Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
Ребенок может успешно учиться, если он достиг такого уровня физического и психического развития, которое обеспечивает его готовность к обучению в школе.
Функционально не готовые дети отличаются отставанием в развитии целостного организма, а главным образом тех функций, которые связаны с обучением в школе. Это функции ЦНС (замыкательная и различительная), без которых невозможно обучение, моторика и в первую очередь, достаточная координация и дифференциация движений пальцев рук, 2-я сигнальная система, развитие которой влияет на готовность школьника к звуковому анализу, лежащему в основе овладения грамотой, развитием речи.
Под готовностью к школе понимается достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям. В связи с этим возникают две проблемы, связанные с началом обучения:
Проблема “школьной зрелости”, возникающая вначале как психо-педагогическая, в настоящее время переросла в медико-педагогическую проблему.
Проблема школьной зрелости, как готовности организма ребенка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период перехода от этапа-воспитания к этапу обучения. Длительные систематические занятия, снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка, новые обязанности - все это большие трудности и у многих детей возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о “школьном шоке”, “школьном стрессе”, “адаптационной болезни”. Чем больше готов организм ребенка преодолеть трудности, тем легче протекает процесс адаптации. Школьная незрелость рассматривается как неправильное развитие всей личности ребенка. Незрелые дети недостаточно самостоятельные, робкие, заторможенные, не могут понять предъявляемых требований, работоспособность их снижается, моторика отстает, выражены речевые нарушения. Эти дети плохо успевают по родному языку, математике, не только в 1 классе, но и в последующие 3-4 года обучения. Таким образом, проблема готовности к школе рассматривается как достижение ребенком школьной и социальной зрелости.
Школьная зрелость - это такой уровень морфо-функционального развития организма ребенка (развитие физических и психических систем организма), при котором ребенок может справиться со всеми требованиями обучения.
Социальная зрелость - это степень готовности ребенка к изменению его места в системе общественных отношений, к принятию положения школьника. Социальная зрелость определяется личностью, психологической готовностью к школе.
Под физической готовностью ребенка к школе понимается: подготовка к новому гигиеническому и образовательно-воспитательному режиму, длительную и напряженную умственную работу, способность развить максимум энергии и экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической нагрузки, усвоить соответствующие двигательные навыки, упражнения.
Под умственной готовностью ребенка к школе понимается: общая его осведомленность о внешнем мире, кругозор, наличие специальных знаний и умений в области математики, родного языка; должный уровень развития познавательной деятельности; наличие предпосылок к учебной деятельности.
Под мотивационной готовностью ребенка к школе понимается положительное отношение к школе, к учению как серьезной, сложной, но необходимой деятельности.
Под эмоционально-волевой готовностью ребенка к школе понимается: наличие у ребенка предпосылок волевого поведения, способности приложить усилие в достижении поставленной цели, умение правильно оценить свою работу, владение определенными правилами поведения, навыками самостоятельности в выполнении работы; адекватное, соответствующее отношение к трудностям, оценке взрослого.
Под готовностью ребенка в сфере общения понимается: умение строить свои отношения со сверстниками, со взрослыми.
Таким образом, готовность к школе - это совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
Работа по определению готовности детей в школу проводится комиссией, в составе которой должны быть врач, психолог, физиолог, педагог. Определение готовности проводится в 2 этапа. После первого этапа предусматривается оздоровление дошкольников и коррекция развития школьно-необходимых функций.
Первое углубленное обследование детей проводится в октябре-ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Оно включает углубленный медицинский осмотр, который проводится в детском саду или в детской поликлинике, психофизиологическое исследование развития школьно-необходимых функций, и физическую подготовленность детей.
Результаты первого углубленного медицинского и психофизиологического обследования детей заносится в медицинскую карту.
Детям, имеющим отклонение в состоянии здоровья, назначается комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций (моторика, речь), рекомендуется комплекс упражнений по их коррекции. Рекомендации лечебно-оздоровительных мероприятий осуществляются врачами-специалистами детских поликлиник. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводится врачом-логопедом.
Упражнения или занятия по развитию моторики (рисование, лепка, игра с мелким конструктором и т.д.) физических качеств могут проводиться воспитателем детского сада или родителями.
Повторный медицинский осмотр всех детей осуществляется перед поступлением в школу (в апреле, мае - теми же специалистами).
Одновременно проводится повторное психофизиологическое обследование детей, признанных не готовыми к школе при первом обследовании и вновь определяется физическая подготовленность. После проведения повторного обследования выносится окончательное решение о готовности ребенка к школе. Не готовым к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, отстающие в биологическом развитии, а также выполнившие тест Керна-Ирасека с оценкой 9 и более баллов и имеющие дефекты звукопроизношения.
Заключение о готовности к школе производится на основании результатов I и II обследования и заносится в карту “Медико-педагогическая характеристика ребенка”
Детям, не готовым к школьному обучению по состоянию здоровья или психофизиологическим показателям, желательно предоставлять временную отсрочку поступления в школу.
Медицинскими показаниями к отсрочке детей в школу являются следующие заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
Следующие хронические состояния и заболевания:
В случае приема таких детей в школу, следует обратить особое внимание на проведение с ними занятий по развитию недостающих качеств.
Для определения социальной зрелости, физической, умственной, мотивационной готовности детей к обучению в школе используются целый ряд методических приемов.
Для выявления взаимосвязи морфо-функциональных показателей с психофизиологическими существует ориентировочный тест Керна (1956) в модификации Ирасека (1966).
По мнению многих авторов тест Керна А.-Ирасека является весьма информативным и характеризующим состояние основных функциональных систем организма. Успешность выполнения заданий данного теста свидетельствует об уровне наблюдательности, внимания, памяти, характеризует развитие мелких мышц кисти, а также дает представление об уровне социального развития ребенка. Он включает 3 задания: нарисовать фигуру человека, скопировать с трафарета 10 нарисованных точек, воспроизвести короткую фазу из трех слов. Результаты выполнения каждого задания оцениваются в баллах от 1 до 5 (1 - высокий балл, 5 - низкий). В градацию зрелых входят дети получившие по всем заданиям суммарно 3-5 баллов, “средне-зрелые” - 6-9 баллов и “незрелые” - 10 баллов в более. Группу “средне-зрелых” можно разделить на 2 подгруппы: дети, набравшие в сумме 6-7 баллов будут иметь благоприятный прогноз, т.к. стоят ближе к “зрелым” и дети, набравшие 8-9 баллов, будут иметь неблагоприятный прогноз, т.к. тяготеют в сторону “незрелых.”
Тестирование детей осуществляется следующим образом: ребенку дается чистый лист бумаги. На листе указывают фамилию ребенка, возраст, дату обследования. К первому заданию дается инструкция: “Здесь нарисуй человека, как ты хочешь, как ты его себе представляешь”
Для выполнения 2-го задания приготовить карточки 7-8 см х 13-14 см, на которых имеется рукописная фраза “Он ел суп”. Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего места. Задание второе формулируется так: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать.”
Такого же размера приготовить карточки и для 3-го задания. На карточку нанести 10 точек (расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см. Диаметр точек - 2 мм), расположенных таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз.
К третьему заданию дается следующая инструкция: “Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать также в нижней части листа” (Показать где).
Образцы этих карточек представлены на рисунке.
I
Он ел суп
II
. . . .
. .
. . . .
.
Оценка результатов
Каждое задание оценивается баллами от 1 (лучшая оценка) до 5 (худшая).
Оценка задания 1 (нарисуй человека).
1 балл - у нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше туловища). На голове должны быть волосы (шапка, шляпа), уши, на лице - глаза, рот, нос. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.
2 балла - выполнение всех требований как при оценке 1 балла. Возможны отсутствующие части тела: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.
3 балла - у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Отсутствуют: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (недостаточно одной пары) изображены одной линией.
5 баллов - отсутствует ясное
изображение туловища и
Оценка задания 2 (срисовывание короткой фразы).
1 балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более, чем в два раза. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более, чем на 300.
2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность необязательна.
3 балла - буквы должны быть разделены не менее, чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.
4 балла - с образцом схожи две буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма.
5 баллов - каракули.
Оценка задания 3
1 балл - точнее воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружочки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более, чем вдвое.
2 балла - возможно незначительное
нарушение симметрии. Однако точка
может выходить за рамки
3 балла - группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернуто вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20).
4 балла - точки расположены кучно. Их группа может напоминать геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии недопустимы.
5 баллов - каракули.
Методика исследование чистоты речи - наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения.
Ребенку предлагают по картинам последовательно перечислять вслух предметы, в названии которых встречаются звуки, относящиеся к группам:
сонорные |
Р твердое и мягкое Л твердое и мягкое |
свистящие |
С твердое и мягкое З твердое и мягкое |
шипящие |
Ц, Ж, Ш, Ч, Щ |