Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:01, доклад
Кыргызстан должен найти свое место в быстро развивающемся новом
мире. В последние годы в общественной, политической и экономической жизни
Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее страны.
Народ заплатил высокую цену за возможность построения на нашей земле
независимого и сильного, процветающего государства.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И ЗАЛОЖИТЬ
ОСНОВЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ …………………………
……………….
1.1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”
1.2. Ожидания и реалии постапрельского периода
1.3. Общенациональный проект развития....................................................................
1.4. Пятилетка созидания 2013-2017: состояться как государство и заложить основы
успешного развития Кыргызстана....................................................................
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОРСТАБИЛЬНОСТИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Формирование правового государства
2.2. Обеспечение стабильности Конституции и законов, реализация их потенциала
2.3. Обеспечение свободных демократических выборов
2.4. Противодействие коррупции
2.5. Формирование работоспособной системы государственного управления
2.6. Реформирование судебных органов, обеспечение законности в их деятельности
2.7. Реформирование правохранительных органов, обеспечение законности в их
деятельности
2.8. Формирование комплексной системы национальной безопасности
2.9. Обеспечение военной безопасности
2.10. Новое понимание внешней политики
Глава 3. ЕДИНСТВО НАРОДА, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И
УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Обеспечение межэтнического согласия, формирование гражданской нации
3.2. Оптимизация государственно-конфессиональных и межконфессиональных
взаимоотношений
3.3. Обеспечение свободы слова и формирование государственной информационной
политики
Глава 4. ЭКОНОМИКА, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА И НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Опора на собственные возможности
Проект
3
4.2. “Дорожная карта” и место Кыргызстана в современном мире
Глава 5. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ
5.1. Реформа системы образования
5.2. Реформа здравоохранения\
5.3. Повышение эффективности социальной защиты населения и пенсионного
обеспечения
5.4. Формирование культурной среды, развитие спорта и поддержка молодежных
инициатив
5.5. Повышение роли семьи и обеспечение гендерного равенства
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2017 ГОДЫ
Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………………………
Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СТАБИЛЬНОСТЬ
7.1. Монетарная политика ..................................................................................................
7.2. Фискальная политика и управление государственным долгом .................................
7.3 Внешнеэкономическая политика .................................................................................
Глава 8. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА
8.1 Налоговая и таможенная политика ................................................................................
8.2 Инвестиционная политика ...........................................................................................
8.3 Развитие малого и среднего предпринимательства ..................................................
8.4. Управление государственными активами и государственно-частное партнерство
(ГЧП) 53
Глава 9. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА .....................................................................
9.1 Банковский сектор ........................................................................................................
9.2 Проект создания «длинных денег» .............................................................................
9.3 Платежная система .....................................................................................................
9.4 Микрофинансирование ................................................................................................
9.5 Страховая деятельность .............................................................................................
9.6 Неправительственные пенсионные фонды ................................................................
9.7 Рынок ценных бумаг ....................................................................................................
Глава 10. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ...................................
10.1 Агропромышленный сектор .........................................................................................
Проект
4
10.2 Энергетика ...................................................................................................................
10.3 Горная добыча .............................................................................................................
10.4 Транспорт и коммуникации ..........................................................................................
10.5. Туризм и индустрия услуг
Глава 11. ОТ РАСПЫЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ К ИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ (Национальные
проекты) .....................................................................................................................................
Глава 12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...................................................................................
Проект
5
Проект
1
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
на период 2013-2017 годы
ДОРОЖНАЯ КАРТА – РАМОЧНЫЙ ДОКУМЕНТ
БИШКЕК – 2012
Проект
2
СОДЕРЖАНИЕ:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И ЗАЛОЖИТЬ
ОСНОВЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ …………………………
……………….
1.1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”
1.2. Ожидания и реалии постапрельского периода
1.3. Общенациональный
проект развития...............
1.4. Пятилетка созидания 2013-2017: состояться как государство и заложить основы
успешного развития
Кыргызстана...................
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОРСТАБИЛЬНОСТИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Формирование правового государства
2.2. Обеспечение
стабильности Конституции и
2.3. Обеспечение
свободных демократических
2.4. Противодействие коррупции
2.5. Формирование
работоспособной системы госуда
2.6. Реформирование судебных органов, обеспечение законности в их деятельности
2.7. Реформирование
правохранительных органов,
деятельности
2.8. Формирование комплексной
системы национальной
2.9. Обеспечение военной безопасности
2.10. Новое понимание внешней политики
Глава 3. ЕДИНСТВО НАРОДА, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И
УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Обеспечение межэтнического согласия, формирование гражданской нации
3.2. Оптимизация
государственно-
взаимоотношений
3.3. Обеспечение свободы слова и формирование государственной информационной
политики
Глава 4. ЭКОНОМИКА, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА И НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Опора на собственные возможности
Проект
3
4.2. “Дорожная карта” и место Кыргызстана в современном мире
Глава 5. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ
5.1. Реформа системы образования
5.2. Реформа здравоохранения\
5.3. Повышение
эффективности социальной
обеспечения
5.4. Формирование
культурной среды, развитие
инициатив
5.5. Повышение
роли семьи и обеспечение
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2017 ГОДЫ
Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………………………
Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СТАБИЛЬНОСТЬ
7.1. Монетарная политика ..............................
7.2. Фискальная политика и управление
государственным долгом ..............................
7.3 Внешнеэкономическая политика
..............................
Глава 8. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА
8.1 Налоговая и таможенная
политика ..............................
8.2 Инвестиционная политика
..............................
8.3 Развитие малого и среднего
предпринимательства ..............................
8.4. Управление государственными
активами и государственно-
(ГЧП) 53
Глава 9. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО
СЕКТОРА ..............................
9.1 Банковский сектор ..............................
9.2 Проект создания «длинных
денег» ..............................
9.3 Платежная система ............
9.4 Микрофинансирование ..........
9.5 Страховая деятельность
..............................
9.6 Неправительственные
9.7 Рынок ценных бумаг
..............................
Глава 10. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ..............................
10.1 Агропромышленный сектор
..............................
Проект
4
10.2 Энергетика ..............................
10.3 Горная добыча
..............................
10.4 Транспорт
и коммуникации ..............................
10.5. Туризм и индустрия услуг
Глава 11. ОТ РАСПЫЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ К ИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ (Национальные
проекты) ..............................
Глава 12. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ..............................
Проект
5
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И
ЗАЛОЖИТЬ ОСНОВЫ УСПЕШНОГО
РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Кыргызстан должен найти свое место в быстро развивающемся новом
мире. В последние годы в общественной, политической и экономической жизни
Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее страны.
Народ заплатил высокую цену за возможность построения на нашей земле
независимого и сильного, процветающего государства.
Вместе с тем многие международные эксперты и наблюдатели по-прежнему
относят нашу страну в разряд “недееспособных” государств и подвергают
сомнению перспективы кыргызской государственности. По данным ряда
исследований, в случае непринятия кардинальных мер по преодолению
разрушительных тенденций, особенно в сфере экономики, а также региональных
и межэтнических проблем, на территории Кыргызстана в ближайшие 10-15 лет
могут появиться несколько
отдельных государственных
В новейшей истории Кыргызстана первые шаги к восстановлению
государственности, созданию
собственной экономики и
национальной культуры были сделаны в ХХ веке в составе бывшего Советского
Союза. Наш народ достиг многого за советский период развития, но та эпоха
безвозвратно ушла.
К сожалению, проводимая до последнего времени государственная
политика не отличалась последовательностью, не способствовала укреплению
государственности.
1.1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”
Два десятилетия после распада бывшего СССР прошли в режиме
“выживания” народа Кыргызстана.
Это было время “потерянных
Все, что создавалось трудом не одного поколения кыргызстанцев, оказалось
разрушенным и забытым. В то же время множество широко разрекламированных
проектов развития не достигли цели из-за неэффективности государственного
управления, коррупции, а также криминализации отдельных государственных
структур в период правления двух первых президентов страны.
Отсутствие последовательности и целенаправленности государственной
политики не способствовали развитию приоритетных секторов экономики.
В результате, в отличие от многих других республик бывшего СССР,
Кыргызстан не смог за 20 лет найти своего достойного места в мировых
экономических процессах. Экономика Кыргызстана не стала самостоятельной, ни
Проект
6
тем более гармоничной составной частью центрально-азиатского региона или
СНГ.
Еще до аАпрельской революции, по данным международных исследований,
Кыргызстан по итогам 2009 года стал самым бедным государством в СНГ. За
чертой бедности находилось около 32% от всего населения или более 1,7 млн.
человек, из которых около 76% проживало в сельской местности; уровень
безработицы, по официальным оценкам, превышал 8%, а по неофициальным –
оценивался около 14-16%.
Перечисленные, а также многие другие факторы свидетельствовали о
неспособности существовавшей до недавнего времени системы государственного
управления обеспечить законность и вывести страну на путь устойчивого
развития.
Вместе с тем серьезных выводов о состоянии кыргызской
государственности и перспектив страны долгое время не делалось. Более того,
разрушительные тенденции
нерешенных проблем в
межэтнических отношениях.
Ожидания позитивных изменений после мартовской (2005 года) революции
не оправдались, что вновь привело к народной революции и смене власти в
апреле 2010 года.
1.2. Ожидания
и реалии постапрельского
Принятие новой Конституции, а также первые в истории независимого
Кыргызстана свободные демократические выборы в 2010 и 2011 годах возродили
надежды граждан на справедливость и достойную жизнь.
В то же время достигнутая за 2011 и 2012 годы стабильность остается
недостаточно устойчивой. Возможность манипулирования внутриполитической
ситуацией в стране в целом, в том числе и внешними силами, пока еще не
исключена. Государство и процессы внутри страны все еще чувствительны к
влиянию извне. В отстутствие
собственного кыргызстанского
проекта развития зависимость страны от возможности негативного влияния
внешних u1087 проектов остается высокой.
Значительная часть общества продолжает оставаться в депреcсивном
состоянии, его интеллектуальная
прослойка значительно
последние два десятилетия. Отсутствуют эффективные механизмы
воспроизводства и взращивания общественно-политической и профессиональной
элиты.
Правовая система Кыргызстана
неадекватна современным
вызовам. Ее состояние породило правовой нигилизм в обществе, а также в самих
институтах государства.
Государственное управление до настоящего времени находится в
транзитном периоде. В результате многочисленных реформ изменена форма
правления, но методы работы органов государственного управления, принятия
ими решений и их исполнения остаются прежние. Отсутствует постоянная
Проект
7
коммуникация между органами государственной власти. Зачастую выработка
решений основана на узкоотраслевых и корпоративных интересах, решения носят
краткосрочный характер.
Вертикальная управленческая сеть дает сбои. Остается слабой и
неэффективной коммуникация между центральными и местными органами
власти. Функции и полномочия органов власти на областном и районном уровне
размыты. Ресурсы большинства местных органов власти ограничены, что не
позволяет в полной мере выполнять свои функции и полномочия.
Формируемые в последнее время общие площадки выработки решений
еще недостаточно эффективны, что не позволяет вырабатывать единые подходы
при решении задач на государственном уровне.
1.3. Общенациональный проект развития
В обществе сформировалась консолидированная позиция о необходимости
разработки и реализации
общенационального
комплексной стратегии (“дорожной карты”) развития Кыргызской Республики. При
этом решение наиболее острых общественно-политических, экономических,
социальных, идеологических, региональных и межэтнических проблем
неразрывно связано с задачами сохранения и укрепления кыргызской
государственности, национальной безопасности страны.
Главной целью данного документа u1103 является обозначение перед народом
реальной созидательной цели и придание позитивного импульса потокам энергии,
скопившейся и вырабатываемой в обществе.
Важно определить цель, путь
к которой органично
мировоззрение кыргызстанцев и позволяет использовать знания и опыт,
накопленные в предыдущие исторические периоды развития страны. Чтобы
движение к цели было понятно и выгодно подавляющему большинству активных
кыргызстанцев, вписывалось в их личные и корпоративные планы и интересы,
помогало в реализации этих планов.
Наша долгосрочная задача
-: построить сильный и
Кыргызстан, комфортный для жизни и инвестиций.
Кыргызстан может занять достойное место в мировом сообществе. Это
предполагает, что здесь должны быть обеспечены устойчивый рост экономики,
соблюдение законности, безопасность граждан, высокий уровень образования,
мультиязычная и доброжелательная среда, общественная стабильность и
устойчивый международный
имидж благополучной и
Первостепенная задача ближайших пяти лет - состояться как государство и
заложить основы успешного развития Кыргызстана.
Мы не должны опираться на голые фантазии и строить нереальные планы.
Нет необходимости копировать какие-то чужие модели, становиться “второй
Швейцарией” или еще чьей-то копией. Мы можем быть только Кыргызстаном и
опираться на собственные возможности.
Проект
8
1.4. Пятилетка созидания 2013-2017 годы: состояться как государство и
заложить основы успешного развития Кыргызстана
В ближайшие пять лет Кыргызстан должен состояться как государство, а