Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:01, доклад
Кыргызстан должен найти свое место в быстро развивающемся новом
мире. В последние годы в общественной, политической и экономической жизни
Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее страны.
Народ заплатил высокую цену за возможность построения на нашей земле
независимого и сильного, процветающего государства.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И ЗАЛОЖИТЬ
ОСНОВЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ …………………………
……………….
1.1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”
1.2. Ожидания и реалии постапрельского периода
1.3. Общенациональный проект развития....................................................................
1.4. Пятилетка созидания 2013-2017: состояться как государство и заложить основы
успешного развития Кыргызстана....................................................................
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОРСТАБИЛЬНОСТИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Формирование правового государства
2.2. Обеспечение стабильности Конституции и законов, реализация их потенциала
2.3. Обеспечение свободных демократических выборов
2.4. Противодействие коррупции
2.5. Формирование работоспособной системы государственного управления
2.6. Реформирование судебных органов, обеспечение законности в их деятельности
2.7. Реформирование правохранительных органов, обеспечение законности в их
деятельности
2.8. Формирование комплексной системы национальной безопасности
2.9. Обеспечение военной безопасности
2.10. Новое понимание внешней политики
Глава 3. ЕДИНСТВО НАРОДА, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И
УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Обеспечение межэтнического согласия, формирование гражданской нации
3.2. Оптимизация государственно-конфессиональных и межконфессиональных
взаимоотношений
3.3. Обеспечение свободы слова и формирование государственной информационной
политики
Глава 4. ЭКОНОМИКА, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА И НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Опора на собственные возможности
Проект
3
4.2. “Дорожная карта” и место Кыргызстана в современном мире
Глава 5. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ
5.1. Реформа системы образования
5.2. Реформа здравоохранения\
5.3. Повышение эффективности социальной защиты населения и пенсионного
обеспечения
5.4. Формирование культурной среды, развитие спорта и поддержка молодежных
инициатив
5.5. Повышение роли семьи и обеспечение гендерного равенства
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2017 ГОДЫ
Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………………………
Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СТАБИЛЬНОСТЬ
7.1. Монетарная политика ..................................................................................................
7.2. Фискальная политика и управление государственным долгом .................................
7.3 Внешнеэкономическая политика .................................................................................
Глава 8. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА
8.1 Налоговая и таможенная политика ................................................................................
8.2 Инвестиционная политика ...........................................................................................
8.3 Развитие малого и среднего предпринимательства ..................................................
8.4. Управление государственными активами и государственно-частное партнерство
(ГЧП) 53
Глава 9. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА .....................................................................
9.1 Банковский сектор ........................................................................................................
9.2 Проект создания «длинных денег» .............................................................................
9.3 Платежная система .....................................................................................................
9.4 Микрофинансирование ................................................................................................
9.5 Страховая деятельность .............................................................................................
9.6 Неправительственные пенсионные фонды ................................................................
9.7 Рынок ценных бумаг ....................................................................................................
Глава 10. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ...................................
10.1 Агропромышленный сектор .........................................................................................
Проект
4
10.2 Энергетика ...................................................................................................................
10.3 Горная добыча .............................................................................................................
10.4 Транспорт и коммуникации ..........................................................................................
10.5. Туризм и индустрия услуг
Глава 11. ОТ РАСПЫЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ К ИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ (Национальные
проекты) .....................................................................................................................................
Глава 12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...................................................................................
Проект
5
характеризующих основные параметры деятельности банковского сектора, на
официальном сайте Национального банка, и будет контролировать раскрытие
финансовой информации
коммерческими банками для
потенциальных клиентов в соответствии с законодательством Кыргызской
Республики. Будут приложены усилия для дальнейшего раскрытия информации,
характеризующей основные параметры деятельности коммерческих банков.
Кроме этого, Национальный банк планирует далее информировать
общественность о принимаемых решениях через официальный сайт
Национального банка.
122. В сфере развития
конкурентной среды и
необходимо:
· создать более благоприятные условия для развития инфраструктуры рынка
банковских услуг, включая регионы;
· обеспечить открытость деятельности кредитных организаций, в том числе
прозрачность структуры собственников (акционеров, участников).
123. В сфере корпоративного
управления в коммерческих
внимание будет уделено:
· повышению эффективности управления рисками, возникающими при
осуществлении банками своей деятельности, в том числе в части операций
со связанными лицами;
· повышению эффективности систем внутреннего контроля;
· достижению уровня прозрачности системы корпоративного управления,
которая обеспечит всем категориям заинтересованных лиц, включая
акционеров (участников), своевременное и полное раскрытие
предусмотренной законодательством информации u1087 по вопросам
деятельности коммерческого банка, включая данные о его финансовом
состоянии, структуре собственников и управления;
Проект
61
· рассмотрению возможности сертификации деятельности риск-менеджеров,
комплайнс-офицеров и наблюдательного органа коммерческого банка.
124. В целях укрепления
Агентства по реорганизации
долгов будут приняты меры по повышению квалификации штата, улучшению
планирования деятельности,
внедрению современных
технологий, совершенствованию системы финансовой отчетности и улучшению
методов изучения кредитных дел и взысканию долгов. Эти реформы должны дать
убедительный сигнал о намерениях Правительства КР и НБКР произвести возврат
финансовых активов должниками и, тем самым, дать банкам сильные стимулы к
разумному управлению привлеченными финансовыми ресурсами.
125. Для полноценного
оздоровления и устойчивого раз
системы, эффективного и своевременного применения санкций банковского
надзора в целях защиты интересов вкладчиков коммерческих банков, прежде
всего мелких, будет совершенствоваться правовая база и процедуры
рассмотрения судебных дел, связанных с деятельностью коммерческих банков.
Будут приниматься меры для обеспечения компетентного и объективного
рассмотрения таких дел.
126. Одним из значительных
инструментов повышения
сектору и фактором, способствующим привлечению и аккумулированию ресурсов
является наличие системы защиты депозитов (СЗД), которая гарантирует
вкладчикам - физическим лицам возврат определенной суммы денежных средств
при банкротстве банка. Необходимо уделить внимание совершенствованию
нормативно-правовой базы, обеспечивающей участие Агентства по защите
депозитов на ранних стадиях процесса урегулирования несостоятельности
банков. Это позволит органу надзора за банками сосредоточиться на
государственной политике и целях надзора – то есть на вопросах обеспечения
финансовой стабильности и защиты вкладчиков, вместо направления всех u1091 усилий
исключительно на удовлетворение претензий кредиторов как в контексте
несостоятельности предприятий.
127. Развитие исламских принципов банковского дела и финансирования в
Кыргызской Республике, наряду с традиционным банковским делом,
рассматривается как мера, способствующая совершенствованию экономических
правоотношений и развитию конкурирующих систем финансирования, и
осуществляется в качестве пилотного проекта на основании Меморандума о
взаимопонимании между Кыргызской Республикой, Исламским банком развития и
пилотным банком (ОАО «ЭкоИсламикБанк»). ОАО «ЭкоИсламикБанк» в целях
реализации очередного этапа пилотного проекта, регламентированного
вышеназванным Меморандумом, продолжит проводить необходимые
мероприятия для завершения
трансформации в исламский
128. Начнется реализация
проекта создания Почтового
доступности банковских услуг во всех регионах республики, в частности в
отдаленных районах, и поддержки платежной системы.
129. Будет продолжаться программа поддержки развития кредитных союзов. Ее
результатом станет создание системы эффективных финансовых институтов во
всех регионах страны. Устойчивым кредитным союзам будет предоставлена
лицензия на предоставление базовых банковских услуг. Такое развитие системы
кредитных союзов, сохранение и развитие филиальной сети РСК и Айыл банка,
создание Почтового банка будут способствовать повышению конкуренции на
рынке финансовых услуг в регионах страны и повышению их качества и снижению
Проект
62
стоимости, т.е. обеспечению
их доступности сельскому
предпринимателям.
9.2. Проект создания «длинных денег»
130. В целях модернизации
и диверсификации экономики (
увеличения объемов международной торговли в регионе необходимо решить
вопрос наличия “длинных денег” в экономике Кыргызской Республики.
131. Необходимо эффективно
использовать следующие
при минимальном вмешательстве, будут способствовать этому, а именно:
· провести капитализацию Кыргызско u1082 казахского инвестиционного фонда
(296 тыс. долларов США), что даст возможность начать реализацию
первого транша в 30 млн. долларов США;
· активизировать работу Евразийского банка развития, в частности
предоставления кредитных линий для коммерческих банков, с одним
условием - срок кредита для конечного заемщика должен быть не менее 3-5
лет. Это даст возможность использовать долгосрочные средства,
применяя рыночный механизм – для всех коммерческих банков в КР, что
потребует активных действий по сотрудничеству, в частности от РСК и
«Айылбанка», с ЕАБР ( в размере 30 млн. долларов США);
· заключить соглашение с Европейским инвестиционным банком (EIB) о
ведении их деятельности на территории КР ( на сумму10 млн. долл. США).
132. Вышеуказанные меры позволят в течение года решить вопрос
предоставления “длинных денег” для приоритетных проектов. Также это даст
возможность приступить к проекту по созданию Финансового центра (ФЦ) в
республике. Это потребует осуществить следующие шаги:
- законодательно определить перечень стран, на территории которых
соблюдаются надзорные требования Базельского комитета по надзору;
- законодательно определить критерии иностранных банков и банковских
групп со странами, соблюдающими требования Базельского комитета по
надзору для осуществления отдельных банковских операций на территории
Кыргызской Республики и/или на территории СЭЗ;
- провести переговоры и подписать соглашения с регуляторами 10 ведущих
стран, соблюдающих требования Базельского комитета по надзору
относительно
банковских групп для
осуществления отдельных
территории Кыргызской Республики и/или на территории СЭЗ и
согласования коэффициентов адекватности капитала;
- создать рабочую переговорную группу для нахождения и ведения
предварительных переговоров с возможными заинтересованными
крупными финансовыми игроками;
- провести аналитическое исследование с привлечением международных
финансовых консультантов на предмет осуществимости и дальнейшего
технико-экономического обоснования внедрения ФЦ в КР;
- по результатам проведения анализа создать рабочую группу с
привлечением коммерческих банков, Ассоциации банков, государственных
банков, министерств и ведомств, которая в течение отведенного периода
времени подготовит пакет законопроектов, необходимых для создания ФЦ;
- сделать дальнейший анализ существующего законодательства и
подготовить пакет законопроектов, необходимых для открытия ФЦ;
Проект
63
- внести соответствующие законопроекты на рассмотрение Правительства
Кыргызской Республики;
- при необходимости провести консультации и согласования с
представителями соседних государств и международными финансовыми
институтами.
9.3. Платежная система
133. Долгосрочные стратегические цели дальнейшего развития платежной
системы Кыргызской Республики
заключаются в поддержании
безопасной работы платежных
систем с целью эффективной
движения денежных потоков,
обеспечения своевременных
на финансовых рынках и поддержания доверия к национальной валюте.
134. Для достижения стратегических целей развития платежных систем
Кыргызской Республики Национальный банк намерен способствовать
расширению доступа к банковским платежным услугам, предоставляемым
финансово-кредитными учреждениями, путем развития инструментов систем
розничных платежей, позволяющих повысить привлекательность банковских
платежных услуг, и обеспечения содействия коммерческим банкам в развитии
инфраструктуры по обеспечению расчетов с использованием банковских
платежных карт. В рамках дальнейшего развития финансовых рынков будет
продолжена работа по
повышению эффективности
сделкам на финансовых рынках в части интеграции торговых площадок с
системой крупных платежей Национального банка. Оптимизация и
совершенствование нормативной правовой базы становится первоочередной
задачей для обеспечения условий успешного развития систем безналичных
расчетов u1085 на территории республики. В связи с этим Национальный банк будет
расширять и укреплять методологическую базу по платежной системе.
135. Кроме того, в целях снижения рисков в платежной системе Национальный
банк будет осуществлять надзор за платежной системой путем проведения
мониторинга, контроля, анализа и оценки систем крупных и розничных платежей в
соответствии с «Политикой по надзору за платежной системой Кыргызской
Республики», утвержденной постановлением Правления НБКР № 7/8 от 23 марта
2006 года. В свете произошедших событий 2010 года будут предприняты меры по
усилению информационной безопасности систем розничных платежей и контроля
за системами трансграничных платежей. Пристальное внимание будет уделено
соблюдению операторами и участниками платежных систем законодательства
Кыргызской Республики и требований нормативно-правовых актов Национального
банка, а также контролю за функционированием технической инфраструктуры
платежной системы Кыргызской Республики.
136. Основным из сдерживающих факторов развития безналичных расчетов
является все еще сохраняющаяся недостаточность филиальной сети банков в
регионах республики. Необходима эффективная реализация нормативной
правовой базы, принятой Национальным банком в целях расширения доступа к
финансовым услугам путем привлечения розничных агентов и наделения их
полномочиями по предоставлению отдельных видов банковских услуг населению,
регулирования деятельности по проведению платежей и расчетов в Кыргызской
Республике, а также по обработке финансовой информации, связанной с
платежами и расчетами (процессинг), осуществляемой финансово– кредитными
учреждениями.
137. Поскольку сеть почтовых учреждений является широко развитой и
распространена по всей территории КР, включая наиболее отдаленные районы,
Проект
64
то создание Почтового банка позволит расширить спектр предоставляемых
платежных услуг для населения, получать социальные платежи (заработная
плата, пенсии, пособия) и оплачивать свои счета через коммерческие банки.
138. Указанные мероприятия
будут способствовать
работы платежных систем, обеспечивающих потребности в расчетах в различных
секторах экономики. Осуществление Национальным банком надзора (оверсайт) за
платежной системой страны будет направлено на выполнение задач
государственной политики по обеспечению надежности и эффективности
платежных систем.
9.4. Микрофинансирование
139. Небанковский сектор
является составной частью
призван способствовать привлечению внутренних финансовых ресурсов для их
инвестирования в реальный сектор экономики. Микрокредитующие организации,
страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и рынок ценных
бумаг относятся к основным небанковским финансовым институтам,
оказывающим свое воздействие на сокращение бедности.
140. Действующая правовая и регулятивная среда стала основой для