Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать программу по бисероплетению и вышивки бисером для детей среднего школьного возраста (5-7 классы).
Задачи исследования:
- Изучить историю, традиции и технику вышивки бисером;
- Исследовать роль вышивки бисером в современном декоре интерьера;
- Разработать методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером;
- Изготовить панно в технике вышивка бисером

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИИ ВИШИВКИ БИСЕРОМ…6
1.1 История происхождения бисера……………………………………………..6
1.2 Область применения бисера в украшениях, одежде и предметах быта в русском народном творчестве………………………………………………31
1.3 Техника вышивки бисером………………………………………………….41
1.4 Бисер в современном декоре интерьера……………………………………45
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ И ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..51
2.1 Принципы и методы обучения бисероплетения……………………….….51
2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером....56
2.3 Планы-конспекты занятий……………………………………….………....72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....82

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Бурцевой Н.О 2014 г итогов.doc

— 4.52 Мб (Скачать файл)

Примером подобного издания может послужить опубликованная в немецком альманахе-календаре на 1909 г. статья, дающая практические рекомендации рукодельницам. К тому же она носит откровенно рекламный характер, привлекая желающих к обучению в мастерской. Принципиально не отличаются от этой публикации начала прошлого века и некоторые весьма объемные книги-пособия начала века нынешнего.

Иногда подобное пособие сопровождается воспроизведениями старинных изделий, иногда оно дополняется и краткой исторической информацией компилятивного характера. В качестве характерного примера упомянем одну из последних по времени выхода и крупных по объему публикаций. Альбом-пособие для рукодельниц «Вышивка по канве и бисером» составлен Н. Будур, которая, проработав большое количество литературы, сумела извлечь из этих публикаций богатый иллюстративный материал. К книге прилагается солидный библиографический список. Практический интерес может иметь и подбор графических листов, способных служить образцами для вышивки, в том числе и по канве, любым традиционным материалом, и, в частности, бисером. Однако, к сожалению, книга, название которой казалось бы обещает исчерпывающую информацию об одной из техник работы с бисером, дает ее подчас в искаженном или сильно урезанном виде. Следует добавить, что популярность темы требует от исследователя повышенной критичности в отборе литературы.

Особую важность в нынешних условиях приобретают, на наш взгляд, публикации исследовательски-аналитического направления, в которых указывается на различия между подлинными работами прошлого, памятниками, подвергшимися реставрации и изделиями, воспроизводящими старинные работы в технике и стилистике, но не являющимися копиями в точном смысле этого слова, а лишь произведениями современного художника в стиле ретро. [18; c 480.]

Работы такого плана важны для разработки одного из актуальных вопросов бытования бисера как «возобновляемой мозаики» - верной оценки соотношения между реставрацией или реконструкцией конкретного памятника и созданием принципиально нового, но максимально близкого по формальным атрибуционным признакам к раритетному. К примеру, известный коллекционер и знаток истории бисера Наташа Вольтер (и не она одна, но деятельность в этом направлении других художников, включая и российских, не нашла пока отражения в публикациях) работает с использованием подлинного исходного и вспомогательного материала, искусно стилизуя свои авторские работы под изделия начала XIX в., но вовсе не ставя целью заменить одно другим. На это явление следует обратить особое внимание, поскольку подобные возможности бисера создают опасность искажения подлинной картины его истории, в том случае, когда речь идет о комплексе изделий, находящихся вне музейного хранения. Бисерные артефакты - значительный пласт памятников, присутствующих в коллекциях.

К этому же разделу историографии русского бисера отнесем и публикации, посвященные научной реставрации памятников, о той ее части, где специалист работает со старинным материалом в традиционной технике. Тут мы имеем практически единственный пример. И.Ю.Меркулова, которая, будучи профессиональным реставратором (имеющим уникальный аттестационный диплом именно как реставратор бисера), работающим с коллекциями государственных музеев, корректно выдерживает баланс на этой границе.

Завершая обзор специальной литературы, посвященной бисеру и, в особенности, изделиям русского происхождения, можно выделить несколько основных направлений, по которым возможно его изучение.

Во-первых, актуальными задачами остаются максимально полное выявление вещественного материала, его типологическая систематизация, уточнение первоначального облика и конструкции отдельных вещей, понимание культурного и бытового контекста создания и бытования тех или иных предметов, полная или частичная атрибуция памятников.

Во-вторых, отсутствует сюжетная систематизация иконографии памятников, еще не установлены в должной мере их иконографические источники и прототипы, а также связь с другими видами искусства.

В-третьих, назрел вопрос стилистического определения русского бисера как художественного явления, что тесно связано с обоснованием национальной специфичности сохранившихся памятников, в виду их отличия от современных изделий иностранного происхождения.

Эти задачи могут и должны быть решены, в первую очередь, в ходе детального изучения имеющихся в наличии памятников бисерного искусства - наиболее достоверных источников по его истории.

Для нашей дипломной работы источниковой базой служат прежде всего вещественные материалы. Основной комплекс их составляют собственно изделия из бисера, сконцентрированные в столичных и провинциальных музеях, а также в ряде частных собраний.

Мы изучили около трех тысяч памятников, включая предметы, хранящиеся в нескольких фондовых отделах Государственного Исторического музея, прежде всего - в коллекциях Отдела металла и синтетических материалов ГИМ, что составляет более половины всех, известных ныне в нашей стране бисерных изделий. Именно в этом отделе хранится и специальный фонд «Бисер», послуживший главной базой нашего исследования.

При изучении материалов этого фонда нам потребовалось выявить в нем памятники русского бисера второй половины XVIII - XIX в. Их оказалось около тысячи трехсот единиц хранения (общая численность фонда превышает полторы тысячи единиц). В остальных фондах и коллекциях ГИМ мы обнаружили около двух десятков памятников, представляющих интерес при работе над выбранной нами темой.

Несмотря на то, что фонды ГИМ - общепризнанная крупнейшая сокровищница отечественной культуры (в частности, именно здесь сосредоточено подавляющее большинство сохранившихся памятников русского бисера), мы не сочли возможным ограничиться лишь их изучением. Нам представляется важным рассмотреть интересующее нас явление на максимально возможном материале из различных собраний столичных и провинциальных музеев (художественного, исторического и мемориального иных профилей), а также из некоторых частных коллекций.

Мы имели возможность изучить предметы из фондов Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа и Отдела прикладного искусства Государственного Русского музея. Их общее число оказалось менее тысячи единиц хранения. [36; c 176.]

Коллекции бисера из музеев-усадеб «Останкино», «Царицыно», «Ясная поляна», также, как и из Кировского областного художественного музея, Великоустюжского (Вологодская обл.), Звенигородского и Егорьевского (Московская обл.) краеведческих музеев, были нами не только изучены, но даже частично подвергнуты официальной экспертизе (при к их подготовке приобретению или реставрации, а также в процессе консультационной работы). То же можно сказать о значительной части коллекции бисера Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) - она была вычленена в 1983 г. из фонда «Бисер» ГИМ. Общее число хранящихся во всех этих музеях памятников бисерного искусства составляет около сотни единиц.

Коллекция бисера музея «Кусково», состоящая примерно из 300 памятников, полностью знакома нам по фото воспроизведениям, по которым мы проверяли ее научную атрибуцию, консультируя сотрудника этого музея.

В работе учтены и предметы из коллекции музея В.А. Тропинина и московских художников, музеев Суздаля и Владимира, а также подмосковных — г. Дмитрова и усадьбы «Архангельское», представленные на выставках рубежа XX - XXI в. (несколько десятков бисерных изделий).

Около сотни памятников оказалось для нас доступными лишь по публикациям. Мы использованы каталоги и обзоры бисерных собраний Музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея этнографии, «Петергофа», Ярославского и Переславль-Залесского музеев, а также выставочных каталогов.

Нам удалось изучить коллекции бисера некоторых частных собирателей: Е.С. Юровой, Г.С. Всехсвятской, Р.М.Паргосовой. Число памятников в них не превышает сотни. Отдельные предметы из бисера получили известность как объекты современной антикварной торговли.

Для ретроспективы русского бисера в период до середины XVIII в. мы использовали каталожные данные и научные описания, помещенные в специальной археологической литературе.

Круг дополнительных источников очерчен сферой до музейного и музейного бытования этих памятников. Сюда относятся свидетельства очевидцев-современников, зафиксированные художниками в соответствующих изобразительных материалах (произведениях живописи и графики), а также в мемуарной литературе. Они дают уникальные данные об обстоятельствах создания и бытовании бисерных предметов: например, об их первоначальном месте в интерьере, костюме и других вещевых бытовых комплексах, и т.д. Благодаря этим свидетельствам удается понять, что изделия из бисера занимали немаловажное место в жизни русского общества второй половины XVIII - XIX в. Отсюда же вытекает и возможность оценить репрезентативность имеющихся в наличии музейных памятников.

