Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
- идея
«смерти философии» как науки,
превращение ее в такой вид
искусства как «искусство
- отрицание
возможности творчества в
Философия
постмодернизма отражает падение веры
в разум как средство познания
и преобразования действительности,
разочарование в идее прогресса,
который привел постиндустриальное
общество к трагичным экологическим,
антропологическим и
Русская философия - совокупность философских идей и концепций, сложившихся в процессе развития русской культуры, начиная с ее возникновения и до сегодняшнего дня. Русскую философию отличает религиозно-нравственная направленность, связь с художественной литературой, социальная проблематика, дуализм в понимании мира, человека и истории как следствие противостояния языческих и христианских воззрений. Одной из важнейших проблем русской философии является отношение к Западу, определение роли и места России в мировой истории, социальные преобразования.
Древнерусская философия
с XI по XVII вв.развивалась на основе византийской
патристики. Это был период донациональной философии, т. к. русские мыслители не выдвинули
оригинальных идей и теорий. В XVII в. на смену
философии византийского типа приходит
западноевропейская схоластика. В XVIII
в. философия обособилась от религии и
утвердилась как теоретическая наука,
начало развиваться естественно-
Центральной проблемойрусской философии стала проблема «Россия и Запад», мыслители рассуждали о специфике культурного развития России в сравнении с западной культурой. Одним из первых национальных философов, задумавшихся над этой проблемой, был Пётр Яковлевич Чаадаев. Свои мысли он высказал в «Философических письмах» 1829-1831гг. За резкую критику самодержавия, крепостничества, официального православия и других негативных сторон российской действительности император Николай I объявил его сумасшедшим. Чаадаев создал оригинальную теорию исторического развития. История России представлялась ему трагической и мучительной, оторванной от западноевропейской цивилизации. Достижения западноевропейской цивилизации он связывал с католицизмом. Католическая вера объединила европейские народы, но, по мысли Чаадаева, католицизм уже исчерпал опыт социального развития и определённый позитивный потенциал им виделся в православии. Своеобразие России — в её благоприятном культурно-географическом положении между Востоком и Западом. России необходимо соединить положительные стороны восточной и западной культур и развиваться не изолированно, а в русле мировой цивилизации.
Идеи Чаадаева вызвали споры в общественной мысли середины XIX в. и разделили русских мыслителей на два лагеря: славянофилов и западников.
Славянофильство — направление в русской философии середины ХIХ века, представителями которого были А. С. Хомяков, братья Аксаковы, П. Киреевский и др. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, считали, что самобытность и уникальность русской культуры обусловливают особый цивилизационный путь развития России. В основе их учения находится идея о мессианской роли русского народа. Русский народ является оплотом истинной православной веры, ему принадлежит великое будущее — спасение всего человечества, отошедшего от истинной веры и духовности. Православие должно привести Россию к мировому лидерству. Славянофилы придавали большое значение крестьянской общине. Общинное устройство русской жизни является важнейшим признаком русского народа, определяющим его особый исторический путь. Они считали, что монархия — лучшая форма правления для России. Важное место в их учении занимает понятие соборности как всеобщего принципа бытия и социальной организации. Соборность — это объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу.
В полемике со славянофильством складывалось западничество, представителями которого являлись В.Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др. Западники считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь, что и страны Западной Европы. Западники выступали за создание правового государства, где права и свобода личности гарантированы юридически. Западники критиковали православие и другие национальные особенности и традиции, которые сдерживали развитие России.
Полемика славянофилов и западников оказала большое влияние на развитие всей русской философии, в том числе и на творчество гениального писателя Ф.М. Достоевского. Писатель видел спасение русской культуры в религиозном возрождении и внутреннем преображении человека. Вместе с другими мыслителями он разработал идеологию почвенничества, т.е. идеи об особой национальной почве, которая должна стать основой возрождения русской культуры. Эта почва состоит из идеалов и ценностей православия.
Религиозно-нравственная проблематика отражена в творчестве великих русских писателей, оказавших большое влияние на общественную и философскую мысль.
Отправной точкой философско-религиозного учения Льва Николаевича Толстого была идея создания «новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, … дающей блаженство на земле». Основной тезис учения Толстого — принцип непротивления злу насилием, истоки которого он видел еще в древневосточных философских системах буддизма, даосизма, конфуцианства. Главную вину за то, что этика непротивления осталась непонятой человеком, Толстой возлагал на христианскую церковь. За яростную критику православия писатель был предан анафеме, т.е. отлучён от церкви.
Со второй половины XIX в. развивалась русская идеалистическая и религиозная философия. Значительный вклад в неё внёс христианский философ, критик, публицист и поэт ВладимирСоловьёв. Он полагал, что три силы играют роль в истории человечества: мусульманский Восток, европейский Запад и Россия. Предназначение русского народа — стать духовным лидером человечества.На мусульманском Востоке личность растворяется в обществе, западная же культура ставит личность на первое место. Соединить общественное и индивидуальное может русский народ. Соловьёв критиковал славянофилов и считал, что нельзя противопоставлять Россию Европе. Философ рассматривал человечество как целостное единство. Россия должна хранить истинное христианство и духовно влиять на мир.
По мысли философа, необходим синтез философии, религии и науки, который позволит объединить интеллектуальную, эмоциональную и творческую сферы, что, в свою очередь, позволит соединиться с Богом. Философ также предлагал синтез православия и католицизма. Русская идея, по Соловьёву, означает призыв к интеллигенции постараться восстановить в себе русский национальный характер.
Соловьев сформулировал исходные принципы русской философии. Главными идеями в его творчестве являются: учение об Абсолюте (всеединстве), Софии и Богочеловечестве. «Философиявсеединства» становится ведущей линией русского философствования. Всеединствоесть такое состояние, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб всем, а в пользу всех, это некое гармоническое единство множеств, идеальный строй бытия, определяющий направленность его эволюции. Соборность — это объединение человечества ради «духовного спасения» как отдельного человека, так и всего человечества. Особое место занимает учение о Софии — божественной премудрости, которая включает в себя истину, цельное знание и «вечную женственность».
В кон. XIX – нач.XX вв. русская религиозная философия переживает период расцвета. «Новое религиозное сознание» было представлено идеями С.Н.Булгакова, Н.А Бердяева, П.А Флоренского и др. Русских мыслителей интересовали проблемы выхода России из духовного, политического, экономического кризиса. Часть интеллигенции выход из кризиса видели в обновлённом православии.
Одним из самых выдающихся
философов этого периода был Ни
Особое место в русской философии занимает священник, философ Павел Александрович Флоренский. Он создал философию нового типа, представляющую собой всеохватывающий символистский синтез. В центре его философии проблемы слова, символа, имени. Символ имеет внутреннюю связь с тем, что он символизирует; он наделен, хотя бы частично, духовной силой обозначаемого. Символ — это орган нашего общения с реальностью. Тем самым анализ языка (символики) любого фрагмента реальности оборачивается анализом целого. Всякое духовное явление заряжено внутренней энергией, которую дал Бог. Символ выявляет скрытую энергию, божественное начало. Так, например, икона является символом мира божественного.
Слово соединяет
в себе все энергии, это
Оригинальным учением является русский космизм. Космизм утвердился в России в трех формах.
1. Культурно-философская форма на языке искусства выражала идею единства природы, общества и человека (В.Ф. Одоевский, В.В. Хлебников, П.И. Чайковский, Н.К. Рерих и др.).
2. Религиозно-философская форма сложилась в результате теоретического осмысления взаимоотношений человека с миром в условиях ускорения научно-технического прогресса. На ее становление повлияла мировоззренческая традиция православия и некоторые идеи славянофилов (Н.Ф.Федоров, Вл.С.Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.).
3. Естественнонаучная форма развивалась К.Э. Циолковским, Н. А. Умовым, В.И. Вернадским, А. Л. Чижевским и др. Константин Эдуардович Циолковский высказал мысль о возможной населенности космоса живыми разумными существами. Он призывал к активному освоению космического пространства и расселению человека в космосе, т.к. нельзя всегда жить в колыбели. Циолковский верил, что освоение космоса поможет решить человечеству его насущные проблемы, сделает его более могущественным. Однако он предупреждал, что деятельность в космосе может быть сопряжена с немалым риском, возможным столкновением с враждебными силами, которые могут даже погубить человека. Циолковский сформулировал ряд идей, образующих «космическую этику»: равенство всех разумных существ в космосе, взаимная ответственность за сохранение жизни, ненасилие.
В 20-х гг. XX столетия в СССР утвердилась марксистско-ленинская философия. Единственно верным учением признавался диалектический материализм. Но в то же время и в этот период работали интересные мыслители. Значительный вклад в развитие русской философии внёс философ-позитивист А. А. Богданов, создавший учение «тектология» (всеобщую организационную науку), которая предвосхитила современную кибернетику.
Со второй половины 30-х гг. усилилась
идеологическая диктатура в философии,
утвердился непререкаемый авторитет
«философа» Сталина. Философская мысль
оживилась в 60-ые гг. во времена «хрущёвской
оттепели». Советские философы смогли
познакомиться с
Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие социально-философских идей в Беларуси всегда оказывала её включённость в более широкие культурные целостности, а также ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком.