Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа
Цель исследования – разработать программу по бисероплетению и вышивки бисером для детей среднего школьного возраста (5-7 классы).
Задачи исследования:
- Изучить историю, традиции и технику вышивки бисером;
- Исследовать роль вышивки бисером в современном декоре интерьера;
- Разработать методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером;
- Изготовить панно в технике вышивка бисером
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИИ ВИШИВКИ БИСЕРОМ…6
1.1 История происхождения бисера……………………………………………..6
1.2 Область применения бисера в украшениях, одежде и предметах быта в русском народном творчестве………………………………………………31
1.3 Техника вышивки бисером………………………………………………….41
1.4 Бисер в современном декоре интерьера……………………………………45
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ И ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..51
2.1 Принципы и методы обучения бисероплетения……………………….….51
2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером....56
2.3 Планы-конспекты занятий……………………………………….………....72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....82
Удивительно, но такая форма использования бисерной мозаики, как создание салфеток различного бытового назначения, в русском бисере не особенно распространена.
Также в меньшей степени используется бисер для украшения столовых приборов и посуды. Наиболее удачно бисерный чехол смотрелся на посуде из бесцветного стекла: невольно возникал эффект «стекла с на цветом». Особенно популярны были стаканы с бисерными чехлами. Среди этих чехлов наиболее обычны полностью повторяющие форму стакана и свободно надевающиеся на него. Но есть и такие, которые лишь частично закрывают боковую поверхность сосуда. Встречаются также дополнительно снабженные металлическими кольцами-обоймами, которые фиксируют бисерное цилиндрическое панно по верхнему и нижнему краю стакана. Последняя конструкция наиболее редкая, ее трудно осуществить в домашних условиях. Важно отметить, что чехлами снабжались самые разные стаканы: как простые цилиндрические, так и граненые. Иногда чехол закрывает поверхность, декорированную росписью и гравировкой.
Еще одна разновидность предметов, украшенных бисером -подушечки-«думки», на которых изображаются животные, цветы, и мотивы разных стран мира (Китай, Япония).
Среди украшенных бисером, несколько особняком стоит группа предметов, предназначавшихся для удовлетворения потребностей культурного и образованного человека, склонного к занятиям музыкой, рисованием, писанием писем. Так, требования комфорта вызвали к жизни и другие настольные предметы, такие как пресс для карт, чехлы и футляры для карандашей и ручек, пеналы.
Есть, среди украшенных бисером, группа предметов, которые не имели определенного места в интерьере. Их могли переносить из комнаты в комнату или брать с собой при выходах из дома, они могли убираться в шкафы или другие места жилых покоев, их трудно отнести к числу аксессуаров одежды, хотя они иногда выполняли и эту роль. К таким относят статуэтки, шкатулки, альбомы для записей и рисунков, блокноты.
В эту мобильных коммуникаций, приобретают популярность чехлы для сотовых телефонов, электронных книг (рис.10, Приложение А).
Украшают бисером и карманные футляры для разных бытовых мелочей, прежде всего - зубочисток. Футляры для зубочисток представляли собой пенальчик из двух цилиндров, замкнутые части которых оформлялись кисточками из бисерных петель. Сам пенальчик вязался из бисера крючком. Внутрь одного из цилиндриков вставлялось обрезанное и очинённое гусиное перо (как для письма, только без разреза на стрелообразной части). Второй цилиндр надевался на эту заточенную часть пера, защищая его. Встречаются футляры для зубочисток и без «колпачка».
Также можно встретить футляры для визитных карточек - порт-карт, для очков, а также портсигары и тому подобные вещицы, как правило, созданные мастерами картонажного искусства и дополнительно украшенные тисненой кожей и вышитой бисером картинкой.
Традиционной сферой применения бисера всегда оставались предметы церковного убранства, уборы домашних икон и некоторые другие предметы, связанные с православными обычаями. Другой вид убора иконы - сплошь расшитое полотно, в котором «личное» воспроизведено в технике живописи по тому же холсту-основе, что и вышивка. [34]
Несколько особняком стоят такие предметы, связанные с обиходом православного христианина в России, как пасхальные яйца. Они одновременно и предметы христианского культа, и в то же время - сувениры. Основой для изделия служит заранее подготовленная болванка обводной формы: прежде страусиное или гусиное яйцо, позже - куриное или же деревянная заготовка. В последнем случае болванка часто имеет сквозное отверстие по вертикальной оси, сквозь которое будет пропущена цветная лента с широкой петлей вверху и пышным бантом внизу. Такое яйцо висит в доме у верующих рядом с иконами не только на Пасху, но и в течение всего года (рис. 11, Приложение А). [35; c 39-42.]
За плоскими бисерными работами прочно закрепилось название «картинки». Многие из этих мозаик и создавались в качестве настенных картин-панно, которые в соответствующем обрамлении должны были украшать стены жилых покоев. Практически любая бисерная работа может быть превращена в настенное декоративного панно. В таком виде ныне существуют в составе частных коллекций многие бывшие подстаканники, вставки в бытовые мелкие вещицы, фрагменты более крупных панно (рис. 8, Приложение А).
Собственно, картины, естественно, имеют привычную форму, как правило, прямоугольного формата. Фигуративная композиция нередко оказывается дополнена декоративным обрамлением. Картины встречаются нескольких видов. Фон изображения часто оставляют не расшитым: такие картины напоминают аппликацию. Аналогичным образом вышиваются картины по сетчатой тканевой основе: тюлю, ситу. Встречаются панно, выполненные бисером среднего размера. Их мозаичная поверхность дополнялась вышивкой шелком или шерстью. При этом нитками расшивается фон изображения, а само бисерное клеймо расшивается бисером одного тона под гризайль. Если сплошные бисерные мозаики более всего напоминали живописные полотна или раскрашенные гравюры, то «гризайлевые» бисерные панно на монохромном фоне из ниток - скульптурный рельеф.
Следующая, выделенная нами, группа бисерных изделий, требует пояснений. К таким изделиям относят сувениры. Это вещи как правило особых форм: в виде цветов, животных и пр. (рис. 12,13 Приложение А)., а также всевозможные статуэтки (рис.14, Приложение А).
Совокупность бисерных изделий в настоящее время оказалось возможным типологически разделить на несколько весьма четко очерченных групп: отделка одежды и сопутствующие аксессуары; вставки в мебель, настенные обивки и другие предметы домашнего интерьера; бытовые предметы обихода, настольные мелочи и модные вещицы; элементы убранства храма, одеяния священнослужителей и другие предметы христианского культа; отдельные картинки и панно в специальном обрамлении; сувениры.
Предложенная систематизация охватывает весь комплекс бытовых предметов, окружавших обыденную и праздничную жизнь современного русского общества.
Еще со времен Венецианской республики бисер широко использовали для оплетения различных сосудов. Оплетали бутылки, фужеры, подсвечники, чернильницы, изготавливали подстаканники. Создавались целые сервизы, отделанные бисером. Для оплетения сосудов рекомендуется использовать приемы, которые применяют для оплетения пасхальных яиц. Сосуды простой формы можно оплести с помощью любой техники плетения, а также комбинируя их. Для оплетения сосудов сложной формы лучше всего использовать технику сетчатого плетения. Такие изделия после окончания работы можно вышить бисером по бисерной сетке. Для работы взять нить или леску.
На основе анализа научной литературы, учета предшествующего опыта технологической подготовки школьников, современных требований к его личности, опираясь на многообразие подходов и принципов в педагогической науке, нами предпринята попытка построения модели дидактической системы обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» в системе общего и дополнительного образования.
Основными концептуальными подходами в исследовании выступают личностно-ориентированный (В.И. Андреев, М.А. Викулина, Л.С. Выготский, И. С. Якиманская), деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), средством реализации которых служат педагогические технологии, обладающие систематизирующим фактором влияния на все компоненты дидактической системы обучения школьников и ориентирующие на развитие способностей к художественному творчеству учащихся. [4; c 67-70.]
Личностно-ориентированный и деятельностные подходы к процессу обучения учащихся художественной обработке материалов направлен на развитие личностных качеств школьника, способного к активной, творческой деятельности, к осознанию себя субъектом в новых социально-экономических и социокультурных условиях.
С позиций личностно-ориентированного, деятельностных подходов, рассматриваемая нами дидактическая система представляет собой целостное образование, характеризующееся внутренним единством структур, образованных совокупностью целей, ориентацией на социализацию личности, интегрированным содержанием, формами, методами, средствами обучения, направленное на развитие художественного творчества школьников.
На основе анализа научно-методической литературы определены функциональные особенности процесса обучения в образовательной области «Технология», которые послужили основополагающими характеристиками для построения дидактической системы обучения школьников художественной обработке материалов.
При разработке модели системы обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» мы основывались на научном представлении о взаимосвязях компонентов системы, на принципах непрерывности, комплексности, междисциплинарности, универсальности, технологичности, социальной обусловленности, стадийности, социализации личности.
Для создания модели системы обучения школьников художественной обработке материалов были определены ключевые понятия:
Разработана нами модель дидактической системы обучения школьников художественной обработке материалов (схема 1). Дидактическая система является открытой системой и изменяется под влиянием внешних социально-экономических, социокультурных факторов. Теоретическими основами являются: личностно-ориентированный, деятельностный, подходы, идеи гумманизации и демократизации, концептуальные идеи о формах, методах и средствах обучения также педагогические закономерности процесса обучения.
Предлагаемая нами модель дидактической системы развития художественного творчества в процессе обучения художественной обработки материалов основана на принципах научности, доступности, системности, непрерывности, последовательности, технологичности.
Компонентами дидактической системы обучения школьников художественной обработке материалов являются элементы структуры, к которым относятся: цель, принципы, содержание, процесс и результат.
Цементирующей основой модели дидактической системы является цель -начальный компонент педагогического процесса, в котором преподаватель и учащиеся уясняют конечный результат своей совместной деятельности. В данном случае цель - развитие способностей школьников к художественному творчеству.
Среди комплекса задач по ее достижению в качестве основных мы выделяем следующие: формирование личностных качеств, положительных установок к творческой деятельности, личностно-значимых мотивов, участие в реализации творческих проектов и заданий; обучение приемам, видам, технологиям работы с бисером; содействие в выборе профессий обучаемых; развитие самоконтроля, трудолюбия, аккуратности, терпения.
В своем исследовании мы использовали принципы, лежащие в основе творческой деятельности учащихся, выделенные и теоретически обоснованные В.И. Андреевым и Н.М. Сокольниковой.
Содержательный компонент модели предполагает два взаимодополняющих элемента: совокупность собственно нормативного знания в соответствии с требованиями образовательного стандарта; трансформируемые социально-значимые нормативы как источник становления личностного опыта в форме творчества и саморазвития.
Творческое построение содержания учебного предмета (содержательный компонент) должно быть адекватно поставленной цели. Вместе с тем четко определяются логико-содержательная основа, разнородные элементы, уровни, масштаб и форма процессов, что лимитирует педагогический эффект.
Изучение результатов научных исследований, анализ учебных планов, педагогический опыт и стремление к улучшению обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» позволили нам в содержании обучения выделить три блока: общекультурный, профессионально-предметный, технологический.
Информация о работе Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера