Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат
В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.
Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.
Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.
Открытие отличается от инновации по следующим признакам:
1. Открытие, а также изобретение,
делается, как правило, на
2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта.
3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду, в частности больший приток денег большую сумму прибыли, повысить производительность труда и снизить себестоимость производства за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии.
Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования.
Термин и понятие «инновации» как новой эк. категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер. И. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (то есть вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса. И. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:
1) исп-ние новой техники, технол. процессов или нового рын. обеспечения пр-ва;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации пр-ва и его материально-тех. обеспечении;
5) появление новых рынков сбыта.
Иногда инновация
В совр. экономике роль
инноваций значительно
В соот-вии с международными стандартами ("Руководством Осло») инновация опр-ся как конечный рез-т инн. д-ти, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технол. процесса, используемого в практической д-ти, либо в новом подходе к соц. услугам.
В «Руководстве» отмечается, что существуют два типа технологических инноваций: продуктовая инновация; процессная инновация.
Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяют на два вида: базисная продуктовая инновация; улучшающая продуктовая инновация.
Процессная продуктовая инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что выпуск новой продукции можно организовать при уже имеющихся технологии, оборудовании, энергетических ресурсах и при использовании традиционных методов организации производства и управления.
Российскими официальными терминами явл.
1. Инновация (нововведение)
— конечный результат инн.
д-ти, получивший реализацию в
виде нового или
2. Инн. д-ть — процесс,
направленный на реализацию
3. Гос. инн. политика
— опр-ние органами гос.
4. Инн. потенциал (государства,
отрасли, организации) — сов-
5. Инн. сфера — область
д-ти производителей и
6. Инн. инфраструктура — организации, способствующие осущ-ю инн. д-ти (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).
7. Инн. программа (федеральная, межгос., отраслевая) — комплекс инн. проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эф. решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).
Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла инновации, на рост эффективности инновации
Инновация — это эк. категория. Как категория инновация отражает наиболее общие и существенные св-ва, признаки, связи и отношения пр-ва и реализации нововведений.
Сущность категории проявляется в ее функциях. Функция (лат. исполнение, совершение) экономической категории выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений, функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.
Инновация выполняет следующие три функции:
1) воспроизводственную; 2) инвестиционную; 3) стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.
Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хоз. субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой д-ти, применять более современные приемы упр-я финансами (реинжиниринг, брэнд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации.
#93. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ
Инн. мен-т предст. собой разновидность функционального мен-та, непосредственным объектом которого выступают инн. процессы во всем их разнообразии.
Т.о., инн. мен-т - это с-ма упр-я, состоящая из двух подсистем: управляющей подс-мы (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта упр-я осущ-ся посредством передачи инф-ции, к-ая и предст. собой процесс упр-я.
Субъектом упр-я в инн. мен-те м.б. один или группа специалистов, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.
Объектом упр-я в инн. мен-те явл. инновации, инн. процесс и эк. отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей).
В общем виде, содержание понятия «инн. мен-т» можно рассматривать в трех аспектах: наука и искусство упр-я инновациями; вид де-и и процесс принятия упр. решений; аппарат управления инновациями.
Как наука и искусство упр-я инн. мен-т баз-ся на теорет. положениях общего мен-та. Как вид д-ти и процесс принятия упр. решений инн. мен-т предс. собой сов-ть процедур, составляющих общую технол. схему упр-я инновациями. Эта сов-ть состоит из отдельных направлений упр. д-ти, часто называемых функциями мен-та, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в опред. последовательности.
Состав функций и задач упр-я м.б. регламентирован в зависимости от уровня инн. с-мы (народное хоз-во в целом, отрасль промыш-ти, пр-тие, отдельный инн. проект или частная разработка) и условий ее функционирования. Выполнение каждой из задач упр-я или осущ-ние отдельной функции мен-та неизменно связано с принятием опред. упр. решений. Мен-т предусматривает установление опред. требований к уровню обоснования упр. решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации.
Инн. мен-т как аппарат упр-я инновациями предполагает структурное оформление инн. сферы. Инн. процессы возникают и осущ-ся сообществами людей, сознательно координирующих свою д-ть для достижения опред. целей. Инн. пр-тие — это разновидность орг-ции, достигающей целей своего функционирования посредством инноваций.
Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая целостную систему инн.мене-та.
Осущ-ние инн. мен-та в целом предполагает: целенаправленный поиск идей инноваций; орг-цию инн. процесса (разработка планов и программ инн. д-ти, проведение единой инн. политики, обеспечение финансами, мат. ресурсами и квалифицированными кадрами программ инн. д-ти); продвижение и реализацию инноваций на рынке.
Наиболее эф. вариантом достижения целей инн. мен-та является разработка и выполнение производственных, технологических, исследовательских проектов по каждому мероприятию или по определенным их совокупностям. И здесь в качестве одного из наиболее действенных современных средств мен-та на первый план выдвигается упр-е проектами. Особую важность упр-е проектами как элемент инн. мен-та приобретает для предприятий и фирм, находящихся в рисковой зоне или приближающихся к ней.
Инн. мен-т выполняет опред.функции. При этом под функцией упр-я понимаются направления упр. д-ти, позволяющие осуществлять опред. управляющие воздействия на инн. процесс.
Сущ. различные классификации функций упр-я инновациями.
К функциям субъекта упр-я по одному из мнений, относятся прогноз-е, план-е, орг-ция, регулирование, координация, стимулирование, контроль.
К функциям объекта упр-я относится рисковое вложение капитала, орг-ция инн. процесса, орг-ция продвижения инноваций на рынке. Функция рискового вложения капитала проявляется в организации фин-ния.
Выделяют различные методы инн. мен-та. Согласно одной из классификаций в инн. мен-те применяются методы принуждения, побуждения, убеждения, сетевые методы, методы анализа и методы прогноз-я.
Методы принуждения — методы, которыми управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему. Эти методы менеджмента опираются на: с-му законодательных актов страны и региона; с-му нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации; с-му планов, программ, проектов, заданий; с-му оперативного руководства (власти).
Методы побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития системы.
Методы убеждения как методы и способы упр-я основаны на исследовании психологического портрета личности, мотивации ее потребностей, составляющих физиологические, духовные и социальные нужды. Стр-ра и объем потребностей опр-ся характером, образованием, соц. положением и ценностями личности.
Сетевое план-е и упр-е — графоаналитич. метод упр-я процессами создания (проектирования) любых с-м. Осн. элементом при этом методе является сетевой график.
Методы анализа — методы, основанные на разложении целого на элементы и последующее установление взаимосвязей м/у ними с целью повыш-я кач-ва прогноз-я, оптимизации, обоснования, план-я и операт. упр-я реализацией реш-я по развитию объекта.
Выделяют несколько принципов анализа:
1) принцип единства
анализа и синтеза
2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели;
3) принцип обеспечения
сопоставимости вариантов
4) принцип оперативности и своевременности;
5) принцип количественной определенности.
К методам анализа относятся: метод сравнения, факторный анализ, индексный метод, метод цепных подстановок, метод элинирования, графический метод и др.
Методы прогноз-я широко используются в инн. мен-те. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. План и прогноз предст. собой взаимодополняющие друг друга стадии. Прогноз в системе упр-я явл. предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта упр-я. Сроки, объемы работ, числовые хар-ки объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный хар-р и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок. В отличие от прогноза план содержит однозначно опред. сроки осущ-я события и хар-ки планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.
Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования