Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать программу по бисероплетению и вышивки бисером для детей среднего школьного возраста (5-7 классы).
Задачи исследования:
- Изучить историю, традиции и технику вышивки бисером;
- Исследовать роль вышивки бисером в современном декоре интерьера;
- Разработать методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером;
- Изготовить панно в технике вышивка бисером

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИИ ВИШИВКИ БИСЕРОМ…6
1.1 История происхождения бисера……………………………………………..6
1.2 Область применения бисера в украшениях, одежде и предметах быта в русском народном творчестве………………………………………………31
1.3 Техника вышивки бисером………………………………………………….41
1.4 Бисер в современном декоре интерьера……………………………………45
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ И ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..51
2.1 Принципы и методы обучения бисероплетения……………………….….51
2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером....56
2.3 Планы-конспекты занятий……………………………………….………....72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....82

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Бурцевой Н.О 2014 г итогов.doc

— 4.52 Мб (Скачать файл)

Известны исследователям шапки особого покроя — полусферические, сделанные из яркой материи, с околышем из драгоценного меха. В подобные шапки одеты каменные и деревянные идолы, сохранившиеся с языческих времён, такие мы видим и на дошедших до нас изображениях славянских князей. Это была княжеская регалия, притом специфически славянская «шапка Мономаха», означающее буквально «бремя власти». Не «корона», не «диадема» — именно «шапка». Само это слово долгое время попадалось учёным исключительно в княжеских грамотах-завещаниях, где шла речь об этом знаке достоинства. Лишь после 1951 года, когда археологами были найдены берестяные грамоты и наука получила небывалую возможность заглянуть в повседневную жизнь простого народа, сделалось ясно, что «шапкой» называли не только княжескую регалию, но и вообще мужской головной убор. А вот княжескую шапку именовали иногда «клобуком». Потом это название перешло в русском языке на монашеское покрывало, а также на колпачок, что надевали на голову охотничьим птицам («клобучок»). В языках зарубежных славян «клобук» до сих пор значит попросту «шапка», а также «шлем». (рис. 6, Приложение А)

Гайтан, иначе гердан («лента») – нашейное украшение в виде ленты или шнура, которое соединялось на груди в медальон или образовывало кармашек, в котором хранили иконку, амулет, оберег, крестик. На медальоне вышивали узор, который служил оберегом от злых сил. Очень красивое старинное украшение – это славянка. Славянка – нашейное украшение, выполненное в виде широкого ажурного гайтана, состоящего из повторяющихся элементов, так называемых славяночных ромбов, и заканчивающееся кулоном и рядом подвесок. Она отличается изысканностью, легкостью и завершенностью формы. Славянка оригинальна тем, что нижется одновременно в обе стороны на нескольких иглах. У русских мастериц XIX века применялась контрастная гармония цветов, чаще это было сочетание красного, желтого, оранжевого, синего и белого цветов.

        Старинные изделия украшались бисером и жемчугом методом вышивки вприкреп, в этом случае нить с нанизанными бисеринками прикреплялась к ткани другой нитью. В дальнейшем перешли к вышивке по клеточкам, аналогично вышивке полукрестом. (рис. 7, Приложение А)

  • 1.3 Техника вышивки бисером

  •  

    Основными техниками вышивки бисера являются счетная вышивка, шитье в прикреп и шитье в прокол.

    Счетная вышивка бисером.

    Легко освоить этот способ тем, кто уже имеет вышивать крестом по канве, так как любая схема для вышивки подходит и для вышивания бисером, где крестик заменяется на бисерину подходящего цвета.

    Основная сложность при работе – подбор бисера друг к другу и клетки канвы, чтобы плотно прилегал друг к другу. Благодаря клеткам канвы бисер располагается ровно по рядам.

    Самым оптимальным для такой вышивки является размер бисера 8 и 9, канва для такого калибра подойдет с количеством клеток 5,5 на 1 см.

    Существует два способа вышивания по канве: [40; c 58-60.]

    1. Вышивка параллельными горизонтальными рядами, где бисер располагается вдоль ряда клеток канвы, под одинаковым наклоном (рис. 1, Приложение Б)
    2. Вышивка параллельными вертикальными рядами, где бисер располагается в вертикальных рядах канвы (рис. 2, Приложение Б)

    Бисерины пришиваются гобеленовым швом.

    Для следующих видов шитья бисером подойдет любая ткань: лен, шелк, хлопок, бархат, шерсть. Прежде чем приступить в работе, ткань (или готовую вещь) следует простирать, высушить и прогладить. При необходимости можно придать ткани прочности с помощью клеевой основы.

    Шитье в прикреп.

    Такую вышивку применяют по свободному контуру рисунка. Нанизывают некоторое количество бисера на нить и, выкладывая снизу по контуру рисунка, прикрепляют короткими стежками рабочую нить к ткани (рис. 3, Приложение Б).

    Шитье в прикол.

    Выполняется стежками простых швов «вперед иголку» и «за иголку» по свободному контуру рисунка, нанизывая по 1 бисеринке (рис. 4, Приложение Б).

    Основные приёмы вышивания бисером по канве.

    Вышивка бисеринами горизонтальными параллельными рядами. Вышивку производят вдоль линии рисунка схемы по горизонтали, набирая цвета бисера вдоль этой линии. Закрепив иголку с нитью, выведите ее на лицевую сторону и нанижите одну бисеринку необходимого цвета согласно схеме. Введите иглу в противоположный диагональный угол клетки канвы. С крайней бисеринкой проделайте эту операцию дважды, чтобы она не болталась, а плотно держала край.

    Практически бисеринки нашиваются на канву швом «полу крест». Продолжите весь ряд, набирая цвета бисера согласно схеме. Для перехода на другой ряд проведите иглу по изнаночной стороне вертикально вверх или вниз и выведите ее на лицевую сторону в верхнем углу клетки (рис. 5а, Приложение Б). Нанижите бисеринку и продолжайте вышивать ряд аналогично, но в обратном направлении (рис. 5б, Приложение Б).

    При переходе к смещенному ряду проведите иглу по изнаночной стороне к нужной клетке по диагонали и выведите ее в верхнем углу клетки (рис. 5в, Приложение Б).

    Если рисунок прерывается, то по изнаночной стороне выполните соединительный шов (рис. 5г, Приложение Б).

    Вышивка параллельными вертикальными рядами (рис. 6а, Приложение Б). Начинать вышивку можно как сверху, так и снизу. Закрепите нить, выведите ее на лицевую сторону, нанижите бисеринку и введите иглу в противоположный по диагонали угол. Нить проходит по изнаночной стороне в горизонтальном направлении (рис. 6б, Приложение Б).

    Можно проводить иглу по изнаночной стороне и в вертикальном направлении.

    Шов «арочный» (рис. 7а, Приложение Б). Пришивать таким способом бисер можно как в свободной вышивке, так и в счетной. При вышивании по канве таким образом вышивка получается нежесткой. Отсчитав необходимое количество клеток на схеме, нанижите такое же количество бисеринок (не более 4 штук и введите иглу через 4 клетки канвы), иглу возвращаем на две бисеринки (одну или три) назад, она проходит через эти бисеринки, затем продолжаем далее нанизывать необходимое количество бисеринок согласно схеме (рис. 7б, Приложение Б). Такой способ вышивания напоминает счетную гладь при вышивании нитками.

    Как выполнять художественную вышивку бисером.

    Это свободная вышивка, позволяющая вышивать рисунок с плавными линиями. В этом случае бисер укладывается по форме изображаемого рисунка. Применяемый бисер может быть любого калибра, все зависит от ткани, которую вы выберете. На тонких тканях лучше вышивать мелким бисером. На тонкой ткани сложно вышивать, поэтому рекомендуем подложить еще один слой ткани.

    Техника саженья (нанизывания) или шитья по бели сложилась еще в древности и использовалась при шитье жемчугом. Она заключалась в прокладке узора «белью» — шнуром из хлопчатобумажной или льняной нити и выкладыванию по нему жемчуга, нанизанного на нитку.

    Каждая жемчужина пришивалась к бели поперечными стежками, благодаря чему прочно закреплялась.

    В бисерных и стеклярусных вышивках светского назначения вырабатывается иная техника: бусы нанизывались на нитку или проволоку и пришивались другой ниткой через промежутки, состоящие из нескольких бусинок. Основой вышивок служил льняной холст, который в большинстве случаев покрывался шелковой тканью, чтобы усилить цветовую игру материала.

    Перед началом работы весь рисунок наносился на ткань. Эта имеющая много общего с традиционным русским золотым шитьем техника называется шитьем «в прикреп». Шитье «в прикреп» применялось при создании картин или панно, их поверхность полностью покрывалась низками бус, крупные части узора покрывались параллельно идущими вертикальными и горизонтальными низками бус. Вышивальщицы стремились подчеркнуть округлость или угловатость предметов при помощи расположения низок.

    Для такой вышивки следует нанести рисунок на ткань от руки или с помощью трафарета и вставить ткань в пяльцы.

    Основные приёмы вышивания бисером в свободной технике.

    Шов «вперед иголку». Бисеринки нанизывают на каждый стежок, а с изнаночной стороны стежки должны быть короткими. Бисеринки находятся на расстоянии друг от друга (рис. 8.1, Приложение Б). [10; c 352.]

    Шов «назад иголку». При каждом стежке нанизывайте бисеринку. Нанизав первую бисеринку, сделайте шаг назад, равный ширине бисеринки, выведите иглу на изнаночную сторону. На лицевую сторону игла выводится на расстоянии, равном ширине двух бисеринок (рис. 8.2, Приложение Б).

    Ряд с вышитым бисером можно закрепить, продев нить через все бисеринки (рис. 8.3, Приложение Б).

    Шов «стебельчатый». Нанизав первую бисеринку, вводим иглу на изнаночную сторону на расстоянии, равном ширине бисеринки. Выводим иглу, вернувшись к началу стежка, проводим ее через бисеринку. Нанизываем следующую бисеринку (рис. 8.3, Приложение Б).

    Шов «арочный». Шов очень похож на стебельчатый, только нанизываются сразу несколько бисеринок, а закрепляется одна. Количество бисеринок в «арке» должно быть одинаковым (рис. 8.4, Приложение Б).

    Шов «в прикреп». Нанижите необходимое количество бисера на нить, уложите ее по рисунку на ткани и пришейте нить через равное количество бисеринок поперечными стежками. Иглу выводят между бисеринками, захватывают нить и вводят иглу в том же месте (рис. 8.5, Приложение Б). Вышивку можно вести двумя иглами: одна игла нанизывает бисер, другая по ходу нанизывания пришивает нить к ткани. Можно пришивать той же ниткой, на которую нанизаны бисерины. Шов «в прикреп» помогает быстрее вышить изделие. Нить, которой пришивается низка бисера, может сама выступать декоративным элементом.

    Расположение бисера по форме рисунка.

    Какую бы форму вы ни делали, вышивать начинайте с контурных линий (рис. 9а, Приложение Б). Такую линию называют направляющей. Ряды бисера укладываются параллельно направляющей линии бисера, подчеркивая форму.

    В такой технике можно «рисовать» бисером, передавая свет и тень предмета, создавая цветовые переходы по форме. Для этого нанизывается на иглу растяжка одного цвета бисера, например, от темного до светлого или наоборот (рис. 9б, Приложение Б).

    Форму можно заполнять и по спирали (рис. 9в, Приложение Б).

    Форма рисунка может подсказать вам, как лучше уложить бисер (рис. 9г, Приложение Б).

    В данном виде вышивки применяются различные виды отделки: стеклярус, рубчик, пайетки, бусины и даже целые сплетенные элементы, которые потом нашиваются на ткань. Это чаще всего отделка края изделия орнаментами, фестонами, подвесками, бахромой и кистями.

     

  • 1.4 Бисер в современном декоре интерьера

  •  

    Вторая группа изделий, украшенных бисером — это предметы мебели и оформления интерьера комнат.

    В русском обиходе были известны и импортные изделия такого типа. В современное время бисерная отделка в украшении интерьера стала одним из основных направлений в этом виде домашнего бисерного рукоделия. Становятся популярными «бисерные столики» - столешницы которых имеют бисерный декор.

    Столешница, обивка на диван и стулья – большие форматные бисерные панно, выполненные по холсту шелковыми нитками мелким стеклянным бисером. Фон расшит бесцветным бисером (на что пошли различные сорта округлого стеклянного материала). По фону размещены изображения отдельных цветов, цветочных гирлянд, букетов и иные растительные мотивы. Среди цветов «порхают» бабочки и птицы. Изнанка работ показывает, что над отдельными фрагментами панно работали с разным усердием. Этого никогда не угадаешь, глядя на всюду равно великолепную лицевую поверхность. Фон последней по большей части вышит мерными четкими стежками, создающими на изнанке специфическую фактуру ткани, где льняные нити оказываются перевиты шелковыми. А вот цветные фрагменты вышиты без всякого внимания к аккуратности изнанки работы: иногда «холостой ход» шелковой нити оказывается длиной в 20 см, и ее прикрепляет к полотну лишь такой же вольный «ход» другой нити. Ни о какой особой фактуре изнанки этих фрагментов вышивки не идет и речи. Налицо совершенно свободная работа иглы неизвестных мастериц или мастерицы.

    В последнее время список предметов интерьера, украшенных бисером, расширился, появились подхваты для гардин. Обычно это широкая лента, лицевая сторона которой сплошь расшита бисером, а к концам прикреплены бронзовые детали-обоймы, придающие предмету законченность. Подхваты для гардин имеют приспособления, позволяющие замыкать бисерную ленту в кольцо. Оформление драпировок в интерьере могли дополнять и украшенные бисером ламбрекены (рис.8, Приложение А).

    Бисером украшаются и подсвечники. Модная форма подсвечника-колонны на одну свечу, особенно популярная в современной русском интерьере, особенно удачно подходит для этих целей: цилиндрическая бисерная обойма натягивалась на стоян, полностью его закрывая. В интерьере также использован бисер в убранстве других осветительных приборов, например, в абажурах. (рис.9, Приложение А)

    К декоративным элементам осветительных приборов можно отнести и подвесную бисерную кисть к паникадилу, к канделам. Самая простая из них - полусферическая, плетеная из крупного бисера, с рядами с низок, образующих бахрому. Внутри этой бисерной сферы помещается полусферическая деревянная болванка, которая тонируется суриком или иной популярной краской.

    Информация о работе Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера