Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:34, курсовая работа
Цель курсового проекта: изучение и совершенствование организации производства продукции зерна.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ организации производства зерна.
2. Дать анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия.
3. Изучение современного состояния организации производства зерна.
4. Разработка перспективной технологии производства зерна.
Введение 3-4
1 Научные основы организации производства продукции растениеводства
1.1 Народнохозяйственное значение отрасли зерна……………………5
1.2 Сущность перспективной технологии производства зерна 5-8
1.3 Совершенствование организации и оплаты труда 8-10
1.4 Организация рыночных отношений 11
1.5 Повышение эффективности производства продукции ………12-13
2 Анализ производственно-экономической деятельности сельскохозяйственного предприятия
2.1 Местоположение, размеры и природно-климатические условия производства …………………………………14-18
2.2 Специализация предприятия……………………………………18-20
2.3 Продажа сельскохозяйственной продукции……………………20-21
2.4 Экономическая эффективность реализации продукции 21-23
3 Современное состояние производства зерна за 2010-2012 гг
3.1 Размеры и значение отрасли для предприятия 24-26
3.2 Структура посевных площадей 26-27
3.3 Существующая технология производства зерна 27-31
3.4 Экономические показатели производства продукции 31-35
3.5 Экономическая эффективность производства продукции 35-37
4 Перспективы развития организации производства
4.1 Мероприятия по совершенствованию организации технологических процессов 38-40
4.2 Обоснование увеличения урожайности сельскохозяйственных культур., площади и валового выхода продукции 41-48
4.3 Совершенствование организации и оплаты труда 49-50
4.4 Улучшение организации хранения и реализации продукции………………………………………………… 50-51
4.5 Экономическая эффективность перспективной технологии производства ………………………………………………………………51-53
Выводы и предложения……………………………………………54-56
Список литературных источников……………..………………………57
Приложения……………………………………………………………59-65
В течение года преобладающими являются ветра южного и западного направлений, со среднемесячной скоростью 3-4 м/сек.
Совпадение максимума осадков с максимумом температур создает благоприятные условия для разложения органических веществ в почвах.
Ветер, как фактор эрозии большого влияния на территорию хозяйства не оказывает.
Заключение о влиянии климата такое, что осадков за период вегетации выпадает значительно больше, чем испаряемость влаги, которая равна 400 мм, баланс влаги положительный. Повышение количества атмосферных осадков над испарением способствует развитию подзоло-образовательного процесса, благоприятно влияет на растения, но при равнинном рельефе и близком залегании водонепроницаемых пород, избыток влаги может привести к заболачиванию и снижению урожайности с.-х. культур.
2.2 Специализация хозяйства
Цель специализации - создание условий для увеличения прибыли, объема производства продукции, снижение издержек, повышение производительности труда, улучшения качества продукции [5].
Для определения сложившейся специализации необходимо использовать определенные показатели и критерии. Специализация выступает как организационная предпосылка обеспечения устойчивости сельского хозяйства, роста выхода продукции при высокой эффективности производства. Внутрихозяйственная специализация выражает разделение труда по производству товарной и нетоварной сельскохозяйственной продукции между подразделениями предприятия. Внутрихозяйственная специализация определяется по структуре валовой продукции, исчисленной в действующих закупочных или сопоставимых ценах. Фактически сложившиеся производственное направление рекомендуется определять по доле реализации основной продукции к общей выручке от реализации сельскохозяйственной продукции за последние 3 года.
Основной показатель уровня специализации предприятия — структура выручки от реализации товарной сельскохозяйственной продукции. По ней судят о том, в какой мере специализировано хозяйство и, какую роль оно играет в создании совокупного общественного продукта [9].
Размер и структура товарной продукции сельскохозяйственного предприятия СПК(колхоз) «Майский» за 2010-2012 г.г. представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Размер и структура товарной продукции в хозяйстве СПК (колхоз)«Майский» за 2010-2012 г.г.
Продукты и отрасли |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
Сумма, тыс. руб. |
Струк-тура, % |
Сумма, тыс. руб. |
Струк-тура, % |
Сумма, тыс. руб. |
Струк-тура, % | |
Зерно |
1365 |
2,77 |
3135 |
5,97 |
5732 |
9,9 |
Льносолома |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Льнотреста |
19 |
0,04 |
96 |
0,18 |
81 |
0,14 |
Прочая продукция растениеводства |
520 |
1,05 |
2 |
0,05 |
- |
- |
Итого по растениеводству |
1904 |
3,86 |
3233 |
6,2 |
5813 |
10,04 |
Молоко |
31543 |
64 |
32243 |
61 |
30810 |
53,2 |
Скот в живом весе |
3883 |
7,9 |
4424 |
8,4 |
4432 |
7,6 |
Прочая продукция животноводства |
7 |
0,1 |
10 |
0,02 |
177 |
0,3 |
Итого по животноводству |
35433 |
72 |
36677 |
69,42 |
35419 |
61,2 |
Продукция подсобных и промышленных производств, товары, работы и услуги |
11925 |
24,14 |
11215 |
24,38 |
16645 |
28,76 |
Всего |
49262 |
100 |
52510 |
100 |
57877 |
100 |
Анализируя таблицу 2.3 можно сделать вывод, что наибольший процент продукция животноводства в структуре товарной продукции занимает в 2010 г. – 72 % , в том числе молоко в 2010 г. – 64% по сравнению с 2011 и 2012 г. Это свидетельствует, что хозяйство специализируется на производстве молока.
Продукция растениеводства занимает больший процент в 2012 г. – 10,04% . В 2010 г. продажа зерна была низкой 3,86% - это может быть из-за количества реализованной продукции в следствие погодных условий ( жаркого лета ). Зерно, используется в хозяйстве на фураж, т.е. идет на корм скоту, а также используется как семенной материал для посева на следующий год.
Коэффицент специализации характеризует более точно уровень специализации сельскохозяйственного предприятия. Для расчета воспользуемся формулой 1.
Кс = 100 ÷ Ут * (2 * Н – 1),
где Кс – коэффициент специализации;
Ут – доля отдельных отраслей в структуре выручки от реализации продукции;
Н – порядковый номер отдельных отраслей в доле каждого вида продукции в ранжированном ряду.
Если коэффицент специализации меньше 0,2 уровень ее низкий, от 0,2 до 0,4 – средний, от 0,4 до 0,6 – высокий, выше 0,6 – очень высокий (углубленная специализация)
Кс 2010 = 100 ÷ (64 * (2 * 1 – 1) + 24,14 * (2 * 2 – 1) + 7,9 * (2 * 3 – 1) + 2,71 * (2 * 4 – 1) + 1,05 * (2 * 5 - 1) + 0,1 * (2 * 6 - 1) + 0,04 * (2 * 7 - 1) = 100 ÷ 205,96 = 0,49
Кс 2011 = 100 ÷ (61 * (2 * 1 - 1) + 24,38* (2 * 2 – 1) + 8,4* (2 * 3- 1) + 5,97* (2 * 4 – 1) + 0,05 * (2 * 5- 1) + 0,02 * (2 * 6 - 1) + 0,18 * (2 * 7 - 1) = 100 : (61+73,1+42
+41,8+0,45+0,22+2,3)=100:220,
Кс 2012 = 100 ÷ (53,2 * ( 2 * 1 – 1 ) + 28,76 * ( 2 * 2 – 1) + 7,6* ( 2 * 3– 1) + 9,9 * ( 2 * 4 – 1 ) + 0,3 * ( 2 * 6 – 1 )+0,14*(2*7-1)=100: (53,2+86,3+38+69,3+3,3+1,8)
=100: 251,9=0,40
По расчетам видно, коэффициент специализации в 2010 г. составил 0,49, в 2012г. – 0,45, в 2012 г. - 0,40 , это говорит о том что уровень специализации на данном предприятии средний. Главной отраслью в СПК “Майский” является молочное животноводство, а растениеводство является дополнительной отраслью.
2.3 Продажа сельскохозяйственной продукции
Реализация продукции - продажа произведенных или перепродаваемых товаров и услуг, сопровождающаяся получением денежной выручки.
Реализацией продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслях называется передача на возмездной основе права собственности на продукцию, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Каналы реализации продукции - это совокупность юридических и физических лиц, участвующих в реализации продукции в качестве покупателей или посредников.
Каналы реализации принято делить на прямые и косвенные. Прямые каналы реализации предполагают продажу готовой продукции непосредственно ее потребителям. Косвенные каналы реализации предполагают наличие независимых посредников, которые осуществляют связь между сельским товаропроизводителем и покупателем сельскохозяйственной продукции. В качестве посредников выступают организации торговли, потребительской кооперации, а также государственные учреждения, наделенные соответствующими полномочиями.
В настоящее время сельскохозяйственные организации имеют четыре основных канала реализации продукции: реализация продукции в федеральный и региональные фонды по договорным ценам; реализация продукции на рынке по свободным ценам; реализация продукции перерабатывающим предприятиям по договорным ценам; реализация продукции по бартеру [10].
Товарной продукцией СПК (колхоз) «Майский» Кичменгского Городецкого района являются молоко мясо, зерно.
Молоко производимое в хозяйстве СПК(колхоз) «Майский» закупает ООО «Бабушкино молоко», Никольский маслозавод, а скот на мясо сдается на мясокомбинат Кич-Городка.Кич-Городка.
Продажа сельскохозяйственной
продукции хозяйства
Таблица 2.4 - Продажа сельскохозяйственной продукции, ц
Виды продукции |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2010 г., % |
Зерновые и зернобобовые |
1740 |
2979 |
6756 |
388,3 |
Льносолома |
- |
1800 |
957 |
53,2 |
Льнотреста |
402 |
1235 |
766 |
190,5 |
Молоко |
26084 |
23471 |
23763 |
91,1 |
Скот в живой массе |
756 |
748 |
685 |
90,6 |
Анализируя таблицу 2.4 можно сделать вывод, что к 2012 году продажа зерновых увеличилась и составила 6756ц, продажа льносоломы -957ц. и льнотресты-766ц. в 2012 г. уменьшилась по сравнению с 2011 г-1800ц. и 1235 ц. соответственно, но увеличилась по сравнению с 2010 г-402ц.-льнотресты,продажа молока в 2012 году уменьшилась и составила 23763ц. по сравнению с 2010 г-26084ц, но увеличилась по сравнению с 2011г-23471ц. за счет увеличения поголовья коров молочного направления.
2.4 Экономическая
эффективность реализации
При определении результатов финансово–хозяйственной деятельности хозяйства применяется такое понятие, как экономическая эффективность. Определение эффективности предполагает соотношение полученного результата и затрат, произведенных для его получения [5].
Результаты от реализации по отдельным видам сельскохозяйственной продукции СПК (колхоз) «Майский» приведены в таблице 2.5
Таблица 2.5 - Экономическая эффективность продажи сельскохозяйственной продукции
Продукция, отрасли |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||||||||||
Количество реализованной продукции, ц |
Полная себестоимость продукции, тыс. руб.
|
Выручено, тыс. руб.
|
Результаты, тыс. руб. |
Уровень рентабельности, убыточности (-), %
|
Количество реализованной продукции, ц |
Полная себестоимость продукции, тыс. руб.
|
Выручено, тыс. руб.
|
Результаты, тыс. руб. |
Уровень рентабельности, убыточности (-), %
|
Количество реализованной продукции, ц |
Полная себестоимость продукции, тыс. руб.
|
Выручено, тыс. руб.
|
Результаты, тыс. руб. |
Уровень рентабельности, убыточности (-), %
| |
Зерновые |
1740 |
1349 |
1365 |
16 |
1,2 |
2979 |
1976 |
3135 |
1159 |
58,7 |
6756 |
5001 |
5732 |
731 |
14,6 |
Льносолома |
- |
- |
- |
- |
- |
1800 |
1385 |
- |
-1385 |
-100 |
957 |
704 |
- |
-704 |
-100 |
Льнотреста |
402 |
758 |
19 |
-739 |
-97,5 |
1235 |
1481 |
96 |
-1385 |
93,5 |
766 |
999 |
81 |
-918 |
-91,9 |
Прочая продукция растениеводства |
- |
219 |
520 |
301 |
137,4 |
- |
1 |
2 |
1 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого по растениеводству |
Х |
2326 |
1904 |
-422 |
-18,1 |
Х |
4843 |
3233 |
-1610 |
-33,3 |
Х |
6704 |
5813 |
-891 |
-13,3 |
Молоко цельное |
26084 |
29047 |
31543 |
2496 |
8,6 |
23471 |
28187 |
32243 |
4056 |
14,4 |
23763 |
28407 |
30810 |
2403 |
8,5 |
КРС (в живой массе) |
756 |
5005 |
3883 |
-1122 |
-22,4 |
748 |
6447 |
4424 |
-2023 |
-31,4 |
685 |
6851 |
4432 |
-2419 |
-35,3 |
Прочая продукция животноводства |
- |
- |
7 |
7 |
100 |
- |
2 |
10 |
8 |
400 |
- |
10 |
177 |
167 |
1670 |
Итого по животноводству |
Х |
34052 |
35433 |
1381 |
4,1 |
Х |
34636 |
36677 |
2041 |
5,9 |
Х |
35268 |
35419 |
151 |
0,4 |
Всего по хозяйству |
Х |
36378 |
37337 |
959 |
2,6 |
Х |
39479 |
39910 |
431 |
1,09 |
Х |
41972 |
41232 |
-740 |
-1,8 |
Анализируя таблицу 2.5 можно сделать вывод, что производство льнопродукции и продажа мяса для хозяйства является убыточной, а продажа молока и зерна – прибыльной. Эти данные еще раз подтверждают, что хозяйство специализируется на производстве молока и семеноводстве зерновых культур, наиболее прибыльной является отрасль животноводства по производству молока и растениеводства по производству зерна.
В целом предприятие работает не эффективно, так как уровень рентабельности за исследуемый период снижается на 1,8%.
3 Современное состояние производства зерна
3.1 Размеры и
значение для предприятия
Производство зерна в любой стране - это основа сельского хозяйства. От производства страны во многом зависит продовольственная безопасность страны. Показатель производственной безопасности страны - это среднедушевое производство зерна в стране.
Зерновые в СПК (колхоз) «Майском» производится в основном на кормовые цели для крупного рогатого скота, и лишь небольшая его часть продается. Основные зерновые культуры, возделывающиеся в хозяйстве - ячмень, пшеница, овес, однолетние, многолетние травы.
Главным показателем размера сельскохозяйственной продукции является стоимость товарной продукции, объем валовой продукции, производимой за год. Достоинство этих показателей заключаются в том, что они учитывают уровень интенсивности производства [3].
Показатели площади посева, урожайности, валового сбора и продажи зерна овса в хозяйстве СПК(колхоз)”Майский” за 2010-2012г. приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Показатели площади посева, урожайности, валового сбора и продажи зерна овса в хозяйстве СПК (колхоз) «Майский» за 2010-2012 г.г.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2010 г., % |
Площадь посева, га |
235 |
270 |
425 |
180,9 |
Урожайность, ц/га |
15,7 |
22,4 |
15 |
95,5 |
Валовой сбор, ц |
3689,5 |
6048 |
6375 |
172,8 |
Продано продукции, ц |
- |
361 |
748 |
207,2 |
Товарность, % |
- |
6,0 |
11,7 |
195 |