Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать программу по бисероплетению и вышивки бисером для детей среднего школьного возраста (5-7 классы).
Задачи исследования:
- Изучить историю, традиции и технику вышивки бисером;
- Исследовать роль вышивки бисером в современном декоре интерьера;
- Разработать методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером;
- Изготовить панно в технике вышивка бисером

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИИ ВИШИВКИ БИСЕРОМ…6
1.1 История происхождения бисера……………………………………………..6
1.2 Область применения бисера в украшениях, одежде и предметах быта в русском народном творчестве………………………………………………31
1.3 Техника вышивки бисером………………………………………………….41
1.4 Бисер в современном декоре интерьера……………………………………45
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ И ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..51
2.1 Принципы и методы обучения бисероплетения……………………….….51
2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером....56
2.3 Планы-конспекты занятий……………………………………….………....72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....82

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Бурцевой Н.О 2014 г итогов.doc

— 4.52 Мб (Скачать файл)

Рассмотрим структуру комбинированного занятия по художественной обработке материалов на примере бисероплетения. Занятия по технологии имеют практико-ориентированный характер, поэтому основная часть занятия отводится на выполнение практической работы - 70% и лишь 30% - на теоретическую часть.

Остановимся более подробно на самой продолжительной по времени части занятия - практической работе, в которой выделяют три вида инструктажа. Инструктаж включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения низания бисером, последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы с иглой, ножницами, бисером.

Цель инструктажа - привитие учащимся практических навыков, объяснение и показ, как выполнять тот или иной трудовой процесс, в какой последовательности выполнять работу, как пользоваться инструментами.

Инструктаж включает вопросы, с которыми педагогу необходимо обращаться к детям в целях активизации их мышления. Вопросы педагога могут касаться планирования предстоящей работы, объяснения и обоснования приемов работы, усовершенствования формы изделий, подбор материала и т.д.

Инструктаж может быть вводным, текущим, заключительным. Вводный инструктаж проводится перед выполнением практического задания для ознакомления с последовательностью выполнения каждого задания. Вводный инструктаж должен ответить на вопросы: Что делать? Как делать? Почему так делать? Что, когда и как контролировать? [25; c 54-59.]

Вводный инструктаж обычно бывает фронтальным, т.е. объяснение ведется для всех учащихся. Показ приемов работы осуществляется так, чтобы учащимся все хорошо было видно. Целесообразно для показа использовать крупные бусины и толстую нить.

Из-за различной подготовки, индивидуальных качеств и других причин отдельные учащиеся после вводного инструктажа встречают затруднения при выполнении практической работы. Педагог, заметив подобные затруднения, применяет текущий, индивидуальный или групповой инструктаж (для нескольких учащихся.) Подобный текущий инструктаж крайне необходим на занятиях, но он не должен отвлекать внимание педагога от основной части учащихся. Индивидуальный инструктаж, проведенный своевременно, помогает устранить появившиеся у учащихся затруднения, вселяет уверенность, а это очень важный момент в воспитательном отношении.

Текущий инструктаж может быть групповым, индивидуальным, осуществляется в процессе как минимум трех обходов. Первый обход посвящается организации рабочих мест учащихся, второй - правильности выполнения технико-технологических операций, третий - правильности проведения контроля и самоконтроля.

Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия. При этом демонстрируются лучшие образцы выполнения техники низания бисером, цветовое сочетание, геометрическое решение, отмечаются характерные недостатки, типичные ошибки. Цель заключительного инструктажа -предупреждение ошибок в будущем. После окончания темы рекомендуется провести просмотр готовых изделий, остановиться на достоинствах выполненных работ, а также на недостатках, проанализировать ошибки, отметить навыки, полученные в результате изучения темы.

Рассмотрим Авторскую программу по бисероплетению для системы дополнительного образования»

Пояснительная записка

Данная учебная программа может быть использована в любом учреждении дополнительного образования или школьном кружке для учащихся 5-7 классов. Рекомендуется работать с группой не более 15 человек. Программа обучения рассчитана на один год. На занятия отводится 144 часов. Занятия проводятся по два часа два раза в неделю.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом и с современным уровнем развития науки, научных технологий.

Цель программы - прививать учащимся навыки искусства бисероплетения, воспитывать и развивать у них способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, формировать способности к художественному творчеству, развивать вкус, творческую активность, воспитывать умение работать коллективно, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе, содействовать профориентации учащихся.

Задачи: получение знаний по

-изучить историю развития  бисероплетения;

-развивать у учащихся  умение анализировать схемы;

-правила хранения и обработки бисерного изделия;

-технологический процесс изготовления бисерного изделия и пути снижения его себестоимости;

  • правила безопасности труда;
  • основы цветоведения и материаловедения;
  • способы выявления потребностей общества в товарах и услугах

Навыки:

- работа с литературой;

  • овладение основными приемами низания;
  • использование полученных теоретических знаний на практике

Умения:

  • организовать трудовой процесс, свое рабочее место;
  • осуществлять обработку готовых бисерных изделий; - рассчитывать себестоимость изделий из бисера;
  • подбирать материалы для бисероплетения;
  • самостоятельно «читать» схемы низания;
  • разрабатывать цветовое решение будущего изделия.

