Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать программу по бисероплетению и вышивки бисером для детей среднего школьного возраста (5-7 классы).
Задачи исследования:
- Изучить историю, традиции и технику вышивки бисером;
- Исследовать роль вышивки бисером в современном декоре интерьера;
- Разработать методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером;
- Изготовить панно в технике вышивка бисером

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИИ ВИШИВКИ БИСЕРОМ…6
1.1 История происхождения бисера……………………………………………..6
1.2 Область применения бисера в украшениях, одежде и предметах быта в русском народном творчестве………………………………………………31
1.3 Техника вышивки бисером………………………………………………….41
1.4 Бисер в современном декоре интерьера……………………………………45
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ И ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..51
2.1 Принципы и методы обучения бисероплетения……………………….….51
2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером....56
2.3 Планы-конспекты занятий……………………………………….………....72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....82

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Бурцевой Н.О 2014 г итогов.doc

— 4.52 Мб (Скачать файл)

Мужской комплекс включает в себя очень ограниченную группу элементов одежды. Он практически исчерпывается следующим набором: пояса, помочи, и домашние шапочки-скуфейки. Можно предположить, что в него могли бы входить также домашние туфли, но нам такие образцы бисерной работы выявить не удалось. В XVIII в. бисер и стеклянные блестки нередко дополняли вышивку на нарядных жилетах и камзолах.

Пояса-ремни и помочи изготавливались из кожи, разных тканей, с применением пряжек и другой необходимой фурнитуры, таким образом, как того требовали особенности костюма. Бисером украшалась лишь вставка-полоса, иногда целиком закрывающая конструктивную часть предмета. [36; c 176.]

Разнообразны по форме и отделке шапочки-скуфейки, которые в обиходе называли также ермолками и мурмолками. Их изготавливали и в технике вязания (пластичный бисерный трикотаж прекрасно приобретал форму полусферы); и вышивали целиком или частично. На темечке шапочки иногда укрепляли бусинку (в том числе и вязаную из бисера), пуговичку или помпончик. Заметно, что такие шапочки изготавливались в качестве особого знака внимания и заботы к близкому человеку. Орнамент подбирался с особой тщательностью: цветы, букеты, гирлянды, полосы и т.п. На подкладку и другую отделку обычно подбирались лоскуты от уже изношенного дамского платья. Тем удивительнее обнаружить среди таких шапочек образец, выполненный вполне правильно, посаженный на подкладку из клетчатой шелковой материи, шитую клиньями, но с удивительными мотивами декора самой бисерной работы. По бесцветному полю шапки симметрично размещены крупные цветовые клейма, на которых изображены ... крупные жуки. Кайма по краю шапочки образована полосками золотисто-черных цветов, что соответствует расцветке ткани подкладки (а для российского дворянина ассоциируется с цветами ленты ордена Св.Георгия).

Дамский комплекс заметно обширнее по ассортименту и разнообразнее по номенклатуре. Поскольку дамская одежда украшалась вышивкой практически без перерыва и в XVIII, и в XIX в., среди используемых материалов встречается и мелкий бисер, и более крупные бусины, и стеклянные блестки. В отдельные моменты прихотливая мода могла потребовать обильных бисерных отделок. Например, в конце XIX в. в особую моду вошел черный бисер и стеклярус. Ими почти сплошь расшивали пелерины, подолы, лифы платьев. Степень использования бисерной отделки определялась конструкцией модного дамского платья. Пока сохранялись корсет и кринолин, значительный вес стеклянных отделок не особенно обременял модницу. В моменты, когда такой поддержки наряд не имел, тяжелые стеклянные шарики более сдержанно украшали ворот, пояс, манжеты или подол платья. Все эти вышивки -результат ремесленных работ профессиональных мастериц. Нам не удалось обнаружить ни одного упоминания об украшении своего собственного носильного платья бисерным декором ни одной дамой.

Украшали бисером туфельки. Эта традиция поддерживалась в России обычаем, принятом у воспитанниц институтов благородных девиц, преподносить императрице Марии Федоровне вышитые туфли, которые она с удовольствием носила. Сохранившихся образцов подобной работы известно очень мало. Некоторые из них, возможно, продукт работы профессиональных мастеров, но есть и, безусловно, любительские изделия.

Такова бисерная бальная туфелька с голубой шелковой отделкой (рис 1, приложение А). Белый бисерный фон трикотажного полотна украшен изящной цветочной гирляндой. Трогательная «хрустальная» туфелька - несомненно подарок кого-то из близких дебютантки. Неизвестная рукодельница обладала большим художественным вкусом и безупречным чувством стиля.

Мастерство же ее довольно среднее: бисерные ряды недостаточно четки и строги. Проблема сложности формы предмета (нельзя было воспользоваться опытом вязания чулок, поскольку подошва была не бисерная и не вязанная) решена скорее остроумно, чем профессионально: верх стопы - верх туфли вывязывался так, как обвязывалась посуда сложных форм того времени. Профессиональная вязальщица связала бы нижнюю часть чулка, украсив бисером верхнюю часть и оставив нижнюю нитяной, что не нарушило бы функциональность задуманной работы.

Бисер украшал и другие аксессуары дамского костюма. Сохранились перчатки и митенки (перчатки без пальцев), украшенные бисером как в виде вышивки, так и имеющие вязаные фрагменты.

Бисер особенно охотно применяли при создании праздничных вещиц. Поэтому достаточно большую группу составляют бисерные бальные аксессуары: записная книжка для записи танцев - карнэ-де-баль; чехольчик для стеблей живых цветов бального букетика -порт-буке. И тот, и другой предметы должны были соответствовать стилю бального платья, им придавалось большое значение при выборе туалета. Подавляющее большинство таких предметов -продукция ювелиров или профессиональных создателей галантерейных товаров. Бисерные их разновидности дилетантской работы - яркий штрих в культурном обиходе высших сословий России конца XVIII - начала XIX в.

В собрании ГИМ есть очаровательная карнэ для молодой девушки: картонная обложка украшена тюлевой сеткой, по которой выполнена незамысловатая вышивка мельчайшим голубым и бесцветным бисером. По периметру наклеены узенькие полоски особой тисненой золоченой бумаги. Изнутри вдоль сгиба обложки укреплена плотная нить, которая закрепляет сменяемые листочки для записей, аккуратно вырезаемые из стандартных листов писчей бумаги.

Бисерный порт-буке - предмет, популярный в России лишь на отрезке времени конца XVIII - начала XIX в. По форме он представляет собой мешочек в форме усеченного конуса (высотой около 13 см). Нижний, более узкий его конец зашит. Верхний -вырезан фестонами или ровный. Обязательно наличие плотной подкладки, иногда - двойной. [36; c 176.]

Схожую форму имеет и другой аксессуар модного дамского платья того времени - чехол для складного зонтика (рис. 2 Приложение А). Зонтик как модная деталь костюма знатной русской дамы под влиянием французской моды появился еще в 1770-е гг. Это был полусферический складной тент на ручке (по сути с той поры практически не претерпевший принципиальных изменений в конструкции). Его брали на прогулку, даже самую короткую, для защиты от излишне яркого солнца, а с конца 1780-х годов - и от дождя. Но, нередко, зонтик использовался заведомо лишь как декоративный аксессуар, дополнительное украшение прогулочного костюма. В последнем случае он складывался и требовалось приспособление для более удобной его переноски (с зонтиками прогуливались и мужчины, но они обходились без бисерных аксессуаров). По размеру чехол для зонтика иногда не превышает чехла для букета - ведь модный зонтик имел пышную оборку из кружев и фестонов, которые не убирались в чехол, а выступали над его краем пенным воланом. Нижний край чехла часто также оказывался зашитым: ведь сложенный зонтик висел на темляке на руке. Верхний край мог иметь ровный или фестончатый срез. По верхнему краю чехла для зонтика иногда располагали даже 2-4 ряда фестонов. Имел такой чехол, естественно, и подкладку. Но, в отличие от бального аксессуара, чехол для зонтика обязательно был снабжен и дополнением - кулиской из ткани, с разрезом сбоку, чтобы удобнее было вставить зонтик в чехол и проще было бы расправить кружевные оборки, из чехла выступающие. Не лишним был темлячок - шнур, на который собиралась кулиска. Полная длина чехла для зонтика заметно превышает длину порт-буке -только измерять следует не одну бисерную часть, а целиком весь чехол - он не будет меньше 18-20 см.

Столь подробное описание конструкции двух типов модных аксессуаров костюма конца XVIII - начала ХІХв. Представляется нам необходимым, поскольку в музейных коллекциях они, увы -нередко, оказываются уже без подкладки и остальных дополнений. В подобных случаях определение первоначального назначения предмета затруднено.

Самые ранние модели сумочек - важных аксессуаров модного дамского платья второй половины XVIII - XIX в., выполненных из бисера - мешочки, верхний край которых собран на шнурок. В собрании ГИМ есть интересный образец такой модели (рисунок 3, Приложение А) - сумочка, вязаная крючком с многоцветным орнаментом, повторяющим модный рисунок каймы шали -«турецкие бобы» или «огурцы». Мастерица, создавшая этот замечательный памятник, в совершенстве владела приемами работы с бисером. Ею безупречно воспроизведена многоцветная композиция со сложным рисунком. По верхнему краю мешка предусмотрены петли-отверстия для шнурка, да и сам вязаный бисером же шнурок безупречен по форме и размеру. Однако не может не удивлять, что в изделии не предусмотрена подкладка (она не просто не сохранилась, а именно - не предусмотрена: на это указывает, в частности, прием крепления шнура). Такая непредусмотрительность выдает непрофессионализм и неопытность мастерицы в области создания функциональных вещей: ее интересовал лишь художественный эффект, практичность.

Сумочки-мешочки оставались популярны в течение нескольких десятилетий, в соответствии с модой изменялась лишь линия нижнего края: она была полусферической, требовавшей кисточки или бусины - подвески (бытовое название такой сумочки - «помпадур»); она была полукруглой (предполагалась бахрома); она была круглой плоской; она могла иметь ломаную линию нижнего края - в таком случае каждый угол этой кривой подчеркивался особым украшением - кисточкой, бусиной или композицией из их сочетания. Плоские сумки-мешки в русском быту назывались «ридикюль».

Самой популярной моделью дамской бисерной сумочки в России оказался плоский мешочек с металлической обоймой-замком, к которому крепился шнурок или цепочка, служившие ручкой для сумочки. Особенно распространена мода на сумочки такой формы была во второй четверти XIX в. Замки для них изготавливались из различных металлов и декорировались в соответствии со вкусом эпохи.

Эти замки - важный элемент атрибуции бисерных сумочек. Их форма напоминала двухчастную подкову, части которой соединялись шарнирами, позволяя раскрывать емкость сумки. Одна подковообразная часть обоймы входила в другую. На каждой из частей обоймы было предусмотрено по петле для ручки - удачная находка мастера-галантерейщика, поскольку предохраняла сумку, висящую на сгибе руки от самопроизвольного раскрывания в неподходящий момент. Главной же защитой был замок очень простой и остроумной конструкции: длинная изогнутая тонкая пластина крепилась на одной части обоймы таким образом, чтобы в закрытом виде ее край убирался в то место второй части, на которой крепился штырек-кнопка. При нажатии на эту кнопку чуть прогибалась и пластина - замок открывался. По внутреннему краю обеих частей обоймы были предусмотрены сквозные круглые отверстия - для крепления мешка сумки к оправе. Они располагались довольно далеко друг от друга: на дуге размещалось от 14 до 30 отверстий.

Мягкая часть сумки - мешочек, обычно шили из двух деталей кроя, но встречаются и вязаные образцы (имеющие замок аналогичного устройства). В последнем случае наблюдается заметная деформация емкости и, соответственно, искажение формы и рисунка бисерного декора: верхний край оказывался дважды приподнятым в виде «П» -образных или полукруглых выступов. Исключения составляют изделия, верхний край которых изначально имеет такие выступы в своем лекале: связанная по кругу конструкция имеет дополнительные плоские прямоугольные детали, повторяющие контур обоймы. Вышитые же сумочки обычно избегали таких искажений. Они кроились из двух одинаковых деталей, с требуемым выступом в верхней части, а затем сшивались по боковым и нижнему швам. Нередко для придания большей пластичности готовому изделию, вязаный мешочек заканчивался по верхнему краю несколькими рядами, связанными без бисера.

Нижняя часть имела полусферическую форму у вязаных моделей и полукруглую или ступенчатую - у вышитых (очень редко - у вязаных). Контур нижнего края вышитой сумочки имел обычно ломаную линию прямоугольника со срезанными углами. Пропорции линий среза весьма разняться: есть модели с короткой нижней линией, есть - с весьма длинной, практически совпадающей с поперечной длиной сумки.

Удалось выявить еще несколько форм дамских сумочек, не получивших такого распространения. Во-первых, это сумочка-корзинка - явное следствие увлечения театрализованными пасторальными костюмами (в свою очередь, эксплуатирующие модный французский костюм середины XVIII в. - сумочку-«помпадур»). Она имеет круглое плоское твердое дно и коническое тулово. По верхнему широкому краю «корзинки» выполнена крючком сетчатая «кулиска», повторяющая по форме и размеру основной резервуар сумки. Вверху она собрана на вязаный шнурок. Другая модель - сумочки специального назначения, появление которых связано с модой на демонстративное занятие рукоделием. Такая сумочка имеет форму тубуса и круглое плотное днище. По верху модели пропущен шнурок.

Следует отметить, что бусины-подвески, традиционно украшающие нижний край сумочек, также вязались из бисера. Некоторые из таких бусин дополнительно украшались кисточкой из бисерных петель.

Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.

До замужества головной убор (по крайней мере летом) не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесёмки. Взрослея, вместе с понёвой они получали «красу» — девичий венец. Ещё его называли «увяслом» — «повязкой», от «вясти» — «вязать». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом. Девушки из богатых семей носили увясла из византийской парчи. Другой типично славянской разновидностью «красы» был венчик из тонкой (около 1 мм) металлической ленты. Ширина ленты бывала обычно 0,5—2,5 см. Делали такие венчики из серебра, реже — из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки (рис. 4, Приложение А)

Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем. Из-за этого некоторые, учёные XIX века считали, что венки вошли в культуру славян только вместе с христианством (тем более что в христианской символике венкам придаётся особенный смысл). Однако археологические находки подтвердили глубокую древность славянских девичьих венчиков. Кроме того, не во всех славянских племенах носили венчики из металлических лент. Например, девушки племени северян, населявшего современную Курскую область, предпочитали сделанные из серебряной проволоки с концами, расклёпанными трубочкой — для шнурка. А в тех местах, где славяне тесно соприкасались с финноугорскими племенами, в славянских курганах нередко находят типично финские девичьи повязки, составленные из бляшек и металлических спиралек, нанизанных на нити рядами — по числу прожитых лет. Учёные объясняют эти находки заимствованием «моды» от дружелюбных соседей, а также большим числом смешанных браков. Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос (подробнее об этом см. в главе «Коса и борода»). Совсем недавно его строго придерживались не только русские, но и украинцы, белорусы, гуцулы, болгары, чуваши, все группы татар, башкир, народы коми, ижора, мордва и другие. Покрывали волосы и женщины Скандинавии. (рис. 5, Приложение А)

Информация о работе Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера