Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
Помимо дневной и недельной периодики, работоспособность детей и подростков претерпевает также волнообразные колебания на протяжении всего года. Это связано с изменениями погоды, с сезонами года и интенсивностью солнечной радиации. Помимо колебаний функционального состояния физиологических систем организма, связанных с сезонами года, изменением работоспособности у учащихся с сентября по май обусловлены видом их деятельности, ее интенсивностью и эффективностью отдыха во время каникул. С сентября по май от одной к другой четверти учебного года работоспособность учащихся снижается, причем более резко падает показатель качества работы.
Дневная, недельная и годовая периодичность работоспособности неблюдается у школьников при переходе из класса в класс. Работоспособность в самом начале учебного года оказывается несколько ниже, чем через15-30 дней после начала занятий. Это объясняется некоторой потерей навыка и работы при длительном перерыве. По мере вхождения в работу, восстановления и упрочения навыков в работе работоспособность учащихся достигает своего максимума. Этот максимум приходится на конец 1 и начало 2-й четверти учебного года.
Без учета требований гигиены учебного процесса невозможно обеспечить высокий уровень работоспособности учащихся на протяжении всех лет обучения в школе. Гигиенические знания медицинских работников школ позволяют им активно способствовать организации всего учебного процесса в целом и урока как основной учебной единицы с учетом возрастных и функциональных возможностей учащихся.
Углубленное изучение индивидуальной динамики работоспособности младших школьников (Сапожникова Г.М. 1980) позволило выделить группы школьников с различным преобладающим типом динамики работоспособности: благоприятным, удовлетворительным или неблагоприятным. Факторами, способствующими формированию неблагоприятного характера динамики работоспособности служат: отклонения от состояния здоровья; отягощенность ученика хроническими заболеваниям или частые острые заболевания.
Неблагоприятный ранний анамнез: осложнения во время беременности матери и родов, асфиксия ребенка при рождении, родовая травма, перенесенные в возрасте до одного года частые простудные заболевания, бронхит, пневмония, дизентерия и др.
Неблагоприятные микросоциальные условия: конфликтная ситуация в семье и школе, алкоголизм родителей и др.
Дополнительная нагрузка в виде дополнительных занятий в спортивных секциях, в музыкальной школе.
Наиболее существенное влияние на формирование неблагоприятного типа дневной динамики оказывает сочетание комплекса неблагоприятных биологических и социальных факторов.
Группа школьников с низким исходным уровнем работоспособности, с быстрой и сильнорй утомляемостью под влиянием учебной работы требуют сособенной заботы и пристального внимания врачей и педагогов. Эти дети могут отнестись к так называемой “группе риска”.
Физиолого-гигиенические методики изучения влияния учебного процесса на организм.
Для оценки работоспособности учащихся пользуются разнообразными физическими методами, которые позволяют определить функциональное состояние различных органов и систем. Они должны отражать функциональное состояние организма детей под влиянием различных раздражителей. Существуют методики, позволяющие оценить функциональное состояние ЦНС:
I.
А) дозированные задания (количественные и качественные показатели общей умственной работоспособности);
а) арифметические задания (уменьшение % соотношения правильно решенных примеров от начала занятий к их концу расценивается как снижение работоспособности, а увеличение - как повышение).
б) корректурные таблицы (Анфимова, Иванова-Смоленского, фигурные таблицы Грюнбаума. См. таблицы 5.3, 5.4, 5.5.
Б) Хронорефлексометрия - для оценки функционального состояния ЦНС она позволяет определить скрытое время реакции на зрительный или слуховой раздражитель.
Прибор (хронорефлексометр) регистрирует время от предъявления раздражителя до начала двигательной реакции. По динамике величины латентного периода и уменьшению или увеличению случаев срыва дифференцировки (два раздражителя) судят о функциональных изменениях ЦНС. Удлинение латентного периода и увеличение количества случаев срыва дифференцировки к концу занятий свидетельствует о понижении общей умственной работоспособности.
в) определение электрической возбудимости глаза - свидетельствует о повышении возбудимости ЦНС. (подробно методику см. в Руководстве);
г) ассоциативный эксперимент.
а) динамометрию - определение силы и выносливости мышц рук по показателям статической работы. Она позволяет судить о состоянии нервномышечного аппарата. Для этих целей используется динамометр Рознеблата.
Укорочение времени, в течение которого обследуемый может удержать показание манометра, рсценивается как указание на снижение мышечной выносливости.
б) эргографию - определение силы и выносливости мышц рук по показателям динамической работы (пальцевой эргограф).
в) актографию - регистрация двигательного беспокойства позволяет определить ранниее утомление, выражающиеся в охранительном возбуждении)
г) треморометрию - определение координации и точности движения. Она позволяет установить изменения функционального состояния нервно-мышечного аппарата мелких мышц кисти. В то же время, можно оценить ЦНС, т.к. нарастание тремора свидетельствует о неблагоприятном функциональном изменении ЦНС.
а) проба Летунова (приседания, бег на месте)
б) ортостатическая проба
в) Гарвардский степ-тест.
Функциональные пробы дыхательной системы:
а) проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)
б) проба Генча (задержка дыхания на выдохе)
Таблица 5.3.
Таблица 5.4.
Таблица 5.4.
У школьников 1-3-х классов снижение работоспособности обычно начинается со 2-го урока и резко усиливается к 4-му уроку. Особенно это заметно у первоклассников. Вследствие того, что возбудительные процессы в коре головного мозга преобладают над тормозными, 7-детним детям трудно длительно сосредоточить внимание, напрягать память, сохранять относительно неподвижное положение тела при работе. На 4-м уроке у первоклассников наблюдается выраженное утомление.
В среднем и страшем школьном возрасте, так же как и у младших школьников, работоспособность учащихся значительно снижается на 4-м уроке. При продолжении работы на 5-м уроке благодаря включению компенсаторных механизмов работоспособность школьников несколько повышается, а затем к 6-му значительно падает. Это положено в основу регламентации продолжительности учебного дня в зависимости от возраста школьников и рационального составления школьного расписания. В младшем школьном возрасте в расписании должно быть не более четырех уроков в день, причем рекомендуется облегчать последний урок. В среднем школьном возрасте, вплоть до 8-го класса, учебный день ограничивается пятью уроками. В 9-х, 10-х классах 6-е уроки допускаются лишь 2 раза в неделю.
Дневная динамика работоспособности учащихся находится в прямой связи не только с числом уроков, но и с их продолжительностью. Педагогический опыт и гигиенические наблюдения показали, что продолжительность урока в 45 минут велика для учеников 1-х и 2-х классов. В последние 100-15 минут урока у детей, особенно у первоклассника, резко падает активность, снижается качество их работы, нарастает двигательное беспокойство, что служит признаком наступающего утомления. Значительная часть детей фактически не приимает участия в работе. В этих классах целесообразно сократить уроки до 30-35 минут. Исследования гигиенистов и физиологов показали, что при продолжительности занятий в 30-35 минут в 1-2-х классах повышается работоспособность и успеваемость детей. Следовательно, повышается как гигиеническая, так и педагогическая эффективность занятий.
Заслуживает внимания опыт организации 35-минутных уроков для учащихся всех начальных классов. И сокращение 5-х и 6-х уроков, протекающих на фоне сниженной работоспособности. Особенно это целесообразно внедрять на занятиях во вторую смену. Кроме того, рекомендованы 35-минутрые занятия для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, независимо от их возраста, находящихся в санаторно-лесных школах и санаториях.
Для сохранения устойчивой работоспособности в течение всего учебного дня большое значение имеет организация отдыха между уроками. Во-первых, перемены должны быть достаточной длительности, чтобы обеспечивали две фазы отдыха: в первую происходит восстановление работоспособности, во вторую - упрочение восстановленного уровня.
Уставом средней общеобразовательной школы рекомендуются следующие варианты организации перемен между уроками в течение учебного дня: 10-30-10-10 или 10-20-20-10 мин. Длительность малых перемен менее 10 минут не разрешается, так как в этом случае дети не успевают отдохнуть. Большие перемены в течение учебного дня предназначены для приемов пищи и отдыха на школьном участке. В начальной школе целесообразен вариант 10-20-10 минут с большой переменой (20 минут) в середине учебного дня. Для старших классов при 6 уроках большая перемена должна быть организована также в середине учебного дня, т.е. после 3 урока. В средней школе, где учатся и младшие и старшие школьники, для рациональной организации завтраков целесообразна организация двух больших перемен после 2-го и 3-го уроков.
Вторым важным требованием является правильное содержание отдыха во время перемен. Перемены могут выполнять свое назначение, если действительно предоставят детям смену вида деятельности, дадут двигательную разрядку организма. Подвижные игры, проводимые на открытом воздухе и сопровождаемые положительными эмоциями, являются лучшим отдыхом. Они приводят к быстрому восстановлению работоспособности организма. Перемена на свежем воздухе тренирует и закаляет организм, оказывает оздоровительное воздействие.
Изучение недельной динамики работоспособности позволяет выделить дни, характеризующиеся оптимальными показателями. Это, как правило , вторник, среда. С четверга постепенно начинает накапливаться утомление, которое нарастает к пятнице и субботе.
В последний день недели нередко у школьников можно наблюдать кратковременный подъем работоспособности, что объясняется “конечным порывом”, связанным с ожиданием предстоящего дня отдыха. Понедельник характеризуется постепенным включением школьников в учебную неделю, поэтому работоспособность учащихся в этот день не достигает оптимальных значений.
Рекомендуется при расределении учебной нагрузки по дням недели учитывать недельный ход кривой работоспособности. В понедельник и в последние дни нецелесообразно проводить контрольные работы, требующие значительного нервного напряжения.
В связи с тем, что в четверг начинает снижаться работоспособность, были сделаны предложения по облегчению этого дня недели или организации в младших классах свободного от основных занятий дня в середине недели. Опыт организации занятий в четверг по облегченному типу в младших классах оправдал себя. При такой организации учебной недели работоспособность школьников устойчиво сохраняется до конца недели.
Отмечено изменение работоспособности учащихся в течение учебного года. Известно, что умственная работоспособность и, в частности, такие ее показатели как внимание и память, наиболее высоки с октября по январь. В январе-марте показатели постепенно снижаются. В мае и летние месяцы умственная работоспособность находится на низком уровне. Наиболее значительное снижение показателей работоспособности учащихся обнаруживается в 3-й, наиболее продолжительной и напряженной четверти. В 4-й четверти показатели работоспособности могут несколько улучшиться в связи с уменьшением учебной нагрузки, с одной стороны, так как новый и наиболее сложный учебный материал уже пройден, и увеличением отдыха на воздухе школьников в теплое весеннее время - с другой. Однако и в 4-й четверти выявляется снижение полноценности отдельных физиологических функций.
Для поддержания работоспособности в течение учебного года предусмотрено прерывание учебного процесса периодическим отдыхом в виде каникул. В связи с тем, что в начале каждой четверти происходит “врабатывание” в школьную жизнь, в первые дни каждой четверти предусмотрены легкие вводные занятия и небольшой объем домашних заданий.
Изучение колебаний работоспособности учащихся позволило выявить периоды, характеризующиеся наибольшими неблагоприятными сдвигами работоспособности. Таким критическим периодом является, прежде всего, начало обучения в школе - 1-й класс. Трудности обучения, объясняются процессом приспособления, адаптации к новым условиям, режиму, нагрузке, обязанностям. Трудности могут возрастать на завершающем этапе начального обучения - в 3-м классе. В 4-м классе, в связи с новой организацией школьного труда, введением предметного обучения и необходимостью установления контактов со многими учителями по различным предметам, кабинетной системой обучения вновь ухудшаются показатели работоспособности. Наконец, на завершающем этапе среднего образования (в9-10-х класса школы) в связи с увеличением учебной нагрузки наблюдаются значительные изменения работоспособности как в течение дня, так и в тчение недели и учебного года.
Большое значение имеет то, в какую смену проводятся учебные занятия. Чтобы уменьшить неблагоприятное влияние занятий во вторую смену, рекомендовано так организовать учебный процесс, чтобы одни и те же дети не занимались несколько лет подряд по вторую смену, а периодически (каждый год) классы менялись бы сменами. Первые и выпускные классы должны всегда заниматься в первую смену.
Многочисленные исследования гигиенистов показали, что обеспечению длительной работы в условиях оптимальной работоспособности и снижению утомления способствует гигиенически рационально составленное расписание учебных предметов.