Конечно, надо иметь в виду, что оценка интересующих нас явлений культуры современниками и их ближайшими потомками не всегда была объективной. Но, собранные воедино, такого рода мнения и впечатления о реальных фактах до музейного бытования изделий из бисера, даже разноречивые, содержат ценнейшую, а подчас и просто уникальную, информацию.

При исследовании геральдических сюжетов нам потребовались справочники по нумизматике и геральдике, а также научные нумизматические каталоги. [36; c 176.]

Важную роль в нашей работе сыграло использование обширного изобразительного материала. Они понадобились не только для установления сферы первоначального бытования бисерных изделий второй половины XVIII - XIX в., о чем сказано выше, но и для изучения иконографии «бисерных мозаик». В дипломной работе использованы гравюры, картины, рисованные и печатные образцы для бисерных работ, лаковые миниатюры и другие образцы изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Важными источниками для нашей работы стали мемуары современников. Эти воспоминания не только содержат важные для нашей работы упоминания о бытовании тех или иных бисерных памятников, но и позволяют воссоздать ту культурную атмосферу, в которой эти памятники создавались. Реконструкция культурной среды первоначального бытования изделий из бисера второй половины XVIII - XIX в. была бы невозможной без учета этого ряда источников.

Помимо мемуаров второй половины XVIII - XIX в. нами активно использовалась, и художественная литература того времени. Упоминания в беллетристических произведениях о бисерных вещах и о бисерном рукоделии в целом, а также художественное осмысление действительности, отраженное в поэтике литературы указанного периода, заставляют анализировать прозаические, драматургические и поэтические произведения русских авторов как дополнительный нормативный источник. Наиболее важными показались нам в этом отношении произведения Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского, А.С. Пушкина, В.Ф. Вельдмана, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого.

При работе мы использовали и архивные материалы, главным образом из собрания ОПИ ГИМ. Некоторые интересные документы выявлены в частных собраниях. Ряд нужных документов содержится в уже опубликованных специалистами-археографами комплексах: вкладных книгах крупных монастырей, описях ризниц, материалах государственной отчетности по некоторым отдельным административным единицам и т.п. В качестве источников по средневековой истории русского мы использовали и специальную лексикографическую литературу (прежде всего академический «Словарь русского языка XI - XVII в.»).

Для изучения музейного периода существования памятников русского бисерного искусства очень важны такие специфические музейные документы как инвентарные книги, описи, списки, ведомости и акты передачи. Эти источники иногда позволяют проследить эволюцию представлений о музейном предмете: ход уточнения его наименования и описания. Они же свидетельствуют о возрастающем значении музейных памятников по мере их научной обработки: от первичного описания, которым часто ограничивались музейные сотрудники в 1890-х - 1910-х гг., до развернутых обоснований для закупки или экспертных заключений, которые стали практиковаться в отечественной музейной работе с 1980-х гг.

Привлеченные нами источники оказались, по нашему мнению, весьма информативными и вполне достаточными, для того, чтобы дать на их основе комплексную характеристику русского бисера второй половины XVIII - XIX в.

Представленный нами краткий экскурс в историю отечественного бисерного искусства позволяет утверждать, что на Руси с самого начала также, как и в подавляющем большинстве других европейских стран для художественных работ применялся импортный высококачественный материал. Технология работы с этим материалом также имела общий для европейской культуры характер. Бисер как материал был в нашей стране привычным предметом импорта и реэкспорта. Применение он находил в украшении изделий, предназначенных для парадного культового и светского обихода. Семантически термин «бисер» в русской средневековой культуре был близок термину «сад», в понимании его как сада райского, божественным разумом организованного идеального пространства, в ряде случаев переплетаясь с сакральной трактовкой золота.

 

 

      1. Область применения бисера в украшениях, одежде и предметов быта в русском народном творчестве

     

    Отделка одежды и аксессуары костюма — самая устойчивая и древняя сфера применения бисера. В соответствии с традицией типологии модного костюма имеющиеся памятники следует разделить на три комплекса: мужской, женский и детский. Применению бисера в русском цивильном платье присущи некоторые закономерности.

    Информация о работе Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера