Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:01, доклад
Кыргызстан должен найти свое место в быстро развивающемся новом
мире. В последние годы в общественной, политической и экономической жизни
Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее страны.
Народ заплатил высокую цену за возможность построения на нашей земле
независимого и сильного, процветающего государства.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И ЗАЛОЖИТЬ
ОСНОВЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ …………………………
……………….
1.1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”
1.2. Ожидания и реалии постапрельского периода
1.3. Общенациональный проект развития....................................................................
1.4. Пятилетка созидания 2013-2017: состояться как государство и заложить основы
успешного развития Кыргызстана....................................................................
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОРСТАБИЛЬНОСТИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Формирование правового государства
2.2. Обеспечение стабильности Конституции и законов, реализация их потенциала
2.3. Обеспечение свободных демократических выборов
2.4. Противодействие коррупции
2.5. Формирование работоспособной системы государственного управления
2.6. Реформирование судебных органов, обеспечение законности в их деятельности
2.7. Реформирование правохранительных органов, обеспечение законности в их
деятельности
2.8. Формирование комплексной системы национальной безопасности
2.9. Обеспечение военной безопасности
2.10. Новое понимание внешней политики
Глава 3. ЕДИНСТВО НАРОДА, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И
УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Обеспечение межэтнического согласия, формирование гражданской нации
3.2. Оптимизация государственно-конфессиональных и межконфессиональных
взаимоотношений
3.3. Обеспечение свободы слова и формирование государственной информационной
политики
Глава 4. ЭКОНОМИКА, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА И НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Опора на собственные возможности
Проект
3
4.2. “Дорожная карта” и место Кыргызстана в современном мире
Глава 5. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ
5.1. Реформа системы образования
5.2. Реформа здравоохранения\
5.3. Повышение эффективности социальной защиты населения и пенсионного
обеспечения
5.4. Формирование культурной среды, развитие спорта и поддержка молодежных
инициатив
5.5. Повышение роли семьи и обеспечение гендерного равенства
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2017 ГОДЫ
Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………………………
Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СТАБИЛЬНОСТЬ
7.1. Монетарная политика ..................................................................................................
7.2. Фискальная политика и управление государственным долгом .................................
7.3 Внешнеэкономическая политика .................................................................................
Глава 8. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА
8.1 Налоговая и таможенная политика ................................................................................
8.2 Инвестиционная политика ...........................................................................................
8.3 Развитие малого и среднего предпринимательства ..................................................
8.4. Управление государственными активами и государственно-частное партнерство
(ГЧП) 53
Глава 9. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА .....................................................................
9.1 Банковский сектор ........................................................................................................
9.2 Проект создания «длинных денег» .............................................................................
9.3 Платежная система .....................................................................................................
9.4 Микрофинансирование ................................................................................................
9.5 Страховая деятельность .............................................................................................
9.6 Неправительственные пенсионные фонды ................................................................
9.7 Рынок ценных бумаг ....................................................................................................
Глава 10. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ...................................
10.1 Агропромышленный сектор .........................................................................................
Проект
4
10.2 Энергетика ...................................................................................................................
10.3 Горная добыча .............................................................................................................
10.4 Транспорт и коммуникации ..........................................................................................
10.5. Туризм и индустрия услуг
Глава 11. ОТ РАСПЫЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ К ИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ (Национальные
проекты) .....................................................................................................................................
Глава 12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...................................................................................
Проект
5
риски.
74. Кроме того, для того чтобы выжить малый и средний бизнес в большинстве
случаев скрывает свои истинные доходы, им приходиться адаптироваться в
криминальной и коррупционной атмосфере.
75. Основной целью является обеспечение стабильного развития МСП
посредством создания благоприятных условий для повышения
конкурентоспособности их деятельности par Проект
52
76. Достижение цели
зависит от решения следующих к
усиление законодательства по безопасности частной собственности, защите
бизнеса и создание стабильного законодательства; (2) снижение вмешательства
государства в регулирование
предпринимательской
финансово-кредитной
поддержки и страхования
деятельности.
77. Для усиления законодательства
по безопасности частной
предусмотреть: (i) принятие пакета нормативных правовых актов, направленных
на противодействие рейдерству и переделу собственности (ii) государственное
страхование и предоставление государственных гарантий для крупных
иностранных инвесторов, участвующих в приоритетных проектах национального
масштаба (ii) ужесточение уголовной ответственности лиц, занимающих
государственные должности, за нарушение законодательства в сфере защиты
частной собственности и инвестиций.
78. Для создания стабильного законодательства, отвечающего требованиям
экономики и учитывающего мнения бизнес-сообщества, будут созданы условия
для отмены или предотвращения принятия нормативных актов, нарушающих
требования законодательства в сфере предпринимательства, через: (i)
реформирование системы оценки регулятивного воздействия при разработке и
принятии управленческих решений; (ii) проведение ревизии законодательства в
сфере предпринимательства и
необоснованных и не ориентированных на рыночную экономику нормативных
правовых актов через
79. Для снижения уровня
предпринимательской деятельности будут приняты меры, которые получат
нормативно-правовое и процедурное закрепление. Будет продолжено
реформирование
разрешительной и контрольно-
(i) сокращение количества действующих лицензий и разрешений; (ii) сокращение
избыточных контрольно-
механизма проверок, основанных на системе критериев риска. Будут приняты
решительные меры, связанные с сокращением бюрократических лицензионно-
разрешительных процедур, обеспечением заявительного характера регистрации
хозяйствующих субъектов, максимального сокращения числа проверок
хозяйствующих субъектов, ликвидацией основы для проявления коррупции путем
стимулирования прозрачности, подотчетности и ужесточения контроля над
работой органов исполнительной власти
и ответственности
служащих, участвующих в регулировании предпринимательства.
80. Политика в части развития
механизмов финансово-
будет включать (i) упрощение порядка налогообложения и повышения
доступности кредитных ресурсов на поддержку частного сектора (ii) рост объемов
микрокредитования на приемлемых условиях (iii) предоставление преференций и
стимулов создаваемым малым
и средним хозяйствующим
производственной сфере на среднесрочный период (iv) поддержка и поощрение
выпуска высококачественных товаров.
Проект
53
8.4. Управление государственными
активами и государственно-
партнерство (ГЧП)
81. Государственная собственность управляется неэффективно, в связи с чем
предпринимаются многократные попытки исправить данную ситуацию. В
Кыргызстане, как правило, применяется один способ исправления данной
ситуации: продажа и полное избавление от ставшего бременем объекта. Данный
подход непроизводителен, так как представляет собой не решение проблемы, а
перекладывание
владельца, для которого зачастую намного выгоднее продать приватизированный
объект по компонентам, а не решать многочисленные возникшие задачи.
82. До сих пор в
обществе усиленно насаждается
тезис, что государство
неэффективным собственником и только частный бизнес работает с
максимальной отдачей. Мировой опыт показывает, что ряд отраслей экономики
любого государства могут эффективно обслуживаться только u1075 государственными
компаниями: таких как, например, железные дороги (никто не будет строить ещё
одну параллельную железную дорогу, чтобы составить конкуренцию имеющейся).
Для реализации государственных проектов стратегического значения, имеющих
фундаментальный характер, также необходимы государственные компании, так
как частный инвестор нацелен на извлечение быстрой прибыли и зачастую его не
интересует создание условий для подъема благосостояния населения и смежных
отраслей экономики.
83. Текущее состояние и перспективы развития. За 9 месяцев 2012 года в
государственный бюджет поступило 2,35 млрд. сомов различных доходов от
операций с государственной собственностью. Несмотря на существенный рост
показателя по сравнению с предыдущими годами, представляется недостаточным
и явно заниженным в сравнении с суммой располагаемых активов. Поступления
от аренды зданий составили всего 10 млн. сомов, что составляет критически
малую долю в 0,6 % от общих поступлений.
84. Кроме того, значительная часть отраслей экономики, в которых занято
большое количество населения страны, обладают низкой привлекательностью,
высоким уровнем риска для частных инвесторов и в сложившихся условиях
никакими льготами их привлечь не удастся.
85. Существующая система управления государственной собственностью
неэффективна, ей присущи ряд проблем: (i) низкая производительность, (ii)
незаинтересованность в конечных результатах, (iii) лоббирование интересов, в
том числе кадровых, узкими группами, (iv) обслуживание интересов курирующих
организаций (министерств), (v) низкая прибыльность или убыточность,
избыточное владение непрофильными активами. Кроме того, сказывается
недостаточный квалификационный потенциал персонала, ответственного за
мониторинг состояния государственной собственности, чрезмерный бюрократизм
и коррупция.
86. На сегодняшний момент
не реализуется механизм
партнерства (ГЧП) по управлению государственными предприятиями.
Необходимость применения ГЧП продиктована критическим состоянием
инфраструктуры отдельных государственных предприятий и хроническим
дефицитом ее финансирования. На данный момент Кыргызстан находится на
первой ступени лестницы государственно-частного партнерства и имеет вполне
хорошую перспективу.
Проект
54
87. Целью является рост доходности государственной собственности и создание
эффективной системы управления государственными активами и
собственностью.
88. Задачи: (1) улучшение качества управления государственной собственностью
и повышение доходов от госсобственности; (2) проведение полномасштабной
инвентаризации всех государственных активов; (3) установление экономических
нормативов деятельности государственных компаний; (4) внедрение принципов
ГЧП по управлению государственными предприятиями.
89. Для решения первой задачи будет разработан дополнительный механизм
контроля государственных компаний, так как контроль исключительно по линии
затрат и формирования цен, который производится антимонопольным органом, не
учитывает необходимости извлечения прибыли из операционной деятельности.
Причем деятельность государственных компаний должна контролироваться
комплексно, при сохранении их от вмешательства в операционную деятельность
посторонними субъектами: курирующими министерствами, контролирующими
органами.
90. Будет проведена полномасштабная инвентаризация всех государственных
активов для разработки
и ведения реестра
также разработана классификация государственных активов. Для каждого вида
собственности, в зависимости от целей использования данного вида
государственного актива,
будет разработана система
91. Будет внедрена эффективная
стратегия управления
собственностью на основе
централизации функций
распределения дивидендов. Конкретным механизмом является установление
экономических нормативов деятельности государственных компаний. Необходимо
разработать коэффициенты экономических параметров деятельности
государственных u1082 компаний, установить нормативные показатели данных
коэффициентов и внедрить мониторинг эффективности состояния
государственных компаний по данным индикаторам.
92. Будет обновлена
схема управления
госкомпаний будет назначаться на конкурсной основе путем предварительного
гласного отбора курирующими данную компанию министерствами и ведомствами,
поскольку они обладают знаниями и кадровым потенциалом для решения
специфических задач данной отрасли; (ii) ревизионные комиссии будут назначать
орган, уполномоченный на управление государственной собственностью,
поскольку ревизионные комиссии должны обладать полной независимостью и
автономией от исполнительных органов. Это позволит создать баланс сдержек и
противовесов при принятии решений; (iii) контроль за соблюдением
экономических нормативов также будет возложен на орган, ответственный за
управление государственным имуществом.
93. Будут пересмотрены приоритеты, определенные в области политики
управления государственными активами. Получит развитие принцип
государственного и частного партнерства. На первом этапе по внедрению
механизма ГЧП планируется реализация пилотных проектов.
Проект
55
Глава 9. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА
9.1. Банковский сектор
94. Банковская система
является важной составной
республики, от состояния которой во многом зависят эффективность денежно-
кредитной политики и достижение устойчивого экономического роста как основы
сокращения бедности и повышения уровня жизни народа Кыргызской Республики.
95. Текущее
состояние и перспективы
Кыргызской Республики в период с 2008 по 2012 годы сопровождалось влиянием
событий как внешнего,
так и внутриполитического
глобальный финансово-
стране, банковская система Кыргызской Республики в целом, на основе
накопленного запаса прочности, еще раз продемонстрировала определенную
устойчивость как к внешним, так и внутренним шокам.
96. По итогам 9 месяцев 2012 года на территории Кыргызской Республики
действовало 22 коммерческих банка и 272 филиала коммерческих банков.
97. Ежегодный прирост депозитов свидетельствует о сохранении доверия
населения к банковской системе, несмотря на влияние мирового финансового
кризиса и известные апрельские и июньские события 2010 года в Кыргызской
Республике. Банковская система закончила 2011 год с чистой прибылью.
Несмотря на это, остается
низким соотношение активов
привлеченных депозитов к объему внутреннего валового продукта.
98. Вышеуказанные факты характеризуют завершение процесса преодоления
кризисных явлений, имевших место в банковской системе республики в 2010-2011
годах, и формирования предпосылок для дальнейшего оздоровления и
укрепления финансового состояния банковского сектора.
99. При этом нужно отметить, что существует ряд проблем, среди которых
основными являются следующие:
· низкое доверие населения и предпринимателей к банковской системе;
· недостаточное качество управления и внутреннего контроля и аудита в
коммерческих банках;
· недостаточная защищенность интересов и прав коммерческих банков и
других финансово-кредитных учреждений как кредиторов;
· невозможность эффективного применения предусмотренных
законодательством санкций банковского надзора из-за сложностей,
возникающих при судебных разбирательствах;
· неразвитость системы раннего выявления и оперативного решения
проблем, возникающих в коммерческих банках.
100. Решение отмеченных
проблем и дальнейшее
системы должно стать приоритетной задачей Национального банка и
Правительства Кыргызской Республики. Экономический опыт многих стран
подтверждает преимущество мер государственного регулирования экономики,
соединенных с целенаправленным применением рыночных механизмов
конкуренции и частной
предпринимательской
101. В среднесрочной перспективе необходимо продолжить развитие системы