Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать программу по бисероплетению и вышивки бисером для детей среднего школьного возраста (5-7 классы).
Задачи исследования:
- Изучить историю, традиции и технику вышивки бисером;
- Исследовать роль вышивки бисером в современном декоре интерьера;
- Разработать методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером;
- Изготовить панно в технике вышивка бисером

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИИ ВИШИВКИ БИСЕРОМ…6
1.1 История происхождения бисера……………………………………………..6
1.2 Область применения бисера в украшениях, одежде и предметах быта в русском народном творчестве………………………………………………31
1.3 Техника вышивки бисером………………………………………………….41
1.4 Бисер в современном декоре интерьера……………………………………45
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ И ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..51
2.1 Принципы и методы обучения бисероплетения……………………….….51
2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером....56
2.3 Планы-конспекты занятий……………………………………….………....72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....82

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Бурцевой Н.О 2014 г итогов.doc

— 4.52 Мб (Скачать файл)

 

 

 

2.3 Планы-конспекты  занятий

 

Покажем на конкретном примере использование приведенной выше структуры занятия по художественной обработке материалов.

Дата: 22-я учебная неделя.

Класс: 5-7.

Тема: «Технология объемного плетения».

Цель: эстетическое развитие детей на занятиях по бисероплетению

Задачи: научить  читать схему, изготавливать изделия,    развивать у учащихся  эстетический вкус, аккуратность, терпеливость, усидчивость.

Тип занятия: комбинированный урок.

Форма занятия: беседа + практика

Наглядные пособия и оборудование: для учителя- образцы схем изделий выполненных в технике «Жгут спиральный», иглы, ножницы леска.

Для учащихся- иглы, схемы, ножницы, бисер, нитки, карандаш.

Материалы (на одну ученицу):

Бисер - 3 пакета по 5г.;

Стеклярус — 3 пакета по 5г.;

Леска d =0,13 - 7 метров.

Инструменты (на одну ученицу):

Ножницы маникюрные - 1 штука;

Иголка для бисера - 1 штука.

Приспособления:

Лоток под бисер и стеклярус - 2 штуки;

Ткань фланелевая 15x15 см -1 штука.

Наглядные пособия:

Схема: «Жгут спиральный», готовый спиральный жгут - 1 шт., образцы плетения -5 шт., дидактические карточки. Время: 90 минут (1 занятие = 2 урока).

ХОД КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ.

1. Организация учащихся (4 мин.).

Педагог приглашает учащихся зайти в кабинет, проверяет присутствующих, готовность ребят к занятию: наличие необходимых материалов и инструментов. Сообщение темы и цели занятия.

2. Мотивирование обучения и актуализация знаний, учащихся (3 мин).

Педагог задает вопросы учащимся по технике безопасности:

  • «Давайте вспомним, где должны храниться иголки?»
  • «Как правильно передавать ножницы?», и т.д.

3. Изложение педагогом нового материала (20 мин.). «Тема нашего занятия: «Объемное плетение. Жгут спиральный». Ребята, мы должны сегодня научиться первому приему объемного плетения - жгут спиральный, сплести образец и начать выполнять браслет или ожерелье в этой технике».

Объемные изделия представляют собой полый жгут (шнур) плотного или ажурного плетения. Шнуры, сплетенные из бисера, - одно из самых нарядных женских украшений.

В старину они были неотъемлемой частью русского народного костюма. (Демонстрация книг и альбомов с изображением украшений в технике объемного плетения, специально подобранных слайдов). Их носили однотонные или цветные, по одному или более одновременно. В старину жгуты низали на нескольких нитках, получали плоскую ленту, потом соединяли ее по длине в шнур. Другой способ - из нитей с нанизанным бисером вывязывали крючком жгут или низали бисер на нить, плотно накручивая ее (виток к витку) на веревочный шнур, а каждые два близлежащих витка сшивали через бисеринки. Позже плетение стало осуществляться на одной нити.

В наше время украшения из бисерных шнуров опять входят в моду. В отделах бижутерии продаются колье, браслеты, серьги, броши из бисера. А ведь эти украшения можно выполнить самим из мелкого и крупного бисера, бусин, рубки, стекляруса.

Существуют разные старинные и современные способы изготовления шнуров: на плоской, круглой и квадратной основе. Толщина шнура зависит от того, сколько бисеринок в ряду: чем их больше, тем толще жгут. Количество бисерин первого ряда называется «кольцом».

Жгут спиральный - это ажурный жгут из бисера и стекляруса или из бисера и рубленого бисера, нанизанных в определенной последовательности. Такие жгуты могут быть однозаходными, многозаходными, в зависимости от количества цветов используемого стекляруса. Их плетение можно осуществлять на 9,12,15,18,21 и более бисеринах в кольце.

4. Закрепление знаний учащихся (5 мин).

5. Практическая работа (40 мин)

Вводное инструктирование учащихся и пробное выполнение работы учащимися (10 мин.).

Перед тем, как приступить к низанию ожерелья или браслета, учащиеся должны выполнить упражнение и освоить технику плетения. Для этого школьники изготавливают образец.

Для плетения жгута педагог использует схему: «Спиральный жгут». Он плетется из бисера и стекляруса. Нарастание длины жгута пойдет по спирали. (Педагог раздает учащимся образцы жгута, демонстрирует готовый жгут).

Учитель объясняет по схеме: «Рассмотрим технику плетения спирального жгута на девяти бисеринах в кольце. Нанизать на иголку с ниткой бисер и стеклярус в следующем порядке: одна бисерина + стеклярус + две бисерины + стеклярус + две бисерины + стеклярус + одна бисерина. Иголку пропустить через бисерину 1, чтобы получилось кольцо. Протянуть нитку. Начальный отрезок нитки длиной 12-15 см. оставить для последующей заделки.

Второй ряд начинать набором стекляруса 10 и двух бисеринок 11-12, после чего иголку пропустить через бисерину 3 первого ряда. Протянуть нитку. Набрать на иголку с ниткой стеклярус 13 и две бисерины 14-15, а иголку пропустить через бисерину 6 кольца. Притянуть нитку. Снова набрать стеклярус 16 и две бисерины 17-18 и пропустить иголку через бисерину 9 кольца. Притянуть нитку. Закончен второй ряд.

Для дальнейшего плетения понадобится стержень (карандаш, ручка и т.п.) Стержень необходимо вставить в сплетенную часть жгута и продолжать на нем работу. В этом случае натяг будет более равномерным, а работать значительно удобнее».

Учащиеся при помощи схемы, дидактических карточек выполняют образец спирального жгута. Педагог осуществляет индивидуальный инструктаж, направленный на исправление ошибок учащихся, организацию и выполнение трудовых приемов. Педагог осуществляет как минимум три обхода. Отвечает на вопросы учащихся.

6. Физкультминутка (3 мин через каждые 20 минут практической работы)

Осуществляется в виде упражнений для снятия усталости с глаз. (Комплексы упражнений представлены в приложении 3).

7. Подведение итогов занятия (5 мин.).

Педагог проводит заключительный инструктаж, который включает в себя демонстрацию качественно выполненных образцов спирального жгута, общую характеристику работы учащихся на занятии, анализ допускаемых стандартных ошибок. Педагог отмечает, достигнута ли цель занятия.

8. Уборка рабочих мест и помещения (4 мин.).

При решении проблем обучения художественной обработке материалов необходимо руководствоваться следующими положениями, выделенными и обоснованными Д.П. Ельниковым:

  •    обучение художественной обработке материалов является составной частью технологической подготовки учащихся.
  • содержание, формы и методы обучения базируются не только на опыте прошлого, но и на современных достижениях теории и практики.
  •    программы должны быть примерными. В них отражаются сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, применяемых в данном виде труда, а также варианты технологии изготовления изделий.
  •   обучение должно начинаться с раннего возраста и опираться на знания и умения по общеобразовательным дисциплинам, носить политехнический характер. Оно может осуществляться на уроках, в кружках, в творческих группах и индивидуально. Целесообразно, чтобы каждый обучаемый имел комплект инструментов, приспособлений.
  •    формы и методы обучения зависят от многих факторов: наличия и состояния материально - технической базы, состава и интересов обучаемых, уровня социальной и методической подготовки обучаемых и т.д.
  •    обучение строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях, учитывает социально-экономические изменения в жизни общества. Приоритетными в нем должны быть формирование и развитие личности, способностей, учащихся к художественному творчеству, возрождение, сохранение и приумножение культурного наследия народа.
  • основными критериями оценки обученности учащихся служит качество самостоятельно изготовленного изделия.

 

Занятие по теме «Классификация приемов низания»

Цели и задачи занятия:

– Знакомство с историей появления искусства плетения цепочек и браслетов из бисера.

– Освоение детьми техник плетения «крестик» и «колечки».

– Воспитание аккуратности и трудолюбия.

Ход занятия:

  1. Организация учащихся (4мин.)

Педагог приглашает учащихся зайти в кабинет, проверяет присутствующих, готовность ребят к занятию: наличие необходимых материалов и инструментов. Сообщение темы и цели занятия.

  1. Мотивирование обучения и актуализация знаний, учащихся (3 мин).

Педагог задает вопросы учащимся по технике безопасности:

- «Давайте вспомним, где  должны храниться иголки?»

- «Как правильно передавать  ножницы?», и т.д.

          3. Изложение педагогом нового материала (20 мин.) «Тема нашего занятия: «Плетение крестик.» Ребята, мы должны сегодня научиться первым приемам плетения в техники плетения цепочек и браслетов в две нити – «крестики», сплести образец и начать выполнять браслет или ожерелье в этой технике»

Цепочки и браслеты уже на протяжении многих веков являются любимыми украшениями как женщин, так и мужчин. Цепочки используются не только как самостоятельное украшение, но и как часть других изделий (колье, часов, брелоков, кулонов, медальонов и др.). В средние века на шее носили цепь, которая называлась «галже» в 13-16 веках были очень модными пояса из металлических звеньев для подвешивания ключей, вееров, кошельков. В 16 веке мужчины носили кордельер – длинную цепь, обычно золотую, которая свисала с пояса. На тяжелые массивные цепи вешали ордена и часы. С давних времен женщины из народа украшали себя цепочками, плетенными из бусин и бисера. Надевали их на шею (несколько штук сразу), на голову, использовали вместо пояса.

Браслет – кольцеобразное (сомкнутое или разомкнутое) украшение. Носили его обычно на руках, на запястье или выше локтя, реже на ногах, у щиколоток. У германских воинов он был символов доблести и одновременно защитным средством в бою. С 1960 года браслеты широко вошли в молодежную моду. В 1970-80 гг. появились украшения в виде разноцветных бус – «фенечки».

Цепочки и браслеты можно изготовить с помощью всех известных техник плетения, а также комбинируя их. Мы с вами сегодня познакомимся с техникой плетения цепочек и браслетов в две нити – «крестики». При плетении рекомендуется использовать капроновую нить или леску.

4. Закрепление знаний учащихся (5 мин.)

5. Практическая работа (40 мин.)

Вводное инструктирование учащихся и пробное выполнение работы учащимися (10 мин.)

Перед тем, как приступить к низанию ожерелья или браслета, учащиеся должны выполнить упражнение и освоить технику плетения. Для этого школьники изготавливают образец.

Техника плетения «крестик»

Простую цепочку из крупного бисера можно сделать в две нити с помощью нитки с иголками на концах или без иголок.

Цепочка в крестик является первоосновой многих крестьянских украшений, которые низались на нескольких нитках. Для работы берем нитку длиной до 1,5 м с иголками на концах, Если нет тонких иголок, обмакните концы нитки в клей ПВА, БФ-2 или лак для ногтей и дайте высохнуть. Затем нитку навощите и начинайте изготовление украшения. На середину нитки наберите первый ряд цепочки из четырех крупных бисеринок или мелких бусинок. Придержите бисеринки большим и указательным пальцами левой руки, а правой рукой проденьте правый конец нитки в 1-ю бисеринку ряда навстречу левой нитке так, чтобы нитки скрестились в 1-й бусинке-связке. Притяните нитки. Иголки теперь находятся по разные стороны бисеринки, образуя первое колечко цепочки в виде крестика. Теперь сделайте второе колечко-крестик: на правую нитку набираем две бисеринки, а на левую – одну. Продеваем левую нитку во вторую бисеринку второго крестика навстречу правой нитке и притягиваем концы. Получилось второе колечко. Так же нижем третье и все последующие колечки – крестики. Каждый раз концы нитки меняются местами, но всегда на правую нить набираем две бисеринки, а на левую – одну. Из разноцветного бисера можно низать цепочки самых разных узоров (рис. 10 Приложение Б).

          Техника плетения «колечки».

Из шести бисеринок нанизывают первое колечко, а второе и все последующие, набирая на правую нитку три, а на левую – две бисеринки.

Увеличивая количество бусинок в колечке, добавляя бусы и стеклярус, можно сделать множество самых разнообразных цепочек. Таким же способом нижутся и ромбики, которые в народе называют лодочками. (рис. 11 Приложение Б)

Определение длины изделия.

Длина браслета определяется путем измерения запястья, необходимую длину цепочки определяют по желанию, с учетом использования или не использования застежки.

Крепление застежки.

Каждая половинка застежки крепится к концам браслета или цепочки, для этого нужно протянуть нить через отверстие застежки 3-4 раза, закрепить ее на узел и обрезать, оставив концы длиной 1 см. Затем концы оплавляются с помощью спички (требуется аккуратность и осторожность).

IV. Домашнее задание: закончить изделие, прикрепить застежку. Дополнительное задание (по желанию): придумать свое изделие, используя  изученные техники «крестики»  и «колечки».

6. Физкультминутка (3 мин через каждые 20 минут практической работы)

Осуществляется в виде упражнений для снятия усталости с глаз. (Комплексы упражнений представлены в приложении 3).

7. Подведение итогов занятия (5 мин.)

Педагог проводит заключительный инструктаж, который включает в себя демонстрацию качественно выполненных образцов освоенные детьми техник плетения «крестик» и «колечки», общую характеристику работы учащихся на занятии, анализ допускаемых стандартных ошибок. Педагог отмечает, достигнута ли цель занятия.

Информация о работе Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера