Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

В реальности  сознание нельзя отделять от других структур психики, так как сознание организует работу различных психических механизмов. Сознание есть специфическое качество всей психики в целом.  При таком  подходе выделяют следующие элементы его структуры:

1.чувственно-эмоциональный уровень отличается непосредственным характером отражения действительности, конкретностью, зависимостью от состояния органов чувств, поэтому он всегда имеет индивидуальный характер. Элементы этого уровня в основном носят неосознаваемый характер, незначительная часть подвергается  рефлексии и выражению в языковой форме;

2. рационально-логический уровень. На этом уровне осуществляется познание сущностных характеристик предметов и явлений действительности методом логической обработки чувственных данных. Основным инструментом познания является интеллект (ум, мышление). Продуктивность мышления зависит не только от генетически заданных особенностей интеллекта, но и от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы. Ум – это не просто природный дар, а результат усвоения культуры, овладения духовными ценностями, созданными человечеством. Результаты познания – знания – выражены  в языковой форме. Рационально-логический уровень отличается максимальной осознанностью. Вместе с тем целый ряд общих знаний воспринимаются мышлением из культуры некритично; 

3. интуитивно-волевой уровень. Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства, то есть без опоры на логику и язык. Воля – это способность постановки цели и концентрации усилий на ее достижении, исходя из соображений «надо»,  «я должен».  Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь двух предыдущих уровней.

В реальном опыте сознания трудно разграничить его уровни, они функционируют  как единая целостность. Динамика сознания, его восприятие времени описывается  через состояния памяти, внимания, воображения, где в реальном фокусе настоящего (внимание) оказываются собранными как прошлые знания (память), так и целевое предвосхищение будущего (воображение).

Функции сознания:

1. познавательная (получение знаний о действительности);

2. оценочная (сознание дает оценку всем явлениям и выстраивает              иерархию ценностей);

3.регулятивная  (на базе накопленных знаний и выстроенных иерархий            ценностей сознание определяет цели деятельности, методы их             достижения, концентрирует энергию в избранном направлении).

Выполняемые сознанием функции призваны решать задачу жизнеобеспечения человека. Однако сознание может и мешать выживанию. Сознание -  это не только великий  благостный дар человеку, выделивший его из природного мира, но и тяжелое  бремя. Без него человек был бы счастливее, так как не знал бы душевных страданий. Не случайно, чтобы унять  физическую или душевную боль, отключают  на некоторое время сознание с  помощью медикаментов, наркотиков и  т.п. Самоубийство – чисто человеческий акт. Животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Известно, что люди, попавшие в катастрофу, часто погибают не от травм, а от ужаса, сознание отключает у них  спасительные автоматизмы организма. История полна примеров, когда  именно сознание побуждает человека рисковать своей жизнью и здоровьем. Двойственная роль сознания показывает, что человеческая жизнь не сводится к чисто биологическому существованию.

 

 

  1. Происхождение сознания. Философия о сущности отражения как всеобщем свойстве природы. Сознание и мозг.

Считается, что сознание – это специфически человеческий способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому  человеку и самому себе. Природным  основанием появления сознания стало  свойство отражения, существующее в  различных формах в неживой природе, живой природе и в обществе. Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить в своих изменениях особенности и черты взаимодействующих с ними объектов. Отражение проявляется уже на уровне неживой природы (изменение температуры, окраски, формы предметов, трещины и т.п.).

На уровне живой природы выделяют следующие  этапы развития форм отражения:

1. раздражимость, при которой организм как единое целое реагирует на биологически важные факторы, нет еще дифференциации органов;

2. чувствительность, при которой у организмов появляются ощущения, отражающие отдельные биологически значимые свойства объектов, воздействующих на него. У животных начинается дифференциация органов чувств, формирование нервной системы;

3. психика, которая характеризуется реагированием не только на биологически важные факторы, но и на их заместители, сигналы. Наряду с инстинктами большое значение имеет и условно-рефлекторная деятельность, что позволяет говорить о наличии практического интеллекта и ассоциативного мышления у высокоорганизованных животных;

4. сознание, признаками которого являются: а) абстрактно-логическое мышление как способность воспроизводить сущностные               характеристики объектов, не данные в непосредственном восприятии; б) целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности и творчески преобразовывать действительность; в) самосознание – выделение себя из внешней среды, превращение в объект познания, осмысления; г) язык как материальная оболочка мысли, вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным процессам, сколько по их знаково-символическим заместителям.

Сознание  представляет собой продукт не только биологической эволюции. Оно является также результатом социального  и культурного развития человечества в целом. На первом этапе формирования сознания, доязыковой его стадии, совпадающей  с периодом антропосоциогенеза (5 млн.- 40 тыс. лет назад), сознание в основном фиксировало, отражало практические действия человека по овладению предметами и  закономерностями окружающего мира без их осмысления, проникновения  в их сущность. Восприятие мира имело  наглядно-действенный, магический характер. Следующую стадию развития сознания демонстрируют культуры Древнего мира. Восприятие мира становится образно-символическим, формируется мифологическое мировоззрение. В середине первого тысячелетия  до н.э. происходит переход к рациональному, логико-понятийному мышлению, что  находит выражение, в частности, в появлении философии. Три этапа  развития, пройденные сознанием  в  истории человечества, повторяются  каждый раз и на уровне индивидуального  развития.

Сознание и мозг

Современная наука придерживается функциональной концепции сознания. Считается, что  сознание существует благодаря материальным процессам, протекающим в нервной  системе, главным образом, в головном мозге человека. Мозг – это материальная по своей природе система, которая  продуцирует нематериальные, идеальные, духовные по своей природе психические  явления – образы, мысли, желания  и т.п.

Идеальное отличается от материального, во-первых, по способу своего существования. Если материальное существует как объективная  реальность, то есть независимо от человека, то идеальное представляет собой субъективную реальность, то есть оно существует только в сознании субъекта и зависит от его психофизиологических и духовных качеств, которые, в свою очередь, значительным образом определяются общественной средой.

 Во-вторых, идеальные образы материальных  объектов не обладают теми  признаками, которые свойственны  этим объектам: мысли не имеют  формы, размера, веса, запаха и  т.п. По этой причине идеальные  образы не воспринимаются органами  чувств. Для коммуникации, то есть  обмена информацией и общения,  их необходимо облечь в материальную  форму – язык. Язык – это  система знаков, наделенных определенным  смыслом. Такими знаками могут  быть слова, жесты, паузы, тексты, поступки, картины, мелодии, предметный  мир и т.д. Устная и письменная  речь является важнейшим видом  языка, словесной его формой.

 В-третьих,  в мире идеальных образов не  действуют законы, по которым  существуют и изменяются материальные  объекты. Поэтому человек имеет  широкий простор для произвольного  порождения и уничтожения, изменения  и комбинирования идеальных образов.  Таким путем из них создаются  разнообразные мысленные модели  действительности. С помощью мышления, воображения, фантазии сознание  способно, так сказать, отрываться  от действительности и создавать  свой собственный, духовный мир,  отличный от объективно-реального  мира. На базе мысленных моделей  действительности сознание разрабатывает  планы творческого преобразования  мира и самого человека.

Для науки  остается загадкой механизм связи мозга  и сознания, прежде всего, механизм порождения мозгом сознания. Мозг является весьма специфическим органом тела, который, даже будучи здоровым, не выполняет  функцию порождения идеальных образов  так же физиологически-автоматически, как, например, печень вырабатывает желчь. Редкие реальные случаи показывают, что  человеческое дитя, силой обстоятельств  вырванное из людского сообщества, вернувшись в него через продолжительный  отрезок времени уже никогда  в полной мере не может овладеть речью, приобрести достаточно сложные  трудовые навыки. Реализация генетического  потенциала ограничена во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки  пропущены, потенциал гаснет, а человек  остается на уровне тех животных, среди  которых рос. Таким образом, хотя сознание считается функцией мозга, но для реализации этой функции необходима социальная среда. Мыслит не сам мозг, а ведущий социальный образ жизни человек.

 

  1. Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания.

Человек живет в мире, осуществляя  с  ним постоянный информационный и  энергетический обмен по следующей  схеме: воздействие  внешнего мира на человека – восприятие – обработка информации – ориентировка – принятие решения – действие. Когда все ясно  и понятно, тогда осуществляется  обычное взаимодействие человека и действительности. Как только данная схема начинает давать сбои и не позволяет принимать ясные и привычные решения, человек начинает задаваться вопросом: «Почему так происходит?» «Какие средства необходимы для устранения неопределенности?» Описанная ситуация называется познавательной.  Она может возникнуть как в повседневной жизни, так и в научной практике.  В данном случае осуществляется присущая только человеку особая форма деятельности – познавательная деятельность, которая направлена на получение достоверных знаний.

Возможность и успешность познания во многом определяются средствами познания, к которым относятся познавательные способности, данные человеку от природы (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение) и материально-технические средства, созданные человеком. 

Многообразие  видов познавательных способностей, исторические и социокультурные  условия существования человека, разнообразные средства и методы получения знания породили различные  формы познания. Познание может быть мифологическим, религиозным, художественным, научным, обыденным и т.д., оно может осуществляться в естественных, гуманитарных, технических науках. Рассмотрим некоторые из них.

1.Еще  на ранних этапах человеческой  истории существовало обыденно-практическое познание,доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой обыденно-практического познания  является  опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный характер, представляющий собой простой набор.

2. К исторически  первым формам человеческого  познания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. Оно носит обучающий и развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.

3. Важную  роль на начальном этапе истории  человечества играло мифологическое познание, спецификой которого было фантастическое отражение действительности в художественной форме. В рамках мифологии вырабатывались определенные представления о природе, обществе, людях и т.д.

4. Художественная форма познания, зародившись на заре человечества, наибольшее развитие получила в искусстве. В каждом произведении искусства, в форме, соответствующей жанру искусства,   всегда содержаться те или иные знания  о людях, обществе, природе.

В гносеологии  познание рассматривается с учетом его взаимодействия с практикой. В философии под практикойпонимают деятельность человека, направленную на преобразование им окружающего мира или отдельных его фрагментов в целях удовлетворения своих потребностей. Основными формами практики являются:

1) Материальное  производство (труд), преобразование  природы. 

2) Социальное  действие - преобразование общества, изменение существующих социальных  отношений с помощью революции,  реформы, войны, преобразование  тех или иных социальных структур  и т.п. 

3) Научный  эксперимент - активная (в отличие  от наблюдения) деятельность, в процессе  которой исследователь искусственно  создает условия, позволяющие  ему исследовать интересующие  его фрагменты действительности.  Можно говорить о таких формах практики как политическая, военная, революционная, педагогическая и т.д.

Основныефункции практики в процессе познания.

1. Практика является истоком и основой, движущей силой познания. Конкретные запросы практики всегда вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человечества. Например, практика земледелия в Древнем Египте стимулировала появление геометрии и математики, судоходство и торговое дело привели к появлению географии и астрономии. Сталкиваясь с новыми проблемами, важными для общества (генетика, смертельные болезни, захоронение ядерных отходов и др.),   практика  человечества порождает и ускоряет  развитие новых отраслей познания.

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"