Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
Можно привести
и другие доводы «за» и «против»
бессмертия, которые бы свидетельствовали
о сложности проблемы. Однако прежде
чем рассуждать о бессмертии, может,
лучше задуматься о том, как мы
используем ту единственную жизнь, о
которой только достоверно и знаем.
Некоторыми философами высказывается
мысль о том, что большинство
людей живет не подлинно человеческой,
а животной жизнью, заботясь, в основном,
об удовлетворении своих физиологических
потребностей. Э. Фромм полагал, что
физическое рождение отдельного человека
отнюдь не является таким решающим
и исключительным событием, каким
кажется. Индивид должен состояться
именно как человек, а не просто биологическое
существо. Вся жизнь человека есть
не что иное, как процесс рождения
самого себя, реализация своего человеческого
потенциала. По существу, мы должны были
бы полностью родиться к моменту
смерти, но судьба большинства людей
трагична: они умирают, так и не
успев родиться. Таким образом, большинство
людей растрачивает бесценный дар
— жизнь — попусту. Зачем же
продлевать это бессмысленное
Проблема смысла жизни.
Проблема «как жить?» - это проблема смысла жизни, которая носит не абстрактный характер, а имеет большое практическое значение. Психологи утверждают, что нерешенность человеком для себя этого вопроса зачастую приводит его к алкоголизму, наркомании, суициду и т.п. Если смысла жизни нет, тогда ею и не дорожат. Можно говорить о следующих подходах к определению смысла жизни, существующих в философии.
1. Сторонники
натурализаторской версии
2. Для
верующих людей смысл
3. Представители
социологизаторской версии
4. Представители
экзистенциальной линии
Несмотря
на кажущуюся противоречивость
вытекающих из различных
Свобода и ответственность.
Одной из главнейших ценностей человека является свобода. Понятие свободы имеет непосредственное отношение к понятию судьбы. Люди во все времена задумывались о границах своей свободы, о возможности изменить свою судьбу. В древних цивилизациях существовали фаталистические представления о судьбе человека. Фатализм – это вера в предопределенность судьбы богами или некоей высшей силой, которой подчиняются даже боги. В индийской культуре судьба зависела от неумолимого закона воздаяния – кармы, которую человек зарабатывал своей предшествующей жизнью.
Частичное
преодоление фатализма
В Новое
время формируется научная
В полном
социальных потрясений ХХ веке большое
внимание проблеме свободы уделили
представители
В современную
эпоху степень свободы человека
западной цивилизации существенно
возросла. Если взять такой аспект
свободы как отсутствие принуждения,
то в демократическом обществе человек
свободен от прямого экономического
и политического принуждения. Если
понимать свободу как возможность
самореализации, то общество предоставляет
личности достаточное количество возможностей
для достижения этой цели. Духовная
свобода личности, как отмечают представители
постмодернизма, также возрастает,
что обусловлено кризисом системы
ценностей в культуре. Ценности
присутствуют в культуре, но распалась
их иерархия, система соподчинения,
и они больше не ориентируют личность
в ее повседневной жизни. Отсутствие
общепринятой системы ценностей
дает человеку свободу выбора, которая
в современных условиях жизни
ему не нужна и от которой он
фактически отказывается. Современному
человеку вполне комфортно живется,
и поэтому он с легкостью препоручает
право делать выбор и принимать
решения различным социальным структурам
(государственным органам, СМИ, системе
образования и т.д.), что отражает
состояние усталости
Сознание
– самый поразительный и
1. Представители субстанциальной концепции сознания (Платон, Августин Блаженный, Г.В.Ф.Гегель и др.) понимали сознание предельно широко, как субстанцию, первооснову мира, Мировой Разум. Мировой Разум обеспечивает мировой порядок и гармонию. Человеческий разум является отдельным проявлением Мирового Разума, законы их функционирования совпадают, поэтому он может познавать как Мировой Разум, так и его порождение – материальный мир.
2. С точки зрения функциональной концепции сознания (Т.Гоббс, Дж.Локк, Л.Бюхнер, К.Фохт, В.И.Ленин и др.), сознание является исключительно человеческим свойством, которое обеспечивается функционированием такой материальной по своей природе системы как нервная система, оно вторично по отношению к ней. Сознание способно отражать мир, то есть познавать его закономерности, поскольку и мир, и нервная система функционируют по единым законам.
3. Представители экзистенциально-
4. Социокультурная концепция
сознания (К.Маркс, К.Леви-Стросс, М.Фуко
и др.) является определенной альтернативой
экзистенциально-
Синонимичные в принципе понятия «рассудок», «интеллект», «мышление», «ум» означают способность познавать существенные свойства и отношения объектов действительности, прогнозировать события, целесообразно действовать. Понятия «самосознание», «рефлексия» означают способность мыслящего субъекта превращать самого себя в объект познания.
Понятие «сознание» означает способность направлять свое внимание на объекты действительности с целью их познания и одновременно понимание того, почему человек об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-то цель в его мыслительном внимании к данному объекту и т.д. То есть, сознание – это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, поэтому считается, что сознание присуще только людям.
Психика – это форма отражения окружающей среды и взаимодействия с ней посредством органов чувств, процессов восприятия, памяти, внимания, мышления. Она включает как сознательную, так и бессознательную части. Психика – это внешняя часть души, обращенная к материальному миру, обслуживающая телесные потребности человека. Дух – это внутренняя часть души, ориентированная на сверхъестественный мир, высшие идеалы и ценности. Душа – это духовная составляющая человека в противоположность телу – материальной составляющей.
Разум – это одухотворенное сознание, единство сознания и духа, максимальная реализация человеческих потенций. Именно этот смысл наиболее точно передает суть родового названия человека Homosapiens. Разумный человек – это не просто мыслящий человек, но еще и духовно развитый, то есть, верующий, нравственный, чувствующий красоту, в том числе, красоту мысли. Смешение понятий, относящихся к духовной сфере человека, произошло в Новое время. Философы этого периода отождествили понятия «разум», «сознание» с интеллектуальной деятельностью, с предметно-логическим, рациональным мышлением. Метафизические и религиозные смыслы понятий «разум», «душа» были утеряны.
Структура и функции сознания
Одной из
первых концепций структуры и
функционирования сознания в культуре
ХХ века стала предложенная З.Фрейдом
трехслойная модель психики. Первый
слой («Оно») представляет собой бессознательное
начало психики, состоящее из врожденных
инстинктов и неосознаваемых влечений,
по большей части носящих