Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать программу по бисероплетению и вышивки бисером для детей среднего школьного возраста (5-7 классы).
Задачи исследования:
- Изучить историю, традиции и технику вышивки бисером;
- Исследовать роль вышивки бисером в современном декоре интерьера;
- Разработать методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером;
- Изготовить панно в технике вышивка бисером

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИИ ВИШИВКИ БИСЕРОМ…6
1.1 История происхождения бисера……………………………………………..6
1.2 Область применения бисера в украшениях, одежде и предметах быта в русском народном творчестве………………………………………………31
1.3 Техника вышивки бисером………………………………………………….41
1.4 Бисер в современном декоре интерьера……………………………………45
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ И ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..51
2.1 Принципы и методы обучения бисероплетения……………………….….51
2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером....56
2.3 Планы-конспекты занятий……………………………………….………....72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....82

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Бурцевой Н.О 2014 г итогов.doc

— 4.52 Мб (Скачать файл)

Дисциплины, входящие в общекультурный блок (история Мировой и художественной культуры, история национального костюма, культура речи, экономика и.т.д.), направлены на усвоение школьниками опыта предшествующих поколений и позволяют наряду с другими задачами решить и такие как: формирование общей творческой культуры, знаний и навыков творческой деятельности, мотивационно-ценностного отношения к творческой деятельности. Профессионально-предметный блок, включающий в себя цветоведение, материаловедение, моделирование, дизайн и т.д., помогает учащимся развить художественное видение образа проектируемого изделия, развить фантазию, художественный вкус. Технологический блок способствует воспитанию трудовой культуры школьников, принятию решения по выбору методов изготовления изделия, совершенствованию навыков работы с бисером.

Такое построение содержания обучения призвано обеспечить развитие творчества школьников; овладеть технологическими навыками; развивать способности реагировать на внешние и внутренние факторы, повысить уровень социокультурного развития учащихся, способствовать в выборе профессии.

В состав модели входит процессуально-управленческий компонент, предполагающий диалектическое соответствие между управляемыми функциями педагога и самоуправлением обучающегося, целями и характером представления учебного материала, т.е. характеризующейся основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации управления познавательной деятельностью.

Мы выделили следующие формы обучения школьников художественной обработке материалов: занятие по технологии, внеклассная (кружковая работа), внеурочная самостоятельная работа учащихся, организация выставок, посещение экскурсий.

Вслед за М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером мы предполагаем использование следующих методов обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Нами выделены следующие средства обучения школьников художественной обработке материалов: технические средства обучения (компьютер, принтер, проектор), традиционные средства ручного труда (инструменты, материалы, приспособления).

Наиболее важным способом диагностики развития художественного творчества школьников является мониторинг - постоянное наблюдение за уровнем развития учащихся и анализ полученной информации за длительный промежуток времени.

Динамичность модели придает постоянное взаимодействие с социальными партнерами, результатом чего является информация о рынке труда и профессий; учет требований работодателей по подготовке выпускников школ к осуществлению творческой деятельности; возможность корректировки старых и разработки новых учебных программ и материалов, отвечающих современными требованиям.

Систематизирующим фактором модели выступает результат обучения: повышение уровня художественного творчества школьников (умение выявить этапы изготовления изделия, разработать форму изделия, подбирать цветовую гамму и т.д.)

 

  • 2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером

  • Образовательная область «Технология» обеспечивает в системе общего и дополнительного образования формирование у школьников технологической компетентности, что связано с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, подготовке к решению практических задач.

    На основе анализа исторических, социально-экономических и социокультурных факторов, использование бисероплетения на занятиях по технологии в системе общего и дополнительного образования позволит обеспечить: [29; c 41-42.]

    - историческую преемственность  поколений, сохранение, распространение  и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения  к историческому и культурному  наследию народов России;

    - формирование знаний, умений и навыков и применение их в практической деятельности;

    • разностороннее развитие творческих способностей школьников;
    • готовность учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий;
    • воспитание таких качеств личности как трудолюбие, усердие, терпение, аккуратность, самодисциплину.

    Для решения этого комплекса задач нами была разработана авторская программа по бисероплению, включающая в себя:

    • авторскую программу;
    • учебно-тематический план;
    • понятийно-терминологический словарь по бисероплетению;
    • материалы, инструменты, приспособления, необходимые для работы с бисером;
    • медицинские требования к проведению занятий по бисероплетению;
    • порядок разработки изделий из бисера;
    • критерии оценки готовых изделий из бисера;
    • дизайнерскую компьютерную программу «Цвет и орнамент», служащую для развития цветовосприятия, чувства стиля, ритма;
    • индивидуальные и групповые задания по бисероплетению;
    • алгоритм расчета себестоимости готового изделия;
    • блок заданий для проверки качества знаний, умений, навыков;

    - список литературы для самостоятельного изучения.

    При разработке авторской программы по бисероплетению мы исходили из следующих основополагающих требований. Учебная программа является основным руководящим документом для учителя в школе и педагога дополнительного образования. Ее необходимо изучить, понять основное направление и содержание, усвоить цели и задачи обучения. Программа рекомендует широко использовать разные средства наглядности, для успешного освоения материала. Особенное внимание должно быть обращено на эстетическое воспитание учеников. Необходимо путем правильного подбора задач, развить у учащихся способности к художественному творчеству. А так же развивать мыслительную деятельность учащихся, формировать у них умение видеть, наблюдать, сопоставлять, сравнивать, анализировать и синтезировать.

    Данная учебная программа может быть использована в любом учреждении дополнительного образования школьников или школьном кружке для учащихся 5-7 классов.

    Овладение школьниками содержания программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов обучения бисероплетению является возможность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт - изделия из бисера или изделия с бисером.

    Программа обучения учащихся 5-7 классов по бисероплетению включает в себя: историю возникновения стекла и бисера, бисероплетение в мировой и русской культуре, основные приемы низания; изготовление украшений, пасхального яйца; правила хранения бисерных изделий и уход за ними; применение бисера при отделке швейных изделий, основы цветоведения; организация труда; экономические расчеты, выполнение творческих изделий с использованием новых информационных технологий.

    Реализация программы предполагает личностно - ориентированный подход к учащимся: учет их возможностей, интересов, развитие творческой самостоятельности при выполнении проектных работ. Защита индивидуального или коллективного учебного проекта проводится на итоговом занятии в форме презентации.

    Для успешной работы учащихся необходимо оборудовать кабинет, отвечающий современным требованиям школьной гигиены, дизайна и т.д. Только в этом случае он окажет действенную помощь учителю и учащимся.

    Помещение, отводимое для занятий кружка, должно быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий с группой в 15 человек.

    Занятия по художественной обработке материалов проводят в кабинете технологии в школе или в специальном кабинете для занятий по бисероплетению в условиях учреждения дополнительного образования. При оборудовании такого помещения необходимо придерживаться следующих правил.

    Большое значение надо придавать художественному оформлению помещения для занятий кружка, чтобы создать благоприятную атмосферу учебно-воспитательного процесса.

    Небольшое количество растений и декоративных украшений делает кабинет нарядным и привлекательным. Особенно внимательно надо подойти к выбору и размещению настенных украшений. Украшением помещения могут служить плакаты по технике безопасности при работе с ножницами и иголкой; стенды с наиболее удачными работами кружковцев. Можно оформить постоянно действующую выставку коллективных и индивидуальных работ учащихся. Ее следует периодически обновлять.

    Для обеспечения нормальных условий работы площадь помещения для кружка рассчитывается не менее 2,5 м2 на человека. Для проветривания помещения предусматривают форточки или фрамуги. Проветривать помещение лучше всего в перерыве между занятиями групп. Температуру воздуха в кабинете необходимо поддерживать в пределах от +18°С до +20°С при влажности 40-60%, вибрация, концентрация пыли и различных веществ должна быть минимальной.

    При выборе помещения необходимо помнить о большом зрительном напряжении, которое испытывают учащиеся, работая с бисером.

    Хорошее освещение сохраняет здоровье учащихся и повышает качество выполнения задания. По действующим нормам наименьший уровень освещенности горизонтальных поверхностей ученических столов составляет 500 лк. Лучше если оснащенность рабочего места увеличится до 1200 лк. Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами, они создают освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе оттенков бисера. Для обеспечения достаточного по мощности, не слепящего, равномерного и бестеневого освещения, светильники нужно размещать в 2-3 ряда на равных расстояниях друг от друга, на высоте не более 2,2 метра от поверхности столов. В дополнение к общему нужно и местное освещение. Для этого можно использовать настольные лампы на стойке с металлическим колпаком, защищающим глаза от прямого воздействия света.

    На окнах необходимы занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

    Организуя кабинет необходимо продумать и его цветовую гамму. Цвет влияет не только на настроение человека, но и на его трудоспособность. Яркие цвета раздражают, а холодные тона успокаивают, воздействие цвета увеличивается или уменьшается и в связи с его насыщенностью. Немалое значение имеет и чистота цвета. Чистые цвета благоприятствуют работе, темные угнетают человека. В оформлении кабинета большое значение имеет окраска стен. Стены кабинета рекомендуется окрашивать в светлые тона (светло-зеленые, голубые, розовые и т.д.). Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения.

    Столы для выполнения работ с бисером надо располагать таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего. Для работы удобны одноместные столы. Рабочее место учащихся необходимо оборудовать с учетом антропометрических данных. Стулья обязательно со спинкой.

    Для успешной работы преподавателя в кабинетах рекомендуют организовывать кафедру-помост. Размером по длине доски. Под помостом можно хранить некоторые материалы и инструменты.

    Кафедра дает возможность перемещаться вдоль доски, которая подвешивается на некотором расстоянии от пола. В этом случае улучшается обзор изображений на ней, кроме того, более эффективно используется рабочее поле. Высота кафедры не должна превышать 25-30 см. На кафедре располагают учительский стол.

    При оборудовании учебного помещения необходимо предусмотреть все нужные приспособления для использования технических средств обучения (компьютера, проектора, принтера и т.д.). Розетки лучше поставить у стола учителя и на задней стене кабинета. [25; c 54-59.]

    Вдоль одной из стен (противоположной окнам) рекомендуется разместить шкафы-витрины. Нижнюю часть их (закрытую) можно использовать для хранения незаконченных работ, различных материалов, наглядных пособий, инструментов и т.д., а верхнюю, застекленную, для постоянно действующей выставки работ учащихся.

    Обстановка такого кабинета способствует созданию благоприятного психолого - педагогического климата и повышению работоспособности.

    Перейдем к рассмотрению структуры занятия по художественной обработке материалов (на примере бисероплетения).

    Под структурой занятия по художественной обработке материалов мы понимаем совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающую в процессе обучения и обеспечивающую его целенаправленную действенность. Элементом занятия считается временная часть занятия, обладающая свойствами единственности и целостности. Единственность предполагает невозможность дальнейшего расчленения элемента занятия на логически целостные и завершенные части.

    Для достижения эффективности обучения, необходимо соблюдать следующие требования к структуре занятия:

    • комплексность цели (обучающие, воспитательные, общеразвивающие, профориентационные);
    • адекватность содержания поставленным целям, а так же, их соответствие особенностям детского коллектива;
    • соответствие методов работы поставленным целям и содержанию;
    • оптимальный выбор типа занятия;
    • определение места данного занятия с предыдущими и последующими занятиями;
    • наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
    • стремление к созданию благоприятной психолого-педагогической атмосферы на занятиях;
    • активная позиция обучаемого (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого обучаемого в деятельность);
    • полное методическое обеспечение и оснащение занятий необходимыми средствами;
    • обеспечение систематического и разнообразного контроля знаний и умений учащихся;
    • составление системы повторения и закрепления изученного материала;
    • поиск оптимального места домашнего задания, которое является тщательно продуманным продолжением данного занятия и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывающим индивидуальные возможности учащихся.

    Информация о работе Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера