Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:01, доклад
Кыргызстан должен найти свое место в быстро развивающемся новом
мире. В последние годы в общественной, политической и экономической жизни
Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее страны.
Народ заплатил высокую цену за возможность построения на нашей земле
независимого и сильного, процветающего государства.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И ЗАЛОЖИТЬ
ОСНОВЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ …………………………
……………….
1.1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”
1.2. Ожидания и реалии постапрельского периода
1.3. Общенациональный проект развития....................................................................
1.4. Пятилетка созидания 2013-2017: состояться как государство и заложить основы
успешного развития Кыргызстана....................................................................
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОРСТАБИЛЬНОСТИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Формирование правового государства
2.2. Обеспечение стабильности Конституции и законов, реализация их потенциала
2.3. Обеспечение свободных демократических выборов
2.4. Противодействие коррупции
2.5. Формирование работоспособной системы государственного управления
2.6. Реформирование судебных органов, обеспечение законности в их деятельности
2.7. Реформирование правохранительных органов, обеспечение законности в их
деятельности
2.8. Формирование комплексной системы национальной безопасности
2.9. Обеспечение военной безопасности
2.10. Новое понимание внешней политики
Глава 3. ЕДИНСТВО НАРОДА, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И
УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Обеспечение межэтнического согласия, формирование гражданской нации
3.2. Оптимизация государственно-конфессиональных и межконфессиональных
взаимоотношений
3.3. Обеспечение свободы слова и формирование государственной информационной
политики
Глава 4. ЭКОНОМИКА, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА И НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Опора на собственные возможности
Проект
3
4.2. “Дорожная карта” и место Кыргызстана в современном мире
Глава 5. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ
5.1. Реформа системы образования
5.2. Реформа здравоохранения\
5.3. Повышение эффективности социальной защиты населения и пенсионного
обеспечения
5.4. Формирование культурной среды, развитие спорта и поддержка молодежных
инициатив
5.5. Повышение роли семьи и обеспечение гендерного равенства
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2017 ГОДЫ
Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………………………
Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СТАБИЛЬНОСТЬ
7.1. Монетарная политика ..................................................................................................
7.2. Фискальная политика и управление государственным долгом .................................
7.3 Внешнеэкономическая политика .................................................................................
Глава 8. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА
8.1 Налоговая и таможенная политика ................................................................................
8.2 Инвестиционная политика ...........................................................................................
8.3 Развитие малого и среднего предпринимательства ..................................................
8.4. Управление государственными активами и государственно-частное партнерство
(ГЧП) 53
Глава 9. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА .....................................................................
9.1 Банковский сектор ........................................................................................................
9.2 Проект создания «длинных денег» .............................................................................
9.3 Платежная система .....................................................................................................
9.4 Микрофинансирование ................................................................................................
9.5 Страховая деятельность .............................................................................................
9.6 Неправительственные пенсионные фонды ................................................................
9.7 Рынок ценных бумаг ....................................................................................................
Глава 10. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ...................................
10.1 Агропромышленный сектор .........................................................................................
Проект
4
10.2 Энергетика ...................................................................................................................
10.3 Горная добыча .............................................................................................................
10.4 Транспорт и коммуникации ..........................................................................................
10.5. Туризм и индустрия услуг
Глава 11. ОТ РАСПЫЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ К ИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ (Национальные
проекты) .....................................................................................................................................
Глава 12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...................................................................................
Проект
5
практически отсутствуют.
Проект
48
44. Уровень налоговых поступлений в государственный бюджет в 2012 году
возрос, и планируется на уровне около 21,7% ВВП. Несмотря на это, общий
уровень собираемости налогов в стране остается недостаточным, что связано с
плохим администрированием. Это не позволяет финансировать в нужном для
общества размере
заимствование.
45. Ситуация усугубляется наличием целого ряда проблем: (i) большое
количество льгот и освобождений от налогов; (ii) недостаточное использование
современных технологий при осуществлении налогового и таможенного
администрирования; (iii) коррупция.
46. Эффективность налоговой и
таможенной системы в
снижается из-за отсутствия надлежащей координации и электронного
информационного обмена между ведомствами, занимающимися сбором налогов и
других государственных
ведомств, их непрозрачности и существующей в них коррупции.
47. По-прежнему действуют сложные административные процедуры по
исполнению бизнесом налоговых обязательств. Деятельность фискальных
органов, замешанных в коррупционных схемах, подрывает доверие бизнеса к
государству и ставит под угрозу устойчивость финансовой системы в целом.
48. Основной целью налоговой политики должно стать стимулирование роста
экономики посредством улучшения
бизнес-среды и
части упрощения налогообложения.
49. Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач: (1) выравнивание
налоговой нагрузки и улучшение инвестиционного климата; (2) обеспечение
полноты сбора налогов; (3) модернизация налоговой и таможенной служб; (4)
совершенствование системы налоговой отчетности.
50. Для выравнивания налоговой
нагрузки и обеспечения
будут обеспечены следующие меры: (i) разработаны проекты нормативных
правовых актов, направленных на упрощение налогового и таможенного
администрирования; (ii) по инвентаризации переченя видов деятельности,
осуществляемых на основе добровольного патента, в том числе путем
постепенного повышения стоимости патентов, а также оптимизации видов
патентов; (iii) поэтапное снижение ставок налога с продаж до полной отмены
данного налога для поставок, облагаемых НДС, в течение 2013-2016 годов; (iv)
увеличение размера необлагаемого подоходным налогом минимума; (v) введение
единого налога для малого бизнеса, заменяющего для юридических лиц налоги на
прибыль, с продаж, а для физических лиц – подоходный налог и налог с продаж,
(vi) введение акцизного
налога на ГСМ для
инфраструктуры.
51. Отдельным направлением политики в области повышения u1076 доходного
потенциала налоговой системы станет оптимизация существующей системы
налоговых преференций, непредоставление новых неэффективных и
необоснованных льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся
возможностей для уклонения от налогообложения. Будет разработана
специальная система, предусматривающая реальные стимулы для развития
бизнеса в стране - «налоги платить выгодно и престижно». Работа фискальных
органов должна базироваться на принципе – «надо помогать платить налоги, а не
выбивать их».
Проект
49
52. Для модернизации налоговой и таможенной служб предусматриваются: (i)
внедрение автоматизированной информационной системы таможенной службы,
включающей систему электронной подачи таможенных деклараций (ii) внедрение
автоматизированной
налоговой отчетности в электронной форме, применение современных
технологий в налоговом
администрировании для
налогоплательщиками налоговых обязательств.
53. Для повышения доверия общественности к налоговой и таможенной службам
и снижения уровня коррупции планируются:
(i) создание центров
обработки налоговых
пунктов пропуска системами видеонаблюдения; (iii) внедрение в органах
налоговой и таможенной служб программ по профилактике коррупционных
аспектов прохождения службы; (iv) внедрение систематического анкетирования
налогоплательщиков и
субъектов ВЭД о степени
таможенных органах.
54. Будет внедрена система «единого окна» во внешней торговле. Система
налоговой отчетности будет
усовершенствована в целях
отчетов и упорядочения периодичности их представления, что существенно
сократит время и ресурсы, затрачиваемые бизнесом на налоговые процедуры.
8.2. Инвестиционная политика
55. Ключевым моментом в решении главной целевой задачи восстановления
темпов экономического роста, в том числе создание базовых условий для
устойчивого социально - экономического развития страны в среднесрочном
периоде, является перевод экономики страны из потребительского формата в
инвестиционный.
56. Текущее
состояние и перспективы
потребляет на 3% больше, чем производит. Этот разрыв покрывается
преимущественно за счет импорта и внешних займов.
57. Другой проблемой
является отсутствие
ресурсов и устойчивых институтов интенсивного экономического развития,
занимающихся привлечением и последующим использованием инвестиций.
58. Государство должно
играть активную роль в
инвестиционного климата, привлечении ресурсов. Безусловно, на текущий момент
государство имеет гораздо больше возможностей, чем бизнес, для привлечения
значительных ресурсов для развития. При этом возникает проблема
эффективного использования этих ресурсов и особенно возвратность кредитов,
полученных под гарантии Правительства.
59. Особенное значение
имеют прямые иностранные
поскольку они приносят технологии и практику управления, открывают новые
рынки за рубежом. Несмотря на проводимую политику по улучшению
инвестиционного климата, объем ПИИ остается ограниченным многие годы, а
экономика страны остается непривлекательной. Основной причиной
ограниченности объемов ПИИ являются слабый уровень экономического развития
и крайне низкая конкурентоспособность
производственного сектора
Поэтому привлечение инвестиций предполагает наличие прозрачного и
эффективно функционирующего законодательства, реально защищающего права
собственности, сокращение государственного вмешательства и искоренение
коррупции, устойчивость финансовой системы, предоставление инвесторам
преференций, одинаковые правила для иностранных и внутренних инвесторов.
Проект
50
60. Программа государственных инвестиций (ПГИ) в большей степени
финансируется за счет внешних заимствований, что приводит к увеличению
бремени государственного внешнего долга и госбюджета страны. Не на должном
уровне осуществляется отбор u1080 и контроль над проектами, реализуемыми по ПГИ.
61. Целью является улучшение условий инвестиционной привлекательности
страны и целевое инвестирование проектов национального масштаба,
направленных на развитие экономики.
62. Для решения проблем, обозначенных выше, будут реализованы следующие
меры политики: (i) создание устойчивых центров интенсивного экономического
развития для повышения экономического потенциала страны. Будет
осуществлено формирование и эффективное функционирование Банка
Развития и специализированных инвестиционных фондов. Механизм
предполагает, что ресурсы должны направляться в те сектора экономики, которые
не привлекательны для бизнеса, но имеют важное социальное значение:
национальные проекты; ипотека, включая социальное жилье; лизинговые
операции; (ii) создание института по привлечению инвестиций, в функции которого
будут входить тщательная проработка инвестиционных возможностей секторов
экономики и частного сектора, отбор приоритетных проектов и предоставление
предпринимателям необходимой информации и иных услуг; (iii) сокращение и
переориентация Программы государственных инвестиций (ПГИ), на поддержание
и совершенствование только стратегически важной для страны инфраструктуры.
63. При этом предпочтение будет отдаваться проектам, обладающим наибольшей
финансовой, экономической и социальной эффективностью. Следует
существенно усилить контроль над реализацией проектов ПГИ (как на кредитной,
так и грантовой основе) и отбором проектов, оптимизировать механизмы
софинансирования со стороны государства.
64. Будут разработаны меры, обеспечивающие (i) расширение участия
отечественных строительных и других компаний в реализации проектов ПГИ,
повышение доли инвестиционной составляющей и сокращение доли импорта
товаров и услуг в рамках этих проектов; (ii) регулярный мониторинг для
сохранения и улучшения
бизнесом и экономикой, и принятие оперативных решений по устранению
проблем, выявленных в ходе мониторинга.
8.3. Развитие малого и среднего предпринимательства
65. Каждый активный кыргызстанец должен чувствовать поддержку государства в
случае, если он захочет открыть собственный бизнес. Создание условий для
развития предпринимательской активности должно стать приоритетным
направлением работы государственных органов. Основу любой рыночной
экономики составляет частный сектор, где малые и средние предприятия играют
важную роль. Они не
требуют крупных стартовых
скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблему
формирования и насыщения рынка потребительских товаров, реструктуризации
экономики в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых
ресурсов.
66. Текущее
состояние и предпосылки
предпринимательства в Кыргызстане еще далеко от должного уровня. Вклад
малого и среднего предпринимательства (МСП) немногим выше 40% ВВП и в нем
занято около 15% от общей численности занятого населения, а в развитых
Проект
51
странах этот сектор является основным работодателем и на него приходится 60-
80% ВВП.
67. В республике малые и средние предприятия в основном заняты в
посреднической сфере – торговле, в сфере услуг и сельском хозяйстве и в
гораздо меньшей степени заняты в сфере производства. Такой путь развития
малого и среднего предпринимательства - это зацикливание на первоначальном
пути его развития. Предпринимательство не становится фактором подъема
экономики, а ведет к «разбазариванию» природных, трудовых, интеллектуальных
и других ресурсов страны.
68. Наиболее проблемным вопросом развития малого и среднего бизнеса
является вопрос о его конкурентоспособности, так как крупных предприятий, за
исключением отдельных
фирм, имеющих необходимый
человеческий и научный потенциал, в стране попросту не существует.
69. В последние три года снижаются объемы прямых иностранных инвестиций,
направленных на развитие МСП. В 2011 году объем прямых иностранных
инвестиций сократился на 15%.
70. В предшествующие годы последовательно u1087 проводились кардинальные
реформы в сферы предпринимательства. Имеется значительная нормативная
правовая база, законодательно закрепляющая и разграничивающая права и
обязанности государства и бизнеса. Однако исполнение законодательства имеет
ряд недостатков, к числу которых относится значительное количество
дублирующих, противоречивых нормативных актов, наличие юридических
коллизий, несоответствие принимаемых подзаконных актов законам,
регулирующим отношения в сфере предпринимательства.
71. Наибольший риск
для отечественного и
со стороны государства гарантий по обеспечению правовой защиты и свободы
предпринимательской деятельности, законных прав собственности. Имеют место
рейдерские захваты и передел частной собственности в пользу
коррумпированных чиновников и в интересах недобросовестных
предпринимателей. Отсюда у инвесторов нет оснований для принятия на себя
долгосрочных обязательств и значительноговливания финансовых ресурсов.
72. Несмотря на проводимые
количество барьеров для МСП, ограничивающих их вход на внутренние и
внешние рынки, а также создающих проблемы при ведении бизнеса (неясные и
размытые процедуры лицензирования). На сегодня насчитывается свыше 500
видов лицензионно-разрешительных документов, которые, по мнению бизнес-
сообщества, необходимо сократить.
73. Сохранилась практика необоснованных проверок МСП со стороны
контролирующих органов. Государственное регулирование в контрольно-
надзорной сфере является неэффективным, затратным, зачастую дублирующим,
носящим формальный характер, создавая при этом значительные коррупционные