Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#85-96.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

Сущность инн. процесса проявляется в том, что он предст. собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Инн. процесс включает в себя 7 элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся: маркетинг инновации; выпуск (пр-во) инновации; реализация инновации; продвижение инновации; оценка эк. эф-ти инновации; диффузия инновации.

Началом инн. процесса является инициация. Инициация (лат., то есть вызывать, зачинать, возбуждать) — это д-ть, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-эк. обосновании и в материализации идеи.

Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (товар), то есть в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) или в документ по технол. операции.

После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации. В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяется количество или объем выпуска продукта (если они лимитируются), определяются потребительские св-ва и товарные хар-ки, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эф-ти и диффузия.

Продвижение инновации  предст. собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, орг-ция процесса торговли и др.).

Рез-ты реализации инновации  и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается эко. эф-ть инновации.

Инн. процесс заканчивается  диффузией инновации. Диффузия (лат.— распространение, растекание) инновации предст. собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и в новой финансово-эк. ситуации. Диффузия может быть связана с изменением хар-ки фин. инновации и условий ее продвижения (изменение размера процентной ставки банком, сроков депозитного вклада и др.), с захватом новых рынков сбыта и т. п.

Субъекты инн. процесса можно разделить на следующие  группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-тех. знаний. Это м.б. индивидуальные изобретатели, исследовательские орг-ции. Они заинтересованы в получении  части дохода от использования изобретений. В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению доп. прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" орг-ций. Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в пр-во, что обеспечивает им доп. прибыль.

 

#95.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ВИДЫ  ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ

 

К инн. д-ти относится  вся д-ть в рамках инн. процесса. Все  виды д-ти предст. инн. сферу, то есть область д-ти производителей и потребителей инно. продукции, включающую создание и распространение инноваций. В инн. инфраструктуру включаются орг-ции, фирмы, пр-тия, объединения, охватывающие весь цикл осуще-я инн. д-ти.

Сложившаяся в 90-е годы структура упр-я процессом инновации  предполагает:

1)создание на высшем  уровне специализированных подразделений  - советов, комитетов или рабочих групп по разработке технической (инновационной) политики;

2)создание централь. служб,  отделений новых продуктов для координации инн. д-ти;

3)выделение целевых  проектных групп или центров  по разработке новой продукции;

4)повышение роли находящихся  в составе производственных отделений  отделов НИОКР, лабораторий, научных  центров, занимающихся инн. д-тью;

5)образование венчурных  подразделений и специализированных  фондов стимулирования инн. д-ти;

6)организация консультационной  помощи в области нововведений;

7)создание специализированных отраслевых лабораторий по проблемам освоения новой технологии.

1. Специализированные подразделения - советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики - создаются преимущественно в крупных фирмах, выпускающих наукоемкую продукцию. Задачей таких подразделений явл. опр-е ключевых направлений инн. процесса и внесение конкретных предложений в Совет директоров для принятия решений.

2. Центральные службы развития новых продуктов, осуществляющие координацию инн. д-ти, обеспечивают комплексный подход к такой д-ти, как разработка единой тех. политики; контроль и координация инн. д-ти, проводимой в различных производственных отделениях.

3. Отделения новых продуктов — это самостоятельные подразделения, осущ-щие координацию инн. д-ти в рамках фирмы в целом, согласование целей и направлений тех. развития, разработку планов и программ инн. д-ти, наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением, рассмотрение проектов создания новых продуктов.

4. Проектно-целевые группы по проведению научных исследований, разработке и пр-ву новой продукции - это самостоятельные хоз. подразделения для комплексного осущ-я инн. процесса от идеи до серийного пр-ва конкретного вида изделия или проекта. Они создаются на ср. уровне и подчиняются непосредственно высшему руководству фирмы.

5. Центры развития - это такая новая форма орг-ции инн. процесса, предполагающая создание хозяйственно самостоятельных подразделений, не связанных с основной сферой д-ти фирмы. Для центров устанавливаются такие показатели хоз. д-ти, которые на первом этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объемов продаж и способствуют завоеванию рын. позиций. Стимулирование такого рода: зарплата персонала зависит непосредственно от коммерч. результатов д-ти центра, но в то же время коммерч. риски и неудачи, связанные с пр-вом и сбытом новой продукции, не влекут за собой административных санкций или штрафов.

6. Отделы НИОКР в производственных подразделениях в новой системе упр-я нововведениями стали играть более важную роль, чем раньше. Они не только занимаются разработками, но и быстро доводят их до стадии освоения, пр-ва и сбыта. Поэтому они сейчас заинтересованы в создании научно-тех. заделов для следующего поколения продукции. Для совр.условий характерно усиление взаимного обмена персоналом между отделами НИОКР и отделами обеспечения пр-ва в рамках пр-венного отделения, перевод персонала из центральных лабораторий в другие подразделения, включая лаборатории прикладных исследований, проведение регулярных совместных консультаций. О повышении роли отдела НИОКР говорит ув-е объемов их фин-ния в сумме, составляющей от 3 до 10 % объема продаж продукции соответствующего производственного отделения.

7. Венчурные подразделения орг-ся в крупных компаниях на основе создания собственных фондов "рискового капитала". Ср-ва венчурных фондов часто вкладываются в небольшие начинающие фирмы, которые затем поглощаются крупными, или с ними устанавливают долгосрочные межфирменные связи.

8. Специализированные централизов. фонды стимулирования нововведений создаются за счет прибыли компаний и используются для ускорения внедрения новой продукции в серийное пр-во. Они способствуют увязке инн. проектов и общей стратегии фирмы.

9. Фонды стимулирования нововведений сознаются для стимулирования НИОКР прикладного хар-ра, связанных с потребностями производственного отделения. Такие фонды позволяют отделениям более активно включать научно-тех. программы в планы развития отделений (цехов и т.д.).

10. Консультационные или аналитические группы создаются в крупных компаниях (например "Мицубиси") в составе исследователей, управляющих, представителей функциональных подразделений. В их функции входят: а) прогноз-е развития технологии и спроса на новую продукцию; б) выбор перспективных идей; в) опр-е тематики исследований; г) координация работы ученых и инженеров, работающих в производственных отделениях в рамках специальных проектов. Эти группы выступают в качестве консультантов по широкому кругу вопросов научно-производственной д-ти фирмы.

Типы инн. стратегий

Инн. стратегия предст. собой средство достижения цели орг-ции, по отношению к внутр. среде организации. Инн. стратегии подразделяются на след. группы:

1) продуктовые - стратегии,  которые ориентированы на создание  новых товаров, услуг, технологий;

2) функциональные - к ним  относятся научно-тех., производственные, маркетинговые и сервисные стратегии;

3) ресурсные - стратегии,  в которых элемент новизны  вносится в ресурсное обеспечение - трудовые, материально-тех., фин., информационные.

4) организационно-управленческие - стратегии, касающиеся изменения систем упр-я.

Основу выработки инн. стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рын. позиция фирмы и проводимая ею научно-тех. политика.

В зависимости от научно-тех. политики выделяют след. типы инн. стратегий:

1. Наступательная — характерна для фирм, основывающих свою д-ть на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инн. фирмам.

2. Оборонительная — направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Гл. функция такой стратегии — активизировать соотношение "затраты-результат" в инн. процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

3.    Имитационная — используется фирмами, имеющими сильные рын. и технол. позиции. Применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские св-ва (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инн. фирмами или фирмами-лидерами.

В н. вр. широко исп-ся базовые (эталонные) инн. стратегии. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ, поэтому их называют стратегиями роста.

Базовые стратегии роста  делятся на 4 группы: Стратегия интенсивного развития; стратегия интеграционного  развития; стратегия диверсификации; стратегия сокращения.

При осущ-нии стратегии интенсивного развития организация наращивает свой потенциал путем лучшего исп-ния своих внутр. сил и тех возможностей, к-ые предоставляет внешняя среда.

Известны 3 стратегии интенсивного развития:

существующий товар  на существующем рынке; стратегия направлена на более глубокое проникновение с данным товаром на рынок;

новый товар - старый рынок; это продуктовая инн. стратегия, при к-ой разрабатывается товар  с новыми потребительскими св-вами и он реализуется на старом рынке;

старый товар - новый  рынок; маркетинговая инн. стратегия, направленная на реализацию известного товара в новых рын. сегментах.

Известны 3 стратегии интеграционного развития:

вертикальная интеграция с поставщиками;

вертикальная интеграция с потребителями;

горизонт. интеграция (взаимодействие с отраслевыми предприятиями-конкурентами).

Выделяют также 3 стратегии диверсификации:

конструкторская - продуктовая  стратегия, направленная на поиск и  исп-ние доп. возможностей бизнеса. Схема реализации стратегии: новый  продукт - старая технология -старый рынок;

конструкторская и технологическая стратегия - предполагает изменения в продукте и технологии. Схема реализации стратегии: новый продукт - новая технология - старый рынок;

конструкторская, технол. и маркетинговая стратегия используется по схеме: новый продукт - новая технология -новый рынок.

Стратегия сокращения проявляется в том, что орг-ции выявляют и сокращают нецелесообразные издержки. Эти действия предприятия влекут за собой .приобретение новых видов материалов, технологий, изменения орг. структуры. Существует несколько видов стратегии сокращения:

управленческая (орг.) стратегия, то есть изменения в структуре  пр-тия и как следствие - ликвидация отдельных структурных звеньев;

локальная инн. стратегия, то есть управление себестоимостью, связанное  с изменением отдельных элементов пр-тия;

технол. стратегия, то есть изменение технол.о цикла в  целях сокращения кадров и общих издержек.

Инн. стратегия, выработанная на основе теории жизненного цикла  продукта, учитывает фазы, в которых  находится продукт. Согласно одному из мнений, жизненный цикл инновации включает несколько этапов: зарождение, рождение, утверждение, стабилизация, упрощение, падение, исход и деструктуризация.

     1. Зарождение. Этот переломный момент хар-ся появлением зародыша новой системы в старой среде, что требует перестройки всей жизнед-ти.

2. Рождение. На этом этапе появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.

3. Утверждение. Здесь возникает и формируется система, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее.

4. Стабилизация. Перелом заключается во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.

5. Упрощение. На этом этапе начинается "увядание" системы.

6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома. На этом этапе начинаются усовершенствования ранее созданной тех. с-мы на уровне рационализаторских предложений, распад ТНК на ряд обособленных фирм, осуществляющих средний и мелкий бизнес для удовлетворения местных потребностей

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования