природы, общества, в жизни индивида, в ходе человеческого мышления и познания.
2.Закон перехода
3.Закон отрицания отрицания. Этот закон, опираясь на два других закона, выявляет направленность и тенденции развития. Данный закон отвечает на вопрос «Куда направлено развитие?». Особую познавательную роль в данном случае играет понятие отрицание, под которым в диалектике понимается:
1) отрицание
как простое уничтожение
2) отрицание
как внутренний момент
В процессе развития оба эти
отрицания взаимосвязаны, но
Закон отрицания отрицания
Категории диалектики (неосновные законы диалектики).
1)Все
предметы и процессы
2) Для
анализа закономерных связей
бытия философия выработала