Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа
Цель исследования – разработать программу по бисероплетению и вышивки бисером для детей среднего школьного возраста (5-7 классы).
Задачи исследования:
- Изучить историю, традиции и технику вышивки бисером;
- Исследовать роль вышивки бисером в современном декоре интерьера;
- Разработать методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером;
- Изготовить панно в технике вышивка бисером
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИИ ВИШИВКИ БИСЕРОМ…6
1.1 История происхождения бисера……………………………………………..6
1.2 Область применения бисера в украшениях, одежде и предметах быта в русском народном творчестве………………………………………………31
1.3 Техника вышивки бисером………………………………………………….41
1.4 Бисер в современном декоре интерьера……………………………………45
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ И ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..51
2.1 Принципы и методы обучения бисероплетения……………………….….51
2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером....56
2.3 Планы-конспекты занятий……………………………………….………....72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....82
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И
МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедрой НХКиМО
_____________ А.М. Лесовиченко
(подпись)
2014г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера»
Выполнил студент группы 3-08 ДПТ
Н. О Бурцева _________________
(подпись, дата)
Специальность: 071301.65 Народное художественное творчество
Специализация: Декоративно-прикладное творчество
Форма обучения: заочное
Научный руководитель: ст. преподаватель каф. НХКиМО И.И. Кондратьева ______________
Новосибирск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИИ ВИШИВКИ БИСЕРОМ…6
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ И ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..51
2.1 Принципы и методы
обучения бисероплетения…………………
2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером....56
2.3 Планы-конспекты занятий…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....82
Приложение А (эскизы изделия из бисера фото)………………………..…....88
Приложение Б (техники, схемы)…………………………………………….….95
Приложение В (техника безопасности)………………………………………..
Приложение Г (схемы практической работы)………………………………..101
Введение
Актуальность исследования
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно емкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» - традиционные художественные промыслы, связанные понятием – народное искусство.
В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки-игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках и т.д
Хочу обратить ваше внимание на один из видов декоративно- прикладного искусства бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребован и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Глядя на украшение из бисера, трудно поверить, что все это может сделать абсолютно каждый, даже ребенок, главное – иметь настоящее желание постичь данное искусство. Да, именно искусство, потому что поделки из бисера и украшения не могут оставить никого равнодушны, они восхищают своей красотой и по-настоящему завораживают. Бисер сам по себе как материал очень красив, поэтому неудивительно, что из него получаются столь оригинальные и интересные вещи.
История бисероплетения уходит своими корнями в глубокую древность, когда рукодельницы изготавливали декоративные украшения из бисера для цариц. В те далекие времена бисер был доступен лишь богатым знатным лицам. В Средние века бисер пронизывал все слои европейского общества, украшение из него носили и королевы, и крестьянки. На сегодняшний день бисер присутствует на прилавках многих магазинов в широком ассортименте. Увидев такое разноцветье и сияние маленьких «жемчужин», руки сами так и тянуться, чтобы что-нибудь с них смастерить.
Плетение бисером получило широчайшее распространение, народную любовь и признание, особенно среди детей. Сегодня практически в каждом городе в рамках дополнительного образования ребенок может научиться этому мастерству. Дополнительно известно, и это подтверждают многие известные педагоги и ученые, что бисероплетение, и вышивка бисером благоприятно сказывается на развитии ребенка как, в общем, так и мелкой моторике пальцев – в частности.
Объект исследования – Современный декор интерьера.
Предмет исследования – Традиции вышивки бисером.
Цель исследования – разработать программу по бисероплетению и вышивки бисером для детей среднего школьного возраста (5-7 классы).
Задачи исследования:
- Изучить историю, традиции и технику вышивки бисером;
- Исследовать роль вышивки бисером в современном декоре интерьера;
- Разработать методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером;
- Изготовить панно в технике вышивка бисером
Методы исследования:
Для достижения цели дипломной работы был проведен анализ литературы авторов по технологии бисероплетения: Ю.А. Аникова; М.Я. Ануфриева; В.А. Дудорева; О.Л. Ильина; О.Ю. Кирянина; Н.Е. Марьенкина и другие авторы.
Анализ литературы авторов по традициям бисероплетения в декоре интерьера: Кузин В.С.; Немов Р.С.; Червова А.А; Ясвин В.А. и другие авторы.
Анализ литературы авторов по традициям бисероплетения в декоре интерьера: Галочкина Ю.А.; Дудорева В.А.; Литвинец Э.Н.; Моисеенко Е.Ю.; Путилина Н.Д. и другие авторы.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе раскрываються: история развития бисера и традиции вышивки бисером, техника бисероплетения и используемый материал, бисероплетение и вышивка бисером в современном декоре интерьера. Вторая глава раскрывает методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером в системе дополнительного образования, разработка программы по бисероплетению и вышивке бисером для детей среднего школьного возраста. Приложение включает: эскизы изделий из бисера и схемы, техники бисероплетения.
Практическая работа представлена из панно выполненное в технике вышивка бисером.
Количество использованных источников 62
Количество страниц дипломной работы 101
История бисера как материала неотделима поначалу от истории стеклоделия в целом. В зависимости от степени развитости стекольного производства для его создания использовались более или менее сложные составы стекломассы и различные приемы изготовления бусин. В настоящее время археологами накоплен обширный материал по этой теме. Бисер и бусы - обычно первая или одна из первых разновидностей художественного стекла при становлении любого стеклоделательного производства. Поэтому их производство отмечено во всех известных центрах художественного стеклоделия. Но кажущаяся легкость этого производства довольно обманчива: ведь на практике, как показывают факты, требовалось не менее ста лет, чтобы качество бисера достигло достаточно высокого уровня.
Принято считать, что история стеклоделия началась в середине II тыс. до н.э. Возникло в Египте и Месопотамии. Самой первой продукцией древних стеклоделов были, естественно, бусы. И какое-то время этот материал в ассортименте стеклянных изделий преобладает. Производство бусин для декоративных целей сразу же потребовало развития цветного стеклоделия. Первые бусины из стекла синего, бирюзового, желтого, красного, белого и черного стекла употреблялись преимущественно на месте. Они еще не имели распространения за пределами ареала их производства, т.е. области древневосточных цивилизаций. [41; c 69.]
Первая цивилизация, где можно проследить длительный процесс развития самобытного бисерного искусства, был Древний Египет. Там цветное стекло в форме кусочков смальты (непрозрачной массы) и бус служили заменой природных материалов. Бисерины синего, голубого, сине-зеленого и коричнево-красного цветов, близких по цвету и прозрачности соответственно лазуриту, бирюзе и сердолику, включались в декоративные композиции взамен перечисленных самоцветов или наравне с ними. Это были и целиком стеклянные бусины, и керамические, покрытые цветными смальтами (непрозрачным стеклом). Из таких сортов бисера изготовляли много различных украшений.
В более поздние эпохи стеклянный бисер для украшения нарядной одежды и парадного убранства производился в древней Финикии, в античном Средиземноморье. Но главным экспортером стекла оставалась до времен Римской империи (I в. до н.э. - IV в. н.э.) Александрия Египетская. В античном мире цветные пестрые бусы и были известны под названием «египетских». В то же время, греческий остров Родос также по традиции почитается как крупнейший в античное время центр производства бисера. Осуществлялось производство бисера и в восточных государствах, позднее вошедших в ареал исламского мира.
Уже тогда ассортимент бисера был весьма обширен, включая в себя литые и дутые бусины различных цветов, в том числе белого. Особенно изумляют своей красотой многоцветные бусины, узорные разводы различных цветов на которых напоминают «глазки», «перья», петли и другие сложные завитки. К этому времени ценились бусины и глухого стекла, и прозрачного, и выполненные в комбинированной технике.
Отметим, что цветному бисеру первоначально нашлось применение в самых простых техниках: плетении, низании, вышивке, инкрустации. Возникнув в древности, эти техники уже никогда не забывались.
В VIII - VII вв. до н.э. бисер, как составляющая стеклянного ассортимента, стал известен на Кавказе, в Северном Причерноморье, в Западной Европе, на Британских островах. [41; c 69.]
Византия унаследовала от античности и стекольные мастерские, на несколько веков став главным экспортером цветного стеклянного материала по всему миру. Император Константин Великий перевез из Рима в свою новую столицу, Константинополь, лучших стекольных мастеров и обеспечил их заказами.
С падением Византийской империи лидером производства бисера стала Венецианская республика. В лагуне Венецианского залива, на острове Мурано с тех пор и доныне существует стекольное производство. Уже в XIII в. в цехе стекольщиков Республики св. Марка выделилась специальность мастеров, делавших исключительно бисер, бусы и пуговицы. Именно они создавали всемирно известный мелкий бисер, который смог приобрести славу соизмеримую со славой древнего и эллинистического египетского. Венецианский бисер был известен не только по всей Европе, но и в передней Азии, Северной Африке.
В Древней Руси цветное стекло было такой же ценной редкостью, как и везде в Европе. Византия, которая со времени принятия русскими христианства, оказывала, естественно, наибольшее внешнее влияние на становление культуры Руси, пыталась удержать секреты производства стекла, как и многих других высокотехнологичных производств. Экспорт готовой продукции, наоборот, поддерживался. В первую очередь, дорогие византийские изделия удовлетворяли потребности церкви и светских владык.
Информация об использовании мелких бусин в средневековой Руси весьма разрозненна и вряд ли дает более или менее полную картину. Но и она позволяет утверждать, что бисер нашел достойное применение в древнерусском декоративном искусстве. Можно выделить два направления использования декоративного стеклянного материала. Первый - самый традиционный, в украшении костюма, в формировании внешнего образа человека, определенного социального и культурного уровня. Второй, (также наблюдаемый и в Западной Европе) - украшение культовых предметов, прежде всего, постоянно пребывающих в храме.
Впервые на Руси бисер появился одновременно с другими импортными товарами еще в X в.
О том, что бисер, наряду с бусами более крупных размеров, был хорошо известен в русских землях, убедительно свидетельствует археологический материал. Возможно, среди таких стеклянных бусин из раскопок, встречаются и те, что производились русскими мастерами, но основную массу поставлял импорт. Среди археологических находок наряду с разрозненными бусинами, обнаруживаются и снизки бус различной длины. Некоторые из этих снизок слишком коротки, чтобы их можно было носить на шее как ожерелье: в этом случае, вероятно, на снизку нанизывались бусы, первоначально нашитые на одежду, или же перемежавшиеся с каким-то несохранившемся материалом. Большинство снизок составлены из бусин различного происхождения, разного размера и цвета. Такое украшение подбиралось постепенно, стеклянные бусины накапливались, что подтверждает их редкость и ценность в глазах владельцев. Отметим, что снизки стеклянных бусин могли служить не только женским украшением, но и мужским. [60; c 131.]
Информация о работе Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера