Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать программу по бисероплетению и вышивки бисером для детей среднего школьного возраста (5-7 классы).
Задачи исследования:
- Изучить историю, традиции и технику вышивки бисером;
- Исследовать роль вышивки бисером в современном декоре интерьера;
- Разработать методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером;
- Изготовить панно в технике вышивка бисером

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИИ ВИШИВКИ БИСЕРОМ…6
1.1 История происхождения бисера……………………………………………..6
1.2 Область применения бисера в украшениях, одежде и предметах быта в русском народном творчестве………………………………………………31
1.3 Техника вышивки бисером………………………………………………….41
1.4 Бисер в современном декоре интерьера……………………………………45
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ И ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..51
2.1 Принципы и методы обучения бисероплетения……………………….….51
2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером....56
2.3 Планы-конспекты занятий……………………………………….………....72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....82

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Бурцевой Н.О 2014 г итогов.doc

— 4.52 Мб (Скачать файл)

Е.Ю. Моисеенко принадлежит заслуга в формулировании проблем современного этапа изучения бисера. Рассматривая бисер как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства, она сосредотачивает свое внимание на попытке классифицировать известные памятники в рамках известных художественно-стилистических направлений русского искусства. Особое внимание уделено ею произведениям из стекляруса и крупного бисера XVIII в. Выявленный исследовательницей богатый архивный материал открывает новые перспективы для дальнейшей работы по атрибуции аналогичных памятников.

Е.Ю. Моисеенко уделила значительное внимание и произведениям из мелкого бисера. Она систематизировала их по иконографии, материалу и технике, особенно выделив памятники, имеющие надписи. Помимо самих бисерных работ в книге помещены и изображения некоторых бумажных образцов, по которым делались, в том числе и находящиеся ныне в музее, вышивки. [7; c 33.]

Спустя многие годы после написания, стала наконец доступной читателю статья Т.В.Станюкович, посвященная стеклярусу фабрики М.В. Ломоносова. Автор рассмотрела в ней не только художественно-стилистические особенности работ из указанной разновидности бисера, но и попыталась использовать химико-технологический анализ исходного материала для выделения памятников, созданных из Ломоносовского стекляруса, среди массы стеклярусных изделий второй половины XVIII в. (именно тогда данная разновидность бисера была особенно популярна).

Стеклярусным панно из одноименного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме посвящена интересная статья М.Г.Воронова. На обширном архивном материале он реконструировал историю появления этого уникального памятника, доказав при этом, что при его создании использовался материал с завода М.В.Ломоносова. Исследователь установил имена русских мастериц, руками которых была исполнена работа. Определил он и роль француженки Де Шенье, в обязанности которой входила организация вышивки стенных обивок для одной из загородных императорских резиденций.

К концу XX в. актуальным стал вопрос о стилевом определении русского бисера. Некоторую его часть Е.Ю. Моисеенко и Т.Н. Косоурова сочли возможным отнести к историзму. Их работы оказались очень важными для изучения русского бисера. Эти авторы рассматривают имеющиеся в их распоряжении памятники, принципиально воздерживаясь от огульного отнесения всего комплекса бисерных изделий из собрания Эрмитажа, созданных в 1820-х годах и позднее, к одному стилю. Большая часть коллекции бисера осталась, по мнению исследователей, вне рамок указанного стилевого направления.

Совсем недавно свою коллекцию бисера впервые представил Музей истории Санкт-Петербурга. Выпущенный иллюстрированный каталог не только дал возможность расширить список памятников из стекляруса с элементами масляной живописи (по праву считающихся жемчужинами любого собрания), но и заметно пополнил арсенал иконографии бисера периода его «золотого века». В основном же, как оказалось, это собрание состоит из элементов модной дамской одежды конца XIX - начала XX вв. В вводной статье, написанной Т.Г. Шатуновой и Л.А. Рыжковской, даны сведения об истории формирования коллекции. С выходом этого каталога оказалась опубликованной, судя по всему, большая часть предметов из бисера, хранящаяся в государственных собраниях Санкт-Петербурга.

Московские и подмосковные музеи заметно активизировали работу со своими коллекциями бисера в 1990-х гг. ГИМ выпустил каталог, куда вошли более 300 памятников, экспонировавшихся на монографической выставке в 1993 г. Краткую информацию о памятниках, большинство из которых демонстрировалось впервые, предварила в каталоге вводная статья. В ней представлен очерк истории бисера в России XVIII - XIX вв., сообщены необходимые сведения об истории материала, технологии создания работ. Там же предложена систематизация по ассортиментному, иконографическому и технологическому признакам. Отдельно был дан комплекс изделий из бисера, выполненных в русле народного искусства русских в XIX в. Тем же автором за последние годы опубликован в различных изданиях ряд статей, посвященных отдельным аспектам изучения материала: иконографии, систематизации, атрибуции отдельных памятников, как правило, из того же собрания. [12; c 174.]

Другие музеи столичного региона представляют свои собрания на выставках, но, к сожалению, публикации такого рода носят обычно сугубо рекламный характер. Даже музей-усадьба «Останкино» еще не опубликовал каталога своей очень интересной и постоянно пополняемой коллекции бисера. Исключением является небольшой буклет, знакомящий с собранием относительно молодого музея «Царицыно», где сошлись несколько бывших частных коллекций из Москвы и Петербурга. Многие памятники, воспроизведенные в этом издании, как отмечает автор статьи в буклете, отличает редкая иконография. Музей-усадьба «Архангельское», свое собрание бисера обрел еще в первой половине XX в., получив образцы работ из некоторых других знаменитых «дворянских гнезд». Однако публикация памятников началась лишь в самые последние годы. Реставратор И.Ю.Меркулова уделяет в своих статьях внимание главным образом технологическим и иконографическим особенностям отдельных памятников.

Значительный интерес представляет коллекция музея-усадьбы «Кусково». Она пока не представлена широкой публике. Единственный памятник из этого собрания, многие годы демонстрируемый в экспозиции музея - столик со столешницей из крупного бисера - недавно привлек внимание реставратора И.Ю.Меркуловой, которая предложила его атрибуцию.

Бисер представлен и в региональных музеях. С этими коллекциями иногда удается познакомиться на специальных выставках, из которых лишь некоторые сопровождаются каталогами. О некоторых предметах удается узнать из докладов и сообщений на научных конференциях. Материалы этих конференций иногда публикуются, но, как правило, не иллюстрируются. Примером публикации подобного рода стал обзор коллекции бисера Переславль-Залесского музея.

В отдельных случаях важными оказываются даже газетные публикации. Именно таким образом представлена коллекция Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

Примечательно, что количество печатных материалов, которые знакомят с составом иных бисерных собраний и с отдельными, наиболее интересными памятниками, заметно возрастает с середины 1990-х годов. Работ же исследовательского характера значительно меньше.

Весьма перспективной представляется на наш взгляд уже начатая работа с бисерными коллекциями Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и Музея В.И. Тропинина и московских художников. Интересное собрание формируется в Петергофском музее-заповеднике, о чем сообщают регулярно издаваемые иллюстрированные каталоги новых поступлений этого музея. Значительная по объему, и богатая по содержанию коллекция бисера собрана в Егорьевском музее Московской области. Отдельные памятники из этого собрания время от времени публикуются в качестве образцов иконографии или технологии. Ждет публикации весьма своеобразное собрание бисера Музея изобразительных искусств в г. Кирове (оно систематизировано нами в 2000 г.).

Собранные в частных коллекциях памятники в последние годы также оказались представленными публике на выставках и в отдельных публикациях.

Особняком стоит публикаторская деятельность Е.С. Юровой -известного московского коллекционера бисера. Свою собственную коллекцию и отдельные вещи из собраний дружественных ей собирателей она представила на выставке в Музее личных коллекций и в серии статей в периодических изданиях, а также - в двух богато иллюстрированных альбомах. Любитель и знаток бисера, владелица известной коллекции, трудолюбивый реставратор-вышивальщица, Е.С.Юрова не ограничилась публикацией бисерных изделий, но и предложила свои варианты иконографических прототипов популярных сюжетов. Особую ценность ее работе придает привлечение редкой литературы - книг-образцов для рукоделия (правда, прямой зависимости между обнаруженными образцами и имеющимися в публикуемых собраниях памятниками выявить не удалось). Привлекаемый культурный контекст знакомит публику со средой создания и бытования русского бисера первой половины XIX в. [12; c 174.]

Однако предложенные этим автором стилистические определения памятников указанной эпохи вызывают сомнения. Огульное отнесение массива русских бисерных работ первой трети, и даже всей первой половины XIX в. к стилю бидермейер выглядит неубедительно. Профессиональные искусствоведы и музейные сотрудники обычно воздерживаются от столь категорических и малообоснованных определений. Нам представляется, что вопрос о стилистической характеристике русского бисера имеет особое значение, поскольку он неразрывно связан с одним принципиальным моментом - наличием теснейшей органической связи отечественного декоративно-прикладного искусства с культурным феноменом дворянской усадьбы.

Поскольку все публикации Е.С.Юровой представляют памятники из частных собраний, большинство из которых являлись объектами коллекционирования на протяжение всего XX в., подвергавшимися различным более или менее обоснованным реставрационным вмешательствам, они дают представление о вне музейном бытовании антикварного бисера. В связи с этим особое внимание должно быть привлечено к теме сохранения и реставрации бисера. Если музейным собраниям положено иметь фиксацию состояния памятника (до, в процессе, и после реставрационного вмешательства), доступную информацию об использованных реставрационных методиках, то требовать того же от частного владельца практически невозможно. А специфика бисера, допускающая его неоднократное использование, заставляет постоянно помнить об этом аспекте его бытования.

Однако, несмотря на относительное обилие публикаций, посвященных бисеру, и немалое количество выставок (о них будет сказано ниже), среди 1500 информационных материалов в капитальном, богато иллюстрированном издании "Российская музейная энциклопедия" отдельной статьи, посвященной бисеру, нет. Нет в ней и упоминаний о коллекциях бисера, хранящихся в различных музеях страны (единственное обнаруженное нами исключение - статья С.Э. Динер об Егорьевском музее). Не сочтя нужным уделить особое внимание бисеру на уровне отдельной статьи или раздела в ней, как одному из музейных фондообразующих материалов, энциклопедия все же косвенно дает представление о том, сколь значительное место занимает бисер в составе музейных коллекций страны: об этом свидетельствуют многочисленные иллюстрации (например, на С. 82, 83, 158, 239, 348, 368 в томе первом, С. 7 в томе втором). Одна из них иллюстрирует статью, посвященную собранию Государственного Исторического музея.

Многие из известных российских коллекционеров, чьи собрания легли в основу самых значительных государственных собраний, отдавали дань внимания и такому материалу как бисер. А коллекция бисера мэтра собирательства, А.П.Бахрушина, войдя в состав ГРІМ, доныне остается самой крупной и разнообразной в этом роде. Однако в статье А.И.Фролова в «Российской музейной энциклопедии», посвященной московскому собирателю, о его коллекции бисера, к сожалению, не упоминается вовсе. [18; c 480.]

Еще одним направлением в изучении бисера стало выявление собственно русского бисера из всей совокупности памятников XVIII - XIX вв., периода, давшего наибольшее их количество. В этой связи особенно остро встал вопрос о стилистической принадлежности памятников. Пристального внимания удостоился бисер, который и представлен в большинстве коллекций, т.е. изделия европейского происхождения, относящиеся к обиходу высших и средних классов различных европейских государств конца XVIII - первой половины XIX в.

Любопытно, что немецкая искусствоведческая традиция, которая отражается в каталогах различных выставок и музейных собраний, относит эти бисерные изделия к историзму. Судя по публикациям, знакомящим с этим кругом памятников из зарубежных собраний, у исследователей есть для того все основания. К.Г. Пазауреку восходит, и устоявшаяся тенденция рассматривать бисер периода его наибольшего распространения в высших и средних слоях европейского общества как характерный образец искусства бидермейера. При этом авторы привносили в эту характеристику явный уничижительный оттенок, вынося бисер за границы серьезного искусства. В наше время этот смысловой оттенок уже неактуален.

Во Франции, исторические стили искусства которой воплощены в пышном, обильно декорированном вещевом комплексе «бель-эпок», бисер как явление не воспринят. Хотя сам материал был востребован, активно использовался в галантерейной промышленности и сам по себе был хорошо известен.

Английская искусствоведческая традиция хладнокровно относит бисерные памятники к стилю той эпохи (обозначаемой именем правившего монарха), в которую они были созданы.

К концу XX в. эмоционально-вкусовое отношение к искусству предыдущего столетие уступило место беспристрастному научному анализу. Это отразилось и в практике музейной работы: осуществились несколько крупных выставочных проектов.

Как нам кажется, русский бисер того времени имеет свою специфику, и его стилистическая характеристика должна быть дифференцированной. Думаю, что аналогичной позицией можно объяснить и очень осторожное отношение к этому вопросу ведущих отечественных специалистов: например, Е.Ю. Моисеенко, в уже упомянутых нами исследованиях, дает стилистические характеристики конкретных памятников, воздерживаясь при этом от однозначного определения художественного стиля всего комплекса русского бисера рассматриваемого ею периода.

Столетняя историография бисера как особого вида декоративно-прикладного искусства формировалась параллельно накоплению библиотеки практических пособий по созданию и реставрации.

Всевозможные пособия и сборники образцов составляют львиную долю специальной литературы по теме бисера. К их числу относятся раритетные пособия по рукоделию, вышедшие в XVII - XIX вв. Многие из них снабжены изображениями и описаниями различных изделий, подавляющее большинство из которых не дошли до наших дней. В этих практических пособиях внимание сосредоточено на технологии работы с этим материалом и на иконографических вариантах предполагаемых образцов.

Традиция, возникшая еще в столь давние времена, продолжается и доныне. Пособия по рукоделию и образцы рисунков работ составляют основную массу публикаций последних десятилетий и число их постоянно растет. Обычно они выполняют и рекламную функцию, преследуя цель привлечь новых учеников и покупателей. Этот род литературы в силу своей специфики всегда весьма однобоко представлял подлинную картину развития бисерного искусства, чрезмерно выделяя наиболее востребованную в тот или иной момент ее разновидность.

Информация о работе Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера