Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка

Описание работы

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Файлы: 1 файл

1-_Gigiena_detey_i_podrostkov.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Картинки или рисунки подбираются таким образом, чтобы каждый из перечисленных звуков встречался вначале, середине или конце слова. Примерный набор слов: рак-ведро-топор; река-гриб-фонарь; лопата-балка-стул; лейка-олень-соль; самолет-бусы-колос; сито-гуси-лось; заяц-коза-воз; зима-газета-витязь; цапля-лыжи-ножи; шишка-кошка-линейка; чашка-бабочка-ключ; щетка-ящерица-плащ.

Разрешается любое из слов заменить на другое, в котором встречается нужная буква, однако принцип подбора слов должен быть сохранен. Для удобства картинки или рисунки можно наклеить в тетрадь или в детский альбом для рисования.

При проведении исследования фиксируются все дефекты в произношении звуков. Наличие хотя бы одного из дефектов указывает на невыполнение задания  и обозначается знаком “минус.”

Методика определения координации движений пальцев кисти (тест разработан  среди детей и подростков Орловой В.В.)

В данном тесте дети обводят 2 окружности диаметром 2,5 см. Выбирается лучший вариант.

Оценка:

1 балл - точное восприятие  образца

2 балла - ошибка по направлению диаметра не более 1 мм и не более 1/8 круга

3 балла - ошибка по направлению  диаметра не более 2 мм и не  более 1/4  окружности.

4 балла - ошибка по направлению  диаметра не более 2 мм и не  более 1/2 окружности 

5 баллов - ошибка по направлению диаметра более 2 мм и более 1/2 длины окружности.

Этот тест позволяет определить способность ребенка под зрительным контролем выполнять задание, а также зрелость тонкой моторики. Если у ребенка недостаточно гибки и подвижны мелкие мышцы кистей рук, слабы моторные (двигательные) навыки, он не сможет успешно овладеть письмом. С первых же дней  такой ребенок может попасть в число неуспевающих.

Определить координацию движений пальцев кисти можно и по мотометрическому тесту “вырезание круга.”

Мотометрический тест “вырезание круга” (рекомендации института гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков).

Ребенок получает карточку из плотного картона, на которой изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, вокруг которого имеется 3 больших и 3 меньших по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Ребенку дают острые не тугие ножницы и объясняют, что ему нужно вырезать круг по средней утолщенной линии.

После того, как испытуемый дорезал картон до утолщенной линии, фиксируется время начала и окончания работы (по секундомеру). Работу следует выполнять за минуту, в течение которой должно быть вырезано не менее 8/9 круга. Отклонение от утолщенной линии допускается не более 2-х раз, если ребенок в процессе работы перерезает одну из тонких линий, или один раз, если он  перерезает две тонкие линии. Разрешается две попытки. Тест считается не выполненным (обозначается знаком “-“) при превышении времени выполнения более одной минуты и при большом количестве ошибок.

Методика определения интеллектуального потенциала ребенка включает в себя:

  • Определение   мотивационной готовности к школьному обучению;
  • “Выявление отношения к школе и учению”  (Методика А.Л. Венгера и М.Р. Гинзбурга)
  • Программу диагностики мотивационной готовности детей к школе
  • Эмоционально-волевую готовность к школе
  • Готовность детей к школе в сфере общения
  • Методику определения памяти ребенка
  • Графический диктант “Узор” (методика Е.В. Проскуры)

Тестирование проводится 2-х кратно, что позволяет проследить динамику развития психических функций и влияние обучения на психику ребенка.

Разнообразные тесты позволяют определить степень сформированности отдельных  сторон интеллекта и особенности личности ребенка. Объектами наблюдения при тестировании может быть темп деятельности, свобода речевого самовыражения, утомляемость, реакция на неудачу, способность преодолевания трудности, заинтересованность в интеллектуальной  деятельности.

Методика состоит из следующих субтестов:

  1. Цветовой тест Люшера;
  2. Графический диктант;
  3. Интервью (вербанная часть школьной зрелости теста “Керна-Ирасека”).
  4. Сложение фигур (субтест “Лошадь” из батареи Векслера)
  5. Простые аналоги;
  6. Эмоциональные линии;
  7. Объем кратковременной памяти;
  8. Эскизы (по Торрансу)
  9. Рисунок человека
  10. Интеллектуальные матрицы
  11. Корректурная проба

5 субтестов из 11 (3,4,5,8,10) затрагивают  различные характеристики, как одного  из ведущих факторов.

