Особенности алкоголизации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Социальная профилактика подросткового алкоголизма является основной и имеет целью предотвратить возникновение болезни, предупредить негативные последствия и усилить позитивные результаты развития подростка. Первичная профилактика является массовой, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Все мероприятия поискоренению подросткового алкоголизма подразделены на корригирующее и компенсирующее направление, включают в себя три компонента (образовательный, психологический и социальный), а также задачи (информирование, формирование мотивации, развитие факторов и навыков разрешение проблем). Основой первичной профилактики подросткового алкоголизма является здоровый образ жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Алкоголизм как форма аддиктивного поведения………………………….4
2. Особенности алкоголизации подростков………………………………..7
3. Последствия подросткового алкоголизма………………………………….9
4. Направления профилактики алкоголизма подростков……………………13
5. Технологии профилактики подросткового алкоголизма……………….24
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………………….32

Файлы: 1 файл

алкоголизм.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

(тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие

напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).

в) Работа с  родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

3.Третичная  профилактика алкоголизма направлена  на восстановление личности и  ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего-лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.

Третичная профилактика алкоголизма осуществляется с применением  различных стратегий:

— формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

— формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления алкоголя и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

—  развитие навыков социального поведения, социальной компетентности, преодоления искушения алкоголизации;

— формирование социально-поддерживающего поведения  и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Задачи  третичной   профилактики.

а) Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).

б) Создание групп  взаимопомощи.

в) Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики».

г) Восстановление здорового жизненного стиля, продвижение  по пути к здоровью, которое понимается как многоаспектная характеристика (это физическое и психическое восстановление, а также восстановление и дальнейшее развитие когнитивного функционирования — умения думать, оценивать социальные и индивидуальные ситуации и перспективы, принимать решения и решать проблемные ситуации, ставить краткосрочные  и  перспективные  цели, планировать свою жизнь.

д) Восстановление и позитивное развитие социального  функционирования, т.е. новых межличностных связей, наполнение их позитивным человеческим смыслом, духовным содержанием, а также восстановление либо построение новой здоровой социальной сети. Важнейшей структурой в этом процессе является семья, взаимодействие с которой в этот период приобретает особое значение.

Основные  компоненты и направления работы с детьми и подростками.

Профилактическая  работа с подростками должна включать в себя три компонента и направления.

    1. Образовательный компонент:

— знание о  действии алкоголя на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях, к которым они приводят.

Цель: научить  подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.

  1. Психологический компонент:

 — коррекция  определенных психологических особенностей  подростка, являющихся факторами риска употребления алкоголя; создание благоприятного доверительного климата в семье, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности.

Цель: психологическая поддержка подростка; формирование адекватной самооценки, навыков принятия и выполнения решений; формирование умения сказать «нет», отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться в случае необходимости за помощью.

  1. Социальный компонент:

 — помощь  в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для  здорового образа жизни.

Основные направления работы с подростками.

   1.Информационное  направление.

Подросткам  довольно много рассказывают о вреде  алкоголизма, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления алкоголя. Сейчас раздают буклеты и развешивают плакаты о вреде алкоголизма. Мы живем в так называемое «информационное время». Причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антиалкогольную профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более, совсем другого рода информацию она получает из Интернета, со страниц многих молодежных изданий, от друзей. В ней не содержится призывов, в ней не содержатся запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых.

   2.Пропаганда  здорового образа жизни.

Пропаганда  здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления алкоголя. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

    3.Личностное  ориентирование.

Механизм  его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у подростка навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных  и  прочих  сложных     жизненных   ситуаций, а также   проблем общения.11

 Существует   различные   программы   в   этом   направлении. Их   общая   цель - научить    управлять  собой  и объективно оценивать свои   действия   и поступки, развить   его  веру  в свои  силы   и  свои   возможности, помочь  ему  достигнуть социально   значимых   результатов   в жизни.

Таким образом, каждое из направлений имеет преимущество, важно уметь использовать эти направления  антиалкогольной профилактики  адекватно   и   в  комплексе.

Программы профилактической работы.

Программы предусматривают  развития ресурсов личности подростков и социальной среды и предполагают внедрения целого ряда профилактических задач для подростков, а также для родителей, учителей и специалистов в области профилактики алкоголизма.

Для подростков.

1. Формирование  здорового стиля жизни, высокофункциональных  стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению алкоголя.

2. Информирование  о действиях и последствиях  злоупотребле- 
ния алкогольной продукции,  причинах и формах  заболеваний,   связанных с ними, путях к выздоровлению; о связи злоупотребления алкогольной продукции и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными  сетями,  стрессом и путями его преодоления.

3. Направленное  развитие личностных ресурсов, способствую- 
щих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффек- 
тивного поведения:

  • Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим воз- 
    можностям и недостаткам);
  • собственной системы ценностей, целей и установок, спо- 
    собности делать самостоятельный выбор, контролировать свое по 
    ведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные пробле- 
    мы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможно- 
    сти контролировать ее;
  • умения общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать  и  оказывать  психологическую  и   социальную  поддержку;

—потребности  в получении и оказании поддержки окру- 
жающим.

4.Развитие  навыков поведения, ведущего к  здоровому образу жизни и досугу  и  препятствующего злоупотреблению алкоголем:

  • принятия решения и преодоления жизненных проблем;
  • восприятия, использования и оказания психологической и 
    социальной поддержки;
  • оценки социальной ситуации и принятия ответственности за 
    собственное поведение в ней;
  • отстаивания своих границ и защиты своего персонального 
    пространства;
  • избегания ситуаций, связанных с употреблением алкоголя;
  • бесконфликтного и эффективного общения.

Важность  включения родителей в профилактическую активность связана с необходимостью формирования семейной, школьной и общественной антиалкогольной политики. Для достижения этих задач родители становятся одной из ведущих и высоко мотивированных групп населения. 12

 

 

 

 

5. Технологии профилактики подросткового алкоголизма

 

В нашей стране разработаны интересные технологии профилактики алкоголизма среди  детей и подростков. Эти технологии могут использовать в своей практической работе педагоги образовательных учреждений, психологи, социальные работники и педагоги.

Информационные  технологии.

Главный постулат информационных технологий профилактики алкоголизма – необходимость заполнения информационного вакуума.

Принципы   информационной   работы   сводятся   к трем основным проектам.

1. Необходимость  создать постоянно действующий  и стабильно финансируемый «конвейер» публикаций и рекламы по профилактике алкоголизма. Решений такой задачи невозможно на общественных началах, с ней может справиться специализированных пресс-служба, работа которой строится на принципе выполнения государственного заказа. Следует   сформулировать  основные   принципы   публикаций   по профилактике алкоголизма:

• информация  должна  быть   в   целом  позитивной  и  не нести оттека безысходности.

• негативная  информация должна содержать сведения о трагических         последствиях   употребления  алкогольной  продукции.

• нельзя показывать сцены употребления алкогольной  продукции  и

людей  в  состоянии  эйфории, демонстрировать  и  рекламировать алкоголь. 

• любая публикация должно содержать четкую, всем понятную рекомендацию   по   профилактике  алкоголизма.

• любая  публикация должна  воздействовать на мотивационную  сферу адресной аудитории.

• в     подготовке     материалов    обязательно     должны  участвовать    специалисты (наркологи, психологи, педагоги, сотрудники правоохранительных органов), работающих в сфере реализации антиалкогольной политики.

• каждая    публикация   по   профилактике   должна   быть  одобрена специализированным советом.

2.  Необходимо  организовать телефонное консультирование. Три варианта служб, работающих в единой методической связке.

а) телефон   «горящей   линии»,   задача   которого – широкое информирование  населения   по  всем  вопросам,  связанным   с алкогольной   зависимостью, об учреждениях, занимающихся лечением      реабилитацией и  социальной  адаптацией  алкогольнозависимых.

б) телефон  поддержки  для  алкогольнозависимых  и  членов  их  семей.

эта служба должна действовать в круглосуточном режиме, на телефоне должны работать консультанты по алкогольной зависимости.

в) телефон «доверия», отличающиеся от телефона поддержки  тем,  что  на нем работают специалисты,  профессиональные психологи.

Информационные  технологии и образование.

Главным условием эффективной профилактики алкоголизма  среди молодежи является информирование подростка (родителей, социального окружения) о проблеме и последствиях. Именно в таком широком контексте должны проводиться просветительские программы по вопросам здоровья и мотивационные обучающие программы по снижению употреблению алкогольной продукции.

1) просвещение всего населения о вреде подросткового алкоголизма;

2) определение групп высокого риска;

3) просветительскую работу среди молодежи и их ближайшего социального окружения, направленную на предупреждение поведения, связанного с высоким риском употребления алкоголя.

4)   обучение  работников  служб, здравоохранения  и социальной помощи с акцентом на первичные звенья медико-санитарной помощи.

Предлагаются  соответствующие технологии.

— создание учебных модулей и программ по профилактике алкоголизма

и включение  их в общие программы начального и среднего образования;

— обучение работников средств массовой информации, проводящих образовательные кампании в области здравоохранения, а  также педагогов и работников служб здравоохранения и социальной помощи;

— регулярное информирование всего населения о последствиях употребления алкоголя с использованием имеющихся средств массовой информации и в контексте работы по укреплению здоровья населения в масштабах всего государства;

Информация о работе Особенности алкоголизации подростков