Целевая группа: Учащиеся 5-7 классов общеобразовательной школы, не более 15 человек

Рабочая задача: Продуктивно занять свободное время обучаемых с целью развития их способностей к художественному творчеству Необходим преподаватель со средним или высшим педагогическим образованием, владеющий и увлеченный искусством бисероплетения

Требования к квалификации преподавателя: Учебно-методическая литература по бисероплетению; технические средства обучения (компьютер, принтер, проектор) Оценка готовых изделий обучаемого. Оценка самостоятельно работы обучаемого. Участие в выставках, конкурсах художественного творчества, экскурсиях и т.д.

Содержание программы

Вводное занятие

Цели и задачи обучения бисероплетению. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Экологичность бисерного рукоделия. Современные и исторические предпосылки развития искусства бисероплетения.

Культура, традиции, символика русского народа

Понятие «культура», «традиция», «символика». Значение цвета в национальном костюме.

История возникновения стекла и бисера.

Место бисера в мировой и российской культуре.

Выставка бисерных изделий руководителя кружка

Рождение стекла в Египте и древнейшая технология его получения.

Развитие стеклоделия в Сирии, Финикии, Риме. Тайна венецианского и богемского стекла. Бисер в истории народов XVII - XIX в.в. - «золотой век» русского бисера. Российские стеклодельные фабрики. Вклад М.В. Ломоносова в производство стекла и бисера.

Материалы, инструменты, приспособления для бисероплетения

Бисер и его виды (круглый, рубка и т.д.), бусины, стеклярус; иголки, булавки; ножницы; нити, леска; нитковдеватель. Бумага с нанесенной сеткой, цветные карандаши, салфетка, сантиметровая лента, станок для ткачества. Калибровка бисера.

Технология плетения цепочек и лент из бисера

Классификация приемов низания. Способы закрепления нити (лески) в начале и по окончании низания (простой и хирургический узел). Технологии выполнения плетений: " крестик", "колечки", "цветок", "змейка", "зигзаг". Работа со схемами низания. Изготовление фенечек.

 

Цветоведение. Орнаменты и символика разных народов мира

Понятия «цвет», «цветовой круг», «композиция», «орнамент», «раппорт», «ритм», «цветовой спектр», хроматические и ахроматические цвета, «контраст», «орнамент» и его виды. Цветовой круг «Ньютона, В. Бецольда, Гете. Теплые и холодные цвета. Цветовая сочетаемость. Подбор цветового решения изделия (воротника, салфетки, гайтана и т.д.) и орнамента на компьютере при помощи авторской программы «Цвет и орнамент».

Виды драгоценных камней.

Форма и огранка камня. Изготовление бисерных колец

Понятия "драгоценные камни", "карат". Виды драгоценных камней: алмаз, берилл (изумруд и аквамарин), рубин. Форма и виды огранок камней. Технология и варианты оплетения камня бисером. Технология изготовления бисерных колец.

Беседа: "Место бисера в современной Высокой моде".

Использование бисера, стекляруса, бусин для украшения одежды и для изготовления аксессуаров Валентином Юдашкиным, Эмануэлем Унгаро, Бернаром Перри, Жан-Полем Готье, Осимаром Версолато, Кристианом Лакруа. Новые идеи в старинных вещах. Оформление альбома «Изделия из бисера и с бисером в современной моде».

Ажурное низание. Изготовление воротника или салфетки из бисера

Понятия "ажурное низание", "связка". Применение и виды ажурного низания. Чтение схем сеток. Выбор вида воротника или салфетки, цветовое решение. Самостоятельное составление схем. Низание образцов. Изготовление воротника или салфетки в технике ажурного плетения.

Декоративные изделия и сувениры из бисера

Понятие "декоративное низание". Применение технологии параллельного низания. Изготовление броши и сувениров в виде фигурок различных животных (кролик, мышка, крокодил и т.д.). Способы выявления потребностей общества в бисерных изделиях.

Правила хранения бисерных изделий и их восстановление

Правила хранения бисерных изделий. Демонстрация и изготовление упаковки для клипсов, сережек, бус с застежкой. Восстановление бисерных изделий (обрыв нити, линька или раскол отдельных бусин, влажная обработка, сушка).

Пасха. История праздника. Традиции.

Символика

Пасха. История праздника. Традиции. Символика (кулич, крашенные яйца).

Технология плотного низания. Изготовление бисерного пасхального яйца

Понятие "плотное низание". Технология плотного низания. Изготовление образца плотного низания. Подбор рисунка, разработка схемы, цветового решения бисерного яйца. Низание центрального "пояса" яйца. Низание "макушек" яйца. Изготовление подставки под яйцо.

Организация и проведение внутри кружковой выставки

Организация и проведение выставки работ учащихся. Критерии оценки бисерных изделий.

Объемное низание. Изготовление спирального жгута и воздушного шнура

Технология объемного низания. Подбор материала для жгута и шнура.

Цветовое решение. Выбор рисунка. Изготовление спирального жгута и воздушного шнура.

Расчет себестоимости бисерного изделия

Себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости бисерного изделия (материалы, электроэнергия, износ оборудования, рыночная цена, затраченное время, качество изделия и т.п.). Пути снижения стоимости изделия: материал, энергосберегающие и безотходные технологии, рациональная организация технологического процесса и т.п. Рентабельность.

Приемы вышивки бисером

Отбор материала для вышивки бисером. Способы закрепления нити в начале и конце работы. Способы перевода рисунка на ткань. Технология выполнения швов: "по счету", "стебельчатый", "арочный", в прикреп.

Работа над проектом

Выбор темы, постановка технических задач, поиск путей их решения, разработка технологии выполнения изделия, расчет себестоимости, оценка окончательной работы. Изготовление изделия из бисера для учебного проекта. [25; c 54-59.]

Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства

Общие сведения о традициях бисероплетения родного края. Технология изготовления изделия из бисера. Цветовая гамма старинных изделий. Сравнительный анализ старинных и современных бисерных изделий.

Защита учебного проекта

Защита учебного проекта в виде доклада и демонстрации работы. Обзор знаний по бисероплетению. Влияние общества на развитие бисероплетения.

Подведение итогов

Организация внутри кружковой выставки работ учащихся. Оформление фотоальбома с работами обучаемых.

3. Учебно-тематический план по бисероплетению и вышивке бисером

Название темы

Количество часов всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие

2

теоретического

материала

2

-

1.

Культура, традиции, символика русского народа

1

 

1

 

2.

История возникновения стекла и бисера.

Место бисера в мировой и российской

культуре

1

 

1

-

3.

Материалы, инструменты, приспособления для бисероплетения

1

1

 

4

Технология плетения цепочек и лент из бисера

9

4

5

4.1

Классификация приемов низания

2

1

1

4.2

Технология «Крестик»

0,5

0,5

-

4.3

Технология «Соты»

0,5

0,5

-

4.4

Технология «Цветок»

0,5

0,5

-

4.5

Технология «Змейка»

0,5

0,5

-

4.6

Технология «Зигзаг»

0,5

0,5

-

4.7

Работа со схемами

0,5

0,5

-

4.8

Изготовление фенечек

4

-

4

5

Цветоведение. Орнаменты и символика Разных народов мира

12

4

8

5.1

Цветоведение

2

2

-

5.2

Орнаменты и символика разных народов мира

2

2

-

5.3

Подбор цветового решения изделия при помощи авторской компьютерной

программы «Цвет и орнамент»

4

-

4

5.4

Подбор цветового решения изделия при 
помощи авторской компьютерной

программы «Цвет и орнамент»

4

-

4

6

Технология оплетения камня бисером

10

4

6

6.1

Виды драгоценных камней

1

1

-

6.2

Форма и виды огранок камней

1

1

-

6.3

Технология оплетения камня бисером

2

2

-

6.4

Технология изготовления бисерных

колец

6

-

6

7.

Место бисера в современной моде

2

2

-

8

Ажурное низание

14

6

8

8.1

Понятие, виды, применение ажурного низания.

2

2

-

8.2

Чтение схем сеток

1

1

-

8.3

Составление схем

1

1

-

8.4

Низание образцов

2

2

-

8.5

Изготовление воротника или салфетки

8

-

8

9

Декоративные изделия и сувениры из бисера

9

1

8

9.1

Технология параллельного низания

1

1

-

9.2

Изготовление броши

2

-

2

9.3

Изготовление сувенира

2

-

2

9.4

Изготовление цветов из бисера

4

-

4

10.

Правила хранения и восстановления бисерных изделий

2

0,5

1,5

11

Пасха. История праздника Традиции. Символика

2

2

-

12

Технология плотного низания

30

10

20

12.1

Понятие и технология плотного низания

2

2

-

12.2

Изготовление образца плотного низания

4

4

-

12.3

Разработка схемы плетения для бисерного яйца

4

4

-

12.4

Изготовление бисерного пасхального

яйца

20

-

20

13

Организация и проведение внутри кружковой выставки

2

-

2

14

Объемное низание. Изготовление спирального жгута и воздушного шнура

6

1

5

14.1

Изготовление жгута или шнура

6

1

5

15

Расчет себестоимости бисерного изделия

2

2

-

16

Приемы вышивки бисером

6

2

4

16.1

Приемы вышивки бисером

2

2

-

16.2

Технология вышивки бисером

4

-

4

17

Работа над проектом

25

2

20

18.

Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства

2

2

-

19.

Защита учебного проекта

2

1

1

20

Подведение итогов

Смешанной занятие

 

2

   

Всего:

144

Информация о работе Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера