Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:01, доклад
Кыргызстан должен найти свое место в быстро развивающемся новом
мире. В последние годы в общественной, политической и экономической жизни
Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее страны.
Народ заплатил высокую цену за возможность построения на нашей земле
независимого и сильного, процветающего государства.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И ЗАЛОЖИТЬ
ОСНОВЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ …………………………
……………….
1.1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”
1.2. Ожидания и реалии постапрельского периода
1.3. Общенациональный проект развития....................................................................
1.4. Пятилетка созидания 2013-2017: состояться как государство и заложить основы
успешного развития Кыргызстана....................................................................
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОРСТАБИЛЬНОСТИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Формирование правового государства
2.2. Обеспечение стабильности Конституции и законов, реализация их потенциала
2.3. Обеспечение свободных демократических выборов
2.4. Противодействие коррупции
2.5. Формирование работоспособной системы государственного управления
2.6. Реформирование судебных органов, обеспечение законности в их деятельности
2.7. Реформирование правохранительных органов, обеспечение законности в их
деятельности
2.8. Формирование комплексной системы национальной безопасности
2.9. Обеспечение военной безопасности
2.10. Новое понимание внешней политики
Глава 3. ЕДИНСТВО НАРОДА, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И
УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Обеспечение межэтнического согласия, формирование гражданской нации
3.2. Оптимизация государственно-конфессиональных и межконфессиональных
взаимоотношений
3.3. Обеспечение свободы слова и формирование государственной информационной
политики
Глава 4. ЭКОНОМИКА, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА И НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Опора на собственные возможности
Проект
3
4.2. “Дорожная карта” и место Кыргызстана в современном мире
Глава 5. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ
5.1. Реформа системы образования
5.2. Реформа здравоохранения\
5.3. Повышение эффективности социальной защиты населения и пенсионного
обеспечения
5.4. Формирование культурной среды, развитие спорта и поддержка молодежных
инициатив
5.5. Повышение роли семьи и обеспечение гендерного равенства
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2017 ГОДЫ
Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………………………
Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СТАБИЛЬНОСТЬ
7.1. Монетарная политика ..................................................................................................
7.2. Фискальная политика и управление государственным долгом .................................
7.3 Внешнеэкономическая политика .................................................................................
Глава 8. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА
8.1 Налоговая и таможенная политика ................................................................................
8.2 Инвестиционная политика ...........................................................................................
8.3 Развитие малого и среднего предпринимательства ..................................................
8.4. Управление государственными активами и государственно-частное партнерство
(ГЧП) 53
Глава 9. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА .....................................................................
9.1 Банковский сектор ........................................................................................................
9.2 Проект создания «длинных денег» .............................................................................
9.3 Платежная система .....................................................................................................
9.4 Микрофинансирование ................................................................................................
9.5 Страховая деятельность .............................................................................................
9.6 Неправительственные пенсионные фонды ................................................................
9.7 Рынок ценных бумаг ....................................................................................................
Глава 10. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ...................................
10.1 Агропромышленный сектор .........................................................................................
Проект
4
10.2 Энергетика ...................................................................................................................
10.3 Горная добыча .............................................................................................................
10.4 Транспорт и коммуникации ..........................................................................................
10.5. Туризм и индустрия услуг
Глава 11. ОТ РАСПЫЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ К ИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ (Национальные
проекты) .....................................................................................................................................
Глава 12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...................................................................................
Проект
5
образования страны не только от мировых потребностей, но и потребностей
самого кыргызстанского общества. Поэтому необходимый ответ на данный
вызов может лежать только в плоскости реформирования системы образования.
В основу реформы заложено, что система образования должна
обеспечивать
также способствовать повышению стоимости и качества человеческого капитала.
Главными приоритетами в сфере образования является дошкольное и
школьное образование – это функция государства.
Для дошкольного образования – основной задачей является повышение
психолого-педагогической готовности детей к школе. Для обеспечения равных
возможностей детей при
внедрению программ по подготовке детей дошкольного возраста к школе.
Учитывая острую нехватку дошкольных учреждений, необходимо создать
условия для внедрения альтернативных моделей дошкольных учреждений,
привлекать частный сектор в рамках государственно-частного партнерства, для
этого внести на законодательном уровне соответствующие изменения в
действующее законодательство.
Проект
34
На уровне общеобразовательной школы предстоит решать целый комплекс
проблем. Необходимо сделать упор на пересмотре содержания школьного
образования, внедрении предметных стандартов нового поколения, обеспечении
учебниками, а также создании условий для развития информационных
технологий, особенно в отдаленных школах.
Приоритетным направлением в педагогической деятельности на
современном этапе должно стать формирование духовно-нравственных основ
личности через духовные и культурные ценности и традиции народа. Воспитание
и образование должны быть естественно взаимосвязанными процессами.
Требует пересмотра роль государства в профессиональном образовании.
Высшее образование в перспективе должно руководствоваться рыночными
принципами, с применением
механизма государственных
должен быть основан на исследованиях, которые должны выявлять состояние
рынка и самой системы образования, а также отслеживать тенденции развития
экономической и других сфер жизни, для адекватного реагирования и внесения
изменений в систему образования с учетом перспектив развития страны.
Реализация Стратегии развития образования позволит к 2020 году:
- обеспечивать гарантированный
доступ к качественному
образованию и равный доступ к другим
уровням образования в
способностей и потребностей каждого человека;
- поддерживать талантливую
важнейший ресурс инновационного развития страны;
- обеспечивать воспитание
сотрудничестве с семьей и сообществом;
- включать инклюзивные подходы к обучению на всех ступенях образования, с
акцентом на образование детей с особыми нуждами;
- обеспечивать эффективное
уровнях и ступенях образования, с учетом дифференцированного подхода к
условиям обучения;
- иметь высококвалифицированные
педагогические кадры,
совершенствующие
обществе;
- иметь оптимизированную сеть образовательных u1086 организаций, обладающих
широкой академической и хозяйственной самостоятельностью, и несущих
ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг;
- иметь систему мониторинга
и оценки деятельности
организаций для укрепления механизмов гарантии качества на всех уровнях
системы образования;
- поддерживать академическую
мобильность обучающихся в
международном образовательном пространстве.
Проект
35
5.2. Реформа здравоохранения.
Современное состояние
здравоохранения
недостатках финансирования, но и глубоких кризисных явлениях внутри системы.
На сегодняшний день по данным официальной статистики практически по
всем показателям уровня здоровья наблюдается ухудшение положения, в
последнее время признается, что даже эти неблагоприятные данные не отражают
реальной картины.
Неэффективность и нерациональность в использовании ресурсов. Доля
расходов на выплату заработной платы и финансирование инфраструктуры
составляет более 80% государственного бюджета. Непосредственные расходы на
пациента (медикаменты, питание) составляют 20-25%. При этом продолжают
расти неофициальные выплаты медицинскому персоналу.
Большая часть медицинского оборудования подлежит замене. Все это
влияет на качество предоставления услуг здравоохранения, причем для данного
сектора показатель качества является более критичным, чем для сектора
образования.
Нехватка кадровых ресурсов здравоохранения в сельской местности и
отдаленных районах Кыргызской Республики продолжает усугубляться. Проблема
заключается не в абсолютном количестве подготовленных кадров, а количестве
необходимых для сельских регионов специалистов и отсутствии социальных и
экономических условий
для привлечения молодых
Существует также большая проблема с обеспеченностью населения
лекарственными препаратами. Зачастую лекарства, необходимые для
поддержания стабильного здоровья, являются дорогими. Нередки случаи, когда
врачи продают лекарственные u1087 препараты, которые они должны выдавать
бесплатно.
Учитывая экономическую ситуацию в стране, деятельность в системе
здравоохранения должна быть направлена на эффективное использование
имеющихся ресурсов сектора здравоохранения, развитие государственно-
частного партнерства, увеличение присутствия частного сектора, формирование
конкурентной среды и повышение ответственности поставщиков медицинских
услуг.
При этом основные усилия государства должны быть направлены на
решение вопросов общественного здравоохранения. Разработки комплекса мер,
направленных на решение в первую очередь вопросов укрепления здоровья.
Настоятельной необходимостью является дальнейшее изменение
отношения населения к своему здоровью и повышение качества услуг
здравоохранения. Именно эти задачи призвана решить Национальная программа
реформирования системы
на 2012-2016 годы.
Проект
36
При этом очень важным является внедрение механизмов межсекторальных
взаимоотношений для решения вопросов укрепления здоровья в
государственной политике.
Наряду с деятельностью
охраны и укрепления здоровья населения играют общественно-экономические
факторы, политические меры и действия, предпринимаемые органами
государственной власти за пределами
сектора здравоохранения в
улучшения здоровья кыргызстанцев.
5.3. Повышение
эффективности социальной
пенсионного обеспечения
Принятая в 2011 году Стратегия развития социальной защиты населения
КР на 2012-2014 годы является первым документом, отражающим комплексное
видение государства будущей системы социальной защиты, для реализации
которой должны быть приняты все необходимые меры. Оказываемая
государством поддержка должна стать адресной и эффективной.
Необходимо создать
отношений, направленную на оказание разносторонней поддержки лицам с
ограниченными возможностями здоровья и пожилым гражданам, детям u1080 из
малообеспеченных семей, матерям по уходу за детьми с ограниченными
возможностями, семьям, доходы трудоспособных членов которых не
обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Граждане Кыргызстана
трудовых, социальных либо других пенсий. В 2011 году впервые средний размер
пенсий превысил минимальный прожиточный минимум.
Государство продолжит политику ежегодного повышения пенсий, чтобы
обеспечить достойный уровень жизни всех пенсионеров. На сегодняшний день
еще значительная часть пенсионеров не в состоянии удовлетворить свои
потребности за счет получаемых пенсий.
В 2012 году количество пенсионеров составило 551 тыс. 976 человек, при
этом немного превысив показатели предыдущих 4 лет. Из них, по возрасту — 413
тыс. 958 человек, по инвалидности — 71 тыс. 959 человек, по потере кормильца
— 42 тыс. 802 человек.
Сложившаяся система пенсионного обеспечения не соответствует
современным требованиям и в
перспективе может стать
стимулирует граждан к выплате пенсионных отчислений, слабо учитывает
реальный вклад работающих граждан в создание пенсионного фонда.
Кроме того, по разным оценкам свыше 10% от общей численности
населения Кыргызстана сегодня работают и проживают в других странах. Их
доходы никак не регистрируются, они не делают взносов в систему
государственного социального страхования на данный момент и не будут иметь
возможности получать пенсию в будущем.
Проект
37
Происходит также сокращение соотношения количества работающих и
реально уплачивающих страховые взносы граждан по отношению к получателям
пенсий. В настоящее время число работающих с учетом оттока рабочей силы в
другие страны и уплачивающих страховые взносы немногим больше числа
пенсионеров. Тогда как, в соответствии с рекомендациями Международной
организации труда, на одного пенсионера должно приходиться не менее 3
плательщиков.
Необходимо выстроить такую систему пенсионного обеспечения, чтобы
граждане были заинтересованными отчислять средства в пенсионные фонды и
были уверенными в том, что рост их накоплений будет гарантирован
государством.
5.4. Формирование культурной
среды, развитие спорта и
молодежных инициатив
Формирование и развитие культурной среды должно стать одним из
важнейших условий улучшения качества жизни в Кыргызстане. Сфере культуры
принадлежит ведущая роль в становлении человеческого капитала.
Переход Кыргызстана к рыночным отношениям в 90-е годы
характеризовался как период отсутствия продуманной и обоснованной политики
государства в отношении сохранения и развития сферы культуры. Это привело к
разрушению и истощению
профессионального ресурса отрасли «культура», качественному и
количественному уменьшению сети учреждений культуры и образовательных
учреждений в области культуры, смене содержательных ориентиров субъектов
культурной деятельности:
от интеллектуально-
сторону массовости и зрелищности.
В связи с этим возникли вопросы содержательного, материального,
технического, информационного,
методического характера в
культуры, нарушилась целостность культурного пространства страны, возникли
противоречия между требованиями времени к развитию культуры и проблемами,
отягощающими данный процесс.
На сегодня назрела
культуры с определением приоритетных задач, в том числе: развитие творческого
потенциала нации, сохранение культурных ценностей и традиций народа,
материального и нематериального культурного наследия, использование его в
качестве ресурса духовного развития; воспитание подрастающего поколения в
духе гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной
культуре.
Требуют решения вопросы развития физической культуры и спорта. Они
должны стать основой здорового образа жизни. Спортивно-оздоровительная
деятельность реально улучшает здоровье и физическую подготовленность
человека, способствует воспитанию подрастающего поколения, u1087 повышает
работоспособность и производительность труда экономически активного
населения, продлевает период активной трудовой деятельности.
Проект
38
Анализ сложившейся ситуации, а также разработка и реализация отраслевой
Концепции “Приоритеты развития физической культуры и спорта на 2011-2016 гг.»
выявили кризисное состояние в данной сфере.
Показатели состояния здоровья различных групп населения, включая детей
и подростков, ухудшаются, массовость физической культуры и спорта достигает
всего 6-7%, что ниже порогового уровня безопасности генофонда народа (15%);
более половины молодежи призывного и допризывного не выполняет норм и
требований по физической подготовке. Достижения спортсменов на
международном уровне становятся крайне редкими случаями. Олимпийское
движение в стране развивается крайне слабо.
Стратегические цели развития физической культуры и спорта – это создание
условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на