Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:01, доклад
Кыргызстан должен найти свое место в быстро развивающемся новом
мире. В последние годы в общественной, политической и экономической жизни
Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее страны.
Народ заплатил высокую цену за возможность построения на нашей земле
независимого и сильного, процветающего государства.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И ЗАЛОЖИТЬ
ОСНОВЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ …………………………
……………….
1.1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”
1.2. Ожидания и реалии постапрельского периода
1.3. Общенациональный проект развития....................................................................
1.4. Пятилетка созидания 2013-2017: состояться как государство и заложить основы
успешного развития Кыргызстана....................................................................
Глава 2. ЗАКОННОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОРСТАБИЛЬНОСТИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Формирование правового государства
2.2. Обеспечение стабильности Конституции и законов, реализация их потенциала
2.3. Обеспечение свободных демократических выборов
2.4. Противодействие коррупции
2.5. Формирование работоспособной системы государственного управления
2.6. Реформирование судебных органов, обеспечение законности в их деятельности
2.7. Реформирование правохранительных органов, обеспечение законности в их
деятельности
2.8. Формирование комплексной системы национальной безопасности
2.9. Обеспечение военной безопасности
2.10. Новое понимание внешней политики
Глава 3. ЕДИНСТВО НАРОДА, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И
УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Обеспечение межэтнического согласия, формирование гражданской нации
3.2. Оптимизация государственно-конфессиональных и межконфессиональных
взаимоотношений
3.3. Обеспечение свободы слова и формирование государственной информационной
политики
Глава 4. ЭКОНОМИКА, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА И НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Опора на собственные возможности
Проект
3
4.2. “Дорожная карта” и место Кыргызстана в современном мире
Глава 5. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ
5.1. Реформа системы образования
5.2. Реформа здравоохранения\
5.3. Повышение эффективности социальной защиты населения и пенсионного
обеспечения
5.4. Формирование культурной среды, развитие спорта и поддержка молодежных
инициатив
5.5. Повышение роли семьи и обеспечение гендерного равенства
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2017 ГОДЫ
Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ…………………………
Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СТАБИЛЬНОСТЬ
7.1. Монетарная политика ..................................................................................................
7.2. Фискальная политика и управление государственным долгом .................................
7.3 Внешнеэкономическая политика .................................................................................
Глава 8. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА
8.1 Налоговая и таможенная политика ................................................................................
8.2 Инвестиционная политика ...........................................................................................
8.3 Развитие малого и среднего предпринимательства ..................................................
8.4. Управление государственными активами и государственно-частное партнерство
(ГЧП) 53
Глава 9. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА .....................................................................
9.1 Банковский сектор ........................................................................................................
9.2 Проект создания «длинных денег» .............................................................................
9.3 Платежная система .....................................................................................................
9.4 Микрофинансирование ................................................................................................
9.5 Страховая деятельность .............................................................................................
9.6 Неправительственные пенсионные фонды ................................................................
9.7 Рынок ценных бумаг ....................................................................................................
Глава 10. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ...................................
10.1 Агропромышленный сектор .........................................................................................
Проект
4
10.2 Энергетика ...................................................................................................................
10.3 Горная добыча .............................................................................................................
10.4 Транспорт и коммуникации ..........................................................................................
10.5. Туризм и индустрия услуг
Глава 11. ОТ РАСПЫЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ К ИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ (Национальные
проекты) .....................................................................................................................................
Глава 12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...................................................................................
Проект
5
расширения страховыми организациями региональной сети;
· разработка и внедрение комплекса механизмов, стимулирующих
инвестирование страховых ресурсов в национальную экономику;
· создание благоприятных условий, стимулирующих заинтересованность
населения в получении страховых услуг, в том числе через
совершенствование системы налогообложения;
· создание качественной системы по подготовке и переподготовке кадров для
страховой отрасли всех уровней, для ускорения дальнейшего становления
и развития страховой индустрии;
· создание эффективного механизма государственного регулирования и
надзора за страховой деятельностью.
163. Введение обязательных
видов страхования поднимет
бизнеса, возмещения убытков при нарушении гражданских прав и снимет u1085 нагрузку
с государственного бюджета. Приоритетное внимание будет уделено
совершенствованию регулятивных надзорных основ, усилению надзорной
практики. Требуется совершенствовать
систему налогообложения
компаний.
164. Будут приняты меры к требованию информирования страхователей о
деятельности страховщиков, поскольку информационная закрытость рынка
страховых услуг создает
проблемы для потенциальных
устойчивых страховых компаний.
165. Все вышеперечисленные
мероприятия создадут
страховой рынок, обеспечат финансовую устойчивость и надежность страховых
организаций, повысят качество предоставляемых ими услуг, расширят сферу
применения страховой защиты имущественных и личных интересов населения от
различных рисков.
9.6. Неправительственные пенсионные фонды
166. Деятельность неправительственн
играть важную роль в формировании небанковского сектора. В Кыргызской
Республике разработан и принят Закон «О негосударственном пенсионном
фонде». Но, несмотря на это, в стране действует только один такой фонд, что
свидетельствует о неразвитости данного направления.
167. Деятельность
несовершенством нормативной базы, необходимой для регулирования их
функционирования, недостаточной информированностью населения об их
Проект
69
деятельности. Препятствием для их становления является также недостаточность
гарантий сохранности вкладов и риск их обесценивания из-за высокой инфляции,
коренные причины которой еще не устранены. В целом такая ситуация приводит к
невозможности мобилизации внутренних ресурсов для привлечения их в
реальный сектор.
168. Государство должно
обеспечить основу для
долгосрочного развития экономики. При успешной реализации стратегии
стабилизации будут созданы условия для укрепления негосударственных
пенсионных фондов как альтернативы существующей государственной
пенсионной системе.
169. В республике будет
продолжена работа по
нормативной и правовой базы деятельности негосударственных пенсионных
фондов, созданию системы
надзора и внедрению
схем и индивидуальных счетов.
170. Цели развития пенсионных
фондов на среднесрочный
· повышение уровня добровольного пенсионного обеспечения в
Кыргызстане;
· достижение финансовой стабильности пенсионного фонда в среднесрочной
долгосрочной перспективе;
· привлечение пенсионных «длинных денег» в качестве инвестиций в
экономику страны;
· развитие фондового рынка и финансовой инфраструктуры.
171. Будут реализованы следующие задачи:
· внедрение системы лицензирования компаний по управлению пенсионными
активами.
· разработка проектов нормативных актов, регулирующих деятельность НПФ;
· принятие диверсификационных мер по защите пенсионных активов фонда;
· формирование общественной поддержки, обеспечение прозрачности
проводимых мероприятий.
172. При условии реализации данной политики НПФ смогут аккумулировать
денежные средства, которые затем будут инвестироваться в ценные бумаги. В
результате эти фонды будут выполнять функцию защиты от бедности.
9.7. Рынок ценных бумаг
173. Наряду с системой
банковского кредита, рынок
способствует усилению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов,
устранению дефицита капитала, его перелива из одной отрасли в другую,
стимулируя, таким образом, структурные изменения в экономике.
174. Рынок ценных бумаг Кыргызской Республики имеет необходимую
инфраструктуру, разработана нормативная и правовая база, регулирующая его
функционирование.
175. Сформирован институт профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Кроме того, на рынке ценных бумаг функционируют субъекты, осуществляющие
депозитарную, брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по ведению
Проект
70
реестра владельцев ценных бумаг и инвестиционных фондов, управлению
инвестиционными фондами.
176. Однако в этой
сфере существуют следующие
· недостаток привлекательных финансовых инструментов.
Корпоративные ценные бумаги в основном представлены акциями, доход по
которым зависит от прибыльности компании, а прибыльность большинства
предприятий на низком уровне. Слабо развит рынок корпоративных
облигаций. Отсутствует нормативная правовая база, регулирующая
обращение ипотечных, муниципальных и производных ценных бумаг, что
является одним из основных факторов, сдерживающих их развитие;
· ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов. Низкая
покупательская способность
населения и недостаточное
институтов коллективного инвестирования не способствуют вложениям в
ценные бумаги;
· недостаточная прозрачность рынка ценных бумаг. Нынешнее состояние
раскрытия информации эмитентами, профессиональными участниками
рынка ценных бумаг, их владельцами не отвечает существующим
потребностям инвесторов в информации;
· несовершенство законодательства по ценным бумагам. В действующем
законодательстве существуют пробелы, касающиеся эмиссии ценных бумаг,
регулирования, доступности информации и др., что иногда приводит к
конфликтным ситуациям;
· недостаточность защиты прав инвесторов и низкий уровень
осведомленности населения в вопросах инвестирования в ценные бумаги;
· налогообложение доходов по ценным бумагам. Действующая система
налогообложения доходов по ценным бумагам не способствует развитию
рынка долгосрочных долговых ценных бумаг;
· существующая техническая инфраструктура рынка ценных бумаг, хотя и
способна предложить рынку весь необходимый спектр услуг, не охватывает
все регионы республики. В связи с этим возникают трудности при
заключении сделок с ценными бумагами в регионах.
177. Цель развития рынка ценных бумаг состоит в создании эффективного
механизма аккумулирования инвестиций и их перераспределения, превращения
его в источник получения населением дополнительных доходов, содействии
притоку в страну долгосрочных финансовых капиталов.
178. Дальнейшее развитие рынка ценных u1073 бумаг будет происходить за счет
реализации следующих приоритет
· Принятие ряда нормативных правовых документов, регулирующих выпуск и
обращение дополнительных инструментов на рынке ценных бумаг для
реализации Программы жилищного строительства.
· Осуществление мероприятий по принятию законопроектов «О
муниципальных ценных бумагах», «О ценных бумагах, выпускаемых по
Исламским принципам финансирования».
· Финансирование важнейших отраслей страны (национальных проектов)
посредством выпуска долгосрочных государственных ценных бумаг.
Проект
71
· Развитие рынка капиталов и создание механизма их притока в реальный
сектор экономики.
· Развитие рынка долгосрочных государственных ценных бумаг для
финансирования важнейших отраслей страны (национальных проектов)
станет еще одним дополнительным источником ресурсов для развития
экономики страны в ближайшее время.
· Обращение государственных ценных бумаг на торговых площадках
лицензированных организаторов торгов будет также способствовать
развитию рынка ценных бумаг и совершенствованию его инфраструктуры.
· Реализация доли акций компаний с государственным участием через
торговые площадки лицензированных организаторов торгов.
179. Совершенствование
корпоративного управления
способствовать защите прав инвесторов и увеличению их доверия. Важным
направлением является обязательное внедрение международных стандартов
бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях.
180. Будет решен вопрос
увеличения разнообразных
их доступность путем создания условий для появления новых и развития
существующих инструментов.
181. Для увеличения
привлекательности долговых
совершенствовать
должна проводиться постоянная работа по разъяснению вопросов
инвестирования, деятельности институтов коллективного инвестирования,
профессиональных участников рынка ценных бумаг. Расширение u1089 сети
профессиональных участников РЦБ в регионах позволит активизировать
операции с ценными бумагами на региональном уровне.
182. Для решения проблемы прозрачности РЦБ необходимо обеспечить
доступность информации об эмитентах, профессиональных участниках и иной
информации о рынке ценных бумаг любому заинтересованному лицу. Эту
проблему можно решить путем создания информационного центра, где
потенциальные инвесторы могут получить доступ к отчетностям эмитентов
ценных бумаг, а также другой информации.
183. Выполнение данных мероприятий должно увеличить количество
привлекательных инструментов для инвестиций на рынке ценных бумаг. Он
станет прозрачным, появятся дополнительные гарантии сохранности прав
владельцев ценных бумаг, что должно привести к притоку дополнительных
средств.
184. Создание эффективно функционирующего рынка ценных бумаг будет
способствовать активизации инвестиционной деятельности, что приведет к
расширению деятельности акционерных обществ, увеличению объемов
производства, и, как следствие, созданию новых рабочих мест, увеличению
заработной платы и росту доходов государственного бюджета.
Проект
72
Глава 10. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ
ЭКОНОМИКИ
10.1. Агропромышленный сектор
185. По вкладу в экономику страны, обеспечению промышленности сырьевыми
ресурсами, населения - продуктами питания и по численности занятого населения
этот сектор экономики был и остаётся одним из важнейших приоритетных
направлений экономического развития Кыргызской Республики. Комплексный
подход к решению накопившихся проблем в развитии этого сектора
экономики позволит ослабить социальную напряжённость в сельской
местности и подойти комплексно к решению перспективных задач развития
села в целом.
186. Текущее
состояние и предпосылки
хозяйства в ВВП и доля занятых в отрасли за последние 5 лет неуклонно
снижались, в 2011 году эти показатели составили, соответственно, 18% и 32,2%.
187. Темп роста добавленной стоимости сельского хозяйства существенно
отстает u1086 от среднего по стране. Так, среднегодовой темп роста отрасли за период
2001-2011 годах составил 2,2%, что значительно меньше соответствующего
показателя роста ВВП – 4,3% за этот же период. Средняя заработная плата в
сельском хозяйстве является самой низкой в сравнении с другими отраслями
экономики: в 2011 году зарплата составила 4784 сома или 51,4% от
соответствующего показателя по стране.
188. В результате земельной
реформы, начатой в 1990-х
хозяйстве были приватизированы основные средства аграрного производства –
земля, сельхозтехника и оборудование, скот. Однако проведенные реформы не
оправдали ожиданий: непродуманная политика государства привели к тому, что
эта стратегическая отрасль
приобрела натуральный и
ведения хозяйства. В 2011 году из всей пашни 78,4% было в частной
собственности, остальные
11,6% - в государственной собственност
время более 90% продукции
сельского хозяйства
секторе.
189. Проведенная земельная
реформа создала класс
Средний размер пашни в крестьянском (фермерском) хозяйстве в Кыргызстане
составляет всего 2,7 га, в том числе поливной пашни 1,9 га. Больше всего пашни у
фермеров Чуйской области – 5,7 га (поливной 4 га), меньше всего – в Джалал-
Абадской области – 1,2 га (поливной 0,7 га). Однако малый размер земельных
наделов приводит к примитивизации производства и является существенным
ограничением для организации эффективного сельскохозяйственного
производства, увеличения фондовооруженности и роста производительности
труда.
190. В Кыргызстане размер пахотных земель на одного человека составляет 0,25