Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать программу по бисероплетению и вышивки бисером для детей среднего школьного возраста (5-7 классы).
Задачи исследования:
- Изучить историю, традиции и технику вышивки бисером;
- Исследовать роль вышивки бисером в современном декоре интерьера;
- Разработать методические основы преподавания бисероплетения и вышивки бисером;
- Изготовить панно в технике вышивка бисером

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИИ ВИШИВКИ БИСЕРОМ…6
1.1 История происхождения бисера……………………………………………..6
1.2 Область применения бисера в украшениях, одежде и предметах быта в русском народном творчестве………………………………………………31
1.3 Техника вышивки бисером………………………………………………….41
1.4 Бисер в современном декоре интерьера……………………………………45
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ И ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..51
2.1 Принципы и методы обучения бисероплетения……………………….….51
2.2 Образовательная программа по бисероплетению и вышивке бисером....56
2.3 Планы-конспекты занятий……………………………………….………....72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....82

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Бурцевой Н.О 2014 г итогов.doc

— 4.52 Мб (Скачать файл)

8. Уборка рабочих мест и помещения (4 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бисер - декоративный материал, популярный в художественной культуре многих народов, нашедший для себя разнообразные сферы и формы практического применения. Термин «бисер» имеет несколько устоявшихся значений. Это слово обозначает одновременно и сам исходный материал, и отдельные изделия из него, и совокупность этих изделий.

Обычно, говоря о бисере как о материале, подразумевают мелкие бусины из стекла. Для подавляющей массы памятников это справедливо. Но за тысячелетия существования бисера, его ассортимент оказался шире. Он включает в себя помимо стекла (различного состава и приемов обработки), керамические массы, металл, вещества органического происхождения. Однако в большинстве своем, бисер как материал - результат эволюции различных силикатных технологий. Помимо технологической проблемы варки самой стеклянной массы, при создании бисера приходится всегда решать и не менее сложную техническую задачу получить требуемое количество одинаковых бусин со сквозным отверстием стандартного диаметра.

Бисерное искусство - это искусство создания из бисера-материала различных изделий. Закрепившиеся в литературе наименования - «египетский бисер», «крестьянский бисер», «старообрядческий бисер» указывают на конкретный круг памятников. К той же категории относится и устойчивое, куда более расширительное обозначение «русский бисер», имеющее в виду совокупность бисерных изделий, созданных когда-либо на территории нашей страны, как один из видов национального декоративно-прикладного искусства. При этом, как будет показано ниже, для бисерного искусства в России нового и новейшего времени характерной особенностью является работа с импортным исходным материалом.

Одной из задач работы была разработка системы обучения бисероплетению среди школьников 5-7 класса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
  2. Аникова Ю. А. Бисероплетение. Авторская программа. - Нижний Новгород: ВГИПА, 2004. - 33с.
  3. Аникова Ю. А. Воспитание на традиционных видах народного искусства. // Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды V Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов - Н.Новгород: ВГИПА, 2004. - 459с.
  4. Аникова Ю. А. Исторические и современные предпосылки использования бисероплетения в учебно-воспитательном процессе средней школы в образовательной области «Технология» // Актуальные проблемы развития образования и производства: Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов. - Нижний Новгород: ВГИПА, 2004. -В 2-х частях - Ч. 1 — 67-70с.
  5. Аникова Ю. А. Новые информационные технологии в процессе изучения предметов декоративно-прикладного цикла // Современные проблемы науки, образования и производства: Материалы IV межвузовской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: НФ УРАО, 2004 - В 2-х частях -4.1 -С.160-163с.
  6. Аникова Ю. А. Подходы к определению понятия «способности» // Актуальные проблемы развития образования и производства: Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов. -Нижний Новгород: ВГИПА, 2004. - В 2-х частях - 4.1 - 5-7с.
  7. Аникова Ю. А. Проблема определения понятия «технология» // Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды V Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Нижний Новгород: ВГИПА, 2004. - 33-34с.
  8. Аникова Ю. А. Разработка комплекса методического обеспечения при изучении раздела «Художественная обработка материалов» в образовательной области «Технология» // IX Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки): Тезисы докладов. - Дзержинск: Гуманитарный центр, 2004. -  68с.
  9. Аникова Ю. А. Структура занятий по художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» // Актуальные проблемы развития образования и производства: Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2004. -В 2-х частях - 4.1 - 29-32с.
  10. Ануфриева М. Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. - М.: Культура и традиции, 1999. - 352с.
  11. Барадулин В. А. Возрождение народных художественных ремесел // Школа и производство. - 2001. - №4. - 35-36с.
  12. Бисерное рукоделие: Сб./Авт.-сост. Жукова О. Г - М.: Издательство ACT, 2004. -174с.
  13. Викулина М. А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе: Монография. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 136с.
  14. Викулина М. А. Реализация личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов. - Нижний Новгород: ВГИПИ, 2001. - 153с.
  15. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пос. для студентов пед. вузов / Сост. И науч. Ред. B.C. Мухина, А.А.
  16. Воробьев А. П., Червова А. А. Педагогические условия развития физико-технического творчества школьников: Монография. - Н.Новгород: ВГИПА,2003. -164с.
  17. Галочкина Ю. А. Возрождение народных художественных ремесел в учебном процессе. // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003 - 315-316с.
  18. Гаршицкая Р., Левина О. Волшебный бисер. Вышивка бисером. - Ростов- на-Дону: Проф-Пресс, 2001. - 480с.
  19. Гильмиярова С.Г. Проблема разработки и оценки авторских учебных программ в отечественной и зарубежной педагогике // Образование и наука. -2001.№3.-С.118-126.
  20. Дудорева В. А. Бисер в старинном рукоделии. - М.:  1923. -53с.
  21. Еременко Т. И. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. - М.: Просвещение, 2000. - 159с.
  22. Жихарская О. Б. Использование компьютера при обучении школьников бисеронизанию // Школа и производство. - 1999. - №6.  60 - 62с.
  23. Журкина А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. - 2000. - №9. - 6с.
  24. Иванов С. А. Дополнительное образование - пространство для творчества и самореализации личности школьника // Непрерывное образование. - Орехово-Зуево, 2001. - 185с.
  25. Ильина О. Ю. Обучение школьников бисерному рукоделию // Школа и производство. - 1999. - №1. - 54-59с.
  26. Канурская Т. А., Маркман Л. А. Бисер. - М: Профиздат, 2000. - 240с.
  27. Кирякина С. Б. Объемные украшения из бисера // Школа и производство. - 1999. - №4. - 54 - 56с.
  28. Кирякина С. Б. Кольцевое низание бисером // Школа и производство. -2000. -№1.-56-59с.
  29. Кирякина С. Б. Браслеты из бисера // Школа и производство. - 2001. -№1.41-42с.
  30. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - 2002. - №6. 11-42с.
  31. Крылова Н., Леонтьева О. Образование, ориентированное на свободу и самоопределение ребенка // Директор школы. - 2001. - №2  65-76с.
  32. Кузин B. C. Психология. - М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.
  33.      Лагунова М. В., Аникова Ю. А. Развитие визуальной грамотности при изучении предметов декоративно-прикладного цикла с использованием информационных технологий // Инновационные стратегии и научно-методические аспекты образовательной области «Технология»: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. -Тольятти: ТГУ, 2004. - С. 54-58.
  34.       Литвинец Э. Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. М.:
  35. Лихарева С. В. Пасхальные сувениры с державной символикой // Школа и производство. - 2004. - №1. - 39-42с.
  36. Ляукина М. В. Бисер. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 176с.
  37. Маркова А. Ю. Сувениры из бисера // Школа и производство. - 2004. -№6. 41-42с.
  38. Маркова С. М. Основные дидактические категории общей и профессиональной педагогики. - Н.Новгород: ВГИПА. - 60с.
  39. Маркова С. М. Мето до лого-теоретические основы педагогического проектирования в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования. - Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. - 301с.
  40. Марьенкина Н. Е. Технология изготовления украшений из бисера // Школа и производство. - 1998.- №2. 58-60с.
  41. Моисеенко Е. Ю., Фалеева В. А. Бисер и стеклярус в России XVIII-начало XX века. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 69 с.
  42. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. уч. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
  43. Осетров Н.В., Смирнов А. И., Осин А. В. Книга и электронные средства в образовании. М.: Издательский сервис, 2002. - 166 с.
  44. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. -М.: Издательский сервис, 2004. - 320 с.
  45. Осмоловская И. М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. - 2000. - №2 67-72с.
  46. Поволяева М. Н. Творчество педагога - творчество ребенка // Внешкольник, - 2000. - №11 2-4с.
  47. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М: ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. -576 с.
  48. Путилина Н. А. Обучаю бисерному рукоделию // Школа и производство. -2001. - №8. 45-46с.
  49. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт. -сост.: Марченко А. В., Сасова И.А., Гуревич М.И. - М.: Вентана - Графф, 2002. - 224 с.
  50. Серасхова М. В. Бисер в культуре народов Севера // Школа и производство. - 2001. - №7. 53-55с.
  51. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб. :ООО «Речь», 2002, 350с.
  52. Ставрова О. Б. Современный урок технологии с применением компьютера. - М.: Школа Пресса, 2004. - 80 с.
  53. Технология. Трудовое обучение. - М: Просвещение, 2002. - 230с.
  54. Ткачев В. Н. Источники развития творческих способностей - М.: Россельхозакадемия, 2001. - 88с.
  55. Федотова М. В., Валюх Г.М. Бисер. Цветы и букеты. - М.: Культура и традиции, 1999. - 33с.
  56. Чеков М. О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции // Внешкольник, - 2000. - №10 8-9с.
  57. Червова А. А., Аникова Ю. А. Моделирование как метод построения процесса формирования способностей детей к художественному творчеству // Технологическое развитие в условиях модернизации образования: Сборник научных трудов X Международной конференции по технологическому образованию школьников. - М.: МИОО, 2004. - 67-69с.
  58. Шитова Л.  А. Оплетение яйца бисером // Школа и производство. - 2001. -№3. -37с.
  59. Шкунова А. А. Развивающие возможности образовательной среды учебного заведения // Актуальные вопросы развития образования и производства. - Нижний Новгород, 2002. - 30-31с.
  60. Юрова Е. С. Старинные русские работы из бисера. - М.: Историки, 1995. -131 с.
  61. Ясвин В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование, - 2000. - №2  16-22с.
  62. Ячменева В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 184 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Изделия эскизы из бисера

 

Рисунок 1

 

 

Рисунок 2

 

 

Рисунок 3

 

 

 

Рисунок 4

 

Рисунок 5

 

 

Рисунок 6

                        

 

Рисунок 7

 

Рисунок 8

 

Рисунок 9

 

 

Рисунок 10

 

 

 

Рисунок 11

 

Рисунок 12

 

 

Рисунок 13

 

 

 

Рисунок 14

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Техники, схемы

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

 

Рисунок 6

Рисунок 7

 

 

Рисунок 8

 

Рисунок 9

 

 

 

Рисунок 10 Цепочка колечки – плетение, варианты

 

Рисунок 11 Цепочки из бисера, бус и стекляруса, цепочка лодочка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Техника безопасности

 

Нередко приходиться слышать о том, что заниматься бисероплетением, особенно детям, не так уж и полезно. При этом опасение вызывают, как правило, два момента: «бисер «садит» зрение» и «постоянно сидишь, привыкаешь горбиться».

Как и любой другой вид рукоделия бисероплетение даёт определённую нагрузку на глаза, но если разобраться, не такую большую, по сравнению с монитором компьютера или телевизором. При правильном подходе к оформлению рабочего пространства большинство неприятных моментов можно свести на нет и получать удовольствие от процесса создания прекрасных вещей.

Итак, на что стоит обратить внимание начиная работу с бисером:

1. Освещение. Старайтесь работать  днём и при естественном освещении. На заметку: даже самая тонкая тюлевая занавесочка, которая нам кажется совсем прозрачной забирает в среднем от 10% света. Иногда, что бы рабочее место стало совсем идеальным достаточно просто её отдёрнуть.

Заниматься бисером по ночам – плохая привычка, но если это единственное время, которое вы можете выкроить для себя, небольшой совет от любителя ночных бдений: разместите в районе рабочего стола два источника света. Один на столе перед вами – это старая добрая настольная лампа, а другой сзади, скажем люстра на потолке или торшер за спиной, в общем, любой источник рассеянного мягкого света. Глаза скажут вам спасибо.

2. Рабочая поверхность. Застелите  стол тканью белого, светло-серого  или бежевого цвета. Можно приобрести  для этих целей специальный небольшой мягкий коврик и работать на нём. Это не только облегчит работу с блестящим бисером, но и даст дополнительное отражение света. К тому же с такого коврика будет легче собирать убежавшие бисеринки.

3. Не работайте перед включённым монитором или экраном телевизора. Увеличение нагрузки на глаза плюс невнимательность во время работы. Как вероятный результат – припухшие веки, ошибки в плетении, нервы, особенно если осваиваем новую схему или делаем сложную вещь.

4. Не смешивайте бисер разных цветов. Некоторые бисероплётчики, чаще этим грешат начинающие, любят смешать весь имеющийся бисер в одной коробочке, а потом методично выбирать из общей кучки бусинки нужного цвета. Мотивируют это экономией свободного пространства на рабочем столе, нехваткой тары для хранения большого количества бисера разных цветов или просто так привыкли. Очень не советую это делать. Помимо того, что это просто не удобно и замедляет процесс плетения, глаза от работы с таким миксом устают гораздо быстрее, пытаясь вычленить из общей пёстрой массы нужный цвет.

Если рисунок вашего изделия не требует хаотичного расположения разноцветных бисеринок, не поленитесь, выделите под каждый цвет отдельную крышечку или блюдце, в крайнем случае просто насыпьте отдельные кучки на рабочую поверхность.

5. Прерывайтесь на отдых. Бисер  – занятие настолько увлекательное  и затягивающее, что в процессе  создания очередного шедевра  можно не вставая провести  за столом не один час. Делаем  перерывы, вспоминаем школьный ритм: 45 минут работы – 10 минут отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Схема практической работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сохранение и развитие традиций вышивки бисером в современном декоре интерьера