Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 12:29, курс лекций
Слово сомелье - французское и в переводе означает – служитель ресторана, ведающий спиртными напитками.
В древности "сомелье" называли человека, который снимал пробу с королевских блюд и определял, не отравлены ли они. Только по прошествии некоторого времени сомелье стал ответствен за напитки, за разлив вин в бутылки и бочки.
Вступ.............................................................................................................. 5
Тема, мета, методика проведення заняття................................................. 6
1. Характеристика карти вина…………………………………………… 6
2. Типи винних карт……………………………………………………… 9
3. Правила складання винної карти………………………………… 11
4. Класична структура винної карти.......................................................... 14
5. Практичні завдання ……………………………………………………. 20
6. Література ................................................................................................ 21
7.Додатки...................................................................................................... 22
Опис вин може доповнюватися короткою анотацією, де перераховуються основні дегустаційні характеристики вина і даються рекомендації по його поєднанню з різними стравами. Робиться це лише в ресторанах середнього рівня, що мають невеликі карти.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2 . ВИНО. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕИРИСТИКА
Лекция 1. История
возникновения алкогольных
План
Люди всегда употребляли алкоголь. Возможно, он был случайно открыт кем-то, кто съел забродивший перезрелый фрукт и испытал странное, но приятное ощущение. Все древние народы пили свой напиток брожения: виноградное пиво и пальмовое вино производились в Месопотамии с IV тысячелетия до нашей эры, а к 1000 году до н. э. греки и финикийцы торговали вином по всему Средиземноморью.
Все они пользовались растительными культурами, аборигенными для своих регионов. А когда появились первые перегонные аппараты, винокуры стали делать то же самое, только с учетом основных различий сырья между видами спиртных напитков. Однако принято считать, что настоящая дистилляция спирта в Западной Европе началась лишь в Средние века.
К VIII веку до н. э. в большинстве кавказских и восточных культур существовало два термина для различия продуктов брожения и более крепких алкогольных напитков. В Китае рисовое вино называлось «теху», а «продукт дистилляции» был уже «суачу»; в Индии вино из пальмового сока становилось «араком» после повторной переработки, а кумыс — продукт брожения кобыльего молока, любимый татарами, — при увеличении крепости получал название «арика».
Первые письменные свидетельства дистилляции спирта, дошли до нас из Китая IV века, где алхимик Ко Хун писал: «Что превращение киновари в ртуть «подобно вину, перебродившему один раз. Его нельзя сравнить с чистым прозрачным вином, перебродившим девять раз». Речь идет о перегонке. Не может вино «перебродить девять раз», если не перегонять его.
К тому времени александрийские греки уже обнаружили, что при кипении одна субстанция может превращаться в другую. Плиний пишет о получении скипидара при перегонке кипящей смолы, а Аристотель говорит о способе получения питьевой воды из морской через кипячение, но нигде не упоминается о дистилляции вина — только о его изготовлении. В 290 году нашей эры император Диоклетиан приказал уничтожить архивы александрийской библиотеки, и, возможно, любые упоминания о производстве спирта исчезли вместе с ними.
Кто же был первым: китайцы, египтяне или греки? Историк и исследователь алхимии Энтони М. Хаус предлагает компромиссный вариант: «Вполне возможно, что представители этих культур проводили эксперименты с перегонкой спирта примерно в одно и то же время, без ведома друг друга». Как видим, в основе всего лежит алхимия. Алхимия — это школа мысли, которая старается через различные дисциплины проникнуть в тайны самой жизни. Она пробует разобраться в устройстве мира и, наряду с другими проблемами, изучает превращения вещества, чтобы убрать внешние наслоения и выделить его истинную сущность.
В результате исследований алхимиков появились духи, косметика, различные лекарства, способы золочения и серебрения металлов, искусство мумификации, а со временем и крепкие алкогольные напитки. Когда спирт был «открыт» Раймондом Луллием, в нем видели мощную субстанцию и возможную разгадку великой тайны бытия.
Как указывает Дэннис Никхолл в своей книге об истории процесса дистилляции, отцом-основателем алхимии был египетский бог Тот (у греков Гермес). Оба они являются символами мистического знания, возрождения и преображения. Они могли возвращать жизнь умершим, а посох Гермеса превращал любой металл в золото.
Истоки алхимии нужно искать в Древнем Египте (al-kbcm на арабском языке означает «египетское искусство»), но со временем, испытав сильное влияние греческих исследователей александрийской школы, она заняла центральное место в философских и научных трактатах ранних мусульманских ученых. Так арабы стали хранителями секрета дистилляции. Поскольку ислам запрещает употребление алкоголя, ученые пользовались перегонными кубами (al-ambiqs) для изготовления духов, косметики (al-kobl, откуда и происходит слово «алкоголь») и лекарственных микстур.
Наиболее известным из них был ученый VIII века Абу Рейхан Бируни, основатель современной медицины, которому приписывается первый опыт использования алкоголя в лечебных целях. Его соотечественник Авиценна тем временем изобрел змеевик для охлаждения и конденсации дистиллируемых веществ.
Искусство алхимии торжественно шествовало вместе с исламом, который распространился по всей Северной Африке, а затем по Пиренейскому полуострову после вторжения мавров. Исторические хроники свидетельствуют о том, что первые перегонные колонны появились в Андалусии в X веке.
Таким образом, нельзя просто
указать на какое-то определенное место
на карте и объявить, что здесь
впервые начали изготавливать крепкие
спиртные напитки. Скорее всего,
они появились сразу в
Есть свидетельства,
что примерно в то же время
дистилляцией активно
Есть сведения, что кельты не только умели варить пиво, но и получать более крепкий напиток путем перегонки, но, у истории нет конкретных доказательств. Однако с учетом того, что метод перегонки, изобретенный китайцами, со временем распространился через Индию и Кавказ, можно предположить, что кельты (которые первоначально были племенем, обитавшим в кавказском регионе) сохранили это искусство в своих странствиях по Европе, пока не прибыли к скалистым берегам Британских островов.
В монастырях Андалусии, Салерно и Ирландии постепенно начала складываться информационная сеть, а монахи унаследовали от алхимиков право называться хранителями старинного искусства. В то время монастыри выполняли функции современных школ, библиотек и лечебниц; в эпоху раннего Средневековья на передовом крае научных знаний находилась Ирландия. Именно ирландские монахи, странствовавшие по дорогам Европы вместе со своими собратьями из Салерно, и мавры доносили свое искусство до тех, кто мог оценить его результаты.
Начинают появляться письменные свидетельства использования процесса перегонки. В Салернской школе они были зафиксированы уже в XI веке, а в 1174 году, когда Генрих IV вторгся в Ирландию, он обнаружил, что местные жители занимаются изготовлением aqua vitae («воды жизни»), тогда неизвестной в Англии.
Хотя такие напитки, как
мед, широко употреблялись по
торжественным случаям,
Поэтому монахи прописывали
страждущим ликеры и эликсиры
— один из них до сих пор
производится монахами из
По мере того, как сведения о крепких алкогольных напитках распространялись все шире, практическое применение искусства дистилляции все четче разделялось на три направления. Монахи и ученые продолжали изготовлять лекарственные эликсиры, алхимики по прежнему пытались выделить сущность бытия, большинство же людей проявляло интерес к алкоголю в чисто практическом смысле его потребления.
Основателем европейской
Луллий искал эфир, неуловимый пятый элемент (квинтэссенцию), который, по убеждению алхимиков, лежал в основе всех вещей. Впоследствии Луллий познакомил Англию с искусством дистилляции спирта.
Крепкие спиртные напитки заняли прочное место в сознании людей. В 1483 году некий Шрик из Аугсбурга издал первую печатную книгу об алкоголе, а 12 лет спустя монах Джон Кор приобрел знаменитые «восемнадцать бушелей солода» и, предположительно, основал производств виски в Шотландии.
Большинство крепких зелий того времени сильно отличалось от чистых дистиллятов, которые производят в настоящее время. Почти все сорта водки и виски были сильно ароматизированы травами и пряностями, чтобы замаскировать запах сивушных масел из-за низкокачественной дистилляции.
Итак, спиртное вырвалось из монастырских стен и появилось в домах простых людей, где его стали употреблять в иных целях.
Наличие собственных запасов дистиллированного спирта было неотъемлемым признаком жизненного благосостояния. «Со средневековых времен и по меньшей мере до XVIII века у каждого состоятельного человека имелась своя кладовая, где распоряжалась ключница, готовившая алкогольные и прохладительные напитки. Она же ведала фруктовым садом и огородом, где росли травы и пряности, следя за тем, чтобы сбор урожая происходил в нужное время, в соответствии с фазами Луны»,— пишет Розамунда Ричардсон в книге «Сельская мудрость».
Алкоголь легко сбросил оковы медицины и стал частью повседневной жизни. Как указывает Тереке Маккена в книге «Пища богов», алкоголь был всего лишь первым искусственным наркотиком, на сотни лет опередившим героин, кокаин и мескалин.
В эпоху Возрождения началась масштабная международная экспансия производства крепких спиртных напитков. Это произошло по двум главным причинам. Во-первых, благодаря браку Екатерины Медичи с Генрихом II итальянское искусство изготовления ликеров нашло благодатную почву во Франции.
Во-вторых, итальянские монахи принесли в Польшу и Россию до сих пор неведомые методы производства спирта в перегонной колонне.
К концу XVI века начали появляться первые коммерческие винокурни, немедленно обложенные государственным налогом. Многие из них представляли собой не более чем перегонный агрегат, установленный в просторном помещении, но некоторые винокуры, такие как Лукас Боллс из Амстердама, уже занимались крупномасштабным коммерческим производством дженевера и ликеров, а производители водки из Познани приступили к экспорту своих новых сортов.
Оборудование для перегонки становилось более совершенным. В Шотландии была распространена тройная дистилляция, а в Польше и России четырехкратная дистилляция была лишь частью неустанных усилий этих стран в стремлении производить самый чистый спирт, какой только возможно получить.
Каждая страна
закладывала основы технологии
производства крепких напитков,
пользующихся мировой славой
в наши дни. Индустриальный
рост способствовал новым
Хотя экспорт спиртного постепенно расширялся, но, за исключением бренди из Англии и Голландии, крепкие напитки имели в основном местный сбыт и становились все более популярными среди населения и привлекательными для правительств, которые видели в них надежный источник пополнения государственной казны и сбора средств для нескончаемых войн.
Мир становился все более тесным. Расширение европейских империй породило новый импульс производству спиртных напитков. В XV веке Испания и Португалия основали колонии в Бразилии и на Карибских островах и почти сразу же приступили к производству сахара. Новые поселенцы остро нуждались в алкоголе, но доставка бренди из далекой Европы была слишком большой роскошью, поэтому они поступили так, как поступали винокуры во все времена: использовали местное сырье, в данном случае сахарный тростник. Ром сначала был напитком для рабов, но вскоре его производство стало важным и прибыльным видом коммерции, особенно когда англичане, французы и голландцы колонизировали другие острова и основали свои сахарные производства.