Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:01, доклад
Кыргызстан должен найти свое место в быстро развивающемся новом
мире. В последние годы в общественной, политической и экономической жизни
Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее страны.
Народ заплатил высокую цену за возможность построения на нашей земле
независимого и сильного, процветающего государства.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И ЗАЛОЖИТЬ
ОСНОВЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ …………………………
……………….
1.1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”
1.2. Ожидания и реалии постапрельского периода
1.3. Общенациональный проект развития....................................................................
1.4. Пятилетка созидания 2013-2017: состояться как государство и заложить основы
успешного развития Кыргызстана....................................................................
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОРСТАБИЛЬНОСТИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Формирование правового государства
2.2. Обеспечение стабильности Конституции и законов, реализация их потенциала
2.3. Обеспечение свободных демократических выборов
2.4. Противодействие коррупции
2.5. Формирование работоспособной системы государственного управления
2.6. Реформирование судебных органов, обеспечение законности в их деятельности
2.7. Реформирование правохранительных органов, обеспечение законности в их
деятельности
2.8. Формирование комплексной системы национальной безопасности
2.9. Обеспечение военной безопасности
2.10. Новое понимание внешней политики
Глава 3. ЕДИНСТВО НАРОДА, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И
УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Обеспечение межэтнического согласия, формирование гражданской нации
3.2. Оптимизация государственно-конфессиональных и межконфессиональных
взаимоотношений
3.3. Обеспечение свободы слова и формирование государственной информационной
политики
Глава 4. ЭКОНОМИКА, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА И НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Опора на собственные возможности
Проект
3
4.2. “Дорожная карта” и место Кыргызстана в современном мире
Глава 5. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ
5.1. Реформа системы образования
5.2. Реформа здравоохранения\
5.3. Повышение эффективности социальной защиты населения и пенсионного
обеспечения
5.4. Формирование культурной среды, развитие спорта и поддержка молодежных
инициатив
5.5. Повышение роли семьи и обеспечение гендерного равенства
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2017 ГОДЫ
Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………………………
Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СТАБИЛЬНОСТЬ
7.1. Монетарная политика ..................................................................................................
7.2. Фискальная политика и управление государственным долгом .................................
7.3 Внешнеэкономическая политика .................................................................................
Глава 8. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА
8.1 Налоговая и таможенная политика ................................................................................
8.2 Инвестиционная политика ...........................................................................................
8.3 Развитие малого и среднего предпринимательства ..................................................
8.4. Управление государственными активами и государственно-частное партнерство
(ГЧП) 53
Глава 9. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА .....................................................................
9.1 Банковский сектор ........................................................................................................
9.2 Проект создания «длинных денег» .............................................................................
9.3 Платежная система .....................................................................................................
9.4 Микрофинансирование ................................................................................................
9.5 Страховая деятельность .............................................................................................
9.6 Неправительственные пенсионные фонды ................................................................
9.7 Рынок ценных бумаг ....................................................................................................
Глава 10. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ...................................
10.1 Агропромышленный сектор .........................................................................................
Проект
4
10.2 Энергетика ...................................................................................................................
10.3 Горная добыча .............................................................................................................
10.4 Транспорт и коммуникации ..........................................................................................
10.5. Туризм и индустрия услуг
Глава 11. ОТ РАСПЫЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ К ИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ (Национальные
проекты) .....................................................................................................................................
Глава 12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...................................................................................
Проект
5
занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры,
повышение конкурентоспособности кыргызского спорта.
Для достижения поставленных целевых ориентиров необходимо создать
новую национальную систему физкультурно-
страны, предусматривающую формирование современных основ системы
физической культуры и спорта, повышение роли физической культуры и спорта
как фактора оздоровления и социализации населения, в первую очередь
физического воспитания детей и молодежи в системе образования, подготовку
спортсменов высокой квалификации и содействие формированию
международного имиджа страны.
Государственная молодежная политика будет осуществляться на основе
следующих принципов:
- обеспечение прав и свобод молодых граждан;
- поддержка прогрессивных молодежных инициатив;
- учет интересов и потребностей различных групп молодежи, независимо от
пола, национальности, социального
положения и религиозной
- адресная защита и поддержка социально уязвимой части молодежи, в том
числе u1076 детей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, подростков из
многодетных и неблагополучных семей.
Приоритетными направлениями реализации государственной молодежной
политики определены:
1) патриотическое, нравственное и духовное развитие молодежи;
2) развитие созидательной активности молодежи и поддержка общественно
значимых молодежных инициатив;
3) содействие обеспечению
экономической
граждан и реализации их права на труд;
4) формирование идей
здорового образа жизни
воспитания и образования;
Проект
39
5) информационная открытость.
Основным аспектом молодежной политики является включение молодежи во
все процессы развития страны, открытие для нее новых перспектив, горизонтов и
"точек роста".
Проект
40
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА 2013-2017 ГОДЫ
Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1. Кыргызстан должен
добиться устойчивого
эффективно функционирующей социальной рыночной экономики. Главную роль в
развитии страны должен играть частный сектор; роль государства, в первую
очередь, должна состоять в создании благоприятных условий для деятельности
частного сектора.
2. Ключевым целевым
ориентиром станет
Достижение в среднесрочной перспективе устойчивого роста экономики,
сбалансированного бюджета, предсказуемой инфляции и жизнь «по средствам»
не за счет «будущих поколений» станет основным залогом экономической
стабильности.
3. Государственные финансы (Программа государственных инвестиций) должны
направляться на развитие тех секторов экономики, рост которых в наибольшей
степени содействует развитию экономики отдаленных областей и имеющих
значительный
4. Макроэкономическая стабильность должна выражаться в достижении и
сохранении следующих ключевых количественных параметров:
Таблица 1. Ключевые количественные параметры макроэкономической
стабильности в '32013-2017 гг.
Параметр Целевой показатель
Среднегодовой рост ВВП 7%
Инфляция Не более 7%
Дефицит бюджета к ВВП Не более 5%
Государственный долг к ВВП Около 40%
Проект
41
Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
5. Предпосылки экономического
развития Кыргызстана как
государства были в значительной степени определены его природными
ресурсами, географическим расположением и структурным и институциональным
наследием советского периода развития.
6. Наиболее значимыми предпосылками стали:
· географическое расположение: отсутствие выхода к морю и удаленность от
главных экономических центров;
· агропромышленная структура экономики: большая часть промышленности
работала на нужды всего Советского Союза (включая военно-
промышленные объекты) и поэтому она сильно зависела от поставщиков и
потребителей в других советских республиках и от федерального бюджета
СССР;
· отсутствие легко извлекаемых энергетических ресурсов и полезных
ископаемых;
· хорошо развитая социальная инфраструктура и относительно высокий
уровень жизни населения на момент обретения независимости;
· отсутствие многих институтов, характерных для независимого государства
(центральный банк, пограничная служба, таможня и другое);
· отсутствие опыта в отношении независимости, демократии и рыночной
экономики.
7. С обретением независимости вышеуказанные факторы совпали с
последствиями макроэкономической нестабильности (инфляция, серьезный
дефицит потребительских товаров) позднего периода перестройки. Распад СССР
привел к прекращению
энергии из других республик, кризису в торговле между республиками, коллапсу в
спросе на военную продукцию, резкому изменению в ценах, огромному росту
транспортных издержек, а также необходимости решать совершенно новые
задачи, с которыми столкнулись государство и народ.
8. В результате, имели место следующие тяжелые социальные и
экономические последствия:
· гиперинфляция и серьезный спад производства u1087 привели к потере половины
официального ВВП. Три четверти промышленного производства и сельское
хозяйство также пострадали существенно;
· уменьшение размера заработной платы и социальных пособий, рост
безработицы и отсутствие жизненного опыта в рыночной экономике
привели к росту бедности и неравенству;
· бедность и нестабильность способствовали достаточно ощутимой внешней
миграции;
· видимое ухудшение состояния образования, здравоохранения, культуры и
других социальных услуг.
9. Однако в ранний
переходный период и
приспособиться к новым условиям. Комплексные институциональные, социально
– экономические реформы, проведенные в первой половине 1990-х годов,
Проект
42
помогли создать базовые
производства, достигнуть первоначальной макроэкономической стабилизации, а
также предотвратить социальные услуги от полного коллапса. Либерализация
цен, приватизация государственных предприятий (ГО), распад больших колхозов
и совхозов в сельском хозяйстве, земельная реформа, проводимая параллельно
в стране, и внешнеэкономическая либерализация прошли болезненно для
общества, но увеличили вклад частного сектора, представленного в основном
малым и средним бизнесом, в ВВП и занятость на уровне, превышающем 50%.
Эти изменения помогли возникнуть новым социальным группам, таким как
предприниматели, частные фермеры и торговцы (включая, так называемых,
«челночников»).
10. К сожалению, перечисленные
реформы не всегда были
последовательными и всесторонними. Государственный бюджет оставался
несбалансированным; многие структурные реформы (приватизация,
реструктуризация
обязательства превышали реальные финансовые возможности. Все эти
недостатки подорвали
привели к финансовому кризису 1998-1999 годов, который в некоторой степени
сильно повлиял на рост бедности, макроэкономическую дестабилизацию,
внешний долг u1087 помимо других существующих проблем.
11. После кризиса социально-
несколько улучшилось, и бедность сократилась значительно. Это был результат
работы многих людей, которые смогли адаптировать себя к новым условиям и
взять на себя ответственность за себя и свои семьи.
12. Формирование рыночной
системы функционирования
годы независимости государства потребовало внедрение кардинальных
институциональных изменений и рыночных механизмов во всех сферах
экономики. В целях перехода к новой системе была проведена приватизация и
разгосударствление объектов, находящихся в госсобственности, осуществлен
выход из рублевой зоны. Это позволило сформировать частный сектор,
первичную рыночную инфраструктуру, ввести первыми среди стран СНГ
национальную валюту и проводить
независимую денежно-кредитную
существенно снизить
постоянно нарастающее
экономику. В результате рост экономики возобновился в 1996 году. Средний темп
экономического роста в Кыргызстане в период 1996-2000 годов составил 5,6% в
год, что является одним из лучших показателей среди стран СНГ. Однако в
течение последнего десятилетия экономический рост характеризовался
снижением среднегодовых темпов роста. Так, среднее значение экономического
роста в 2001-2011 годах составило менее 4,3%. Вместе с тем во время
международных финансовых кризисов 1998-1999, 2007-2009 годов
макроэкономическая ситуация в стране ухудшилась в большой степени под
влиянием внешних шоков.
13. При этом основными,
внутренними причинами
неустойчивости являются
незавершенность и
реформ, проводимых в стране, включая реформирование сектора
государственного управления, слабое развитие банковского и финансового
рынков, не ясные и постоянно меняющиеся условия для развития частного
предпринимательства и
привлечения иностранных
экономика сильно подвержена влиянию негативных внешних факторов: высокий
уровень зависимости от конъюнктуры u1085 на мировых продовольственных и
финансовых рынках, удаленность от основных международных товарных и
Проект
43
финансовых рынков; наличие протекционистских режимов во
внешнеэкономической деятельности со стороны соседних стран.
14. Хронически большой
дефицит государственного
является одной из главных экономических проблем страны. Обслуживание
государственного долга
расходов и требует сокращения и без того скудных средств, затрачиваемых на
выполнение основных функций государства. Резкое уменьшение внешних
заимствований на покрытие дефицита бюджета становится необходимым
условием устойчивого развития страны в предстоящие годы.
Несбалансированность бюджета связана и с тем, что в стране сформировался
значительный неофициальный
статистического комитета Кыргызской Республики, составляющий около 17% ВВП
(по оценкам международных финансовых институтов составляет от 30% до 60%).
15. Макроэкономическая ситуация
в Кыргызстане в течение
еще остается недостаточно устойчивой.
16. Ключевыми направлениями
перспективу являются:
· достижение и сохранение макроэкономической стабильности через
сокращение бюджетного дефицита, внешнего долга и инфляции;
· стимулирование экономического роста через равномерное распределение
налогового бремени на экономику, привлечение внешних и внутренних
инвестиций в инфраструктуру, улучшение бизнес и инвестиционного
климата, интегрирование экономики в региональную экономическую
систему, а также реализация структурных реформ для развития ключевых
отраслей экономики (энергетика, горная добыча, переработка
сельхозпродукции, транспорт, финансовый сектор и другое);
· необходимость обеспечения средних темпов ежегодного экономического
роста на уровне не менее 7% в год для выполнения поставленных целей
социально-экономического развития страны. Решение этой задачи требует
достижения и поддержания u1084 макроэкономической стабильности на основе
тесной координации
полное содействие развитию экономики.
7.1. Монетарная политика
17. Важнейшим вкладом монетарной политики в создание условий для
достижения высоких темпов роста экономики должно стать обеспечение
стабильности цен. Необходимо введение инфляционного таргетирования для
достижения интервала
года. Такая политика, наряду с реформами финансового сектора и усилиями по
снижению инвестиционных рисков, должна
позволить в перспективе
увеличить монетизацию экономики до 50% и снизить процентные ставки, что в
результате сделает
реального сектора.
18. Одним из факторов, определяющих уровень цен в стране, является обменный
курс сома. Необходимо продолжить применение механизма плавающего
обменного курса национальной валюты, который определяется соотношением
спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке страны.
Проект
44
19. Неизменным приоритетом должно
быть поддержание объема