Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:01, доклад
Кыргызстан должен найти свое место в быстро развивающемся новом
мире. В последние годы в общественной, политической и экономической жизни
Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее страны.
Народ заплатил высокую цену за возможность построения на нашей земле
независимого и сильного, процветающего государства.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И ЗАЛОЖИТЬ
ОСНОВЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ …………………………
……………….
1.1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”
1.2. Ожидания и реалии постапрельского периода
1.3. Общенациональный проект развития....................................................................
1.4. Пятилетка созидания 2013-2017: состояться как государство и заложить основы
успешного развития Кыргызстана....................................................................
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОРСТАБИЛЬНОСТИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Формирование правового государства
2.2. Обеспечение стабильности Конституции и законов, реализация их потенциала
2.3. Обеспечение свободных демократических выборов
2.4. Противодействие коррупции
2.5. Формирование работоспособной системы государственного управления
2.6. Реформирование судебных органов, обеспечение законности в их деятельности
2.7. Реформирование правохранительных органов, обеспечение законности в их
деятельности
2.8. Формирование комплексной системы национальной безопасности
2.9. Обеспечение военной безопасности
2.10. Новое понимание внешней политики
Глава 3. ЕДИНСТВО НАРОДА, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И
УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Обеспечение межэтнического согласия, формирование гражданской нации
3.2. Оптимизация государственно-конфессиональных и межконфессиональных
взаимоотношений
3.3. Обеспечение свободы слова и формирование государственной информационной
политики
Глава 4. ЭКОНОМИКА, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА И НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Опора на собственные возможности
Проект
3
4.2. “Дорожная карта” и место Кыргызстана в современном мире
Глава 5. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ
5.1. Реформа системы образования
5.2. Реформа здравоохранения\
5.3. Повышение эффективности социальной защиты населения и пенсионного
обеспечения
5.4. Формирование культурной среды, развитие спорта и поддержка молодежных
инициатив
5.5. Повышение роли семьи и обеспечение гендерного равенства
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2017 ГОДЫ
Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………………………
Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СТАБИЛЬНОСТЬ
7.1. Монетарная политика ..................................................................................................
7.2. Фискальная политика и управление государственным долгом .................................
7.3 Внешнеэкономическая политика .................................................................................
Глава 8. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА
8.1 Налоговая и таможенная политика ................................................................................
8.2 Инвестиционная политика ...........................................................................................
8.3 Развитие малого и среднего предпринимательства ..................................................
8.4. Управление государственными активами и государственно-частное партнерство
(ГЧП) 53
Глава 9. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА .....................................................................
9.1 Банковский сектор ........................................................................................................
9.2 Проект создания «длинных денег» .............................................................................
9.3 Платежная система .....................................................................................................
9.4 Микрофинансирование ................................................................................................
9.5 Страховая деятельность .............................................................................................
9.6 Неправительственные пенсионные фонды ................................................................
9.7 Рынок ценных бумаг ....................................................................................................
Глава 10. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ...................................
10.1 Агропромышленный сектор .........................................................................................
Проект
4
10.2 Энергетика ...................................................................................................................
10.3 Горная добыча .............................................................................................................
10.4 Транспорт и коммуникации ..........................................................................................
10.5. Туризм и индустрия услуг
Глава 11. ОТ РАСПЫЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ К ИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ (Национальные
проекты) .....................................................................................................................................
Глава 12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...................................................................................
Проект
5
общество - обрести уверенность в успешности развития. Это возможно, если
государство и общество в рамках реализации Дорожной карты сосредоточат свои
усилия на реализации трех обязательных условий – это:
- опора на собственные возможности;
- обеспечение законности;
- достижение единства.
В 2012 году органы государственной власти Кыргызской Республики, в том
числе в рамках Совета обороны Кыргызской Республики, приступили к разработке
и реализации стратегических u1076 документов в сфере национальной безопасности,
обеспечения законности, борьбы с коррупцией, решения межэтнических,
межрегиональных, религиозных проблем, создания работоспособной системы
государственного управления и эффективной государственной службы.
Данная работа основывается на положениях Конституции Кыргызской
Республики, общепризнанных принципах и нормах международного права и
международных договорах Кыргызской Республики и находит свое отражение в
системе законов, в актах Президента Кыргызской Республики, Правительства
Кыргызской Республики.
В совокупности указанные стратегические документы составят единую
комплексную стратегию развития Кыргызстана, станут планом государственного
строительства на ближайшие годы с указанием способов, направлений и этапов
достижения поставленной цели. В ее реализацию необходимо вовлечь все органы
государственной власти, местного самоуправления, гражданского общества, всех
активных кыргызстанцев.
Важно, чтобы общественно-политическая и профессиональная элита
страны осознавали, что без опоры на собственные возможности, без обеспечения
законности и достижения единства нельзя рассчитывать на процветание страны и
достойный уровень жизни граждан.
Проект
9
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР
СТАБИЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Установление законности во всех сферах общественной, политической и
экономической жизни страны является главным фактором стабильности,
государственной устойчивости и успешного развития Кыргызстана. Отсутствие
законности и пренебрежение законными интересами граждан дважды привело к
революционной смене власти в Кыргызстане.
2.1. Формирование правового государства
Важнейшим направлением работы всех ветвей государственной власти по
выправлению сложившейся ситуации становится формирование правового
государства, обеспечение законности во всех сферах жизни. Кыргызстан
находится лишь в начале пути и, в течение следующих 5 лет предстоит решить
следующие задачи:
- добиться реального верховенства закона, когда никакой
государственный орган власти или должностное лицо не смогут
совершать действия за пределами рамок, установленных законом;
- реально обеспечить
приоритет прав и свобод
- преодолеть отчуждение между властью и населением, существенно
повысить доверие населения к государственной власти, органам
местного самоуправления и их должностным лицам. Предстоит принять
ряд законодательных мер, направленных на укрепление реального
народовластия;
- выстроить систему
разделения властей,
функционирование и деловое взаимодействие, обеспечить
ответственность государственных органов перед народом и
осуществление ими своих полномочий в интересах народа;
- завершить судебную
реформу, повысить авторитет
защите с ее помощью прав, свобод и законных интересов граждан и
юридических лиц, а также законных интересов государства и общества;
- добиться согласованности
действий различных ветвей
власти, иных органов государственной власти и местного
самоуправления относительно целей и путей развития страны, а также
готовность разделить ответственность за совместно принятые решения.
Необходимо начать процесс консолидации органов государственной
власти, добиться их внутреннего единства, укрепить властную исполнительную
вертикаль. Как показывает наш собственный опыт, именно несогласованность
действий, а подчас и прямая конфронтация ветвей власти становятся серьезным
препятствием на пути строительства эффективного государства, на пути
достижения политической, экономической и социальной стабильности.
Проект
10
Правовое государство должно развиваться как целостный живой организм,
в котором все системы
– политическая, судебная, управленческая, экономическая - должна стать звеном
в общей цепи правовых преобразований, т.е. вписываться в единую целостную
стратегию устойчивого развития Кыргызстана.
2.2. Обеспечение стабильности Конституции u1080 и законов, реализация их
потенциала
Опыт конституционных реформ в Кыргызстане показывает, что
фиксируемое в Конституции соотношение политических сил каждый раз
конкретно, конъюнктурно. В то же время общественно-политические процессы в
стране развиваются
сегодня уже может стать анахронизмом. Таким образом, поддавшись соблазну
внесения поспешных изменений в Конституцию, мы рискуем продолжить путь по
бесконечному замкнутому кругу “конституционных реформ”. Поэтому:
Первостепенное значение имеет повышение авторитета Конституции
Кыргызской Республики. Критика
неэффективности отдельных
Конституции не должна ставить под сомнение стабильность конституционного
строя. Соответствие Конституции должно быть главным критерием оценки всех
действий и решений
Основной акцент в
совершенствовании
отношений следует сделать
не на изменении действующей
Кыргызской Республики, а на принятом в мировой практике гибком развитии ее
принципов и норм к потребностям реальной жизни.
Для пересмотра любого положения Конституции должны быть более чем
веские основания, и каждый такой пересмотр следует осуществлять с
максимальной осторожностью.
Такой же подход должен осуществляться в отношении других действующих
законов и нормативных правовых актов. Частая смена “правил игры” негативно
сказывается на инвестиционном климате, не способствует стабильности в
различных сферах жизни, открывает путь для различных нарушений и
злоупотреблений.
Для обеспечения правового порядка в обществе органам государственной
власти необходимо выработать и активно вводить в практику правовые способы
разрешения спорных вопросов, доводить данную информацию до граждан. Это
должно способствовать отказу конфликтующих сторон от использования
охлократических методов с помощью митингов, перекрытия дорог, давления
толпы на оппонентов и на власти.
В целях повышения правовой культуры граждан и уровня u1076 доверия с их
стороны к законодательству назрела необходимость принятия комплексной
государственной программы по правовому воспитанию граждан,
предусматривающей:
- улучшение информированности граждан о действующем законодательстве;
Проект
11
- упрощение доступа граждан к нормативно-правовой базе;
- совершенствование методики преподавания основ правовой культуры в
общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных
заведениях;
- повышение требований по знанию законодательства к претендентам на
государственные и муниципальные должности;
- обеспечение наглядного подтверждения эффективности правовых
способов в решении стоящих перед людьми проблем и, напротив,
бесперспективности давления на власть охлократическими методами
(“властью толпы”);
- закрепление в сознании и повседневной жизни кыргызстанцев понимания
того, что в свободной
гражданина реализуются в
тогда, когда они не нарушают прав и свобод других граждан;
- обеспечение наглядного подтверждения принципа неизбежности наказания
за любые преступления и правонарушения.
2.3. Обеспечение свободных демократических выборов
Власть в Кыргызстане должна избираться народом. Народовластие
означает возможность
важнейших вопросов общественной жизни,
в том числе через
право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления.
Одной из главных обязанностей демократического правового государства
является обеспечение
политические организации
власти лежит только через выборы. Только честные выборы могут служить
основой для построения процветающего и сильного Кыргызстана, формирования
в стране справедливой политической системы.
Проведение первых в истории независимого Кыргызстана свободных и
состязательных выборов повлекло за собой усиление политической конкуренции.
Это делает выборы с каждым разом все более прозрачными, позволяет выявлять
административный ресурс и грязные технологии, к применению которых
привыкли участники выборного процесса за прошлые годы.
В целях дальнейшего пресечения нечестных методов политической борьбы
Жогорку Кенешу, Правительству, Центральной комиссии по выборам и
проведению референдумов Кыргызской Республики необходимо глубоко
проанализировать итоги
Кыргызской Республики, в том числе выборов депутатов местных кенешей весной
и осенью 2012 года.
Предстоит внести необходимые изменения в законодательство,
обеспечивающие:
- дальнейшее сужение (до
«административного ресурса» со стороны должностных лиц органов
Проект
12
государственной власти, органов местного самоуправления при подготовке
и проведении выборов;
- эффективное выявление и
технологий участниками выборного процесса;
- исключение положений,
позволяющих отдельным
процесса использовать более выгодные условия ведения предвыборной
агитации;
- усиление контроля
за соблюдением выборного
Неизбежность наказания участников выборного процесса за допущенные
нарушения и злоупотребления;
- совершенствование норм предвыборной агитации, обеспечивающее
уважение к правам СМИ освещать ход выборов, а также уважение прав
избирателей на получение сбалансированной и точной информации,
подкрепленной фактами и цифрами;
- совершенствование правовой структуры выборного процесса с учетом
дальнейшего введения сдерживающих и уравновешивающих механизмов
для справедливого, прозрачного и беспристрастного управление
выборами, качественного наблюдения за выборами независимыми
наблюдателями, гражданским обществом и свободными СМИ;
- и др.
2.4. Противодействие коррупции
Принятая в феврале 2012 года Государственная стратегия
антикоррупционной политики u1050 Кыргызской Республики и дальнейшие шаги по ее
реализации позволили
по коррупции. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что
коррупционеры стали опасаться брать взятки и совершать другие коррупционные
действия. Однако уровень коррупции снижается медленно.
Сегодняшнее состояние правоохранительной и правоприменительной
систем свидетельствует о том, что они не способны противостоять коррупции,
поскольку пока еще сами зачастую являются ее субъектом. Позитивные
изменения идут здесь медленно. В том числе это касается образованной в начале
года Антикоррупционной службы при ГКНБ.
Коррупция по прежнему является реальной угрозой национальной
безопасности Кыргызстана, так как: 1) дискредитирует или тормозит
экономические и социальные преобразования; 2) расширяет сектор “теневой”
экономики, уменьшает
налоговые поступления в
использования бюджетных средств; 3) негативно влияет на имидж страны в
глазах её политических и экономических партнёров, ухудшает инвестиционный
климат; 4) увеличивает имущественное неравенство граждан; 5) формирует в
общественном сознании представление о беззащитности граждан и перед
преступностью и перед лицом власти; 6) является питательной средой для
организованной преступности, терроризма и экстремизма; 7) приводит к
деградации морально-этических ценностей общества, народных традиций и
обычаев; 8) оказывает негативное воздействие на формирование политической
элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и местного
самоуправления, институтов гражданского общества; 9) тормозит позитивное
развитие общества и государства.
Проект
13
В 2013-2017 годы будет продолжена реализация Государственной
стратегии антикоррупционной политики. Приоритетными направлениями в данной