Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
В реальности
сознание нельзя отделять от других структур
психики, так как сознание организует
работу различных психических
1.чувственно-эмоциональный
2. рационально-логический
3. интуитивно-волевой уровень. Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства, то есть без опоры на логику и язык. Воля – это способность постановки цели и концентрации усилий на ее достижении, исходя из соображений «надо», «я должен». Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь двух предыдущих уровней.
В реальном опыте сознания трудно разграничить его уровни, они функционируют как единая целостность. Динамика сознания, его восприятие времени описывается через состояния памяти, внимания, воображения, где в реальном фокусе настоящего (внимание) оказываются собранными как прошлые знания (память), так и целевое предвосхищение будущего (воображение).
Функции сознания:
1. познавательная (получение знаний о действительности);
2. оценочная (сознание дает оценку всем явлениям и выстраивает иерархию ценностей);
3.регулятивная (на базе накопленных знаний и выстроенных иерархий ценностей сознание определяет цели деятельности, методы их достижения, концентрирует энергию в избранном направлении).
Выполняемые сознанием функции призваны решать задачу жизнеобеспечения человека. Однако сознание может и мешать выживанию. Сознание - это не только великий благостный дар человеку, выделивший его из природного мира, но и тяжелое бремя. Без него человек был бы счастливее, так как не знал бы душевных страданий. Не случайно, чтобы унять физическую или душевную боль, отключают на некоторое время сознание с помощью медикаментов, наркотиков и т.п. Самоубийство – чисто человеческий акт. Животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Известно, что люди, попавшие в катастрофу, часто погибают не от травм, а от ужаса, сознание отключает у них спасительные автоматизмы организма. История полна примеров, когда именно сознание побуждает человека рисковать своей жизнью и здоровьем. Двойственная роль сознания показывает, что человеческая жизнь не сводится к чисто биологическому существованию.
Считается, что сознание – это специфически человеческий способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому человеку и самому себе. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, существующее в различных формах в неживой природе, живой природе и в обществе. Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить в своих изменениях особенности и черты взаимодействующих с ними объектов. Отражение проявляется уже на уровне неживой природы (изменение температуры, окраски, формы предметов, трещины и т.п.).
На уровне живой природы выделяют следующие этапы развития форм отражения:
1. раздражимость, при которой организм как единое целое реагирует на биологически важные факторы, нет еще дифференциации органов;
2. чувствительность, при которой у организмов появляются ощущения, отражающие отдельные биологически значимые свойства объектов, воздействующих на него. У животных начинается дифференциация органов чувств, формирование нервной системы;
3. психика, которая характеризуется реагированием не только на биологически важные факторы, но и на их заместители, сигналы. Наряду с инстинктами большое значение имеет и условно-рефлекторная деятельность, что позволяет говорить о наличии практического интеллекта и ассоциативного мышления у высокоорганизованных животных;
4. сознание, признаками которого являются: а) абстрактно-логическое мышление как способность воспроизводить сущностные характеристики объектов, не данные в непосредственном восприятии; б) целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности и творчески преобразовывать действительность; в) самосознание – выделение себя из внешней среды, превращение в объект познания, осмысления; г) язык как материальная оболочка мысли, вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным процессам, сколько по их знаково-символическим заместителям.
Сознание представляет собой продукт не только биологической эволюции. Оно является также результатом социального и культурного развития человечества в целом. На первом этапе формирования сознания, доязыковой его стадии, совпадающей с периодом антропосоциогенеза (5 млн.- 40 тыс. лет назад), сознание в основном фиксировало, отражало практические действия человека по овладению предметами и закономерностями окружающего мира без их осмысления, проникновения в их сущность. Восприятие мира имело наглядно-действенный, магический характер. Следующую стадию развития сознания демонстрируют культуры Древнего мира. Восприятие мира становится образно-символическим, формируется мифологическое мировоззрение. В середине первого тысячелетия до н.э. происходит переход к рациональному, логико-понятийному мышлению, что находит выражение, в частности, в появлении философии. Три этапа развития, пройденные сознанием в истории человечества, повторяются каждый раз и на уровне индивидуального развития.