7 и 11 - на диагностику отдельных  параметров памяти и внимания.

Цветовой тест Люшера:

Ребенку предлагается последовательно, в порядке предпочтения выбрать те карточки, которые больше нравятся (восьмицветный вариант). Обращают внимание на появление отрицательных цветовых выборов на первых 3-х позициях. Важна при этом динамика выборов этих (2-х карт) цветовых данных. Увеличенное количество отрицательных выборов при повторном исследовании в конце тестирования говорит о неустойчивости эмоциональной сферы, склонности к отрицательным переживаниям. Именно эта неустойчивость эмоциональной сферы является важным фактором проявления дезадаптации в дальнейшем.

Графический диктант

Для определения зрелости и моторики, умения действовать в соответствии с инструкцией, способность к самостоятельным действиям по указанному образцу.

Интервью - для оценки общего речевого развития, осведомленности, понятливости (Какое животное больше лошадь или собака?)

Черешня, груша, вишня - что это? и т.д.)

оценивается в баллах

Сложение фигур для изучения способности элементарного анализа и синтеза, сформированности конкретно-действенного и наглядно-образного мышления.

(Сложить разрезанную на части лошадь)

Оценивается в баллах в зависимости от времени выполнения: 6б-121-180 мин; 7б-61-120 мин; 8б-31-60 мин и т.д.

Простые аналоги для изучения степени сформированности простейших мыслительных операций (пчела - мед, а корова - молоко

лимон кислый - сахар ... и т.д.

6. Эмоциональное мышление

Для определения особенностей эмоциональной сферы ребенка, т.к. эмоциональное состояние находится в тесной взаимосвязи с особенностями двигательной сферы. Каждое состояние имеет графическое выражение.

Ребенку предлагают нарисовать следующие линии: сердитую, испуганную, удивленную, счастливую.

Дети с ЗПР рисуют одинаковые прямые линии.

Объем кратковременной памяти:

16 картинок разрезной азбуки  в форме квадрата 4х4. Запомнить  в течении 1 мин: затем их перемешать и надо восстановить порядок.

Эскизы - для изучения характеристик творческого мышления.

Дети с ЗПР рисуют солнышко, мяч, колесо, повторяя рисунки.

Рисование человека. Тест Керна-Ирасека - для определения уровня интеллектуального развития и зрелости моторики.

Интеллектуальные матрицы: - для изучения мыслительных операций, способности улавливать количественные и качественные изменения в структуре целого, способности к систематизации и классификации.

(Дают матрицу с геометрическими  фигурами  и просят назвать недостающую)

Корректурные пробы (таблица Анфимова)

оценивает точность по формуле:

А = (n - p) : N х 100%

А - точность

n - количество обнаруженных  правильных букв

N - общее количество букв, которое должно быть обнаружено  в строках

р - количество лишних зачеркнутых букв

Показателем школьной зрелости может быть средний индекс (С.И.) - это количество крови, приходящееся на единицу поверхности тела в минуту. Результаты расчетов показывают, что у детей 6-7 лет высоковыраженная соматическая незрелость согласуется со школьной незрелостью по тесту Керна-Ирасека и функциональной незрелостью сердечно-сосудистой системы, меньшей способностью к выполнению физических нагрузок. Последнее, указывает на недостаточное развитие скелетной мускулатуры, задержку в становлении тонуса вагуса.

Развитие речи - существенный критерий готовности детей к обучению в школе. Установлено, что зрелые дети владеют сложносвязанной речью, строят развернутые, сложноподчиненные предложения. Незрелые дети имеют речь недостаточно связанную, много грамматических погрешностей, структура предложений упрощенная. Анализ развития речи в сопоставлении с качеством выполнения рисунка по тесту Керна-Ирасека отражают степень развития 2-ой сигнальной системы, выявляют их согласованность. Более высокое развитие речи согласуется с высоким  и средним выполнением задания.

Дети незрелые отличаются сниженной и неустойчивой работоспособностью. Различие в работоспособности 6- и 7-летних детей связано с возрастными морфо-функциональными особенностями. В 6-летнем возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Необходимым же условием усвоения знаний в процессе учебной деятельности является активное, произвольное внимание. Малая устойчивость внимания 6-летних детей, быстрое развитие утомления, двигательное беспокойство находят объяснение в возрастных особенностях  высшей нервной деятельности.

Высоко информативными критериями готовности детей 6-7 лет к обучению в школе являются:

  • зрелость эмоционально-личностной сферы;
  • уровень произвольного внимания;
  • развитие речи;
  • умственная работоспособность;

Физическая работоспособность, характеризуя энергетический обмен, может служить одним из критериев оценки адаптации организма ребенка.

Самостоятельная работа студентов:

  1. Оценка качества самоподготовки студентов по результатам устного или письменного тестирования.
  2. Решение ситуационных задач с оценкой бюджета времени по основным  моментам суточного режима дня детей на основании анализа результатов анкетного опроса.
  3. Решение ситуационных задач на тему “Диагностика школьной зрелости.

Контрольные вопросы по теме.

  1. Определение понятия суточный режим дня.
  2. Значение режима дня для детей и подростков.
  3. Основные генетические принципы режима дня.
  4. Определение понятия бюджета времени.
  5. Основные ---------- режима дня.
  6. Отличительные особенности режима дня детей дошкольного и школьного возраста.
  7. Анатомо-физиологические особенности основных систем организма детей 6-7 летнего возраста.
  8. Определение понятия школьной зрелости.
  9. Основные компоненты готовности ребенка  к обучению в школе, их определение.
  10. Объем и сроки проведения медико-педагогической комиссии.
  11. Методы оценки школьной зрелости.
  12. Оценка результатов теста Керна-Ирасека.
  13. Группы детей по степени школьной зрелости.
  14. Медицинские критерии школьной зрелости.
  15. Психофизиологические критерии школьной зрелости.
  16. Медицинские противопоказания к поступлению в школу.

 

Тема 6. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе

Изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе современной школы  сопровождаются интенсификацией умственной деятельности учащихся, увеличением нагрузки на ЦНС, различные анализаторы, особенно зрительный и слуховой, опорно-двигательный аппарат.

С гигиенических позиций  оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении благоприятной динамики работоспособности  и здоровья учащихся.

В этих условиях возросла необходимость медицинского контроля за соответствием учебного процесса.  Санитарным правилам и нормам. (Сан ПиН 2.4.2-576-96), разработанным Научным Центром Охраны здоровья детей, подростков и молодежи РАМН и утвержденным Постановлением Госкомсанэпиднадзора России 31.10.96 № 49.

Врач-педиатр, осуществляя наблюдение за динамикой состояния здоровья детей, должен уметь выявить причины нарушений в здоровье и работоспособности учащихся, связанные с неправильной организацией учебно-воспитательного процесса в школе. В связи с этим врач-педиатр должен овладеть конкретными знаниями гигиенических основ организации учебного процесса  и методов контроля за изменением работоспособности и функционального состояния организма школьника.

Цель занятия:

  1. Изучить гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе.
  2. Ознакомить студентов с наиболее доступными методиками исследования функционального состояния ЦНС и работоспособности детей и подростков.

Вопросы теории:

  1. Факторы, влияющие на умственную и физическую работоспособность детей и подростков. Утомление и переутомление, их профилактика.
  2. Гигиенические требования к организации учебного процесса в общеобразовательной  школе.
  3. Нормативные документы.

Практические навыки:

  1. Уметь производить определение и оценку степени утомления ЦНС у детей в процессе учебных занятий.
  2. Уметь проводить ---- оценку  организации занятий  в школе с применением ранговой  шкалы трудности предметов.

Литература:

Основная:

  1. Гигиена детей и подростков под ред. Кардашенко В.Н.  Москва М., 1988  с. 146-155.
  2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене ДиП под редакцией Кардашенко В.Н. - Москва - М., 1983 с.51-74

Дополнительная:

  1. Гигиена ДиП - руководство для санитарных врачей под редакцией Сердюковской Г.Н.,  Сухарева А.Г. - Москва - М., - 1988  с. 132-177.
  2. Руководство для врачей школ под редакцией Сердюковской Г.Н. - Москва - М, 1983 - с. 114-145.
  3. Школа и психическое здоровье учащихся под ред. Громбака С.М. - Москва - 1988 с.54-130.

Задание к самостоятельной работе студентов:

  1. Освоить некоторые физиологические методики, применяемые для оценки функционального состояния ЦНС и работоспособности детей и подростков.
  2. Оценить функциональное состояние ЦНС и работоспособность школьника по предлагаемым задачам.
  3. Оценить работоспособность студентов путем проведения дозированного задания (корректурной пробы).

Учебный материал для самостоятельной подготовки.

  1. Умственная и физическая работоспособность детей. Факторы, влияющие на работоспособность.

Информация о работе Гигиена детей и подростков