Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:01, доклад
Кыргызстан должен найти свое место в быстро развивающемся новом
мире. В последние годы в общественной, политической и экономической жизни
Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее страны.
Народ заплатил высокую цену за возможность построения на нашей земле
независимого и сильного, процветающего государства.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И ЗАЛОЖИТЬ
ОСНОВЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ …………………………
……………….
1.1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”
1.2. Ожидания и реалии постапрельского периода
1.3. Общенациональный проект развития....................................................................
1.4. Пятилетка созидания 2013-2017: состояться как государство и заложить основы
успешного развития Кыргызстана....................................................................
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОРСТАБИЛЬНОСТИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Формирование правового государства
2.2. Обеспечение стабильности Конституции и законов, реализация их потенциала
2.3. Обеспечение свободных демократических выборов
2.4. Противодействие коррупции
2.5. Формирование работоспособной системы государственного управления
2.6. Реформирование судебных органов, обеспечение законности в их деятельности
2.7. Реформирование правохранительных органов, обеспечение законности в их
деятельности
2.8. Формирование комплексной системы национальной безопасности
2.9. Обеспечение военной безопасности
2.10. Новое понимание внешней политики
Глава 3. ЕДИНСТВО НАРОДА, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И
УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Обеспечение межэтнического согласия, формирование гражданской нации
3.2. Оптимизация государственно-конфессиональных и межконфессиональных
взаимоотношений
3.3. Обеспечение свободы слова и формирование государственной информационной
политики
Глава 4. ЭКОНОМИКА, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА И НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Опора на собственные возможности
Проект
3
4.2. “Дорожная карта” и место Кыргызстана в современном мире
Глава 5. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ
5.1. Реформа системы образования
5.2. Реформа здравоохранения\
5.3. Повышение эффективности социальной защиты населения и пенсионного
обеспечения
5.4. Формирование культурной среды, развитие спорта и поддержка молодежных
инициатив
5.5. Повышение роли семьи и обеспечение гендерного равенства
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2017 ГОДЫ
Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………………………
Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СТАБИЛЬНОСТЬ
7.1. Монетарная политика ..................................................................................................
7.2. Фискальная политика и управление государственным долгом .................................
7.3 Внешнеэкономическая политика .................................................................................
Глава 8. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА
8.1 Налоговая и таможенная политика ................................................................................
8.2 Инвестиционная политика ...........................................................................................
8.3 Развитие малого и среднего предпринимательства ..................................................
8.4. Управление государственными активами и государственно-частное партнерство
(ГЧП) 53
Глава 9. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА .....................................................................
9.1 Банковский сектор ........................................................................................................
9.2 Проект создания «длинных денег» .............................................................................
9.3 Платежная система .....................................................................................................
9.4 Микрофинансирование ................................................................................................
9.5 Страховая деятельность .............................................................................................
9.6 Неправительственные пенсионные фонды ................................................................
9.7 Рынок ценных бумаг ....................................................................................................
Глава 10. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ...................................
10.1 Агропромышленный сектор .........................................................................................
Проект
4
10.2 Энергетика ...................................................................................................................
10.3 Горная добыча .............................................................................................................
10.4 Транспорт и коммуникации ..........................................................................................
10.5. Туризм и индустрия услуг
Глава 11. ОТ РАСПЫЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ К ИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ (Национальные
проекты) .....................................................................................................................................
Глава 12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...................................................................................
Проект
5
резервов на уровне не менее четырех месяцев импорта, при этом НБКР должен
стремиться к сглаживанию резких колебаний курса сома к иностранным валютам.
Также будет учитываться состояние платежного баланса с проведением
соответствующих корректирующих мер.
20. Для повышения эффективности
монетарной политики и
позитивного воздействия на развитие экономики будут приняты меры по
углублению и расширению финансовых рынков страны, оздоровлению и
укреплению банковской системы, совершенствованию инструментов денежно-
кредитной политики, повышению монетизации экономики за счет увеличения
денежной массы и кредитования экономики.
21. Важным направлением
разъяснение целей, содержания и результатов денежно-кредитной политики,
учитывая, что одним из критериев ее эффективности является то, насколько
отдельные мероприятия и денежно-
доверием у населения и
по проведению качественных прикладных исследований и расширение круга
публикаций, периодических изданий путем создания Центра анализа
экономической политики.
7.2. Фискальная политика и управление государственным долгом
22. В последние годы крайне
негативно складывается
устойчивостью бюджета. Поэтому фискальная политика требует кардинального
пересмотра. Сегодня расходы государства значительно превышают внутренние
возможности. Фискальные органы зачастую не справляются с возложенными на
них функциями. По-прежнему действуют сложные административные процедуры
по исполнению бизнесом налоговых обязательств. Деятельность фискальных
органов, замешанных в коррупционных схемах, подрывает доверие бизнеса к
государству и ставит под угрозу устойчивость финансовой системы в целом.
23. По прогнозным оценкам дефицит бюджета в 2012 году достигнет больших
размеров – 21,5 млрд. сом или 458 млн. долларов США (7,0% к ВВП), а
государственный долг превысит 3,1 млрд. долларов или составит 47,7% к ВВП.
Вместе с тем сильная зависимость государства от внешней помощи, за счет
которой страна формирует более 25% доходов бюджета, а также рост долгового
бремени увеличивают риски в сфере обеспечения финансовой устойчивости
государства.
24. При такой ситуации
у государства ограничены
увеличению пенсий, пособий и заработной платы, а также практически
отсутствуют свободные денежные средства на финансирование экономических
проектов и программ. Остро нуждаются в финансировании работы по
восстановлению и ремонту
университетов, музеев. Поэтому сегодня как никогда остро стоит вопрос
построения эффективных бюджетных отношений, ориентированных на нужды
общества.
25. В вопросах обслуживания
одной стороны, неуклонно выполнять государственные обязательства по
обслуживанию долга (нарушение u1101 этого принципа снизит репутацию страны и
затруднит привлечение прямых иностранных инвестиций), а с другой стороны, не
допускать вытеснения долговыми выплатами жизненно важных расходов
государства по содержанию социальной
сферы и обеспечению
Проект
45
страны. Однако основным источником, который позволит справиться с долговой
проблемой, должны стать возрастающие доходы государственного бюджета.
26. Для увеличения доходов
необходимо осуществить
налоговой системы, сутью которой должны стать снижение ставок налогов и
расширение налогооблагаемой базы за счет вывода нелегального сектора
экономики из тени, упрощение налогообложения для малых и средних
предприятий при одновременном усилении администрирования.
27. В структуре налогов упор делается на косвенные налоги, которые лучше
поддаются администрированию.
Это позволяет уменьшить
лежащее на хозяйствующих субъектах, и повысить собираемость налогов за счет
перекладывания части этого бремени на теневую экономику. В перспективе надо
уходить от данного подхода и совершенствовать администрирование прямых
налогов.
28. Уменьшение величины
государственных расходов
одновременном повышении их эффективности, концентрации средств на
оказании только тех услуг, где государство не может быть замещено частным
сектором, в особенности базовых услуг образования, здравоохранения, адресной
социальной защиты. Будут приняты меры по дальнейшему повышению
последовательности фискальной политики, ее согласованности с монетарной и
другими видами государственной политики, переходу на среднесрочное
финансовое прогнозирование и программное бюджетирование, укреплению
бюджетной дисциплины, обеспечению максимальной прозрачности бюджетного
процесса и эффективности государственных закупок, в том числе на основе
автоматизации процессов.
29. Будут предприняты
шаги в направлении
децентрализации. С этой
целью будут расширены
ресурсы местных органов власти за счет передачи им в полное ведение ряда
налогов (земельный налог, налог на имущество и др.) и разделения между
республиканским и местными бюджетами поступлений по ряду других налогов.
Это позволит повысить эффективность налоговой системы и заметно улучшить
налоговое администрирование. Объемы грантов, направляемых из
республиканского в местные бюджеты, будут при этом существенно снижены,
одновременно с этим местным органам власти будет передана полная
ответственность по финансированию тех статей расходов, которые передаются в
их исключительное ведение.
30. Основные направления
макроэкономической политики
уточняться и
совместных заявлениях Правительства и Национального банка КР.
7.3. Внешнеэкономическая политика
31. Внешняя торговля Кыргызской Республики характеризуется хроническим
превышением импорта над экспортом, которое достигло наивысшей точки в 1998
году и составило 21% ВВП (без учета золота 32%). Такая величина
внешнеторгового дефицита
привела к серьезным макроэконо
последствиям, так как государство не смогло найти источники покрытия
дефицита, не приводящие к созданию внешнего долга.
32. В 2011 году показатель открытости экономики (отношение внешнего
товарооборота к ВВП) достиг 105% к ВВП. Высокая зависимость Кыргызской
Республики от внешнеэкономических связей объясняется в первую очередь
небольшой емкостью внутреннего рынка, а также недостатком сырья и
Проект
46
инвестиционных товаров. В то же
время высокая степень
экономику КР очень зависимой от изменений ценовой конъюнктуры на мировых
рынках. В настоящее время ситуация усугубляется укреплением границ со
стороны стран-участниц Таможенного союза, что может привести к
существенному сокращению экспорта сельскохозяйственной продукции,
сокращению производства на швейных и перерабатывающих предприятиях.
Также снижаются объемы торговли на крупных оптовых ранках.
33. В развитии экспорта
неблагоприятные тенденции. Об ослаблении экспортных позиций
свидетельствует сокращение поставок на традиционные рынки стран СНГ,
увеличение сырьевой направленности экспорта и усиление его зависимости как
от ограниченного числа стран, так и от всего лишь нескольких видов продукции.
Основу экспорта Кыргызстана составляют девять товарных групп (овощи и
фрукты, табак, хлопок, текстиль, неорганические химические вещества,
электроэнергия, цемент, шифер, электрические лампы накаливания),
охватывающих 52% вывоза из республики в 2011 году, а вместе с золотом их
удельный вес достигает 96% от общих экспортных операций.
34. Вместе с тем существует высокая степень интеграции во взаимной внешней
торговле Кыргызской Республики со странами Таможенного союза, в целом
страны Таможенного союза (ТС) - Республика Беларусь, Республика Казахстан и
Российская Федерация занимают в товарообороте около 45%,Самый большой
удельный вес в товарообороте страны занимает Российская Федерация – 27%.
Вместе с тем приемущественно большее количество трудовых мигрантов
республики (по разным оценкам от 500 до 800 тыс. человек) осуществляет свою
трудовую деятельность в странах ТС - России и Казахстане. Осознавая, что для
Кыргызской Республики открываются новые перспективы от участия в
Таможенном союзе и ЕЭП, прежде всего в связи с беспошлинным
передвижением товаров, свободой передвижения капитала, услуг, рабочей силы
для стран-участниц, в 2011 году инициирован переговорный процесс по
вступлению в ТС.
35. Учитывая преимущества для
расширения интеграции и
деятельности, необходимо осуществить последовательные процедуры по
вступлению и войти в ТС и ЕЭП в конце 2013 года. При этом уже в первой
половине 2013 года нужно согласовать переговорные позиции по чувствительным
и преференциальным товарным позициям и секторам экономики с соблюдением
национальных интересов республики.
36. Для усиления экспортных
потенциал, связанный с членством республики в ВТО u1080 и присоединением к
Таможенному союзу. Росту экспорта должно способствовать развитие
транспортной инфраструктуры, маркетинговая и информационная поддержка
отечественных предприятий, ориентированных на экспорт, внедрение принципа
«единого окна» при оформлении разрешительных документов. Поэтому особое
значение для страны приобретает разработка стратегии развития экспорта,
направленной на повышение
конкурентоспособности
производителей на внешнем рынке. Активное содействие будет оказываться
расширению экспорта услуг.
Проект
47
Глава 8. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИОННОГО
КЛИМАТА
37. Страна имеет крайне
многим международным индексам отмечено ее снижение. По данным Всемирного
экономического форума (ВЭФ), в 2012 году Кыргызстан занимает 110 – 111 место
в рейтинге вовлеченности в мировую торговлю. Согласно композитному индексу
конкурентоспособности экономики 2011/2012 Кыргызстан находится на 126 месте
из 187 стран мира. По рейтингу «Видение бизнеса 2012», Кыргызстан занимает 70
место, что свидетельствует о слабых позициях в общемировом рейтинге ведения
бизнеса в стране.
38. Существующая бюджетно-
поощрения к накоплению средств на инвестиционные цели, на развитие и
стимулирование малого и среднего бизнеса. Несмотря на ряд внесенных
поправок в законодательство, а также институциональные реформы, фактом
остается то, что малый и средний бизнес Кыргызстана не смог повысить свою
конкурентоспособность.
39. Повсеместно происходит незаконное вмешательство со стороны
государственных чиновников в деятельность компаний и это непосредственно
связано с коррупцией.
Практически отсутствует
хозяйственной деятельности и инвесторов к органам государственной власти.
40. Местные органы власти
на местах не только не
инвесторов, а иногда занимаются откровенным вымогательством.
41. Поэтому обеспечение благоприятных условий ведения бизнеса, создание
условий u1087 по защите и гарантий прав собственности и привлечение прямых
инвестиций, эффективное управление собственными активами являются
необходимыми условиями для развития приоритетных отраслей экономики.
8.1. Налоговая и таможенная политика
42. Текущее состояние и предпосылки развития. С 2009 года в республике
действует новая редакция Налогового кодекса, в основу которого вошли:
снижение ставок основных налогов, снижение общего количества налогов и
сборов с 16 до 8, ликвидация каскадных нерыночных налогов, либерализация
налогового администрирования по отношению к добросовестному
налогоплательщику, введение механизмов партнерства. В то же время для
экономического развития налоговая система отнюдь не является благоприятной.
Налоговое бремя распределяется неравномерно по отраслям и регионам, а также
внутри них, создавая тяжелую нагрузку на добросовестных плательщиков. С
другой стороны другие экономические агенты почти не платят налогов либо
благодаря законодательным льготам, или, скрываясь от налогов в теневой
экономике, масштабы которой недопустимо велики и, по разным оценкам
,составляют 17-60% ВВП.
43. Развитию рыночных
принципов и повышению
страны препятствует сохраняющаяся практика взаимозачетов между налоговыми
органами и
экспорта, имеющих приоритетное значение для экономического развития страны,