Сознание и мозг
Современная наука придерживается функциональной концепции сознания. Считается, что сознание существует благодаря материальным процессам, протекающим в нервной системе, главным образом, в головном мозге человека. Мозг – это материальная по своей природе система, которая продуцирует нематериальные, идеальные, духовные по своей природе психические явления – образы, мысли, желания и т.п.
Идеальное отличается от материального, во-первых, по способу своего существования. Если материальное существует как объективная реальность, то есть независимо от человека, то идеальное представляет собой субъективную реальность, то есть оно существует только в сознании субъекта и зависит от его психофизиологических и духовных качеств, которые, в свою очередь, значительным образом определяются общественной средой.
Во-вторых,
идеальные образы материальных
объектов не обладают теми
признаками, которые свойственны
этим объектам: мысли не имеют
формы, размера, веса, запаха и
т.п. По этой причине
В-третьих,
в мире идеальных образов не
действуют законы, по которым
существуют и изменяются
Для науки остается загадкой механизм связи мозга и сознания, прежде всего, механизм порождения мозгом сознания. Мозг является весьма специфическим органом тела, который, даже будучи здоровым, не выполняет функцию порождения идеальных образов так же физиологически-автоматически, как, например, печень вырабатывает желчь. Редкие реальные случаи показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества, вернувшись в него через продолжительный отрезок времени уже никогда в полной мере не может овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки. Реализация генетического потенциала ограничена во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне тех животных, среди которых рос. Таким образом, хотя сознание считается функцией мозга, но для реализации этой функции необходима социальная среда. Мыслит не сам мозг, а ведущий социальный образ жизни человек.
Человек живет в мире, осуществляя с ним постоянный информационный и энергетический обмен по следующей схеме: воздействие внешнего мира на человека – восприятие – обработка информации – ориентировка – принятие решения – действие. Когда все ясно и понятно, тогда осуществляется обычное взаимодействие человека и действительности. Как только данная схема начинает давать сбои и не позволяет принимать ясные и привычные решения, человек начинает задаваться вопросом: «Почему так происходит?» «Какие средства необходимы для устранения неопределенности?» Описанная ситуация называется познавательной. Она может возникнуть как в повседневной жизни, так и в научной практике. В данном случае осуществляется присущая только человеку особая форма деятельности – познавательная деятельность, которая направлена на получение достоверных знаний.
Возможность и успешность познания во многом определяются средствами познания, к которым относятся познавательные способности, данные человеку от природы (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение) и материально-технические средства, созданные человеком.
Многообразие
видов познавательных способностей,
исторические и социокультурные
условия существования
1.Еще
на ранних этапах человеческой
истории существовало обыденно-
2. К исторически первым формам человеческого познания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. Оно носит обучающий и развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
3. Важную
роль на начальном этапе
4. Художественная форма познания, зародившись на заре человечества, наибольшее развитие получила в искусстве. В каждом произведении искусства, в форме, соответствующей жанру искусства, всегда содержаться те или иные знания о людях, обществе, природе.
В гносеологии познание рассматривается с учетом его взаимодействия с практикой. В философии под практикойпонимают деятельность человека, направленную на преобразование им окружающего мира или отдельных его фрагментов в целях удовлетворения своих потребностей. Основными формами практики являются:
1) Материальное производство (труд), преобразование природы.
2) Социальное
действие - преобразование общества,
изменение существующих
3) Научный
эксперимент - активная (в отличие
от наблюдения) деятельность, в процессе
которой исследователь
Основныефункции практики в процессе познания.
1. Практика является истоком и основой, движущей силой познания. Конкретные запросы практики всегда вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человечества. Например, практика земледелия в Древнем Египте стимулировала появление геометрии и математики, судоходство и торговое дело привели к появлению географии и астрономии. Сталкиваясь с новыми проблемами, важными для общества (генетика, смертельные болезни, захоронение ядерных отходов и др.), практика человечества порождает и ускоряет развитие новых отраслей познания.